Сиражудинова С.В. Проблема развития личности и состояние межнациональных и межконфессиональных отношений на Северном Кавказе в рамках концепции формирования граждан - файл n1.doc

Сиражудинова С.В. Проблема развития личности и состояние межнациональных и межконфессиональных отношений на Северном Кавказе в рамках концепции формирования граждан
Скачать все файлы (43.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc44kb.01.04.2014 02:32скачать

n1.doc

Сиражудинова С.В.

Северо-Кавказская академия государственной службы
Проблема развития личности и состояние межнациональных и межконфессиональных отношений на Северном Кавказе в рамках концепции формирования гражданского общества1
Значимая цель - формирование гражданского общества, поставленная перед современной Россией, особо актуальна для Северного Кавказа. Северный Кавказ – сложный регион. Он специфичен, традиционен, конфликтен, многоконфессионален и полиэтничен. Здесь возникают и сплетаются многие проблемы, представляющие определенные препятствия для формирования гражданского общества, но они же и подчеркивают важность и делают особо необходимым формирование гражданского общества, его ценностей и институтов в регионе.

Проблема личности, ее связей и отношений важна для гражданского общества. Она тесно связана с проблемами межнациональных и межконфессиональных отношений, которые и зависят от уровня развития личности, от ее гражданственности и определяющих мировоззрение ценностей.

Прежде чем рассматривать проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений, необходимо рассмотреть проблему личности. Развитие личности – важнейший показатель развитости гражданского общества, его основа и ядро. Основным элементом гражданского общества «является активная, творческая, инициативная личность, которая готова отстаивать как собственные, индивидуальные, так и групповые интересы».

В гражданском обществе личность, свобода и права человека первичны. Для него важны каждая отдельная личность, ее положение и место в обществе, уровень развития, активность, отношения и взаимоотношения с другими личностями и с государством, возможности отстаивать интересы, контролировать государство и влиять на него. Человек в гражданском обществе должен обладать необходимым набором качеств – высокоморальных, нравственных, интеллектуальных и гражданских, он должен быть независим, развит, активен и инициативен. С.А. Кислицын отмечает, что «сообщество свободных, деятельных и ответственных личностей и есть реальное гражданское общество в России».

Возможность формирования гражданского общества на Северном Кавказе зависит от ответа на вопрос: соответствуют ли жители республик Северного Кавказа подобному описанию? Учитывая новизну формирования гражданского типа личности для нашей страны, несформированность данного типа личности в общероссийском масштабе, говорить о воспитании личности, соответствующей требованиям и нормам гражданского общества, еще рано. Формирование подобной личности на Северном Кавказе протекает в специфических условиях. На воспитание личности, ее мировоззрение, доминирующее влияние здесь оказывают специфические особенности региона - традиционность, архаичность, влияние религии, гендерное неравенство.

В подобных условиях в обществе, где присутствует социальный контроль, где над человеком стоит община, род и семья, главные ценности гражданского общества – свобода, равенство и равноправие - в полной мере не могут быть реализованы. Большинство людей в северокавказском обществе не свободно от религиозных «обязательств». Они скованы традициями, обычаями, религией и адатами (правилами). Но современность постепенно проникает и сюда. Значительная часть населения проявляют активность, женщины принимают участие в общественной жизни, что подтверждается значительным числом общественных организаций, возглавляемых женщинами, представители интеллигенции демонстрируют приверженность ценностям гражданского общества.

Для анализа состояния межнациональных и межконфессиональных отношений на Северном Кавказе важны такие ценности гражданского общества, как толерантность и культурный плюрализм. Осознать их значимость способна лишь развитая личность.

Исторически совместно проживающие народы выработали определенные навыки толерантности (особенно это характерно для многонационального Дагестана), но в то же время для северокавказских народностей характерен национализм и этническая обособленность, этническая конфликтность.

Важную роль в жизни северокавказских народов играет религия. Конфессиональная обстановка здесь сложная, часто провоцирующая напряженность и конфликтность. Виной тому - отсутствие ценности толерантности, плюрализма, уважения к иным взглядам и убеждениям. Конфликтность здесь не столько межконфессиональная, а скорее внутриконфессиональная. Наличие множества вирдов, тарикатов, течений, шейхов порождают обособленность религиозных групп, каждый считает, что только его «вера правильная» и с недоверием, неприязнью и даже открытой враждой смотрит на своих оппонентов. Относительно недавно в исламской религиозной жизни произошел еще один раскол, разделивший верующих жителей региона на два враждебных лагеря. Появилось новое для традиционного Северного Кавказа течение – ваххабизм.

Религиозный разлад в обществе на сегодняшний день непреодолим. Помочь в нормализации обстановки в духовной сфере могло бы гражданское общество, и его ценности.

Наличие данных проблем доказывает, что основная масса населения региона пока еще не восприняла ценности гражданского общества и не руководствуется ими. Готовность к диалогу, рациональное мышление, собственный объективный анализ обстановки среди населения отсутствуют. Но основная проблема кроется в том, что к подобному диалогу, к толерантности, веротерпимости, к уважению иных взглядов и убеждений не готово и духовенство республик, сами религиозные структуры гражданского общества. Критикуя другие вирды, такрикаты, шейхов, они провоцируют неприязнь в обществе, и не подают пример толерантности, плюрализма, уважения ценностей гражданского общества своим последователям. Необходимо требовать от духовных лиц сохранения толерантности, уважения к иным конфессиям и нерадикальным течениям, к своим конкурентам и оппонентам. Необходимы содействие повышению уровня образования населения, развитие ценностей гражданского общества. Как показывает практика, образованная часть населения более либеральна, менее подвержена фанатизму, внешнему воздействию и манипулированию массовым сознанием.

Многонациональное, многоязыковое, многоконфессиональное и многокультурное общество сталкивается со многими проблемами и препятствиями. Противоречия зачастую выливаются в территориальные, этнические, религиозные, ценностные конфликты.

Начиная с 90-х годов, параллельно с процессом формирования гражданского общества в стране идут процессы «этнизации общественной жизни в современной России», рост исламского самосознания.

Для нормализации состояния межнациональных и межконфессиональных отношений на Северном Кавказе важную роль способно сыграть формирование гражданского общества и его ценностей, и самое главное – сформировать эти ценности на уровне развития каждой отдельной личности. Задача эта в условиях традиционализма и религиозности сложная, но выполнимая. Над большинством населения Северного Кавказа до сих пор довлеют предрассудки, традиции. Поэтому, необходимо, во-первых, обеспечить внутреннее развитие личности, во-вторых, обеспечить максимально оптимальные условия внешней среды, и в-третьих, необходимо способствовать формированию структур гражданского общества, способных своевременно обозначить проблемы, искать пути их разрешения, стимулировать активность населения, уровень его политического и общественного участия, вовлеченность в структуры гражданского общества. Традиционность часто является помехой для формирования гражданского общества, а на активность местного населения кавказские традиции зачастую влияют положительно. Они часто апеллируют к традиционной горской демократии, народовластию, высоко ценят свободу. И эти стороны кавказской ментальности желательно использовать при формировании гражданского общества в регионе.
Литература
1. Скобелина, Н.А. Гражданское общество в России: проблемы институционализации// Политэкс. 2007. № 3.

2. Кислицын, С.А. Формирование гражданского общества в условиях российской демократической реформации / СКАГС. Ростов н/Д., 2005. С. 52.

3. Абдулатипов, Р.Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М. 1996. С. 35.


1 Сиражудинова С.В. Проблема развития личности и состояние межнациональных и межконфессиональных отношений на Северном Кавказе в рамках концепции формирования гражданского общества // Актуальные проблемы социально-экономического развития российских регионов в условиях модернизации /Материалы I Всероссийской научно-практической конференции; Светлоградский филиал Института Дружбы народов Кавказа. – Ставрополь: РИО ИДНК, 2011. – 261 с. C. 182-184. http://www.sfidnk.ru/
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации