Семинар для воспитателей и учителей начальных классов в форме круглого стола - файл n1.docx

Семинар для воспитателей и учителей начальных классов в форме круглого стола
Скачать все файлы (28.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx29kb.31.03.2014 19:32скачать

n1.docx

Круглый стол о взаимодействии детского сада и школы по формированию готовности детей к школе.


Программа круглого стола:

  1. Лепестки цветов

Педагоги пишут, что они считают важным в подготовке детей к школе (обсудить).


  1. Игровое упражнение: «Чего ждёт ребёнок от школы и учителей, готовясь, стать первоклассником?»


Угадывание учителями детских желаний. Чьи ответы оказались наиболее близки потребностям детей.


  1. Решение задач и упражнений




  1. Вырезать их газет различные заголовки, раздать каждой группе участников 3-4 заголовка. Задание: составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки и связать его с обсуждаемой проблемой совещания.




  1. Предложить педагогам поговорить о том, какие дети им больше нравятся. Как должны выглядеть супердети? Как должны говорить, какое у них должно быть настроение?


Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши дети стали такими, какими мы их хотели видеть? Чтобы вы делали по-другому? Какие новые слова и фразы появятся в вашей речи? Какое у вас будет настроение? Как вы будете выглядеть?
Приложение 1

Сводная таблица к игровому упражнению: «Чего ждёт ребёнок от школы и учителей, готовясь, стать первоклассником?»

Чего ждёт ребёнок

от школы

от учителей

Научиться писать, читать, буду знать цифры

Хороших оценок

Жду 5 -к

Чтобы учительница хорошо рассказывала

Жду знаний

Жду новых заданий, интересных знаний

Научиться как вести себя на переменах, уроках

Чтобы учительница была

Добра, заботы

Чтобы учила. Чтобы научила, любила всех детей.

Хорошую учительницу

Чтобы была доброй, весёлой заботливой, умной, честной, справедливой, ласковой, нежной

Познакомлюсь с новыми друзьями

Не ругалась, понятно объясняла

Занятий спортом

Что учитель будет задавать вопросы

Чтобы в школе не дрались

Похвалы,

Хорошо покушать

Чтобы красивая была




Боюсь учителя


Из высказываний детей видно. Что дети ждут любого проявления любви и сердечности, доброты, приветливого слова, опекающих действий.


Что есть на Ваш взгляд преемственность с точки зрения детского сада и с позиции школы или точка зрения должна быть одна!?

Приложение 2

Анкета для педагогов


  1. Ф.И.О. ____________________________________________________________

  2. Возраст ____________________________________________________________

  3. Педагогический стаж ________________________________________________

  4. Образовательное учреждение, в котором вы работаете ___________________________________________________________________

  5. Ваше отношение к проблеме преемственности дошкольного и начального школьного образования:

А. заинтересованное;

Б. нейтральное;

В. безразличное;

Г. не задумывалась над этим.

6. Оцените согласованность и перспективность всех компонентов системы непрерывного дошкольного и начального образования для обеспечения преемственности в развитии ребёнка (от 1 до 10 баллов):


Параметр оценки

Баллы

Согласованность целей и задач




Согласованность методов




Согласованность форм организации обучения и воспитания





7. Оцените уровень эффективности взаимодействия сотрудников ДОУ и начальной школы в осуществлении комплексного подхода к преемственности воспитания, обучения и развития дошкольников и младших школьников (от 1 до 10 баллов):


Параметр оценки

Баллы

Преемственность в содержании процесса обучения




Преемственность в стиле взаимодействия детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей




Преемственность предметной среды





8. Назовите основные проблемы в осуществлении преемственности дошкольного и начального школьного образования ____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Каким образом, на Ваш взгляд, можно решить данные проблемы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество
Приложение 3

Анкета для администрации


  1. Ф.И.О. ____________________________________________________________

  2. Возраст ____________________________________________________________

  3. Педагогический стаж ________________________________________________

  4. Образовательное учреждение, в котором вы работаете _____________________________________________________________

  5. Ваше отношение к проблеме преемственности дошкольного и начального школьного образования:

А. заинтересованное;

Б. нейтральное;

В. безразличное;

Г. не задумывалась над этим.

6. В каких документах, обеспечивающих функционирование и развитие Вашего учреждения, отражены вопросы преемственности целей, задач, методов и организационных форм ДОУ и школы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. В чем выражается специфика организации сотрудничества Вашего учреждения со школой:

А. в составлении плана совместной работы;

Б. в диагностике общего развития дошкольников и их мотивация к учебной деятельности;

В. в контроле со стороны администрации по реализации содержания плана.

8. Оцените эффективность деятельности Вашего учреждения (от1 до 10):

А. в обеспечении преемственности в содержании охраны и укрепления здоровья детей ____________

Б. в обеспечении преемственности в создании предметной развивающей среды _________

В. в обеспечении преемственности в содержании процесса обучения ________

Г. в обеспечении преемственности в содержании процесса воспитания ______

Д. в обеспечении преемственности в стиле взаимодействия детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей дошкольников и младших школьников __________

9. С какими трудностями при решении проблемы преемственности дошкольного и начального образования сталкивается Ваше учреждение ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какие пути решения данных проблем могут быть приемлемы для Вашего образовательного учреждения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество


Круглый стол о взаимодействии детского сада и школы по формированию Мотивационной готовности детей к школе
Ведущий круглого стола: Разрешите мне открыть заседание круглого стола. Хотелось бы, чтобы разговор, который состоится сегодня, был конструктивным. Для этого я попытаюсь рассказать о тех проблемах, которые нам очень хотелось бы обсудить.
В условиях детского сада мы стремимся дать детям как можно больше знаний, часто лишая их возможности играть, в ущерб их здоровью. Почему? Да потому что этого требует школа! И что лукавить - родители, начинают готовить ребёнка к школе с первого дня подготовительной группы. И если детский сад останется в стороне от подготовки дошкольника к обучению в школе, то родители поведут малыша во всевозможные частные клубы, кружки, наймут ребенку репетитора.

1. Давайте представим себе такую ситуацию: детский сад не будем выполнять программу, не будем учить дошкольников читать, логически мыслить, не учит детей не задаёт ему сложные задачи и т.п., , а только играем, воспитатели читают детям книги и рассказываю сказки.

- Мнение воспитателей

И вот мы приходим поступать в школу

- Мнение учителей
2. Закончи фразу:

- С поступлением ребёнка в школу я мечтаю, чтобы ….

- С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится …..

- Когда ребёнок боится идти в школу, для меня это значит ….

- В моём понимании хорошо учиться в школе это ….

- Готовность своего ребёнка к школе я оцениваю по ….
Вопрос учителям: В чем  же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

Мы услышали ваше мнение, а как вы думаете, а чему же готовить детей в детском саду?
3. Упражнение
Однако получается интересная вещь: ребенок пришел в школу и первые 1-2 четверти повторяет то, что уже проходил в детском саду! Естественно у него пропадает интерес к обучению! Когда же начинается новый материал, то он усваивает его с трудом! Ведь малыш уже понял, что учение ему дается легко, многое он помнит из детского сада и вдруг проблема! Психологически ребенок к ним не готов

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного детства к школьному считается наиболее сложным и уязвимым.

Достижение психологической готовности ребёнка-дошкольника к поступлению в школу было и остаётся важной практической задачей детского сада.

Говоря о готовности воспитанников к школе, мы подразумеваем психологическую готовность к школьному обучению.
Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3. формирование опыта учебной деятельности.
4. Нами был проведён тест по мотивации Результаты теста
5. Как же психологически подготовить ребенка к школе? Что должно быть сформировано у ребёнка, поступающего в школу?

Мнение учителей, воспитателей

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Поэтому перед нами остро стоит задача в формировании мотивации к обучению и получению новых знаний. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей не велико, они вызывают особую тревогу.
6. На успешность в школьном обучении влияют такие личностные особенности как: тревожность, эмоциональная возбудимость, утомляемость, демостративность. Как быть с этими особенностями?
4. Педагогический тренинг
Упражнение "Ребенок"
Цель упражнения: формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям.
Группа участников рассаживается по кругу и поочередно каждый из них дает определение слова "ребенок" (ученик младших классов). Начало первого предложения обязательно включает такие слова: "Ребенок - это ..." Далее каждый оканчивает предложение так, как сочтет нужным.
При обсуждении психолог акцентирует внимание группы на позитивных определениях.
Упражнение "Встреча"
Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование "комплекса детскости" *
Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними. После успокаивающих слов: "Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут" психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: "Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок - вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру".
Общее обсуждение базируется на следующих опорных вопросах: "Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем воображении"; "Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?"; "Опишите ваши переживания и впечатления".


* "Комплекс детскости"  - способность взрослого человека представить себя  ребенком и почувствовать яркость детского восприятия   мира

приложение 1

Тест Мотивационная готовность
Тест для детей (диагностирующий внутреннюю позицию школьника по Т.Д. Марцинковской). Ребенку предлагается выбрать один из вариантов поведения. «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше».
Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.

1.  Если бы было две школы: одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты хотел бы учиться?

2.   Если бы было две школы: одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и без всяких уроков, то в какой из них ты хотел бы учиться?

3.   Если бы было две школы: в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой бы сладости и игрушки, то в какой из них ты хотел бы учиться?

4.     Если бы было две школы: в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты хотел бы учиться?

5.  Если бы было две школы: в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты хотел бы учиться?

6.   Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы ее заменить или другой учительницей, или мамой, то кого бы ты выбрал?

7.  Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», то согласился бы ты с таким предложением?

8.   Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», то согласился бы ты с таким предложением?

9.   Если бы соседский мальчик спросил тебя: «Что тебе больше всего нравится в школе?», то что бы ты ответил ему?

Оценка ответов
1 балл - за правильный ответ;
0 баллов - за неправильный.

Результат. Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.

Если ребенок набрал 5 баллов и больше, то внутренняя позиция считается сформированной.

Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у него мотивационной готовности к школе.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации