Общая характеристика московских государственных программ в жилищной сфере - файл n1.docx

Общая характеристика московских государственных программ в жилищной сфере
Скачать все файлы (44.3 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx45kb.01.04.2014 02:45скачать

n1.docx

Введение

Жилищная политика является неотъемлемой частью развития социальной защиты населения города Москвы. Жилищная проблема в Москве затрагивает интересы всех москвичей, как очередников на улучшение жилищных условий, так и собственников жилья, и нанимателей муниципального и ведомственного жилья. Этот вопрос, похоже, никогда не утратит своей актуальности: дети рождаются, вырастают, создают новые семьи – и всем хочется жить в комфортных условиях. В нынешних экономических условиях очень немногие в состоянии сами, без финансово-имущественной поддержки государства решить свои жилищные проблемы. Понимание данного аспекта должно быть в основе всей законодательной базы в жилищной сфере как в Москве, так и в России. В соответствии с законом от 27 июня 2010 года «Основы жилищной политики города Москвы», основными целями жилищной политики города Москвы являются:

1) повышение доступности приобретения гражданами жилых помещений в собственность;

2) создание условий для осуществления гражданами права на жилище и оказание им содействия в улучшении жилищных условий;

3) создание условий для эффективного функционирования рынка недвижимости в жилищной сфере и развития сферы услуг по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда в городе Москве;

4) иные цели, направленные на обеспечение права граждан на жилище.

Характеристика текущего состояния жилого фонда в Москве

Для того чтобы дать характеристику московских городских программ, необходимо проанализировать то, на что, собственно, они направлены – жилищный фонд Москвы.

Основные показатели по жилым строениям города Москвы по состоянию на 1 января 2011 года.

Жилые строения

Единица измерения

Всего по Москве

Количество

строение

39 869

Объём строений

тыс. куб. м

1 128 401,8

Общая площадь

тыс. кв. м

215 460,8

Жилая площадь

тыс. кв. м

132 540,4

Жилых помещений

помещение

3 890 531

Комнат

Комнат

8 382 871



Доля территории жилых зон - 23%. В собственности города находится 31,8 млн. кв.м – около 15% всего жилищного фонда. При чем, по распределению жилых строений первое место занимает Западный административный округ – 14,6 % (5 803 строения). Второе и третье места занимают Восточный (14 %) и Северный (11,8 %) округа.

По типам строений преобладают двухкомнатные квартиры – 43,7 %, за ними идут трехкомнатные – 28,9 % и однокомнатные – 22,8 %.

По количеству этажей самыми распространенными являются малоэтажки (1 – 4 этажа) – 26,7 %, далее пятиэтажки – 23,7 %, 6 – 9 этажей – 18,7 %, 10 – 15 этажей - 17, 2 % (и далее по убыванию). Малоэтажную застройку можно объяснить тем, что 48,4 % жилых строений были построены в период с 1956 – 1975 гг.

Объем строительства жилья за счет всех источников финансирования за период с 2000 по 2010 гг. составил 42 млн. кв. м жилья, в том числе за счет городского бюджета 13 млн. кв.м. Зарегистрировано 1399 инвестиционных контрактов на строительство 40 млн. кв.м недвижимости (на начало 2011 года). Количество многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту по срокам эксплуатации, на сегодняшний день оценивается в объеме 14,4 тыс. строений (87,5 млн. кв.м.).

По состоянию на январь 2011г. в Москве работает 290 гостиниц с номерным фондом 92000 мест, что составляет только 30% от потребности в гостиничных местах.

Основы жилищной политики в Москве

Основным законом в жилищной сфере является закон города Москвы от 27 января 2010 г. «Основы жилищной политики города Москвы». По сути, это жилищный кодекс столицы. Он в первую очередь определяет основные принципы, цели и задачи жилищной политики города. В федеральном законодательстве акцент сделан на защиту права собственности, в московском – на конституционном праве человека на жилье. Городской закон «Основы жилищной политики города Москвы» – закон социальный, жилые помещения, находящиеся в собственности города, предоставляются малоимущим москвичам, у которых нет финансовых возможностей самостоятельно приобрести жилье. У них есть право на получение социального жилья.

Документ состоит из 10 глав. В первой главе говорится о государственной поддержке граждан и защите их прав в жилищной сфере. Прописано, что город оказывает поддержку жителям в виде предоставления им жилых помещений, а также в денежной форме. За счет средств бюджета выдаются субсидии для приобретения или строительства жилья, пособия, которые дают возможность москвичам самостоятельно улучшить свои жилищные условия, а также компенсации и субсидии малообеспеченным москвичам на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Необходимо подчеркнуть: помощь может быть оказана только в порядке и на условиях, установленных законами и правовыми актами столицы. Никаким другим образом поддержку города получить невозможно. Если какой-то вид помощи в законе города или постановлении правительства не прописан, поддержка не может быть оказана (ст.3).

О правовом регулировании жилищных отношений даны сведения в главе 2. Здесь фактически определены компетенции различных органов государственной власти – законодательной и исполнительной – в жилищной сфере. Установлены полномочия Московской городской Думы, правительства Москвы и отраслевого органа – Департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы. Мосгордума принимает законы, московское правительство готовит подзаконные акты, а Департамент исполняет закон в том порядке, который устанавливают постановления правительства.

В главе 3 говорится о жилищном фонде Москвы. В отличие от Жилищного кодекса РФ, в котором прописаны три вида жилищного фонда, в законе присутствует только два из них. Частный, принадлежащий собственникам – гражданам и юридическим лицам, и государственный, принадлежащий Российской Федерации, городу Москве и иным субъектам РФ. Муниципального жилищного фонда в столице нет, т.к. Москва, в отличие, например, от Подмосковья, единый населенный пункт. В Московской же области достаточно много городов, и в каждом – свой жилищный фонд. Это разные административные образования, хотя регион один – Подмосковье. Городской жилищный фонд в зависимости от целей использования делится на жилищный фонд социального использования, индивидуальный, коммерческий и специализированный. Квартиры из фонда социального использования предоставляются очередникам по договорам социального найма или безвозмездного пользования. Жилые помещения индивидуального жилищного фонда используются собственниками для личного проживания. Жилье коммерческого фонда – это квартиры, которые идут на реализацию возмездных городских программ для очередников, пожелавших участвовать в программах социальной ипотеки и купли-продажи с рассрочкой платежа. В специализированный фонд входят служебное жилье, маневренные квартиры, общежития. Он может использоваться в случаях, когда, например, срочно требуется расселить дом, в котором произошел пожар, авария, либо проводится капитальный ремонт или реконструкция.

Еще в эту главу включены нормы о переустройстве и перепланировке, о переводе жилого помещения в нежилое. Они повторяют нормы федерального законодательства, потому как в стране установлен общий и единый порядок для всех субъектов Федерации. Последняя статья этой главы касается страхования жилых помещений.

О непосредственном предоставлении гражданам жилых помещений из жилищного фонда города говорится в главе 4. Указано, кому, на каких условиях, в какие сроки, по каким договорам город дает квартиры. Эта глава достаточно тесно связана с другими городскими законами, в частности с законом № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и некоторыми подзаконными правовыми актами, которые действуют еще со времен старого закона «Основы жилищной политики города Москвы».

Вопросы предоставления жилья по договорам социального найма, найма и безвозмездного пользования освещаются в главе 5. В ней содержатся основные, по сути те же положения, что в законе № 29, правда, структурированные немного иначе. Жилые помещения предоставляются очередникам в пользование по договорам социального найма, либо найма, либо безвозмездного пользования. Определяются критерии, в соответствии с которыми жилое помещение из жилищного фонда города может быть передано в пользование гражданам. Также в этой главе говорится о требованиях к благоустроенности жилья, о форме договора о пользовании, прописаны основные права и обязанности нанимателей, прописываются права нанимателей, с которыми заключен договор социального найма или найма на вселение других граждан в эти жилые помещения по договорам поднайма. Этот вопрос очень важен для нашего города. Как известно, многие москвичи сдают комнаты или квартиры приезжим. Надо иметь в виду, что вселить временных жильцов наниматель может только с письменного согласия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, а также и всех членов семьи.

О специализированном жилищном фонде подробно говорится в главе 6. Указан статус фонда, цели его образования и самое основное – виды специализированных жилых помещений. Гражданам обязательно надо учитывать: если они живут в служебной квартире, общежитии, или в специально оборудованном социальном жилье, предназначенном для детей-сирот, инвалидов, то это помещения специализированного жилищного фонда. Они не могут быть приватизированы. Их нельзя предоставить по другим договорам лицам, не относящимся к подобной категории. Например, в специально оборудованной квартире для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут проживать только инвалиды-колясочники, но не инвалиды по другим заболеваниям.

Глава 7 самая краткая. Обмен квартирами перестал играть важную роль в жизни москвичей. Собственники жилья, а их достаточно много в столице, в основном решают свои проблемы на рынке недвижимости, путем купли-продажи квартир.

Порядок оплаты за жилое помещение определен в главе 8. Дана структура платы за жилое помещение применительно к жилищному фонду в Москве. Определены особенности платы за помещение, предоставленное по договорам социального найма, найма, в бездотационных домах, а также находящееся в частной собственности. Причем отмечено, что жители, признанные малоимущими и заключившие договор социального найма, освобождаются от оплаты жилых помещений.

Глава 9 касается управления многоквартирными домами. Этот вопрос можно интерпретировать двояко: управление многоквартирными домами – это вопросы, относящиеся скорее к управлению собственностью, к тому, каким образом граждане распоряжаются ею, а не к основам жилищной политики. Вопросы, связанные с собственностью граждан, регулируются исключительно гражданским законодательством, а не жилищным. В законе прописаны именно основы управления многоквартирными домами и именно для нашего города.

Московские городские программы в жилищной сфере

Сегодня существует довольно много городских программ, направленных на улучшение жилищных условий москвичей. Так, например, многодетным семьям предоставляются помещения в малоэтажном жилищном фонде города Москвы. Родителям, ожидающим или уже имеющим детей, ребенка-инвалида или усыновившим малыша, стоит подробно ознакомиться с программой «Молодой семье – доступное жилье». Очередникам, ожидающим заселения, город может компенсировать расходы, связанные с оплатой найма (поднайма) жилого помещения, то есть съемной квартиры. Признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий могут получить от города субсидию на приобретение жилища на рынке недвижимости. Наконец, можно взять для покупки жилья у города ссуду на возвратной основе.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется жилищными отделами районных Управ по месту проживания граждан, а также может осуществляться по месту их работы. Таких людей немало – это и молодые семьи, и многодетные, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, уволенные с военной службы, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Люди, которые прожили в Москве не менее 10 лет и трудились на благо столицы, тоже имеют право на помощь городских властей в получении или приобретении недвижимости. Правда, если у человека при этом не было московской прописки (регистрации по месту жительства), ему предстоит в суде доказать свое десятилетнее пребывание в столице, предоставив записи в трудовой книжке, справки с работы и другие доказательства, включая показания свидетелей. Несмотря на хлопотность этого процесса, постановка в очередь во многих случаях имеет смысл - числясь в списке нуждающихся в жилье, можно участвовать в программах "возмездного" предоставления жилья. То есть появляется шанс купить квартиру гораздо ниже рыночной цены. Добавлю, что Законом города Москвы от 18 июня 2008 г. N 24 установлено, что нуждающиеся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ – это граждане, удовлетворяющие всем требованиям городского законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях (см. статьи 7, 8, 9 и 10 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в ред. Закона города Москвы от 18.06.2008 № 24), кроме требования малоимущности.

Стоит отметить, что комплекс всех Московских программ на среднесрочную перспективу 2012-2016 гг. прописан в постановлении Правительства Москвы № 23-ПП от 02.02.2011 «Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы на 2012 – 2016 гг.»

Государственная программа города Москвы на 2012 – 2016гг. «Жилище»

Эта программа включает в себя 8 подпрограмм:

1. Завершение строительства по инвестиционным контрактам

2. Реновация существующей жилой застройки.

3. Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда.

4. Создание цивилизованного рынка найма и аренды жилья. Развитие системы улучшения жилищных условий граждан.

5. Развитие гостиничной отрасли города Москвы. Увеличение количества мест для временного проживания

6. Комплексная застройка земельных участков в Москве и Московской области

7. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в том числе молодых семей.

8. Управление жилищным фондом в городе Москве. Благоустройство дворовых территорий.

Целями данной программы являются:

Стоит особо отметить систему показателей оценки результативности данной программы. В итоге реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:

1. Завершено строительство по ранее заключенным инвестиционным контрактам. 2. Сформирован цивилизованный рынок найма жилья в Москве, создан базовый (первичный) жилищный фонд для предоставления жилья по договорам найма. Внесены изменения в законодательную и нормативную базу.

3. Выполнены в соответствии с утвержденными показателями государственные обязательства по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

4. Реализованы разработанные механизмы замещения бюджетных средств в жилищной сфере внебюджетными средствами, а также созданы условия бизнес-сообществу для привлечения средств с длительным сроком окупаемости.

Государственная программа города Москвы на 2012 – 2019 гг. «Градостроительная политика»

Программа «Градостроительная политика» координирует все городские отраслевые программы в части объектов капитального строительства, аккумулирует их результаты, определяет приоритеты градостроительного развития на перспективу. Цель Программы – формирование благоприятной городской среды жизнедеятельности.

Исходя из важнейших функций, осуществляемых Москвой, и существующего положения Программа решает следующие основные задачи:

В результате реализации этой программы будет достигнуто:

Московская программа «Социальная ипотека»

Смысл в том, что жилое помещение продается очередникам по льготной цене, которая определяется стоимостью строительства конкретного дома, построенного Правительством Москвы за бюджетные средства. Жилое помещение предназначено для продажи очередникам с использованием ипотечного кредита. Очередники приобретают жилое помещение по договору купли-продажи, заключаемому с Правительством Москвы в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. С целью получения жилищного ипотечного кредита семьи очередников – участников Программы могут обратиться в любой банк, в том числе: Коммерческий банк «Московское ипотечное агентство» ОАО, Открытое акционерное общество Банк «Возрождение» и другие.

Социальную ипотеку могут получить четыре категории граждан РФ:



Московская программа "Молодой семье - доступное жилье"

Эта программа действует в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Цели Программы

Участвовать могут молодые семьи, постоянно проживающие в Москве. Оба супруга должны быть моложе 30 лет, а продолжительность брака - составлять не более 3 лет (если в семье родился ребенок, последнее ограничение снимается). В принципе в программу включаются все семьи, удовлетворяющие этим условиям, но шанс быстро и недорого обзавестись с ее помощью квартирой есть только у тех, кто числится в жилищной очереди. У такой категории есть две возможности. Одна - получить квартиру в коммерческий найм на 5 лет и накопить (через специальные накопительные схемы) за это время на собственное жилье. Другая - купить квартиру у города по себестоимости с рассрочкой платежа на 10 лет под 13% годовых. Сразу придется заплатить 30% цены квартиры. Если в семье появляется ребенок (как свой, так и усыновленный), ей списывается долг за 10 метров площади. За второго - еще 14 метров, за третьего и следующих - минус еще 18 метров.

Преимущественное право на заключение договоров в рамках Программы имеет молодая семья:

1. при наличии в семье двойни, тройни и т.д. или трех и более детей;

2. имеющая более раннюю дату постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

3. имеющая большее количество детей;

4. имеющая жилищные льготы или молодая семья, которая посредством участия в Программе улучшает жилищные условия иных граждан, совместно с ними проживающих, со снятием их с учета нуждающихся;

5. имеющая меньшее количество квадратных метров занимаемой общей площади, приходящейся на каждого члена молодой семьи;

6. проживающая в коммунальной квартире, общежитии или квартире гостиничного типа.

Объемы жилой площади, направляемой на выполнение Программы на 2012-2015 гг.,по плану должны составить не менее 1 170 тыс.кв.м., объемы финансирования – не менее 49 млн. рублей. Ожидаемое количество молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы в 2012-2015 гг. - не менее 21 тыс. семей.

Необходимо заметить, что в рамках этой программы молодым семьям в 2006-2009 гг. было предоставлено 10 699 квартир площадью 705,9 тыс. кв. м. Была в целом подтверждена эффективность предлагаемых молодым семьям способов улучшения жилищных условий. Кроме того, были выявлены и некоторые недостатки реализуемых механизмов, которые учтены при разработке программы на период 2012 – 2015 гг.

Программа комплексной системы страхования объектов в многоквартирных домах в городе Москве

Программа страхования жилых помещений - важная часть действующей в городе системы социальной защиты граждан. Используя рыночные механизмы, программа обеспечивает адресную финансовую поддержку московским семьям, помогая в кратчайшие сроки восстановить жилье, пострадавшее от пожаров, затоплений, других аварий.

В целях защиты имущественных интересов и жилищных прав москвичей по решению Правительства Москвы сформирована комплексная система страхования объектов в многоквартирных домах в городе Москве. Эта система включает:

Реализация комплексной системы страхования в жилищной сфере города Москвы регламентируется следующими нормативными документами Правительства Москвы:

Необходимо отметить случаи страхования:

- пожар (воздействие пламени, дыма, высокой температуры при пожаре), в том числе возникший вне застрахованного жилого помещения, а также проведение правомерных действий по его ликвидации;

- взрыв по любой причине (исключая террористический акт), произошедший в том числе вне застрахованного жилого помещения;

- аварии систем отопления, водопровода, канализации, а также внутренних водостоков (включая места сопряжения водоприемных воронок с кровлей), в том числе происшедшие вне застрахованного жилого помещения, и правомерные действия по их ликвидации;

- сильный ветер (свыше 20 м/сек), ураган, смерч, шквал, а также сопровождающие их атмосферные осадков.

Условия страхования жилья по льготной программе следующие. Выплаты ежемесячные. Оплачивая страховой взнос по квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, необходимо сделать отметку знаком «V» в поле «Итого со страхованием». Ежемесячный страховой взнос является единым для всех категорий жилых строений и составляет с 01.01.2012 - 1 руб. 10 коп. за 1 квадратный метр общей площади. Расчетная страховая стоимость жилого помещения равна 30 000 руб. за 1 квадратный метр общей площади жилого помещения.

Срок действия договора страхования - 1 год со дня вступления договора в силу. При наступлении страхового случая страхователи получают стопроцентное возмещение ущерба, 30% из которого выплачивает Правительство Москвы, 70% – страховая организация. Если в результате страхового случая квартира будет признана непригодной для проживания, Правительство Москвы обязуется предоставить другое благоустроенное жилое помещение взамен утраченного (Постановление Правительства Москвы от 01.10.02 № 821-ПП).

Страховые организации, участвующие на конкурсной основе в системе в 2012-2014 г.г.: ОАО СК «Альянс» (РОСНО), ООО СК «Согласие», ЗАО «МАКС», СОАО «ВСК», ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «МЕСКО».

Приведу примеры функционирования некоторых страховых организаций. СОАО «ВСК» реализует программу страхования в Юго-Западном административном округе с 1992 года. По результатам 2011 года по округу в рамках программы было зарегистрировано 780 страховых случаев. Страхователям выплачено 25 183 470 рублей. ОАО СК «Альянс» реализует данную программу в Восточном административном округе. В 2011 году на территории ВАО произошел 1 451 страховой случай, из них 94 пожара и последствий их тушения. Страхователям выплачено 40 924 821 руб., из них семьям погорельцев – 6 360 215 руб.

Заключение

В данной работе был проведен анализ существующих городских программ в жилищной сфере, таких как Государственная программа города Москвы на 2012 – 2016 гг. «Жилище»; Государственная программа города Москвы на 2012 – 2019 гг. «Градостроительная политика»; Московская программа «Социальная ипотека»; Московская программа "Молодой семье - доступное жилье"; Программа комплексной системы страхования объектов в многоквартирных домах в городе Москве. Отмечу, что это не полный список действующих программ в Москве. За последние несколько десятков лет законодательство в этой сфере заметно «разветвилось» - появляются все новые программы и подпрограммы. Правительство выстраивает политику с учетом интересов социально незащищенных граждан, людей с ограниченными возможностями. Но есть и отрицательные стороны, на которые обращается внимание во время глубокого анализа.

Чаще всего люди не знают, как получить социальные льготы. Особенно сложно приходится тем, кто не имеет доступа к Интернету и людям старшего поколения. Поэтому необходимо решать эту проблему, иначе не будет смысла в создании самих программ. Решение такой ситуации возможно по средству телевидения, радио, рассылки брошюр, или же объявлений на каждом доме. Это всего лишь возможные варианты – здесь должна сформироваться продуманная система – а это прямая задача органов местного самоуправления и Префектур.

Также существует проблема излишней документации. Допустим, чтобы встать в очередь за квартирой, необходимо доказать эту необходимость (подробнее об этом было сказано выше). Нужно упрощать эту систему, так как она отнимает много времени, средств и порождает коррупцию и бюрократизацию.

Не могу не отметить печальное наследие Советского Союза – очереди за квартирой. По большей части это многодетные и молодые семьи, а их насчитывается более 125 тысяч в Москве. Срок ожидания от 10 лет и выше. Те квартиры, которые им обещают - куплены государством у частных компаний. Существует немало случаев, когда эти компании не выполняют своих обязательств, как то: просрочка строительства, низкое качество строительных материалов, недобросовестная работа, а то и вовсе расторжение контрактов. Больше всех при этом страдают сами семьи.



Список использованной литературы:

  1. Сайт Департамента жилищной политики и жилищного фонда города

  2. Сайт Управы района Богородское

  3. Московская жилищная газета «Квартирный ряд»

  4. Сайт «Всероссийской страховой компании»

  5. Закон от 27 июня 2010 года «Основы жилищной политики города Москвы»

  6. Государственная программа города Москвы (2012 – 2016 гг.) «Жилище»

  7. Сайт Департамента градостроительной политики города Москвы

  8. Закон от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (в ред. от 2008 г.)

  9. Постановление Правительства Москвы № 23-ПП от 02.02.2011 «Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы на 2012 – 2016 гг.»

  10. Государственная программа города Москвы на 2012 – 2019 гг. «Градостроительная политика»

  11. Московская программа «Социальная ипотека»

  12. Московская программа "Молодой семье - доступное жилье"

  13. Программа комплексной системы страхования объектов в многоквартирных домах в городе Москве



Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации