Михайлина М.Ю., Павлова М.А., Фролова С.В. (ред.). Основы здорового образа жизни - файл n1.doc

Михайлина М.Ю., Павлова М.А., Фролова С.В. (ред.). Основы здорового образа жизни
Скачать все файлы (901.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc902kb.31.03.2014 18:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

_
Данный файл получен с сайта Маргариты Павловой «Здоровая школа»: http://health.best-host.ru

Ссылка для обратной связи:

http://health.best-host.ru/meco.php
_________________________________________________________


ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ

Программа для 10 -11 классов

общеобразовательных учреждений

Рекомендации для учителя



Рекомендовано экспертным научно-методическим советом

министерства образования Саратовской области

Саратов 2003

ББК 51.204.0

Л.88

Основы здорового образа жизни: Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. и перераб./ Под. ред. М.Ю. Михайлина., М.А. Павлова., С.В. Фролова. Саратов, Изд-во "Научная книга", ул. Московская, 35

Авторы -составители:

О.П. Аккузина., Т.В. Кобзева., М.В. Лысогорская.,

М.Ю. Михайлина, М.М. Орлова, М.А. Павлова,

Л.П. Потапова., Н.П. Смирнова, М.А. Тяпкина,

Л.Е. Федкулина, С.В. Фролова.



Редакционная коллегия:

М.Ю. Михайлина., М.А. Павлова – ответственный редактор.,

С.В. Фролова.

Рецензенты:

Тугушев Р.Х.


- кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Саратовского государственного университета.

Ярская - Смирнова Е.Р.

- доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы Саратовского государственного технического университета.

ISBN 5-93888-428-4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема здоровья населения России, а в частности, здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным и региональным законами «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», другими нормативными правовыми актами, определяющими роль родителей, школы, самих учащихся в сохранении и укреплении их здоровья.

Потребность введения в образовательные учреждения области курса «Основы здорового образа жизни» продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья школьников. Вследствие этого, одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

В условиях сегодняшнего дня реализация региональной программы «Основы здорового образа жизни» является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья населения. Гигиеническое обучение и воспитание школьников, привитие им норм и навыков здорового образа жизни должны носить комплексный и непрерывный характер, пробуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на:

Предложенная программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни в период с 3-х до 17-ти лет и призвана, позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему отношений к образу жизни, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков по формированию потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными; рационального питания и других способов самосовершенствования. Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.

Программа предусматривает совместные занятия родителей с детьми. Для этого в образовательном учреждении должна быть организованна системная работа с родительским коллективом, родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подрастающего поколения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Возраст от 15 до 18 лет в современной периодизации принято считать периодом ранней юности. Физическое и психическое развитие в раннем юношеском возрасте характеризуется гармонизацией, в отличие от подросткового, основной чертой которого была неравномерность или гетерохронность.

Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности, единства, открытие собственного «Я». Формирующим видом деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему при нормальной линии развития старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. С одной стороны, это придает данному возрасту романтизм, с другой стороны, может порождать опасения, касающиеся собственной реализации в будущем.

Юность – пора становления мировоззрения. Можно сказать, что для этого созрели все предпосылки: и сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, и достигнута психологическая эмансипация, и приближается социальная зрелость.

Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Приобретение знаний связывается и с построением планов на будущее. Происходит экспериментирование – активный поиск себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, эмоции сменяются от экзальтации к депрессии. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние «Я». Повышается сензитивность к внешней оценке своей внешности и своих способностей. Хотя способы выражения эмоций расширились и стали более контролируемыми. При переходе к юности улучшается коммуникативность, самостоятельность, уравновешенность, саморегуляция.

Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо межличностное общение со сверстниками, но, если у подростков оно носило поверхностный и экстенсивный характер («чем шире сфера общения, тем лучше»), то теперь оно приобрело более интенсивный, глубинный характер. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе «Я». Поиски друга, любви могут придавать немало волнений и переживаний этому возрасту.

Происходит перестройка взаимоотношений со взрослыми, на которые влияют образовательный уровень родителей, характер отношений в семье, стиль отношений юноши и родителей. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

Данные психологические особенности и ведущие потребности раннего юношеского возраста учитывались при составлении курса по основам здорового образа жизни для старшеклассников.

ПРОГРАММА ДЛЯ 10 - 11 КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

О.П. Аккузина., Т.В. Кобзева., М.В. Лысогорская., М.Ю. Михайлина., М.М. Орлова., М.А. Павлова., Л.П. Потапова., Н.П. Смирнова., М.А. Тяпкина., С.В. Фролова.

10 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа)

«СВОБОДА И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ В МИРЕ»

Мировоззренческий блок (8 часов)

Самотождественность. Свобода и ответственность. Возможности и границы самоактуализации. Что значит быть самим собой? Внешняя и внутренняя, субъективная и объективная свобода. Свобода мыслей и чувств. Свобода желаний. Собственное мнение как фактор внутренней свободы. Независимость и конформизм. Самостоятельность, уверенность в себе и принятие решений. Осознание личностной ответственности за свои жизненные выборы.

Я и Другой. Общение «субъект-объект» и «субъект-субъект». Мировоззрение и успешность в общении. Взаимозависимость и взаимообусловленность в мире. Уважение собственной индивидуальности и собственных прав. Уважение прав другого. Принцип ненанесения вреда. Понятие толерантной и интолерантной личности.

Тенденции сохранения и развития. Жизнь как самоисследование и самоизменение. Базовые потребности сохранения и развития. Два уровня адаптации: приспособление и изменение среды. Потребность развития как основа творчества и созидания. Страх развития своих способностей. Мотивация достижения и мотивация избегания неуспеха. Расширение и углубление жизненного пространства человека. Понятия саморазвития, эгоизма и альтруизма. Искусство ставить цели. Внутренние возможности изменения жизненных сценариев: самоисследование, самонаблюдение, истинность желаний, активная жизненная позиция.

Психологический блок (8 часов)

Что такое «личность»? Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность». Как формируются наши потребности, интересы, склонности, способности. Темперамент и характер. Особенности моего характера. Методики «Самооценка черт характера», определение «точки наименьшего сопротивления» в характере.

Эмоциональный мир подростка. Самопознание и саморегуляция. Богатство эмоционального мира. Физиологическая основа эмоций. Внешнее выражение эмоций. Что такое аффекты и страсти. «Я переживаю стресс». Способы совладания со стрессом. Техники расслабления. Приемы саморегуляции

Кризисные состояния и успешность переживания. Кризисная ситуация как возможность саморазвития. Стратегии преодоления кризисных ситуаций: преобразующие, адаптивные, защитные техники, самопоражающие стратегии (алкоголизм, наркомания, суицид). Ситуации учебной и внеучебной деятельности. Как успешно сдать экзамен. Новенький в классе.

Гений общения: как понять другого. Мой круг общения. Общение в группах- больших и малых. Давление групповых норм. Конформность, устойчивость, внушаемость. Правила доверительного общения. Способы самоанализа и самокоррекции в сфере общения. Ссоры в семье. Причины, «безопасные» стратегии поведения. Техники эффективного слушания и высказывания.

Думая о будущем : проблемы целеполагания и жизненной перспективы. Я- реальное. Я- идеальное. Преодоление страха перед любым целеполаганием. Искусство достигать и искусство побеждать. Письмо в будущее. Проект «Я в будущем» (самопрезентация). Построение жизненных целей и планов.

Правовой блок (6 часов)

Конституция РФ. Уголовное право (Уголовный кодекс). Преступление, состав преступления, стадии совершения преступления, классификация преступлений; обстоятельства, исключающие преступные деяния. Виды преступлений. Преступления против личности, преступления против несовершеннолетних. Несовершеннолетние преступники.

Наказание. Виды наказаний. Освобождение от наказания. Виды мест лишения свободы. Судимость. Правоохранительные органы. Уголовный процесс.

Семьеведческий блок (6 часов)

Выбор супруга. Критерии: выбор супруга как определяющий фактор счастливого брака. Факторы, обуславливающие трудности и ошибки выбора: неверные взгляды и установки в отношении семьи, незнание особенностей семейной жизни, недостаточное понимание собственных мотивов и потребностей. Критерии выбора: мировоззренческий, ролевой, характерологический.

Мотивы вступления в брак: понятие мотива как причины поведения. Истинные и ложные мотивы создания семьи. Типичные ложные мотивы вступления в брак: желание вырваться из-под родительской опеки; стремление жить взрослой жизнью; инерция; давление родственников и друзей; убеждение, что пора создавать семью; иллюзия общности интересов; легкомыслие; ожидание появления ребенка. Любовь и супружеская совместимость как мотив, определяющий эффективность семейной жизни.

Принятие брачного договора.

Жизнь в браке и личностный рост супругов: семья как динамичный живой организм. Семья как духовный и любовный союз. Значение духовно – нравственных ценностей семьи. Эволюция семейных отношений. Этапы семейной жизни как основные периоды развития семьи. Специфика формирующейся семьи; семьи, ожидающей ребенка; семьи с младенцем, ребенком дошкольного возраста, школьником, подростком; семьи среднего возраста, пожилой семьи. Проблемы реализации в семье личных потребностей членов семьи. Условия и возможности осуществления в семье личностного роста супругов.

Медико-гигиенический блок (6 часов)

Возрастной период «юношество». Физиологические особенности организма юношей и девушек. Адаптивные возможности юношеского возраста. Гигиена юношеского возраста.

Инфекционные заболевания в юношеском возрасте. Особенности заражения, протекания и лечения. Опасность заражения ВИЧ, проблемы наркомании. Формирование осознанной мотивации здорового образа жизни.

Физиологические основы тренированности. Роль физических упражнений в сохранении здоровья. Компоненты тренированности. Гибкость тела. Определение уровня тренированности.

Вес тела. Идеальный вес. Вес тела в зависимости от пола, роста и массивности скелета. Избыточный вес тела и ожирение. Пониженный вес тела. Вес тела и диета. Основополагающие подходы к понятию нормализации веса. Отказ от вредных привычек в питании.

Понятие о фитотерапии. Лекарственные и ядовитые растения. Преимущества использования лекарственного растительного сырья.

11 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа)

«СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ – ОБЩИЙ ЗАКОН ЖИЗНИ»

Мировоззренческий блок (8 часов)

Мировоззрение и качество жизни. Понятие мировоззрения. Различие взглядов. Взаимосвязь мыслей, чувств и поведения человека. Влияние убеждений человека на его успешность. Зависимость самооценки и эмоционального состояния. Мировоззрение и здоровье. Искажения в познании.

Способность позитивного мышления. Диалогичность мышления и многообразие точек зрения. Оптимизм и пессимизм. Позитивность мышления как стремление более полного отображения реальности. Мышление и деятельность.

Развитие нравственного сознания. Особенность моральных суждений в детском возрасте. Уровни нравственности. Покорность и наказание. Личный интерес. Одобрение другими людьми. Авторитет, закон и порядок. Общественный договор, права человека. Универсальные принципы бытия. Способность к добру и злу. Альтруизм и эгоизм. Различные формы насилия.

Понятие о смысле жизни: смысл творчества, труда, любви, здоровья как реализации себя. Рефлексия жизнедеятельности. Индивидуальность личностных смыслов. Взаимосвязь индивидуального и общечеловеческого в духовном развитии. Смысл сосуществования с Другим. Смысл жизни в кризисной ситуации.

Психологический блок (8 часов)

Психология успеха. Мое профессиональное будущее. Выявление профессиональных интересов учащихся. Профориентационная диагностика интересов, склонностей, способностей, личных качеств, готовности к выбору профессионального пути. Сочинение «Моя будущая профессия»

Общение как творчество. «Как стать несчастным без посторонней помощи» (правила неудачника). Упражнения на интенсивное пространственное взаимодействие. Упражнения на личностную внимательность, личностную лексику. Определение границы психологических пространств. Проблемы взаимоотношения с родителями.

Конфликт как возможность обучения. Понятие конфликта. Образы конфликтной ситуации. Динамика конфликта. Методы преодоления конфликта. Способы разрешения конфликтной ситуации. Ролевые игры и модели выхода из конфликтной ситуации. Умение вести спор: диалог с противником. Технологии управления конфликтом. Диагностика собственного стиля поведения в конфликтной ситуации.

Отработка навыков социально-психологической компетентности. Ролевые игры на тему взрослого будущего – поиск работы, поддержка родителей, где, как и чему учиться. Диагностика социальных возможностей учащихся.

Правовой блок. (6 часов)

Конституция РФ. Семейное право (семейный кодекс). Объекты и субъекты семейного права. (Правоспособность, дееспособность). Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Защита прав детей и механизм ее реализации.

Права и обязанности родителей. Алиментные обязательства. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.


Семьеведческий блок (6 часов)

Семья как основа психической стабильности, комфортности и защиты человека. Семья как важный фактор в сохранении психического и физического здоровья, благополучия ее членов. Благотворное влияние семьи на сохранение здоровья и долголетия, увеличение продолжительности жизни человека.

Семья как система. Семейные коммуникации. Понятие термина “система” как определенного порядка во взаимодействии, взаиморасположении и взаимосвязи членов семьи как единого организма; как форму организации семьи. Семейные коммуникации как путь сообщения членов семьи, общения их между собой.

Стрессы в жизни семьи. Разводы, алкоголизм, наркомания в семье. Понятие «стресс», его признаки и проявления. Анализ понятия созависимости. Психологические и социальные причины алкоголизма и наркомании. Проблемы жен, имеющих мужей – алкоголиков и наркоманов. Типология ролей, принимаемых на себя детьми в данных семьях: герой семьи; ответственный ребенок; любимец семьи; кроткий ребенок; талисман. Проявление других видов созависимостей: трудоголизм, азартные игры, зависимость от еды и т. д.

Способы борьбы со стрессом в жизни семьи. Наиболее эффективные способы восстановления. Развод: причины и следствия.

Медико-гигиенический блок (6 часов)

Роль матери и отца в планировании, зачатии, дальнейшем развитии и состоянии здоровья ребенка. Подготовленные роды. Процесс родов. Период новорожденности. Понятие «планирование семьи».

Мониторинг физического и психического состояния здоровья. Осознанное отношение к регулярному скринингу медицинских аспектов здоровья. Контроль за динамикой физического и психического развития. Паспорт здоровья, как один из способов отслеживания динамики состояния здоровья. Выявление групп риска по состоянию здоровья. Состояние здоровья и дальнейшее обучение. Состояние здоровья и будущая профессия.

Профилактические мероприятия в режиме дня юношей и девушек. Основные методы снятия напряжения при переутомлении. Рациональная организация труда и отдыха. Основы здорового образа жизни. Личная ответственность за собственное здоровье и благополучие. Факторы структуры здорового образа жизни.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

М.В. Лысогорская., М.Ю. Михайлина., М.А. Павлова., Л.П. Потапова., С.В. Фролова.

10 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

«СВОБОДА И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ В МИРЕ»

Мировоззренческий блок (8 часов)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации