Нашествие персидских войск на Элладу. 5 класс - файл n1.docx

Нашествие персидских войск на Элладу. 5 класс
Скачать все файлы (400.7 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx401kb.31.03.2014 19:25скачать

n1.docx

Конспект урока по истории Древнего мира

5 класс

Учитель: Тальков С.В.

Тема: Нашествие персидских войск на Элладу

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Программное содержание: Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков.

Цель: ознакомить учащихся с основным материалом урока

Задачи:

  1. проследить, как шла подготовка к вторжению со стороны греков и персов;

  2. ознакомить учащихся с боем у Фермопил;

  3. ознакомить учащихся с реформами с Саламинским сражением;

  4. выявить причины победы греков в войне;

  5. побудить учащихся к рассуждению и аргументированию своей точки зрения;

  6. продолжить развитие ориентации учеников во времени;

  7. продолжить развитие навыков работы с картой;

  8. воспитать на примере греков ценность мужества, героизма, воинского долга.

Основные даты: 480г. до н.э.

Основные понятия: триера.

Основные имена: Фемистокл, Ксеркс, Леонид

Оборудование урока: карта Древней Греции, греко – персидских войн, лента времени, дата 480г. до н.э. на листе

План изучения нового материала:

  1. Подготовка эллинов к новой войне.

  2. Вторжение персов в Элладу.

  3. Бои в Фермопильском ущелье.

  4. Саламинское сражение.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие

Отметка присутствующих

Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности)

Подготовка к работе: запись числа в тетрадь, позитивный настрой на урок

  1. Повторение изученного, проверка домашнего задания

А) дидактические карточки

Б) работа с картой:

- Покажите направление движения войск Дария.

- Покажите г.Афины, Марафон, Платеи, Милет, Спарту

В) Контрольная беседа:

- Чем в военном отношении персы, высадившиеся у Марафона, превосходили греков, почему, несмотря на это греки победили?

- С какой целью Мильтиад поставил сильные отряды воинов по краям фаланги?
- Сколько километров должен был пробежать гонец, чтобы сообщить радостную весть афинянам? Какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского юноши?

- Какая угроза нависла над Грецией в начале V в. до н.э.?

- Сколько лет назад произошла Марафонская битва?


  1. Постановка учебной задачи

Вступительное слово учителя:

Греки одержали великую победу над персами в Марафонском сражении. Неужели персы успокоились и забыли о планах завоевания Европы. По самолюбию персов был нанесен сильный удар, и они не могли не взять реванша. Обе стороны готовились к началу новой войны, еще более страшной.

Главный вопрос: Как греки смогли победить в войне?


  1. Изучение нового материала

1) Подготовка эллинов к новой войне.

Сюжетное повествование с использованием карты:

В 480г. до н.э. выдвинулся в Афинах умный и энергичный человек по имени Фемистокл. Он знал, что персы попытаются вновь атаковать Элладу. Он обратился к гражданам с требованием объединения полюсов для борьбы с врагом. Он ездил по городам и военный союз был создан. Объединились Афинское, Спартанское и другие государства, всего 31. Эти государства обозначены Розовым цветом на карте греко – персидских войн. Командование объединенным войском поручили спартанцам, как самым опытным и лучшим воинам.

Фемистокл убедил жителей в необходимости создания военного флота. Деньги решили взять из серебряных рудников на юге Аттики. Было построено 200 кораблей – триер.

Работа с понятием с использованием наглядного материала:

Триера была мелкосидящим кораблем с тремя рядами весел. Паруса обычно убирались во время боя. Весла рабам не доверяли, гребцами были бедные люди. Триера развивала большую скорость (18км в час), была подвижна, способна делать резкие повороты, проходить через узкие проливы, не сев на мель и не задев подводных камней. Кроме капитана и рулевого, важную роль на корабле играл и начальник гребцов, флейтист.

- Зачем нужен был флейтист?

Было два способа ведения морского боя триерой: Удар бивнем – подводным металлическим бивнем наносился удар по борту вражеского корабля; Проплыв вдоль вражеского борта – триера проплывала мимо вплотную к вражескому борту и ломала весла на корабле противника.

2) Вторжение персов в Элладу.

Сюжетное повествование с использованием карты:

Через десять лет персы вновь начали наступление. В каком году это произошло?

Из города Сарды выступила армия нового персидского царя Ксеркса. Многочисленные солдаты Ксеркса шли неохотно, почему?
Армия подошла к проливу между Европой и Азией. По приказу было построено несколько мостов, но сильная буря уничтожила мосты. Тогда царь казнил строителей мостов и велел иссечь море кнутами.

- Почему Ксеркс высек море? Какие верования и представления о собственной власти отразились в этом поступке?

По приказу царя был наведен новый мост. Далее войско двинулось по европейскому побережью, а вдоль берега шел флот. Персидские суда были тяжелыми и неповоротливыми, приспособлены для плавания в открытом море. Греки решили дать бой на Фермопильском ущелье.

3) Бои в Фермопильском ущелье.

- Почему именно в Фермопильском ущелье греки решили дать захватчикам бой?

Сплошное чтение:

Теперь вы сами прочтете.

- Почему персы сразу не смогли уничтожить спартанцев в ущелье?

- Какой подвиг совершил царь Леонид?

Кроме этого, спартанцы Леонида смогли прикрыть отход основных греческих сил, не дали погибнуть всей армии, пожертвовав собой.

4) Саламинское сражение.

Сюжетное повествование:

После того, как персы вторглись в Среднюю Грецию, Фемистокл стал убеждать афинян покинуть город и найти убежище на о. Саламин. Но жители не хотели покидать свои дома. Тогда Фемистокл пошел на хитрость. В храме на Акрополе жила священная змея, которая почиталась как воплощение богини Афины. Внезапно змея исчезла, жрецы объявили народу, что богиня решила покинуть город, и призывает к бегству из города. В те же дни стало известно предсказание Дельфийского оракула о том, что «погибнет все и только деревянные стены смогут защитить афинян и их детей». Фемистокл истолковал, что деревянные стены – борта кораблей, которые спасут афинян.

Сплошное чтение:
- Куда настаивали отвести флот спартанские начальники? Зачем?

- Какой тип морского боя описан в поэме Эсхила?

- Почему битву выиграли греки?

- Какие последствия имела битва, ее значение?

Сюжетное повествование:

Саламинская битва стала решающей в ходе греко – персидских войн. Сухопутную армию разгромили в битве при Платеях. Персы покинули Грецию.

Рассуждение с использованием схемы и исторического портрета:

Теперь нужно выяснить причины победы греков.

- Для чего был создан военный союз греков? Какое он имел значение?


Первая причина – греки смогли объединиться и вобрали все свои лучшие качества для победы.

- Почему персидские воины шли в бой с неохотой?


- Какие еще преимущества были у греков, если они сражались за свою землю?


- Взгляните на картину, какое преимущество у греческого воина перед персидскими?

- Как называлось греческое построение, тесными сомкнутыми рядами? Каково его преимущество?

- Какая форма правления в Персидском государстве?

- Какая форма правления в Афинах и в большинстве греческих государств?

- Какое преимущество демократии?

Теперь занесем все причины в схему.


Причины победы




Объединение греков в военный союз

демократия



Знание местности

Преимущества фаланги




Лучшее вооружение и доспехи

Преимущество триер



Патриотизм, греки защищали свою землю



  1. Первичное повторение

Повторительно – обобщающая беседа:

- В каком году началось вторжение Ксеркса?

- Как называлось греческое военное судно?

- Кто решил создать военный союз?

- Как звали царя, который остался в Фермопильском проходе вместе с трестами спартанцами?

- У какого острова произошла решающая морская битва?

- Какое последнее крупное сражение на территории Греции произошло после Саламинского сражения?

- Перечислите причины победы греков в войне?

Вывод: теперь мы знаем, какие были причины победы. Греки отстояли свою независимость, и им суждено было сохранить величайшую культуру Древности.


  1. Подведение итогов урока

Общая характеристика познавательной деятельности учащихся, содержательная оценка и выставление отметок


Приветствуют стоя

Дежурный

Пройти по рядам

На доске число

4 – 6 человек

1-2 человека у доски, остальные по атласу.

У персов более крупное войско и флот, преимущество в коннице.

Чтобы не дать персам возможность обхода конницей в тыл.

Около 40км. Марафонский бег.

Угроза порабощения.

2498.

roger1.gif

Для поддержания ритма.

480 г. до н.э.

Они воевали не за свой народ, воины покоренных персами народов.

Пытался одолеть стихию, показать, что он выше природы.

С одной стороны фланги греков защищали отвесные скалы, с другой – море.

Ученики читают про себя. С.163 – 164.

Хорошие доспехи воина защищали от атак, теснота Фермопил не позволяла применить все войско.

Мужественно защищал проход.

Ученики читают текст на С.164 – 165.

К Коринфскому перешейку для защиты Спарты.

Удар бивнем.

Более маневренные и легкие греческие суда лучше действовали на мелководье в проливе, удар бивнем и проплыв вдоль борта – совершенно новые способы ведения морского боя.

Это был коренной перелом в войне. Персы не могли пополнять свою армию продовольствием, фуражом, пополнением.

img060201-19.jpg

Для общей обороны. Только объединив все усилия, эллины смогли одержать победу, забыв про вражду.

Они сражались не за свою землю, армия была пестрая по составу.

Греки знали местность.

img060201-17.jpg

bessmivi.gif

Более мощное вооружение и доспехи.

Фаланга. Тесные ряды образовывали монолитный кулак, который сложно прорвать.

Деспотизм.

Демократия.

Граждане ощущали себя свободными, участвовали в государственных делах, коллективно принимали решения.

Ученики фиксируют схему в тетрадь, участвуют в ее заполнении.

Фронтальный опрос

В 480г. до н.э.

Триера

Фемистокл

Царь Леонид

Саламин

Платеи

Запись д/з в тетрадь:

Параграф 35





УМК

Учебник: Вигасин А.А. Годер Г.И. Свеницкая И.С. История древнего мира: учебник для 5 класса. Просвещение 1997.

Методическое пособие: Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 класс: пособие для учителя. Просвещение 2003.

Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира. Экзамен 2006.

Приложение:

img060201-17.jpgroger1.gifimg060201-19.jpgbessmivi.gif

1- Спартанский воин; 2- Греческая триера; 3- Саламинское сражение;

4- Персидские воины

Дидактические карточки (6 шт.):

  1. В каком году произошла Марафонская битва?______________

  2. Какой город оказал помощь Афинам?_____________________

  3. Назовите царя, который повел персидское войско на Грецию?

_________________

  1. Греческий военачальник, которого избирает народное собрание___________

  2. Греческое военное построение_________________

  3. Греческий тяжеловооруженный пехотинец_____________________



Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации