Сравнительная характеристика Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов - файл n1.docx

Сравнительная характеристика Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов
Скачать все файлы (2427 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx2428kb.27.01.2014 06:54скачать

n1.docx

9 вариант.

Сравнительная характеристика Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов.

План.

1. Административный состав района....................................................................3

2. Особенности экономико-географического положения...............................3

3. Место района в хозяйственном комплексе страны.....................................4

4. Оценка природных ресурсов и условий района..........................................4

5. Характеристика населения и трудовых ресурсов района..........................5

6. Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района...............................................................................................................5

7. Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг...................................................................................................................10

8. Специализация, уровень развития сельского хозяйства района..............12

9. Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие про-мышленные узлы, подрайоны, ТПК)..............................................................13

10. Развитие внешних связей района.............................................................16

11.Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике..........................................................................................................17

Список литературы.........................................................................................19

Приложение 1. Восточно-Сибирский район. Экономическая карта................20

Приложение 2. Дальневосточный район. Экономическая карта.................20
Административный состав.

Восточно-Сибирский экономический район занимает площадь 4,1 млн кв. км и включает в себя: Красноярский край с Таймырским (или Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, Иркутская (с Усть-Ордынским Бурятским округом) и Читинская (с Агинским Бурятским округом) области, республики Бурятия, Тува, Хакасия. На данной площади проживают 9,0 млн. человек. [2, с.339]

В то время как Дальневосточный экономический район по площади занимает в полтора раза больше, а плотность населения существенно ниже (7,3 млн. человек). [2, с.341]

В состав Дальневосточного экономического района входят следующие регионы: Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края, Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области, республика Саха (Якутия).
Особенности экономико-географического положения.

Оба рассматриваемых района имею как схожие, так и различные черты экономико-географического положения. Оба региона удалены на значительное расстояние от высокоразвитых западных районов, большая часть обоих регионов имеют сильно пересеченный рельеф, суровый резко континентальный климат (короткий вегетационный период, очень низкие зимние, высокие летние температуры) и огромные площади вечной мерзлоты, что существенно затрудняет хозяйственное освоение районов.

Дальневосточный регион имеет приморской положение, а природные условия южной части Дальнего Востока (муссонный климат, плодородные аллювиальные почвы Зейско-Бурейской низменности и черноземные — приморских равнин) благоприятны для сельскохозяйственной деятельности.

В отличии от Дальневосточного района, Восточная Сибирь не только расположена далеко от центральных районов, но и так же удалена от главных морских портов. Лишь с севера район имеет выход к морям Северного Ледовитого океана, освоенному регулярными рейсами по Северному морскому пути. Эта удаленность является сдерживающим фактором развития района.
Место района в хозяйственном комплексе страны.

Отрасли хозяйственной специализации Восточно-Сибирского региона: горнодобывающая, лесная и химическая промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия.

А основными отраслями хозяйственной специализации Дальневосточного региона являются горнорудная (добыча золота, олова и алмазов), пищевая (рыбная и рыбоконсервная) и лесная промышленность.
Оценка природных ресурсов и условий района.

Природные ресурсы. Оба региона имеют богатые запасы природных ресурсов:

- угля. Таймырский, Тунгусский, Канско-Ачинский, Иркутский, Минусинский и др. бассейны в Восточной Сибири и Ленский, Южно-Якутский, Райчихинский и др. бассейны и месторождения Дальнего востока.

- железных руд. Хакасия, Ангаро-Питский и Ангаро-Илимский бассейны Восточной Сибири, а так же Дальневосточный Алданский бассейн.

- полиметаллов (Нерчинская группа месторождений, Хапчеранга, Дальнегорск), олова (Шерловая гора Восточно-Сибирского региона).

- пресной воды (озеро Байкал) и гидроресурсов. На территории Восточной Сибири расположены реки Енисей, Ангара, в по Дальневосточной местности протекают реки Лена, Колыма, Индигирка, Амур с Зеей и Буреей и др.

-регионы богаты лесными и биологическими ресурсами (различные виды рыб, морского и пушного зверя и др.)

Помимо этого, в Восточной Сибири так же добывают медь (Удо-канское, Талнахское и др. месторождения), никель (район Норильска), золото (Бодайбо, Алдан, Балей), поваренную соли (Усольское, Зиминское и др. месторождения).

Дальний восток ведет добычу нефти (о. Сахалин), природного газа (Усть-Вилюйское месторождение), вольфрама, молибдена, золота и алмазов, слюды.
Характеристика населения и трудовых ресурсов района.

При средней плотности 2,2 чел. на 1 кв. км наиболее густо заселена южная часть Восточно-Сибирского района, здесь плотность населения достигает 25—30 человек на 1 кв. км. Остальные территории малоосвоены и малозаселены в виду суровых климатических условий. [4]

Средняя плотность Дальневосточного региона почти в 2 раза ниже и составляет 1,2 чел. на 1 кв. км. При этом подавляющая часть населения также проживает на юге, вблизи Транссибирской железнодорожной магистрали и морских портов. [4]
Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района.

Ведущее место в экономике Восточно-Сибирского района принадлежит промышленности. На ее долю приходится 88% суммарной продукции промышленного и сельскохозяйственного производства в стоимостном выражении. Наиболее важное значение в структуре промышленности принадлежит высокоэффективным отраслям горно-металлургической, топливно-энергетической, лесной и нефтехимической индустрии. Специализирующие отрасли производят свыше 80% товарной продукции промышленности, сосредоточивают 90% основных промышленно-производственных фондов и 82% промышленно-производственного персонала [1, c. 410].

Восточно-Сибирский район занимает видное место в Федерации по добыче цветных, благородных и редких металлов, железных руд и угля, поваренной соли, слюды, графита, талька и асбеста.

Развитие топливно-энергетической промышленности в районе способствуют наличие огромных запасов угля и гидроресурсов рек, благоприятные горно-геологические условия залегания угля (большая мощность угольных пластов, небольшая глубина их залегания и т. д.), гидрологические и инженерно-геологические условия строительства ГЭС (естественная зарегулированность рек, скальный фундамент и др.). Здесь производят самые дешевые в российской федерации уголь и электроэнергию.

На большинстве угольных бассейнов(Канско-Ачин-ский, Иркутско-Черемховский, Минусинский) и месторождений (Читинская область, Бурятия) разработки угля ведутся открытым (карьерным) способом. В местах добычи угля созданы мощные тепловые (Назаровская, Березовская и Ирша-Бородинская ГРЭС в Красноярском крае; Гусино-Озерская ГРЭС в Бурятии, Харанорская ГРЭС в Читинской области), а на Ангаре и Енисее - крупные гидроэлектростанции (Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская, Иркутская ГЭС).

Цветная металлургия Восточно-Сибирского региона представлена главными отраслями — алюминиевая, медно-никелевая, свинцово-цинковая, волъфрамово-молибденовая, оловянная и золотодобывающая промышленность. Алюминиевые заводы расположены вблизи крупных электростанций — в Красноярске, Братске, Шелехове и Саяногорске. Медь, никель, кобальт, платину и др. металлы выплавляют на Норильском горнометаллургическом комбинате. Свинцово-цинковые концентраты производят в Забайкалье (Нерчинск), молибденовые - в Хакасии (Сорский комбинат), оловянные -в Читинской области (Шерловогорский ГОК). Черная металлургия представлена передельными заводами в Красноярске и Петровске-Забайкальском. [2., с.340]

По размерам лесозаготовок Восточная Сибирь уступает только Северному району. Основные районы заготовок леса — бассейны рек Ангары, Енисея, Лены и их притоков. Лесопромышленные комплексы (Красноярский, Енисейский, Братский и Усть-Илимский ЛПК) включают, помимо механической обработки, лесохимию и целлюлозно-бумажное производство.

Химическая промышленность развивается в Восточной Сибири благодаря наличию разнообразного сырья, дешевого топлива и электроэнергии. Здесь производят синтетический каучук, химические волокна и шины (Красноярск), пластмассы и смолы (Ангарск), соду (Ачинск), лаки, краски и лекарственные препараты (Красноярск). Машиностроение. Машиностроительные заводы района выпускают мостовые краны, экскаваторы, зерноуборочные комбайны, речные суда (Красноярск), оборудование для горнорудной промышленности (Иркутск), локомотивы (Улан-Удэ) и вагоны (Абакан).
Отраслевая структура Дальнего Востока представлена следующими отраслями (в % от всей промышленной продукции района) [1,с. 431]:

пищевая промышленность — 25,3;

цветная металлургия — 20,7;

электроэнергетика— 19,3;

топливная промышленность — 10,5;

машиностроение и металлообработка — 8,5;

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность— 5,4;

промышленность строительных материалов — 4,0;

мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность — 2,0;

химическая и нефтехимическая промышленность — 0,7;

легкая промышленность - 0,6;

черная металлургия — 0,5;

стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность — 0,2.

Дальний Восток — основной район лова рыбы и морепродуктов, производства рыбных консервов. По улову рыбы район занимает первое место среди всех экономических районов России. Основной промысел рыбы и морского зверя ведется в Охотском, Беринговом и Японском морях. Добыча рыбы основана на активном лове в открытых морях с помощью крупных рыболовных судов. Главными промысловыми рыбами являются сельдь, морской окунь, минтай, тунец, лососевые породы - кета, горбуша, кижуч, красная рыба, добыча которых постоянно уменьшается. Крупные центры рыбопереработки - Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Охотск, Находка, Южно-Курильск, Николаевск-на-Амуре и др. Построены холодильные комбинаты, крупнейшие из которых находятся в Петропавловске-Камчатском и Комсомольске-на-Амуре. В водах, омывающих южную и западную часть Камчатки и Курильские острова, ведется лов крабов. Продукция крабоконсервной промышленности Дальнего Востока широко известна как в России, так и на мировом рынке. Ведется промысел морских животных: моржей, тюленей, морских котиков. Добываются морские водоросли, моллюски, трепанги, креветки, кальмары и мидии. Из других отраслей пищевой промышленности на Дальнем Востоке большое значение имеет мукомольная промышленность, развивающаяся в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Там же размещаются предприятия маслодельной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной и других отраслей.

Цветная металлургия является отраслью специализации Дальнего Востока. Она представлена главным образом добычей и переработкой олова, ртути, золота, полиметаллических руд, вольфрама, т. е. горнорудной промышленностью. Наибольший удельный вес цветная металлургия имеет в Республике Саха (более 60% от всей промышленности республики) и Магаданской области (около 60%) [1, c.433].

Одной из ведущих отраслей района является добыча золота как рассыпного, так и рудного. Основные золотопромысловые районы находятся в бассейнах среднего и верхнего течения рек Зеи, Селемджи, Бурей, Аргуни, Имана, Верхнего и Нижнего Амура, а также в горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня.

Большую роль играет добыча и обогащение оловосодержащих руд, главным образом в Республике Саха (Депутатское месторождение), в Приморском крае (Хрустальненский оловянный комбинат), Хабаровском крае (горно-обогатительный комбинат «Солнечный»). Интенсивно добываются оловосодержащие руды в Дальнегорске.

В Тетюхинском районе ведется добыча свинцово-цинковых руд. Вблизи рудников построены обогатительные фабрики и свинцово-плавильный комбинат.

Добыча алмазов носит очаговый характер. Главный центр этой отрасли - город Мирный в Республике Саха. Разрабатываются также месторождения Айхил и Удачное.

Топливно-энергетическая промышленность Дальневосточного района представлена угольной и нефтяной отраслью. Разработки угля ведутся в Южно-Якутском (Нерюнгринский разрез), Райчихинском, Сучанском и др. бассейнах и месторождениях, нефть добывают на Сахалине (Оха). В бассейне реки Вилюй добывают природный газ.

Электростанции района — Нерюнгринская и Приморская ГРЭС, Билибинская АЭС, Зейская, Колымская и Вилюйская ГЭС, Паужетская ГТЭС (на Камчатке).

Поскольку леса покрывают большую часть территории района, а на юге района произрастает много ценных лиственных пород. Большая часть заготовок приходится на Хабаровский и Приморский края, Амурскую и Сахалинскую области. Крупные лесопромышленные комбинаты и комплексы (Амурский, Зейский, Уссурийский, Тындинский, Комсомольский и др.) производят пиломатериалы, фанеру, мебель, картон, бумагу. Продукция лесопромышленного комплекса имеет большое экспортное значение.
7. Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг.

Основой промышленного комплекса Восточно-Сибирского района является топливно-энергетическая индустрия, которая базируется на использовании гидроэнергетических ресурсов и угля.

Транспорт представлен в районе следующим образом. На юге района решающая роль в транспортировке грузов принадлежит железнодорожному (Транссибирская Южно-Сибирская и Байкало-Амурская магистрали), на севере - речному (реки Енисей, Лена, Нижняя и Подкаменная Тунгуски, Хатанга) транспорту.

Речной транспорт дополняют оз. Байкал, Северный морской путь. Морские порты - Диксон, Игарка, Дудинка, Нордвик. По территории района проходят автомобильные тракты: Усинский (Абакан — Кызыл), Енисейский (связывает Красноярск с Енисейском) и автомагистрали (Абаза Ак - Довурак и др.), трубопроводы (нефтепровод Нижневартовск — Томск — Анжеро-Судженск - Красноярск — Ангарск). Большое значение имеет воздушный транспорт. В Восточной Сибири вывоз грузов преобладает над ввозом. Вывозятся лес и лесоматериалы, уголь, электроэнергия, цветные металлы, железная руда, пушнина; ввозятся нефть, машины и оборудование, продукция легкой промышленности и др.

Основными отраслями, дополняющими промышленную специализацию Дальневосточного района являются машиностроение и транспортная отрасль.

Машиностроение представлено преимущественно судостроением и судоремонтом, станкостроением, и прочее. И в основном обеспечивают внутренние потребности района.

В перевозках грузов Дальневосточного района решающая роль принадлежит железнодорожному и морскому транспорту. На севере района огромное значение имеет речной, автомобильный и воздушный транспорт.

По территории Дальнего Востока проходит Транссибирская магистраль, восточный участок Байкало-Амурской магистрали, малый БАМ (Тында Веркакит — Томмот - Якутск).

Морской транспорт осуществляет перевозки малым каботажем (вдоль морей Тихоокеанского побережья) и большим каботажем (через Северный морской путь к портам арктических морей, Балтийского и Черного моря), обеспечивает экономические связи со странами бассейнов Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии), Крупные морские порты — Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский, Советская Гавань, Холмск, Певек, Тикси и др.

Важнейшие автомобильные дороги: Невер — Алдан — Якутск, Якутск — Магадан, Хабаровск — Владивосток, Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт (в Магаданской области).

Речной транспорт весьма активно используют во внутренних перевозках (реки Амур и Лена). Трубопроводный транспорт представлен нефтепроводом Оха — Комсомольск-на-Амуре. На Дальнем Востоке ввоз грузов превышает вывоз. В район ввозятся прокат черных металлов, машины и оборудование, зерно, овощи, фрукты, продукция легкой промышленности; вывозятся древесина и пиломатериалы, бумага, продукция рыбной промышленности, концентраты цветных металлов, каменный уголь.
Специализация, уровень развития сельского хозяйства района. Специализация сельского хозяйственной отрасли Восточной Сибири — животноводство и зерновое хозяйство. В лесостепной зоне разводят скот мясо-молочного направления, в степных районах юга (Хакасия, Бурятия, Тува и Читинская область) — овец тонкорунного и полутонкорунного, шерстного и мясо-шерстного направления, на севере Красноярского края - оленей. Получили развитие так же пушной промысел, звероводство, рыболовство, пчеловодство. В связи с особенностями экономико-географического положения, пахотные угодья занимают небольшие площади и сосредоточены в основном в лесостепных и степных районах, расположенных к западу от Байкала. Главная зерновая культура — яровая пшеница. Выращивают также овес и ячмень, сахарную свеклу (на юге Красноярского края и в Бурятии), бахчевые культуры (Минусинская котловина).

Сельское хозяйство Дальнего Востока имеет преимущественно животноводческое направление. Разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления, развиты оленеводство, пушное звероводство. В соответствии с природными особенностями района земледелие наибольшее развитие получило на юге (Зейско-Бурейекая низменность, район озера Ханка и др.). Главная зерновая культура дальневосточного региона так же как и Восточно-сибирского — яровая пшеница. Выращивают также рис, кукурузу на силос, сахарную свеклу, картофель, овощи.

Однако продукция сельскохозяйственной отрасли обоих районов не покрывает местные потребности, поэтому большое количество зерна, овощей и плодов районы завозят.
9. Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие про-мышленные узлы, подрайоны, ТПК).

На территории Восточно-Сибирского экономического района можно выделить два крупных экономических района — Ангаро-Енисейский (Красноярский край и Иркутская область) и Забайкальский (Бурятия, Тува, Читинская область). Специализирующими отраслями Ангаро-Енисейского района являются угледобыча, электроэнергетика, производство алюминия, нефтехимических продуктов, лесозаготовки, выпуск целлюлозы, бумаги и др., профиль Забайкальского — добыча и первичная переработка руд цветных металлов, отдельные отрасли машиностроения, асбестовая, легкая промышленность и пищевая промышленность.

На территории Восточно-Сибирского экономического района можно выделить выделить следующие крупнейшие подрайоны[1,с.422]:

Наиболее развитым в промышленном отношении является Красноярский край, надолго которого приходится 45% промышленного и 28% сельскохозяйственного производства района. Почти весь народнохозяйственный комплекс размещается вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали и к югу от нее (около 90%).

Второе место по экономическому развитию в Восточной Сибири занимает Иркутская область. Она производит 30% промышленной и 24% сельскохозяйственной продукции района.

Читинская область занимает третье место в Восточной Сибири по экономическому потенциалу. На ее долю приходится 12% промышленного и 22% сельскохозяйственного производства. Ведущую роль в промышленности области занимает горнорудная индустрия, цветная металлургия, лесная промышленность, машиностроение и металлообработка.

Республика Бурятия занимает четвертое место в хозяйственном потенциале Восточной Сибири. На ее долю приходится 10% промышленного и 18% сельскохозяйственного производства района.

Республика Тува в экономическом отношении развита слабо: 3% промышленного и 8% сельскохозяйственного производства Восточно-Сибирского района. Однако республика является подлинной кладовой полезных ископаемых.

Дальневосточный экономический района условно можно разделить по уровню экономического развития территорию на три зоны: Южную, Среднюю и Северную.

Южная зона включает, Приморский край, южные части Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении территория Дальнего Востока. Основу хозяйства составляют рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, горнодобывающая отрасли промышленности. Зона отличается интенсивным развитием, сочетанием ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.

В состав Средней зоны входят северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, а также южная часть Республики Саха. Для нее характерны относительно высокие темпы развития. Главная отрасль специализации — горнодобывающая промышленность. Экономической осью Средней зоны является Байкало-Амурская магистраль, вдоль которой сконцентрировано хозяйство. С экономическим освоением зоны БАМа связано формирование Южно-Якутского ТПК.

Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики Саха со второй половины 70-х гг. на базе разнообразных полезных ископаемых, в первую очередь каменных коксующихся углей. В бассейне реки Алдан к северу от Станового хребта находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн, в котором разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения, общегеологические запасы составляют 23 млрд. т.

Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с высоким содержанием железа в руде. Наиболее изучены месторождения Таежное, Пионерское, Сиванглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд. т. В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты. Все это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке. Кроме того, в зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев.

Сдерживающим фактором развития ТПК являлось отсутствие круглогодично действующих транспортных магистралей. Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали дала новая железная дорога БАМ — Тында и ее продолжение на Беркакит.

В настоящее время основными отраслями специализации Южно-Якутского ТПК являются угольная промышленность, теплоэнергетика, лесная промышленность и в перспективе — металлургия.

В Северной зоне очаговое развитие характерно не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Более интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых. В зоне можно выделить несколько крупных промышленных очагов: Алданский, Мирный, Вилюйский, Билибинский.

Анализ территориальной структуры хозяйства Дальневосточного экономического района показывает, что масштабы и структура промышленности характеризуются большими различиями. Промышленность размещена неравномерно. Большие изменения в территориальную структуру хозяйства района внесли строительство Байкало-Амурской магистрали и создание Южно-Якутского ТПК.

Развитие внешних связей района.

Важной особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления.

Наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной Сибирью.

В перспективе планируется строительство газопровода, по которому газ будет передаваться в Китай, а затем в Японию.

Для развития внешних связей Восточной Сибири с другими районами транспорт имеет большое значение.

Особенно велика роль Транссибирской магистрали как для Восточой Сибири, так и для Дальневосточного региона.

Однако железнодорожная сеть Восточной Сибири развита еще слабо. Транспорт относительно развит в южной части района, где проложены железнодорожные, автомобильные и трубопроводные магистрали широтного направления, и не имеет каркасной сети на севере. Меридиональные (на север и юг вдоль Енисея) дороги только формируются. Поэтому большое значение для снабжения северных территорий имеют реки Енисей, Лена и их притоки. На территории Таймырского автономного округа действует изолированная железная дорога, соединяющая Норильск с расположенным в устье Енисея портом Дудинка и служащая для вывоза меди, никеля и концентрата. В расположенном рядом порту Игарка осуществляется перевалка на морской транспорт лесных грузов.

Велика роль авиационного транспорта в качестве единственного круглогодично действующего на севере района и для связей удаленной Восточной Сибири с европейской частью страны.

Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных дорог, но развита она слабо, что препятствует освоению ценных природных ресурсов.

В отличие от Восточной Сибири, Дальний Восток имеет развитые экономические связи и с зарубежными странами.

Через Дальний Восток осуществляются экономические связи России со многими зарубежными странами, особенно со странами, расположенными в бассейне Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Южная Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии). Дальний Восток вывозит в эти страны лес и лесоматериалы, продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу, цемент и др.

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный (транссибирская магистраль).

Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары.

Поэтому в значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом.

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для международных перевозок.
Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.

Современный уровень развития и структуры промышленности обоих регионов не отвечает их ресурсным возможностям и требованиям рыночной экономики.

Сложившаяся ситуация является причиной многих болезненных проблем, отчасти доставшихся в наследство от централизованной экономики, отчасти возникших уже при рыночной экономике:

Во-первых, зависимость перерабатывающих производств от дальних межрегиональных и внешних хозяйственных связей и массового ввоза продуктов жизнеобеспечения и оборудования. Слабое освоение регионов и низкая плотность населения приводят к дефициту трудовых ресурсов. который в условиях рыночной экономики только возрос за счет миграции населения в центральные районы.

Во-вторых, недостаточное развитие производственной инфраструктуры и в первую очередь транспортной и энергетической сетей.

Помимо этих проблем, наблюдается свертывание геологоразведочных работ, приводящее к сокращению разведанных запасов полезных ископаемых и снижению обеспеченности ими добывающих отраслей промышленности, катастрофический износ производственно-технической базы промышленности и всего хозяйства, снижение эффективности и конкурентоспособности экономики из-за отсутствия глубокой переработки и комплексного использования исходного сырья.

Необходимы прежде всего техническое перевооружение, перепрофилирование и диверсификация производства, направленные на повышение транспортабельности и конкурентоспособности конечной продукции.

Список литературы.
1. Видяпин В.И. Экономическая география России. - М.: Инфра-М, 2000.

2. Желтиков В.П. Экономическая география.  - Ростов н/д.: Феникс, 2001.

3. Гладкий Ю.Н., Добросюк В.А., Семенов С.П. Экономическая география России- М.: Гардарика, 1999.

4. Образовательный сайт Вороновой О.Н. Экономическая география и регионалистика - http://www.voronova-on.ru/geografua/index.html


Приложение 1.Восточно-Сибирский район. Экономическая карта


d:\танюська\free-lance\экономическая география\map189.jpg


Приложение 2.Дальневосточный район. Экономическая карта

d:\танюська\free-lance\экономическая география\map194.jpg



Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации