Вишниченко В.Г. История становления и развития информационных процессов в современном Казахстане - файл n1.doc

Вишниченко В.Г. История становления и развития информационных процессов в современном Казахстане
Скачать все файлы (252.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc253kb.31.03.2014 19:32скачать

n1.doc

  1   2   3



УДК 94 (574).084.91 На правах рукописи
ВИШНИЧЕНКО ВАЛЕРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ


История становления и развития

информационных процессов в современном Казахстане

07.00.02 – Отечественная история

(История Республики Казахстан)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Республика Казахстан

Алматы, 2010
Работа выполнена в отделе современной истории и научной информации Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор Мажитов С.Ф.


Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Ташенев М.Ж.
кандидат исторических наук

Жубанышов Б.Т.


Ведущая организация: Университет «Кайнар»


Защита состоится «30» сентября 2010 г. в 14.30 час. на заседании диссертационного совета ОД 53.33.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) исторических наук при Институте истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по адресу: 050100, г. Алматы, ул. Курмангазы, 29.
С диссертацией можно ознакомиться в рукописном фонде Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Автореферат разослан «28» августа 2010 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор исторических наук А.Т. Капаева

ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работы. Обращение к проблеме истории развития информационных процессов в современном Казахстане требует новых научных подходов. В диссертации рассмотрен широкий круг актуальных вопросов формирования информационной состоятельности республики в период независимости.

Актуальность темы исследования. Республика Казахстан находится на этапе новой социально-экономической модернизации и политической демократизации. В качестве важнейшего приоритета выдвинута задача вхождения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира. Страна вышла на новую ступень развития и осознания своего места и роли в современном мире благодаря устойчивому росту экономики, стабильности политической системы, гражданскому миру и межэтническому согласию. Новейшая история государства впервые пишется самими казахстанцами и как новое независимое государство мы не только оказались лицом к лицу перед вызовом времени, но и стали непосредственными участниками и исполнителями этих фундаментальных изменений [1].

Глубина и масштабность задачи вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, поставленной перед республикой самой жизнью, высокий динамизм происходящих в стране социально-экономических и общественно-политических преобразований диктуют настоятельную необходимость эффективного функционирования основных политических институтов государства. Реальная политика и в центре, и на местах должна формироваться на строго научной основе, а принятие управленческих решений - носить согласованный опережающий характер. Добиться этого невозможно без информационного инструментария как неотъемлемого элемента эффективного функционирования общества.

Без информационных связей невозможно существование социальной системы, т.к. процесс ее зарождения, становления и развития тесно связан с необходимостью «сцепления» между ее элементами, координацией их действий для успешной деятельности всей совокупности частей, каждая из которых зависима, как между собой, так и всей общности в целом [2]. Без информационного обмена нельзя себе представить весь процесс взаимоотношения и взаимодействия всех составных компонентов.

Включенная в управленческий труд информация всегда социальна, информационные связи способствуют объединению людей для достижения определенных целей, программных изменений в общественном устройстве. Очевидно, что успешное функционирование и политических институтов государства, управление различными сферами общественной жизни возможны лишь на пути всестороннего повышения правовой и политической ориентированности людей, создании рационального организованного информационного общения, обмена накопленными знаниями, ценностями культуры и искусства. Несбалансированность информации дисбалансирует социальное поведение людей. В период продолжающегося поиска собственной модели развития Казахстана в условиях стремительно меняющегося и усложняющегося мира подобное положение вещей особенно недопустимо. Совершенно очевидно, что осуществить намеченные сложные преобразования в Республике Казахстан силами только органов власти и управления не только сложно, но и невозможно. Поставленной цели можно достичь, лишь подключив к ее реализации все общество. А для этого необходимо вести с народом постоянный, честный и конструктивный диалог, широко и всесторонне информировать население о планах Президента, Правительства, Парламента, органов исполнительной и представительной власти на местах.

Таким образом, сегодня создание эффективно работающего информационного аппарата становится стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обуславливающим его способность к успешному развитию, поэтому важно быстрее переходить к этапу его широкого практического применения. Из всего этого следует большая значимость как в теоретическом, так и в практическом плане разрабатываемой проблемы.

Степень изученности проблемы. Философское и конкретно-научное осмысление информации и, тем более, значимости информационной стратегии и ее роли в политическом и социально-экономическом развитии Республики Казахстан - дело, главным образом, лишь последних десятилетий. Именно это и предопределяет историографию исследуемой проблемы.

Важные положения по утверждению принципов построения информационной работы политической организации содержатся в трудах
К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Именно они доказали, что политическая организация не может успешно действовать, если будет нарушен постоянный живой канал прямой и обратной связи между частями и целым единого политического организма. Впервые обосновав необходимость постановки информационной работы для успешной деятельности политической организации, они в этой области обозначили и ряд методологических принципов и подходов, а также показали некоторые пути ее практического совершенствования. Однако, при этом следует подчеркнуть, что ими не ставилась и, соответственно, не была реализована задача создания целостной концепции построения информационной работы в политической организации. Историография проблемы постановки и функционирования партийной информации основательно изложена в монографии А.Д. Чернева «Партийная информация. Вопросы истории и теории». Определенный интерес в плане обоснования неразрывности и взаимозависимости политических процессов, управления и функционирования информации представляют работы
Р.Г. Яновского (1990 г.), В.В. Шинкаренко (1986 г.), А.А. Дегтярева (1996 г.).

С целью изучения самого феномена, каким, бесспорно, является информация, лежащая в основе так называемого «информационного взрыва», автором были изучены работы ряда ученых, исследователей ближнего и дальнего зарубежья. В частности труды и научные статьи Н.М. Амосова,
И.Б. Новика, А.И. Берга, З. Цацковского, А.Д. Урсула, Д.И. Дубровского,
В.В. Вержбицкого, А.М. Коршунова.

Большой интерес в плане исторического анализа развития информационных процессов представляет работа А.П. Суханова «Мир информации», в которой автор, рассматривая информационные процессы как следствие развития материи и связанного с ней развития процессов отражения, дал обстоятельный обзор зарождения, становления и развития информационных связей в окружающем нас мире [3].

Изучая эти и некоторые другие работы по проблемам информации, убеждаешься, что далеко не все в них бесспорно и точно отражает существо изучаемой проблемы. Нет устоявшейся системы понятий и категорий. И до настоящего времени не создана терминологическая традиция данной проблемы. Крайне слабо разработан понятийный аппарат. Не выработано общепризнанного определения понятия «информация», и некоторые авторы насчитывают до сотни таких определений. Более того, даже в изданных в последние годы достаточно обстоятельных и полных энциклопедических справочниках отсутствует определение понятия «информационный аппарат». Нет его и в разработанной и утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 16 марта 2001 года Государственной программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан. У исследователей нет однозначного мнения о взаимосвязи и взаимозависимости этих понятий. Отсутствует и преемственность в рассмотрении различных сторон исследуемой проблемы.

Новым этапом в осмыслении происходящих информационных процессов, роли и назначения информации, информационного аппарата в управленческом процессе и на пути создания единого информационного общества являются обстоятельные определения понятий «информационное общество», «массовая коммуникация» в ряде академических изданий. В них подчеркивается, что тенденции развития в сфере информации позволяют предположить, что со временем политическая власть, в которой будет представлено большинство, благодаря концентрации информации, будет осуществляться через усиление исполнительной власти при уменьшении реальной власти «политиков на трибуне» и выборных представителей.

Число работ отечественных авторов, в комплексе исследующих роль и назначение информационных процессов в деятельности политических и общественных институтов суверенного государства отражены в работах отечественных авторов незначительно. И в этом нет ничьей вины, поскольку собственно сам информационный инструментарий государства после обретения республикой независимости лишь создается. В определенной мере позволяют восполнить этот пробел аналитические и публицистические статьи и монографии Л. Байдельдинова (1992 г.), Н. Колинко (1994 г.), Ж. Бекболатулы (1995 г.), А. Губанова (1995 г.), Б. Шаймерденова (1996 г.), А. Тажиева (1996 г.),
М. Аренова (1998 г.), А. Исингарина (1998 г.), И. Кубасовой (1998 г.),
А. Сарсенбаева (1998 г.), А. Баиманкулова (1998 г.), Е. Бабакумарова (1999 г.),
А. Шоманова (1999 г.), М. Машанова (1999 г.), О. Дымова (1999 г.),
Е. Ертысбаева (2001 г.), М. Кул-Мухаммеда (2003 г.), Ж. Алиева (2005 г.),
С. Дьяченко (2006 г.), Е. Алиярова (2006 г.), А. Бижанова (2007 г.) и др.

Сегодня повышается спрос на научно выверенную информацию, поэтому появляются мультимедийные продукты по различным историческим сюжетам. Авторы первых мультимедиа исторических изданий С.Ф. Мажитов,
Ж.Б. Абылхожин, Б.М. Сужиков, С.А. Жакишева, К.Ш. Алимгазинов и др., в значительном росте информационных технологий и их оптимальном внедрении в научно-образовательную систему видят пространство для профессиональной и практической деятельности «компьютеризированного» историка [4].

В контексте исследуемой темы защищен ряд диссертаций. В исследовании Г.Т. Каримовой изучен позитивный международный опыт формирования и функционирования информационно-коммуникационного рынка высоких технологий в системе управления. Определены направления организационно-экономического механизма и нормативно-правового регулирования информационно-коммуникационного рынка. М.А. Шакенов рассмотрел явления прямого правового воздействия и правового регулирования в информационном пространстве. В качестве результата – определяется наличие механизма информационно-правового регулирования и присутствие у него своеобразных особенностей. Актуальные вопросы с точки зрения современного мирового прогресса исследованы в диссертации А.С. Акшулаковой «Информационная безопасность Республики Казахстан». Автор выявила влияние общественного прогресса на состояние и динамику системы национальной безопасности государства. Доказала необходимость совершенствования договорных механизмов коллективной информационной безопасности, сделала попытку раскрыть особенности и недостатки международного сотрудничества РК в области предупреждения угроз информационной безопасности. В работе аргументированы внешнеполитические позиции Казахстана в области формирования и дальнейшего развития региональных систем информационной безопасности в рамках интеграции со специальными международными, европейскими и азиатскими институциональными структурами. Близка к теме данного исследования научная работа Р.А. Бигаринова «Разработка информационной системы поддержки принятия решений в государственных органах». Диссертант попытался систематизировать инструментальный программный комплекс, позволяющий автоматизировать процесс принятия решений в государственных органах.

Таким образом, историографический обзор позволяет сделать вывод о том, что до сих пор рассматривались лишь отдельные аспекты исследуемой проблемы. Специального исследования, посвященного истории становления и развития информационных процессов в суверенном Казахстане еще не было. Поэтому, на наш взгляд, данная проблема нуждается в дальнейшей разработке.

Цель и задачи исследования. Актуальность и недостаточная разработанность данной темы определили цель настоящего исследования – изучение истории становления и развития информационных процессов в Республике Казахстан со дня обретения страной суверенитета.

Исходя из этого, автор стремился решить следующие задачи:

- дать комплексный исторический анализ развития информационных процессов современного Казахстана;

- исследовать историческую роль и обозначить основные вехи становления информационных процессов в республике;

- обобщить опыт работы информационной сферы Казахстана в современный период;

- на основе критического анализа сделать научные выводы проводимой информационной работы на республиканском уровне и показать пути совершенствования информационных процессов в Республике Казахстан;

- обозначить основные приоритеты дальнейшего развития информационных процессов на качественно новом этапе развития страны.

Объектом изучения являются информационные процессы в современном Казахстане.

Предмет исследования - исторические и социально-политические этапы становления информационного общества в республике.

Источниковая база исследования. Анализ исторических, социально-экономических и политических особенностей становления и развития информационных процессов, имеющих место в Республике Казахстан, в настоящей работе осуществлен на основе комплекса источников.

Важнейшими источниками по исследованию данной темы послужили законодательные акты советского периода, Указы Президента и постановления Правительства Республики Казахстан по вопросам политической, экономической, социальной и национальной политики. Первостепенными источниками по изучению истории становления информационных процессов в современном Казахстане являются «Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан» и «Ведомости Парламента Республики Казахстан», где сосредоточены важные государственные документы, принятые с 1991 года по настоящее время.

Официальный сайт Президента РК отражает документальную хронику деятельности Президента РК, содержит обширную источниковую и документальную базу по истории суверенного Казахстана: история РК (1991-2010 гг.); информационно-аналитическое освещение внутренних и внешнеполитических событий; указы, распоряжения, законы Президента РК; материалы совещаний, заседаний, встреч; источники эпистолярного жанра, в т.ч. электронная корреспонденция (2005-2010 гг.), а также книги, тексты выступлений, речей, ежегодных посланий народу Казахстана (1997-2010 гг.).

Источниковую ценность представляют документы о деятельности Парламента РК на официальном ресурсе: тексты законодательных актов (1996-2010 гг.), хроника деятельности (2006-2010 гг.) и др.; материалы центральных и местных исполнительных органов РК за период с 2003 по 2010 гг. на официальном портале Правительства РК, выступления Премьер-Министра РК, членов Правительства, постановления и распоряжения, государственные программы, национальные стратегии развития и др.

Значительный массив по развитию информационных процессов современного периода исследован по материалам текущих архивов Администрации Президента Республики Казахстан Министерства культуры и информации Республики Казахстан.

Для более полного и разностороннего рассмотрения темы использовались региональные документы текущих архивов аппаратов акима Костанайской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Актюбинской, Северо-Казахстанской и других областей республики. Из них были извлечены материалы по специфике региональных информационных процессов.

Важную источниковую базу диссертации составляют архивные документы о постановке информационной работы в республике. Большинство из них впервые вводятся в научный оборот. В первую очередь, отметим документы Центрального Государственного архива Республики Казахстан: фонд 141 - Казахское Центральное правление профессионального союза работников просвещения СССР, где отложились документы о проводимой работе по ликвидации неграмотности в крае, а также по разработке системы учета и отчетности всех органов просвещения и концентрации информации в одном месте. В фонде 81 - Народный комиссариат просвещения Казахской ССР (1920-1936 гг.) сосредоточены материалы о работе губернских отделов народного образования.

Различные материалы по вопросам исследуемой темы содержатся в Архиве Президента РК. В фондах 139 и 708 содержатся постановления и резолюции съездов, конференций и пленумов партии, в которых, так или иначе, затрагиваются вопросы социально-экономического и информационного развития Казахстана. В фондах 5-Н и 5-Н (продолжение) собраны указы Президента и постановления Правительства Республики Казахстан за 1992 год, аналогичные документы за 1993 год, касающиеся становления и развития средств массовой информации и телекоммуникаций Республики Казахстан, развития информационных связей в призме взаимоотношений власти и общества.

С точки зрения исследуемой проблемы автором также было изучено около 40 периодических изданий, в том числе: «Полис. Политические исследования», «Социально-политические науки», «Вопросы философии», «Философские науки», «Ақиқат», «Мысль», «Байтерек», «Достық - Дружба», «Саясат. Политика», «Саясат-Policy», «Коммунист», «Транзитная экономика», «Президентский контроль», «Правительственный вестник».

При написании работы были также использованы разнообразные справочные издания, словари и энциклопедии, содержащие разнообразную информацию, которые являются самостоятельным видом источников, а также материалы газет «Казахстанская правда», «Страна и мир», «Советы Казахстана», «Вести Казахстана», «Panorama», «Российская Федерация», городские и районные газеты. Ценность их заключается в том, что наряду с государственными документами в них публиковались сведения, которые трудно извлечь из других источников: о структуре информационной системы, важности обмена и публичности любой информации, влиянии особенностей реформирования казахстанского общества на информационные процессы.

Системный анализ всех групп источников позволил достаточно основательно и всесторонне исследовать изучаемую проблему.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Для формирования новой системы знаний исключительное значение имеют методология, приемы и принципы научного исследования. Основным методологическим принципом настоящего исследования выступает принцип историзма и научной объективности. Развитие информационных процессов изучается в рамках исторического развития. При этом была выполнена задача определения закономерностей, новшеств и факторов изменения информационного пространства. Основными общеисторическими методами при исследовании являются: историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, которые составляют основу исторического исследования информационных процессов.

С целью решения поставленных задач применялся принцип сочетания проблемного подхода с хронологической последовательностью изложения.
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации