Программа курса Практика современной дипломатической и консульской службы - файл n1.doc

Программа курса Практика современной дипломатической и консульской службы
Скачать все файлы (68 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc68kb.31.03.2014 23:21скачать

n1.doc





«Практика современной дипломатической и консульской службы»

Программа рассчитана на развитие и закрепление знаний в области практической дипломатии, приобретенных студентами в процессе обучения на предшествующих курсах, а также на выработку у них навыков практической работы в системе МИД России (в Центральном аппарате и в заграничных учреждениях).

Программа включает лекции и семинарские занятия общей продолжительностью 72 часов, равномерно распределяемых на два семестра (по 36 часов на каждом семестре). Первый семестр завершается зачетом, второй – экзаменом по материалу всего годового курса.

Программа предусматривает следующий тематический план лекций и семинарских занятий:

1. Лекция.

Координация деятельности в сфере внешней политики.

Задачи МИД России в осуществлении внешнеполитического курса государства и обеспечения единой линии в международных делах. МИД России как головное министерство в системе органов исполнительной власти в сфере внешних сношений. Связи МИД России с субъектами федерации, парламентом и общественно-политическими организациями.

Роль МИД в аккумулировании и анализе международной информации и разработке внешнеполитических инициатив российского государства, в координации внешнеполитической деятельности. Постановка работы в МИД в этой области, действующие нормативные акты, существующие организационные структуры, порядок принятия решений в сфере внешней политики, система поддержания связей с палатами Федерального собрания и общественно-политическими организациями, а также с субъектами федерации при осуществлении ими внешних связей.

2.Лекция.

Информационно-аналитическая работа как важнейшая основа дипломатической деятельности.

Понятие информационно-аналитической работы, ее значение и место в дипломатической деятельности государства. Организация работы по сбору и анализу внешнеполитической информации в Центральном аппарате МИД и в его загранучреждениях. Основные требования, предъявляемые к внешнеполитической информации (своевременность, оперативность, точность, достоверность). Источники информации – официальные документы и материалы, данные, полученные в ходе личных встреч и бесед, научные исследования и публикации, статистические данные, материалы СМИ, собственные наблюдения. Важность обеспечения многообразия источников информации, ее надежности, выявления дезинформации. Правила обработки информации, ее анализа, определения степени полезности для оперативной работы. Методы и способы сбора и хранения информации (досье и их современные аналоги в электронных хранилищах).

  1. Лекция.

Внутриведомственная переписка. Оперативное взаимодействие Центрального аппарата МИД с загранучреждениями. Формы переписки (из Центра – директивные указания, оперативная информация, запросы, документы других ведомств и т.д. Со стороны загранучреждений – информация о стране пребывания, о ее внешней и внутренней политике, предложения по различным аспектам международной политики и двусторонних отношений, отчетные материалы, ответы на запросы и др.).

Виды информационно-аналитических материалов, подготавливаемых в загранучреждениях (шифртелеграммы, годовые отчеты, политические письма, справки, информации, обзоры печати, записи бесед, политические характеристики, хроники событий).

Технология подготовки информационных материалов, способы ее передачи, защита информации, соблюдение конфиденциальности.

Переписка МИД с другими ведомствами. Характер и формы переписки.

  1. Семинар.

Отработка методики отбора, классификации и анализа информации, необходимой для подготовки информационных материалов по вопросам внешней политики. Ознакомление слушателей с особенностями подготовки Хроники событий и Обзора печати, с предъявляемыми к ним требованиями, с процессом их составления и рассмотрения перед отправкой в Центр.

Задание: подготовить к очередному семинару Обзор печати на 2-3 страницах.

  1. Семинар.

Ознакомление студентов с технологией подготовки более сложных информационных материалов и с предъявляемыми к ним требованиями. По возможности использовать в качестве иллюстрации оригинальные документы из посольств.

Руководитель семинара знакомит студентов с содержанием и структурой различных видов информационных материалов, подготавливаемых в Центральном аппарате МИД.

Задание: Подготовить к очередному семинару политическую характеристику одного из зарубежных государственных деятелей на основе материалов, опубликованных в СМИ и полученных из баз данных Интернета.

  1. Семинар.

Разбор подготовленных студентами работ с учетом их содержания, оформления и стилистики. Анализ наиболее типичных ошибок, допущенных при их подготовке. Руководитель семинара совместно со студентами редактирует одну–две работы, что позволит лучше усвоить основные требования, предъявляемые к документам.

  1. Лекция.

Работа с соотечественниками за рубежом. Задачи, поставленные руководством страны перед МИД России на этом направлении государственной политики. Действующие нормативные акты. Основные задачи и функции подразделений Центрального аппарата и загранучреждений МИД. Практика работы производственных групп посольств, российских Домов культуры. Существующие проблемы в данной области. Международный опыт работы с соотечественниками.

  1. Лекция.

Дипломатические контакты и беседы.

Роль и значение деловых контактов в дипломатической работе. Технология установления и поддержания контактов, предъявляемые при этом требования. Особенности проведения встреч и бесед с официальными лицами, с представителями делового мира, партий и общественных организаций, с деятелями науки и культуры, с журналистами, представителями других профессий. Различные случаи проведения бесед – по заданию Центра, в том числе с передачей документа, по собственной инициативе или инициативе собеседника, на дипломатическом приеме, при встречах в общественных местах и в неофициальной обстановке и т.п. Порядок и методика оформления записей бесед и обработки информации, полученной в ходе деловых встреч.

  1. Семинар.

В ходе занятия подробно рассматриваются такие вопросы, как установление первых контактов с лицами, с которыми предстоит поддерживать деловые отношения в процессе выполнения своих служебных обязанностей. Даются рекомендации относительно подготовки к беседам, о стиле общения с собеседником, правилах ведения полемики и т.д. Слушатели могут быть ознакомлены с различными сценариями проведения бесед, содержащимися в имеющихся учебных пособиях.

Задание: составить запись беседы по одному из сценариев, предложенных преподавателем, с соблюдением правил оформления таких записей.

  1. Семинар.

На занятии рассматриваются некоторые из выполненных студентами заданий. Слушатели получают новое задание: продумать и изложить письменно свои соображения по поводу возможного решения затронутых в беседе вопросов и подготовить соответствующие предложения в Центр.

  1. Семинар. Проводится разбор выполненных студентами работ. Анализируются ошибки, даются рекомендации.

12. Лекция.

«Организация работы в дипломатическом представительстве, жизнь коллектива.

Основные правила внутреннего распорядка работы и жизни загранпредставительства; требования, предъявляемые к дипломатам в иностранном государстве; нормы поведения за рубежом, соблюдение которых является важным условием обеспечения личной безопасности сотрудников и загранучреждения в целом. Этика общения в коллективах загранучреждений; необходимость коллективных усилий по поддержанию благожелательной деловой атмосферы, налаживанию активной общественной, культурной жизни.

13.Лекция.

Информационно-разъяснительная работа в дипломатическом представительстве.

Задачи информационно-разъяснительной работы - информирование официальных инстанций и общественности страны пребывания о внешней и внутренней политике своей страны, противодействие распространению ложной и искаженной информации на местном информационном пространстве. Формирование в политических и общественных кругах, положительного образа своей страны с целью создания благоприятного психологического климата для развития экономических, культурных, туристических и иных связей, привлечения инвестиций.

Формы информационно-разъяснительной работы - проведение бесед, выступления с докладами, проведение пресс-конференций и брифингов, выступления по радио и телевидению, опубликование пресс-релизов и иных сообщений и заявлений от имени посольства, создание Интернет-сайтов посольства и интерактивное общение с пользователями Интернета, использование выставок, конференций, гастрольных мероприятий, приемов и иных протокольных мероприятий.

Технология информационно-разъяснительной работы и предъявляемые к ней требования - достоверность, правдивость, доходчивость, объективность, отсутствие перекосов в сторону преувеличенно позитивного или негативного изображения своей страны и ее политики, оперативность, регулярность, свежесть информации. Важность поддержания доверительных контактов с авторитетными, объективными и благожелательно настроенными представителями СМИ, ориентация на мультипликаторов общественного мнения, учет местной специфики, менталитета, уровня социально-культурного развития местного общества.

14.Семинар.

Подробно рассматриваются обозначенные в лекции средства и методы проведения информационно-разъяснительной работы для популяризации внешнеполитического курса России и ознакомления местной общественности с социально-экономической, культурной и духовной жизнью страны. Особое внимание уделяется работе с официальными кругами государства пребывания, руководством страны, контактам с правительственными инстанциями, прежде всего, с внешнеполитическим ведомством. Основные формы работы с общественностью страны пребывания (доклады, лекции, участие в конференциях и симпозиумах, проведение пресс-конференций и брифингов, личные беседы, публикации в печати, выступления по радио и на телевидении, использование возможностей Интернета.

Слушателям предлагается тема для проведения на следующем семинаре учебной пресс-конференции с распределением между ними конкретных задач (участники пресс-конференции, выступающие по отдельным проблемам – внешняя политика, экономика, культурная жизнь, а также приглашенные «журналисты», которым предлагается подготовить вопросы для пресс-конференции).

15. Семинар.

Руководитель семинара делает дополнительные пояснения по стилистике проведения информационно-разъяснительной работы, указывает на необходимость учета настроений местной общественности, атмосферы двусторонних отношений и международной обстановки, дает рекомендации о наиболее предпочтительных способах парирования недружественных, провоцирующих и откровенно враждебных вопросов, освещения невыгодных для своей страны тем.

Желательны также рекомендации относительно тактики построения своих выступлений с целью наиболее убедительной и выразительной подачи позитивных явлений во внутренней жизни своей страны (без похвальбы и замалчивания недостатков), а также о предпочтительных формах изложения и популяризации ее внешней политики.

Проводится учебная «пресс-конференция по разработанному сценарию с распределением ролей между слушателями. Руководитель семинара по ходу занятия корректирует действия участников, обращает внимание на допущенные ошибки.

16. Лекция.

Взаимодействие дипломатических служб государств СНГ.

Задачи МИД по разработке основных направлений государственной политики и обеспечению стратегического курса в отношении государств-членов СНГ. Содействие на дипломатическом уровне сотрудничеству с государствами СНГ в политической, экономической, культурной и других областях, в урегулировании конфликтов и проведении миротворческих операций, в совершенствовании системы коллективной безопасности, развитии военного и военно-технического взаимодействия, в охране государственных границ, в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в борьбе с преступностью, защите прав и законных интересов соотечественников в государствах СНГ.

Ознакомление студентов со структурой СНГ, с порядком формирования и функциями его органов.

17. Лекция.

«Работа в международных организациях и в представительствах при международных организациях».

Особенности и основное содержание работы в международных организациях и в представительствах при международных организациях. Специфика требований, предъявляемых к сотрудникам. Характер и содержание подготавливаемых в представительствах материалов. Представляется целесообразным раскрыть тему на примере организации работы в Секретариате ООН и в Представительстве России при ООН.
18. Лекция.

Дипломатическая переписка.

Основные виды документов, используемых в дипломатической переписке (вербальная и личная ноты, памятная записка, меморандум, личное письмо полуофициального характера). Назначение каждого из этих документов, правила их составления и оформления. Основные компоненты документов дипломатической переписки (изложение фактов, аргументационная часть, смысловое ядро, протокольные формулы). Требования, предъявляемые к дипломатическим документам, технология их подготовки. Язык дипломатических документов.

Задание: подготовить вербальную ноту, основываясь на предложенной лектором ситуации.

19. Семинар.

Путем опроса выясняется степень усвоения слушателями материала лекции. В ходе беседы дать дополнительные пояснения по теме, ознакомить студентов с образцами нот, памятных записок и меморандумов из опубликованных сборников документов МИД. Сконцентрировать внимание на технологии подготовки дипломатических документов и правилах их оформления, установленных Инструкцией МИД России от 27 июня 2000г.

Рассказать студентам о других документах, используемых в практике межгосударственного общения и новых формах дипломатических контактов (послания руководителей государств, телефонные переговоры, заявления МИД, специальные ведомственные сайты в Интернете).

20. Семинар.

Проводится разбор подготовленных студентами домашних заданий, анализируются допущенные ошибки. Семинар завершается выборочным опросом с целью повторения материала и закрепления знания студентами правил составления дипломатических документов.

21. Лекция.

Переговорные процессы.

Организацией процесса проведения двусторонних и многосторонних переговоров. Достижение договоренности о проведении переговоров, согласование предварительной повестки дня, выбор места проведения переговоров, решение других организационных вопросов. Ход переговорного процесса: порядок открытия переговоров, утверждение повестки дня и регламента, организация дискуссии, порядок выступлений представителей делегаций, выработка решений и достижение компромиссов, согласование заключительных документов, работа с прессой, протокольное обеспечение.

Психологические аспекты переговорного процесса, практика и культура делового общения, учет национальных особенностей партнеров по переговорам.

22. Семинар.

С целью закрепления лекционного материала проводится разбор наиболее типичных конфликтных ситуаций, ошибок, недоработок, как при подготовке переговоров, так и при их проведении. Возможно использование оригинальных документов и видеозаписи.

Слушателям предлагаются тематические варианты переговоров по актуальным (на момент проведения занятий) ситуациям в международных отношениях с рекомендацией подготовить переговорные позиции отдельных государств для проведения на втором семинаре ситуационной игры, в которой слушатели выступят в качестве участников переговоров.

Руководитель знакомит слушателей с различными аспектами переговорного процесса (подготовка исходной и запасных позиций, зондаж позиций и резервов партнеров, оказание психологического давления, затягивание и форсирование переговоров, подготовка компромиссных развязок и т.п.).

23. Семинар.

Проводится ситуационная игра на заданную тему с целью выработки договоренности на основе взаимоприемлемого компромисса. Руководитель семинара проводит в заключение разбор хода игры и ее результатов с анализом как удачных вариантов действий участников, так и упущений и ошибок, допущенных в ходе игры.

24. Лекция.

Подготовка двусторонних визитов и переговоров, работа с делегациями.

В лекции рассматриваются практические вопросы, связанные с участием сотрудников посольств в подготовке двусторонних визитов и переговоров, с оказанием содействия российским делегациям, посещающим страну пребывания. Освещаются такие вопросы, как разработка и согласование программ визита, подготовка справочных материалов, текстов возможных выступлений на мероприятиях в рамках визитов, проведение протокольных мероприятий, информационное обеспечение визитов.

25. Семинар.

В ходе занятия с цель закрепления лекционного материала конкретно прорабатываются отдельные практические вопросы, касающиеся подготовки и проведения визитов. Рекомендуется познакомить слушателей с оригинальными материалами (программы пребывания делегаций, справочные материалы, обзоры печати, проекты выступлений, программы культурных мероприятий и т.п.).

26. Лекция.

Дипломатический протокол.

Роль протокола в дипломатической деятельности. Практические вопросы дипломатического протокола в работе внешнеполитических ведомств и дипломатических представительств. Правовые основы диппротокола, международные и национальные законодательные акты, регулирующие нормы протокола. Основные тенденции в современной протокольной практике.

Протокол церемониального характера при официальных визитах и при официальных контактах, протокол государственного флага; виды представительских мероприятий.

Дипломатические приемы. Цели приемов, основные виды, выбор вида приема, правила подготовки и проведения, стиль поведения и беседы на приемах.

27. Семинар.

Отработке навыков составления и оформления приглашений на приемы, ответов на них. Порядок представления на приемах, начало и окончание приемов, беседы.

В ходе занятия слушатели выполняют практическое задание – составляют приглашение на прием.

Составление планов рассадки в зависимости от заданной ситуации и вида приема.

Визитные карточки: оформление и применение.

28. Семинар.

Визиты на высшем и высоком уровнях. Подготовка и организация визита. Протокольное обеспечение программы визита. Основные тенденции в современной практике проведения визитов на высшем уровне, в частности в России.

Протокол международных конференций, его особенности. Протокол при встречах и проводах, рассадка за столом переговоров, регламент заседаний и совещаний, дипломатические приемы в ходе конференций и совещаний.

29.Лекция.

Консульская практика.Обзор институтов консульской службы, истории ее развития и основных задач в современных условиях. Приоритетные направления деятельности консульской службы России. Основные функции по обеспечению государственных интересов России, ее юридических и физических лиц, а также соотечественников. Решение практических вопросов – гражданство, нотариат и ЗАГС, легализация, легализация апостилем. Правовое обеспечение выезда российских граждан за границу, в том числе в страны шенгенской зоны.

30. Лекция.

Нормативно-правовая база функционирования консульских учреждений: Венская конвенция о консульских сношениях 1963г., Положения о ДКС, о консульском загранучреждении, о Почетном консуле.

Основные иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала: неприкосновенность помещений, архивов, документов и корреспонденции, свобода сношений с аккредитующим государством, привилегии средств передвижения.

31. Семинар.

Персонал консульских учреждений. Порядок назначения консулов. Функции в вопросах оказания правовой помощи российским юридическим и физическим лицам. Порядок решения вопросов гражданства, нотариата, ЗАГСа. Легализация документов, апостиль. Ознакомление студентов с соответствующими оригинальными документами и обучение их составлению.

32. Семинар.

Основные иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала. Отличия консульских привилегий и иммунитетов от дипломатических. Контрольные опросы студентов по этим темам.

33. Лекция.

Вопросы безопасности. Международно-правовые нормы обеспечения безопасности дипломатических представительств, а также собственные меры загранпредставительства, вопросы режима, соблюдения норм личного поведения сотрудников загранучреждений, обращения с документами, ведения бесед, поведения за пределами загранпредставительства, действий в экстремальных ситуациях и т.д.

34. Лекция.

Требования, предъявляемые к молодому специалисту–международнику, вступающему на путь дипломатической деятельности. Деловые и личностные качества.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации