Программа дисциплины - Концепции измерения в гуманитарных науках - файл n1.doc

Программа дисциплины - Концепции измерения в гуманитарных науках
Скачать все файлы (206.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc207kb.31.03.2014 21:53скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Концепции измерения в гуманитарных науках»
для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет социологии

Программа дисциплины

Концепции измерения в гуманитарных науках

для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра

Автор программы:

Толстова Юлиана Николаевна

untolstova@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры методов сбора и анализа социологической информации «22» ноября 2011 г

Зав. кафедрой И.М.Козина
Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г

Председатель В.Г. Ледяев
Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки



Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040200.62 «Социология», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Концепции измерения в гуманитарных науках».

Программа разработана в соответствии с:



  1. Цели освоения дисциплины:



- дать студенту представление об измерении как о процессе моделирования эмпирической системы (ЭС) в математической (МС); проиллюстрировать примерами то, что формирование ЭС, по сути, является результатом формализации априорных содержательных предположения социолога о сути измеряемых объектов; что этот процесс включает в себя этап отнесения к ценности (Вебер) и операционализацию понятий; о том, что такое операционализация понятий, студенту объясняется на самых простых примерах, при этом вводится понятии признака как результата такой операционализации;

- способствовать осознанию студентом того, что измерение требуется для использования при получении нового социального знания известных свойств той МС, с помощью которой моделируется ЭС; в связи с этим студенту дается представление об основных научных задачах, решаемых каждой наукой (описание, объяснение и предсказание) и приводятся примеры их решения в простейших случаях (описание - с помощью построения частотных таблиц и вычисление простейших мер средней тенденции и разброса; объяснение – с помощью изучения статистических связей на основе измерения коэффициентов связи для 4-хклеточных частотных таблиц);

- показать слушателям, что результатом измерения в социальных науках часто является не числовая система, а система каких-то других математических объектов (граф, частично-упорядоченное множество, совокупности ранжировок, парных сравнений, близостей между объектами) и что природа носителей МС определяется содержательным характером решаемой задачи и априорным мнением исследователя о том, какие способы опроса респондентов являются адекватными и как надо интерпретировать полученные от респондентов данные;

- показать, что желание использования чисел в качестве результатов измерения приводит в сложным математическим конструкциям, связанным с возникающей в силу содержательных соображений «неполноценностью» этих чисел (шкалы низких типов, их допустимые преобразования);

- показать, что при измерении латентных переменных часто возникает потребность введения понятия модели восприятия (связывающей представления исследователя об интерпретации значений наблюдаемых и четкой ее формулировки для каждого конкретного случая;

- дать представление об отдельных способах построения шкал при использовании МС разной природы: шкалы Лайкерта (использование «неполноценных» чисел), одномерного развертывания (анализ ранжировок), метода парных сравнений, многомерного шкалирования (анализ близостей, идеи МШ дают в очень упрощенном и сокращенном виде).

  1.   1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации