Сиражудинова С.В. Роль гражданского общества в защите прав и свобод человека на Северном Кавказе - файл n1.doc

Сиражудинова С.В. Роль гражданского общества в защите прав и свобод человека на Северном Кавказе
Скачать все файлы (53.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc54kb.01.04.2014 01:53скачать

n1.doc

Сиражудинова Саида Валерьевна

РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ1

Проблема соблюдения и защиты, конституционно закрепленных и гарантируемых, необходимых для развития демократического общества, прав и свобод человека важный вопрос для Российской Федерации, как впрочем, и для многих стан мира, в которых права и свободы декларируются и провозглашаются, но в полной степени не соблюдаются, и часто нарушаются. Несмотря на всю свою «естественность» и необходимость, полное осуществление прав и свобод человека являются и всегда являлись скорее идеалом, чем реальностью и действительностью. На конфликтном Северном Кавказе данная проблема обостряется специфичностью общества и особыми условиями: проведением и введением режима контртеррористических операций (КТО), угрозой экстремизма и терроризма, зоной ограничительных законов – «о запрете ваххабизма» и т.д.

Задача формирования гражданского общества, декларируемая в последнее время, отводит особое место закону и защите прав и свобод человека, придавая им значение особых и необходимых для формирования и развития гражданского общества, и являющихся его фундаментом важных базовых ценностей.

Права человека одна из проблем, волнующих людей с древности. На протяжении веков они претерпевали изменения и постоянные трансформации, периодически то, расширяясь, то сужаясь. Со времени появления концепций «естественных прав» и вытекающей из нее концепции гражданского общества, а впоследствии и началом формирования гражданского общества права и свободы человека приобрели особое значение. В 1948 г. они были закреплены законом, вследствие принятия Всеобщей декларации прав человека, которая с того времени еще больше развивалась и дополнялась. В свою очередь «международные стандарты, «которые устанавливаются международными соглашениями, уже стали нормами внутригосударственного права» [1, с. 4], и легли в основу Конституций стран, в частности и в основу Конституции Российской Федерации, в которой «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [2]. Несмотря на общую ценность и общепризнанность права и свободы человека нуждаются в защите, важная роль в осуществлении которой отводится структурам гражданского общества. Институты гражданского общества защищают и отстаивают права и свободы человека, следят за их соблюдением, фиксируют и расследуют случаи их нарушения, выполняя контрольные и наблюдательные функции. Они принимают активное участие в процессе социализации граждан и пропаганде гражданских ценностей, прав и свобод.

Особо важную функцию они выполняют в условиях Северного Кавказа. Сложность здесь составляет специфика региона, а также опасные условия для функционирования структур гражданского общества, и их представителей.

Специфика Северного Кавказа оказывает значительное воздействие на проблему соблюдения и защиты прав и свобод человека. В условиях региона на права и свободы человека значительное влияние оказывает традиционализм общества, препятствующий осознанию и становлению полноценной и самоценной личности, делающей ее во многом зависимой от общины, от обычаев и традиций общества, которое, довлеет над личностью, ограничивая ее права и свободы, препятствуя реализации истинного и полноценного классического равноправия. Проблема равноправия особо остро стоит именно в традиционном северокавказском обществе, она проявляется преимущественно в гендерном неравенстве, в приоритетном статусе мужчины, а также в общественном доминировании «стариков» и религиозных лидеров. В подобном традиционном обществе существует «оборотная сторона свободы личности: зависимость личности. Диапазон зависимости личности включает в себя социальные отношения взаимопомощи, услуг, подчинения… жесткая взаимозависимость личности и коллектива, которая закрепляется в обычаях, традициях, ритуалах… приоритетах интересов коллектива» [3, с. 301-310]. Поэтому внедрение основных общечеловеческих глобальных наднациональных демократических ценностей, таких как свобода, демократия, частная собственность, равенство, равноправие в регионе нельзя назвать полным. Сам уровень психического и морального развития личности пока не соответствует необходимому. Ценность каждой отдельной личности, как мужчины, так и женщины (но женщины особенно) подавлена коллективной идентичностью, традиционными и религиозными нормами, социальным контролем общности, приоритетом коллективных интересов. Сами северокавказские народы считают своей неотъемлемой ценностью свободу, но декларируя важность свободы в жизни горца, они не замечают, и игнорируют тот факт, что она зависима от общины, от ее интересов и предписаний, забываются «ограниченные» традиционализмом и патриархальностью права и свободы женщины. Поэтому и права и свободы человека в подобных условиях можно подразделить на естественные и традиционные «ограниченные» права.

Из неразрывного сочетания в северокавказском обществе традиционного, исламского и светского вытекает и неоднозначность права. Для республик Северного Кавказа характерен полиюридизм, т.е. совместное сосуществование трех систем права, в виде адатов, шариата и светских российских законов. Он создает определенные проблемы. Так, часто, при разрешении вопросов, выбор приоритетности адата, шариата или норм государственного светского права ситуативен, и определяется по такому критерию «что на данный момент выгодней». Как справедливо отмечал Н. Дубровин, «когда обвинитель видел, что может выиграть дело по адату, он требовал, чтобы его судили по примеру предков, а о шариате и слышать не хотел. Если же видел, что для решения его дела шариат выгоднее, то, прикинувшись строгим фанатиком, требовал суда не иначе, как по книге божьей» [4, с. 149]. Подобная ситуация характерна и для современного северокавказского общества.

Низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан способствует незнанию, следовательно, и нарушению прав и свобод человека, так же неумению, а часто и нежеланию, защищать и отстаивать свои права и свободы. Здесь им часто и приходят на помощь структуры гражданского общества, которые пропагандируя ценность защиты прав и свобод человека, практически способствуют их реализации, наставляя население на правовое разрешение возникающих конфликтов, на защиту своих прав и свобод правовыми методами, сами готовят заявления и обращения, обеспечивают народ доступными юридическими консультациями.

Деятельность структур гражданского общества в регионе протекает в крайне опасных и сложных условиях. Их работа часто сталкивается с негативным отношением со стороны органов власти и правоохранительных структур. Известны случаи, когда активность оппозиции в Ингушетии пресекалась, митинги запрещались и подавлялись. Обстановка здесь неспокойна. Террористические акты и спецоперации стали печальной, но постоянно повторяющейся частью современной северокавказской действительности. Широко известны и многочисленные случаи убийств на территории республик Северного Кавказа правозащитников, общественных деятелей и журналистов, а так же представителей власти и правоохранительных органов. Не прекращают поступать сведения о нарушениях прав и свобод человека, которые вызывает неспокойная обстановка, о ситуациях в зонах КТО, похищениях людей. Все эти проблемы находятся в поле зрения структур гражданского общества, с попыткой разрешения подобных проблем, а так же с угрозой для собственной безопасности связана их повседневная работа, в которой они показывают насущные проблемы, помогают в разрешении конфликтов, наблюдают ситуацию, защищают, помогают в поиске пропавших.

Превышение полномочий правоохранительными органами и их коррумпированность важная и злободневная проблема для России, на Северном Кавказе, в сложных условиях приобретает особую обостренную актуальность. Специфика современного общества такова, что права и свободы человека нарушают в первую очередь те, кто должен их защищать, кто должен стоять на страже прав и порядка в стране, т.е. правоохранительные органы. Этот факт как важная проблема признается всеми, начиная от простых людей, представителей средств массовой информации, неправительственных и правозащитных организаций, до самих представителей власти.

Среди наиболее ярких представителей структур гражданского общества, деятельность которых нацелена на защиту прав и свобод человека, или которые прямо или косвенно своей деятельностью способствуют разрешению этой проблемы можно выделить неправительственные организации (НПО) и независимые средства массовой информации (СМИ). Среди НПО важную роль играют организации, созданные для выражения своих прав и свобод и защиты своих интересов, отстаивающие и преследующие и групповые цели, таких организаций большое разнообразие. Это и этнические и национальные организации, национально-культурные автономии (НКА), гендерные организации, отраслевые объединения и профсоюзы и т.д. Существует и растет с каждым днем и число правозащитных организаций, призванных отстаивать и защищать права и свободы граждан и населения вообще, но чаще, все-таки нацеленных на защиту определенных, подверженных частому ущемлению и нарушению прав и свобод групп населения (переселенцы и т.д.). Все эти структуры гражданского общества можно в свою очередь структурировать по отношению к власти, по методам работы, по сфере деятельности. По отношению к власти они бывают проправительственные, независимые нейтрально-властные и оппозиционные.

Защитой и борьбой за права человека, отстаиванием интересов определенных групп населения занимаются как современные демократические структуры, так и традиционные структуры, которые отстаивают и защищают права представителей своей группы и общины, но при этом во многом отличаются субъективностью, исходя не из справедливости и законности, а из общинной принадлежности и необходимости защиты своих членов, причем даже, допуская игнорирование права и законности. Они защищают интересы клана, рода, общины, демонстрируя предвзятое отношение к «чужим», к женщинам и т.д., аппелируют не к закону, а к адату. Подобные традиционные структуры гражданского общества, иногда пытаясь выступать как защитники, на самом деле выступают как ограничители прав и свобод. Но, они, несмотря на все, выполняют также важные функции как выразители интересов групп, и даже как миротворцы, при улаживании межгрупповых и межэтнических конфликтов.

Несмотря на обязательность прав и свобод человека для построения гражданского общества на их конституционный и статус, они в полной мере не соблюдаются. Известны их ущемления и со стороны гражданских групп, и со стороны властных структур, и со стороны антигражданских структур. Таким образом в регионе нарушаются не только гражданские и политические права свобода мысли, совести и религии, свобода убеждений и выражения их, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении страной), но и элементарные права и свободы (право на жизнь, свободу и неприкосновенность, свободу от рабства, запрет пыток, жесткого бесчеловечного обращения или наказания, равенство перед законом, процедурные гарантии правосудия, неприкосновенность жилища. До сих пор сильны здесь и нарушающие права обычаи кровной мести, и брачные ограничения, и обычаи похищения невесты и т.д. Против которых иногда и выступают структуры гражданского общества, в первую очередь уже религиозные (Духовные управления мусульман). Открыто игнорировать права и свободы человека в современном обществе трудно, за их нарушениями следят уже не только местные структуры гражданского общества, но и международные - мировая общественность, международные НПО, ООН, а также общероссийские сети правозащитных организаций (Мемориал, Московская Хельсинская группа и т.д.).

Для Северного Кавказа проблема прав и свобод человека одна из наиболее актуальных и требующих разрешения. Ситуация здесь сложная. Современность уже показала, что игнорирование и усложнение этой проблемы усиливает и обостряет проблемы общества и его конфликтность. В условиях борьбы с терроризмом и проведения постоянных контртеррористических операций, влекущих за собой ограничения прав и свобод граждан, эта проблема еще более актуальна. Здесь сильны этнические, клановые, религиозные, половозрастные проблемы, влекущие ущемление прав человека. Сложность региона усиливает и учащает случаи нарушения прав человека, расширяет возможности ограничения прав и свобод населения.

В силу своей конфликтности и сложности Северный Кавказ стал объектом внимания международных структур гражданского общества. Но важнее всего роль местных региональных структур гражданского общества, представители которых знают ситуацию «изнутри», для которых проблема ущемления и защиты прав человека не только объект изучения и наблюдения, но и непосредственные условия жизни. Структуры гражданского общества стали все чаще использоваться на Советах и заседаниях по проблемам защиты прав и свобод человека, их включают в состав экспертных групп, выдвигающих свои предложения и рекомендаций по улучшению защиты прав человека. Их роль в защите прав и свобод человека становится более значимой и очевидной.
Список литературы

1. Права человека. Сборник международных документов. Изд-во Московского университета. 1986.

2. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года. Глава 1, ст. 2.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2000.

4. Дубровин Н. Черкесы. - Краснодар, 1927.


1 Специфика реализации, обеспечения и защиты прав человека в условиях мультикультурализма: материалы международной научной конференции (23 марта 2012 года). – Москва-Магнитогорск: МаГУ, 2012. С. 150-155.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации