Программа по СБО для учащихся с нарушением зрения с 1 по 4 класс - файл n1.doc

Программа по СБО для учащихся с нарушением зрения с 1 по 4 класс
Скачать все файлы (405.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc406kb.31.03.2014 21:44скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Рабочая программа по социально - бытовой ориентировке с 1-4 класс

на 2011-2012 учебный год


Составила: учитель-дефектолог Е. В. Санникова

Содержание программы
Паспорт …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………3 стр

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….5 стр

Календарно – тематическое планирование:

1 класс…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….7 стр

2 класс…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………22 стр

3 класс………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….41 стр

4 класс…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 60стр

Структура и содержание…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….78 стр

Предполагаемый результат…………………………………………………………………………………………………………………………………………………82 стр

Список учебно – методической литературы………………………………………………………………………………………………………………………85 стр

Контрольно – измерительные материалы…………………………………………………………………………………………………………………………87 стр


Паспорт рабочей программы по социально бытовой ориентировке

Тип программы: коррекционная программа IIIIV вида

Статус программы: рабочая программа по социально бытовой ориентировке

Назначение программы:

Для обучающихся коррекционная программа обеспечивает социальную реабилитацию учащихся с низким зрением и играет важную роль в психологической компенсации отставаний в развитии в условиях зрительного дефицита, влияющие на все уровни анализа зрительной информации, на формирование познавательной деятельности, содержащий мотивы, побуждающие детей к зрительной – интеллектуальной активности.

Категория обучающихся: учащиеся с 1 по 4 класс III – IV вида

Сроки освоения программы: 4 года
Объём учебного времени:

1 класс…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………33 часа

2 класс…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………34 часа

3 класс…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………34 часа

4 класс…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………34 часа

Форма обучения: очная

Режим занятий:

1 класс…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………1 час в неделю

2 класс………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….1 час в неделю

3 класс……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………1 час в неделю

4 класс…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..1 час в неделю
Формы контроля: тестовые и практические задания
Пояснительная записка
Социально - бытовая ориентировка относиться к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения. При этом учитываются местные особенности и национальные традиции (Р.К)

Целью курса является практическая подготовка детей с нарушениями зрения к самостоятельной жизни в современных условиях.

Основные задачи курса:

-формирование у учащихся потребности в самостоятельной ориентировке в жизни, преодоление неуверенности в своих силах;

-накопление и систематизация правильных представлений учащихся о предметах и явлениях, с которыми им предстоит столкнуться в самостоятельной жизни;

-формирование знаний, умений и навыков личной гигиены и здорового образа жизни;

-отработка навыков самообслуживания;

-формирование навыков правильного поведения ( в школе, в семье, в общественных местах и др.);

-воспитание правильного отношения к своему дефекту;

-формирование навыков общения с людьми в различных ситуациях и мобильности в окружающем пространстве.

Содержание курса социально-бытовой ориентировки раскрывается в следующих разделах:

-личная гигиена и здоровый образ жизни;

- культура одежды и обуви;

- питание;

- семья, жилище;

-культура поведения и коммуникативная деятельность;

-медицинская помощь;

- торговля, транспорт.

Обучение проводится в следующих основных формах: практические работы, беседы, игры, экскурсии.

В ходе практической работы каждый учащийся овладевает навыками поведения и общения, учится выполнять необходимые повседневные действия по личной гигиене, приему пищи и поведению за столом, уходу за собой, за одеждой, за жилым помещением и пр.

Практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, отработку учащимися этого действия по алгоритму.

Беседа является важным методом при проведении занятий по социально- бытовой ориентировке. Она может быть вводной, а так же может использоваться для закрепления полученных знаний или повторения пройденного. Беседа всегда должна сопровождаться использованием средств наглядности с учетом особенностей восприятия материала данной категорией детей.

Сюжетно - ролевые игры занимают важное место при обучении социально- бытовой ориентировке. Игры облегчают детям усвоение правил поведения и навыков общения.

Экскурсии в курсе социально- бытовой ориентировки занимают значительное по объему место. Экскурсии могут носить ознакомительный характер или практический, могут предварять изучение темы, могут быть текущими или завершающими.

Овладение навыками социально - бытовой ориентировки облегчает социально - психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.

Курс социально- бытовой ориентировки осуществляется из расчета одного учебного часа в неделю. Прохождение отдельных разделов программы предполагает определенную свободу учителя в организации времени занятий: допускается объединение двух или нескольких уроков в один, если это необходимо. Поэтому количество часов, выделяемое на изучение каждой темы является приблизительным.

Основной организационной формой обучения социально- бытовой ориентировке является коррекционное занятие. В начале и конце учебного года осуществляется диагностика уровня сформированности ЗУН по социально- бытовой ориентировке, позволяющая выявить недостаточно сформированные навыки с целью их дальнейшей отработки в школе и в семье. Уровень сформированности знаний определяется с помощью

- выполнения практических заданий индивидуально и в парах;

- деловых игр и анкетирования;

- сюжетно- ролевых игр.
Календарно-тематическое планирование по социально - бытовой ориентировке 1 класса
Сентябрь Количество учебных часов 33


1 четверть ( 8 часов)

Дата

Тема занятия

Цель, задачи

Кол-во часов по программе

Кол-во часов фактически

Базовые умения

Формы контроля




Распорядок дня.

Цель: Формирование знаний о личной гигиене.

Задачи:

1.Познакомить с распорядком дня и его выполнением.

2.Как влияет распорядок дня на здоровье человека.

3.Закреплять правила соблюдения правильного режима:

«рано ложиться и рано вставать – горя и хвори не будете знать».

4. Воспитывать здоровый образ жизни.

1




Знание правил соблюдения режима

ДНЯ.


Индивидуальные карточки с контрольным заданием «Режим дня»




Правила личной гигиены.

(практическое занятие)

Цель: Формирование знаний о личной гигиене.

Задачи:

1.Познакомить с правилами личной гигиены, их значением для сохранения и укрепления здоровья.

2.Совершенствовать навыки гигиены тела, волос (чистка зубов, мытьё головы, расчесывание волос).

3.Упражнять в умении чистить уши.

4.Воспитывать самостоятельность.

1




Сформированы понятия о личной гигиены.

Дидактическая игра « Мойдодыр»




Последовательность утреннего и вечернего туалета.

Цель: Формирование знаний о личной гигиене

Задачи:

1.Закрепить знания о последовательности утреннего и вечернего туалета.

2.Упражнять в правильной чистки зубов.

3.Закрепить правила чистки зубов и пользованием школьным туалетом.

4. Воспитывать гигиенические навыки

1




Знание последовательности утреннего и вечернего туалета.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»




Уход за волосами.

(практическое занятие)

Цель: Формирование знаний о личной гигиене

Задачи:

1.Повторить правила мытья и расчесывания волос.

2. Упражнять в мытье волос и укладывании прически.

3.Воспитывать гигиенические навыки.


1




Умение пользоваться туалетными принадлежностями.


Конкурс «Самая красивая прическа»


Октябрь.

Дата

Тема занятия

Цель, задачи

Кол-во часов по программе

Кол-во часов фактически

Базовые умения

Формы контроля




Личная гигиена

Цель: Формирование знаний о личной гигиене.

Задачи:

1.Познакомить с правилами хранения средств гигиены.

2. Воспитывать навыки индивидуального пользования средств гигиены.

3.Беседа «Как избежать возможности заразиться болезнями?».

4.Воспитывать гигиенические навыки.

1




Знание правил личной гигиены

Индивидуальные карточки с контрольным заданием «личная гигиена»




Одежда.

Цель: Закрепление знаний о видах одежды.

Задачи:

1.Упражнять в умении группировать одежду и головные уборы по сезонам.

2.Закрепить названия: повседневная, праздничная, спортивная одежда.

3.Обяснить смысл выражения: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда».

4. Воспитывать гигиенические навыки.


1




Сформированы знания об основных видах одежды


Дидактическая игра

« Одежда - на каждый сезон»




Повседневный уход за одеждой

(практическое занятие)

Цель: Формирование знаний о повседневном уходе за одеждой.

Задачи:

1.Закрепить правила ношения одежды:

-использовать по назначению;

-предупреждение загрязнений.

2. Познакомить с правилами чистки и сушки одежды.

3. Воспитывать гигиенические навыки


1




Сформированы знания об основных видах одежды

Правила чистки и сушки одежды.




Чистота и опрятность.

Цель: Формирование знаний о личной гигиене.

Задачи:

1.Формировать знания о чистоте и опрятности.

2.Познакомить с условиями хранения одежды.

3.Воспитывать аккуратность.

1




Знание последовательности утреннего и вечернего туалета.


Дидактическая игра «Что сначала, что потом»


Ноябрь.

2 четверть (7 часов)

Дата

Тема занятия

Цель, задачи

Кол-во часов по программе

Кол-во часов фактически

Базовые умения

Формы контроля




Сушка и стирка мокрой одежды

(практическое занятие)

Тема: Сушка мокрой одежды.

Цель: Формирование знаний об уходе за одеждой.

Задачи:

1.Познакомить детей с разнообразными моющими средствами.

2. Упражнять в стирке мелких вещей.

3. Познакомить с сушкой одежды в зависимости от качества материала.

4.Воспитывать гигиенические навыки.

1




Умение пользоваться моющими средствами

Стирка мелких вещей.




Виды обуви.

Цель: Формирование знаний об уходе за обувью.

Задачи:

1.Вспонить все виды обуви, упражнять в группировке по сезонам и назначению.

2.Познакомить с правилами ухода за обувью.

3.Познакомить с правилами хранения обуви

4.Воспитывать аккуратность.

1




Знание основных видов обуви

Индивидуальные карточки с контрольным заданием «правила хранения обуви»





Витамины.

Цель: Формирование знаний о правильном питании.

Задачи:

1.Познакомить с разными видами витаминов и их влиянием на здоровье человека.

2.Упражнять в умении соотносить продукты питания с витаминами.

3.Упражнять в умении подбирать продукты с заданными витаминами.

4. Воспитывать здоровый образ жизни.

1





Знание основных продуктов питания.

Дидактическая игра «Витаминные продукты»

Декабрь

Дата

Тема занятия

Цель, задачи

Кол-во часов по программе

Кол-во часов фактически

Базовые умения

Формы контроля




Приготовление пищи

(практическое занятие)

Цель: Формирование знаний о правильном питании

Задачи:

1.Учить в умении сервировать стол к завтраку.

2.Упражнять в умении приготавливать бутерброды, чай, вареное яйцо.

3.Закрепить правила пользования столовыми приборами.

4.Воспитывать самостоятельность.

1




Знание основных продуктов питания.

Индивидуальные карточки с контрольным заданием «личная гигиена»





Чистка и мытьё овощей и фруктов

(практическое занятие)

Цель: Формирование знаний о правильном питании

Задачи:

1.Познакомить детей с простейшими приемами мытья овощей и фруктов.

2. Упражнять в умении чистить овощи и фрукты.

3.Познакомить с правилами техники безопасности с ножом и овощечисткой.

4. Воспитывать самостоятельность.

1




Знание основных правил поведения на кухне.

Опрос

Техника безопасности работы с ножом.





Сервировка стола.

(практическое задание)

Цель: Формирование навыков сервировки стола..

Задачи:

1. Упражнять в умении сервировать стол к завтраку.

2.Упражнять в умении пользоваться столовыми приборами.

3. Воспитывать культурно – гигиенические навыки

1




Знание основных столовых приборов

Пользование столовыми приборами.





Контрольно – итоговое занятие

Цель: Уточнить знания детей о пройденном материале.

1.Уточнить знания детей о личной гигиене, уходу за обувью и одеждой.

2.Воспитывать аккуратность.













Январь.

3 четверть (10 часов)

Дата

Тема занятия

Цель, задачи

Кол-во часов по программе

Кол-во часов фактически

Базовые умения

Формы контроля





Семья.

Цель: Формирование знаний о составе семьи и родственных отношениях.

Задачи:

1.Дать понятие семья, состав семьи.

2.Упражнять в умении называть имена и отчества родителей, их возраст.

3.Знать и называть близких родственников, понимать родственные отношения внутри семьи.

3.Воспитывать чувства любви и привязанности к родителям.

1




Знание членов семьи.

Практическое задание

называние имен и отчеств родителей, их

возраст.




Правила поведения в семье.


Цель: Формирование знаний о правила поведения в семье.

Задачи:

1.Познакомить с правилами поведения в разных семьях.

2.Учить организовывать праздник в семье.

3. Упражнять в умении подбирать поздравления и открытки к празднику для членов семьи.

4.Воспитывать желание радовать своих родных.

1




Знание об основах поведения в семье.

Индивидуальные карточки с контрольным заданием «правила поведения»




Обязанности членов семьи.

Цель: Формирование знаний об обязанностях в семье.

Задачи:

1.Побеседовать о распределение хозяйственно – бытовых обязанностей между членами семьи.

2.Упражнять в умении дифференцировать обязанности членов семьи в зависимости от возраста, от принадлежности пола и т. д.

3.Воспитывать желание помогать близким людям.

1




Знания об основных обязанностях в семье.


Дидактическая игра «мои обязанности»

Февраль.


Дата

Тема занятия

Цель, задачи

Кол-во часов по программе

Кол-во часов фактически

Базовые умения

Формы контроля




Виды магазинов.

Цель: Формирование знаний о разнообразии видов магазинов.

Задачи:

1.Познакомить с видами магазинов и их названиями.

2.Упражнять в умении узнавать и называть вид магазина по товару.

3. Закрепить правила поведения в магазине.

4.Воспитывать умение вести себя в магазине.

1




Знания о разнообразии видов магазинов.


Дидактическая игра «Виды магазинов»




Покупка товара.

(практическое занятие)

Цель: Формирование знаний о правила покупки товаров.

Задачи:

1.Познакомить с порядком приобретения товаров у продавца.

2. Познакомить с порядком приобретения товара в магазине самообслуживания.

3. Упражнять в умении делать простые покупки.

4.Воспитывать правила поведения в магазине.

1




Знание об основах поведения в магазине.

Индивидуальные карточки с контрольным заданием «правила поведения»




Правильная осанка

Цель: Формирование знаний о личной гигиене.

Задачи:

1.Роль позвоночника в жизни человека.

2.Закрепить правила правильной осанки (поза сидя, стоя, красота походки, жеста)

3.Упражнять в умении выполнять упражнения для сохранения правильной осанки.

4. Воспитывать культуру собственного тела.


1




Знания об основных правилах сохранения правильной осанки.


Опрос.


Март.

Дата

Тема занятия

Цель, задачи

Кол-во часов по программе

Кол-во часов фактически

Базовые умения

Формы контроля




Правила поведения при встрече.

Цель: Формирование правил поведения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми.

Задачи:

1.Закрепить правила поведения при встрече и прощании.

2.Познакомить с правилами поведения при встрече со сверстниками и с взрослыми.

3. Упражнять в умении вести себя при встрече в практических ситуациях.

4.Воспитывать правила поведения общения при встрече со сверстниками и взрослыми.


1




Знания правила поведения встречи и прощания.

Практическое задание.




Формы обращения с просьбой.

Цель: Формирование культуры общения.

Задачи:

1.Познакомить с правилами обращения с просьбой к сверстникам и к взрослым.

2. Упражнять в умении тактично обращаться с разнообразными просьбами к сверстникам и к взрослым.

3. Воспитывать культуру общения с другими людьми.


1




Знания правил тактичного обращения с разнообразными просьбами к сверстникам и к взрослым.

Практическое задание.




Культура поведения.

Цель: Формирование культуры общения.

Задачи:

1.Познакомить с правилами поддерживания разговора с людьми.

2.Упражнять в умении вести разговор со знакомыми и незнакомыми людьми в разных ситуациях.

3. Воспитывать культуру общения.

1




Знания правила поведения встречи и прощания.


Практическое задание.




Виды жилых помещений

Цель: Формирование знаний о разных видах жилых помещений.

Задачи:

1.Познакомить с разными видами жилых помещений в городе и деревне.

2. Учить понимать и называть значение жилого дома, квартиры, общежития, гостиницы, интерната.

3.Упражнять в узнавании и назывании помещений школы и их назначении.

4.Воспитывать бережное отношение к труду взрослых.

1




Знание разных видов жилых помещений в городе

Опрос

Апрель 4 четверть (8 часов)

Дата

Тема занятия

Цель, задачи

Кол-во часов по программе

Кол-во часов фактически

Базовые умения

Формы контроля




Квартира.

Цель: Формирование знаний о разных видах жилых помещений

Задачи:

1.Познакомить с вариантами квартир.

2. Дать знания о видах отопления, освещения и обстановки в квартирах.

3.Упражнять в умении определять вид своей квартиры, называть виды отопления, освещения и обстановку комнат.

4. Воспитывать желание следить за чистотой жилых помещений.

1




Знание разных видов жилых помещений в городе и селе.


Дидактическая игра «Моя квартира»




Подсобные помещения.


Цель: Формирование знаний о разных видах жилых помещений.

Задачи:

1.Познакомить с разными видами жилых помещений в городе и деревне.

2. Учить понимать и называть значение жилого дома, квартиры, общежития, гостиницы, интерната.

3.Упражнять в узнавании и назывании помещений школы и их назначении.

4.Воспитывать трудолюбие.

1




Знания разных видов подсобных помещений.


Опрос.




Школа.

(экскурсия)

Цель: Формирование знаний о разных видах помещений

Задачи

1.Уточнить знания и познакомить с назначением и интерьером школьных помещений.

2. Экскурсия по школе.

3.Воспитывать правила поведения на перемене.

1




Знания назначений школьных помещений.

Индивидуальные карточки с контрольным заданием «правила поведения в школе»




Виды транспорта.

Цель: Формирование знаний о видах транспорта.

Задачи

1.Закрепить знания о видах транспорта и его назначении.

2. Совершенствовать знания о правилах уличного движения.

3.Закрепить правила поведения на дорогах города.

1




Знание правил уличного движения.

Кроссворд.



Май.


Дата

Тема занятия

Цель, задачи

Кол-во часов по программе

Кол-во часов фактически

Базовые умения

Формы контроля




Поведение в транспорте.

(Экскурсия)

Цель: Формирование культуры поведения в общественных местах.

Задачи

1.Уточнить знания о правилах поведения в общественных местах.

2.Закрепить правила поведения в городском транспорте.

3.Наблюдение за поведением на улице.

4.Воспитывать правила поведения в общественном транспорте.

1




Знания о правилах поведения в общественных местах.

Дидактическая игра «Правила поведения»




Маршрут от школы до дома


Цель: Формирование культуры поведения в общественных местах.

Задачи

1.Уточнить маршрут до школы каждого ребенка (транспорт, время, посадка).

2.Закрепить правила поведения в транспорте.

3. Воспитывать культуру общения.


1




Знания маршрута от школы до дома каждого ребенка (транспорт, время, посадка).

Опрос. Схема -карта.




Итоговое занятие

Цель уточнение знаний.

Задачи:

1.Уточнить знания детей о правилах общения.

2.Уточнить знания по пройденным темам.

3. Воспитывать самостоятельность.

1




Знать правила общения со сверстниками, взрослыми.

Контрольный тест.




«Зачетный урок»


Цель: Проверка знаний детей.

Задачи

1. Выявить знания детей по пройденным темам.

2. Закрепление правил поведения в семье и общественных местах.

1




Знания правил поведения в семье и общественных местах.

Контрольный тест.


Перспективное планирование по социально – бытовой ориентировке 2 класса

Количество учебных часов 34
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации