Текст: стереотип и творчество: Межвузовский сборник научных трудов - файл n1.doc

Текст: стереотип и творчество: Межвузовский сборник научных трудов
Скачать все файлы (1296.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1297kb.31.03.2014 18:07скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Министерство общего

и профессионального образования Российской Федерации
Пермский государственный университет
Текст:

Стереотип и творчество
Межвузовский сборник научных трудов


Пермь 1998


ББК 80/84

Т30
Текст: стереотип и творчество: Межвузовский сборник научных

Т30 трудов / Перм. ун-т. - Пермь, 1998. - 264 с.
ISBN 5-7944-0063-3


Межвузовский сборник посвящен одной из актуальных проблем функциональной стилистики - проблеме формирования и функционирования стереотипного в речемыслительном процессе, в частности, установлению некоторых механизмов жанрообразования, создания специфического текста-интерпретации, метафорического терминопорождения, формирования стереотипного контекста термина, а также способов выражения устойчивых типов речи, текстовых единиц и категорий в научных, художественных, деловых, разговорных и религиозных текстов.

Сборник рассчитан на филологов, интересующихся проблемами функциональной стилистики, коммуникативной лингвистики, лингвистики текста и культуры речи; он будет полезен и для учителей-словесников.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Пермского государственного университета
Рецензент: кафедра общего языкознания Пермского государственного педагогического университета


Редакционная коллегия

О.И.Богословская (Пермский университет), М.Н.Кожина (Пермский университет), М.П.Котюрова (Пермский университет) - главный редактор, Г.Г.Полищук (Саратовский университет), В.А.Салимовский (Пермский университет), О.Б.Сиротинина (Саратовский университет), Г.Я.Солганик (Московский университет)


ISBN 5-7944-0063-3 Пермский университет, 1998

Замечательному ученому, мужественному человеку,

дорогой Маргарите Николаевне КОЖИНОЙ

Благодарные ученики

Предисловие

Публикуемый тематический сборник научных статей посвящен аналитическо­му изучению актуальной проблемы соотношения стерео­типного и креатив­ного, творческого, начал в текстах, относящихся к разным функциональ­ным стилям речи. Эта проблема, несомненно, под­готовлена развитием функциональной стилистики, психолингвистики, коммуникативной лингвис­тики и других направлений языкознания, но ранее не привлекала к себе особого, специального внимания исследователей.

По своей проблематике, методикам анализа, а также охвату материала исследования сборник приближается к коллективной монографиче­ской работе. Так, большая часть статей объединяется функци­ональ­но-стилистическим подходом к текстовому материалу, трактовкой стере­отипности и творчества на основе соотношения модели и ее наполнения (иначе говоря, соотношения инварианта и вариантов), а также стремле­нием выявить существенные, типичные свойства текста, его единиц и категорий.

Стереотипность речемыслительной деятельности обусловлена раз­ны­ми факторами, среди которых важнейшими представляются: 1) такое фун­даментальное свойство речи, как социальность (проявление традиции); 2) динамический принцип повторяемости, приводящий к формированию ти­пичных моделей, единиц и категорий; 3) глубинно действующие противо­положные психологические тенденции к авто­матизму и преодолению авто­матизма мысли и речи; 4) психология языковой личности.

В целом, представленные в сборнике материалы свидетельствуют о том, что смысловая инвариантность и большая или меньшая степень стан­дартизованности речевой формы лежат в основе текстопорож­дения. Этот процесс включает выражение лексико-семантических, семантико-синтаксических, суперсинтаксических отноше­ний, в результате чего соз­даются гетерогенные, но объединенные на функци­ональной основе единицы и категории текста. Таким образом, по­нятие стереотипности, реа­лизуемое в разных текстах различными средс­твами, выдвигается в данном сборнике в качестве основного. Целена­правленное изучение стереотипных явлений в речи (текстах) позволило не только привлечь внимание к инте­ресному эмпирическому материалу, но и объединить - на новом основании - раз­рабатываемые авторами самостоятельные проблемы функци­онирования языка Структура настоящего сборника обусловлена тематикой статей: часть I включает статьи, которые в основном (главным образом) развивают идеи стереотипа в научных текстах; часть II содержит анализ стереотипного в других функциональных стилях.

М.П.Котюрова


PREFACE

This collection of scientific works is essentially intended as an analytical study of an actual problem of textual correlation between stereotype and creation, which refer to various speech styles. This problem, originated in the successive developement of functional stylistics, psycholinguistics, communicative linguistics and other branches of linguistics, has not attracted special researchers’ interest before.

Taking into account the problems, methods of analysis as well as the wide scope of the material studied, this collection of works may be appropriately regarded as a joint monograph. The greatest part of the articles included in the book are united by functional-stylistical approach to textual material, by the interpretation of the categories of stereotype and creation on the basis of correlation between the model and its content, i.e. correlation between the invariant and variants, and also by the desire to detect and reveal substantial, typical text features, text units and categories.

Stereotyped character of speech - intellectual activity is significant and motivated by various factors among which the most important are as follows: 1) fundumental feature of speech: its social character (manifestation of traditions); 2) dinamical principle of recurrence which leads to the formation of models, units and categories; 3) deep essentially different psychological tendencies in mental and speech automatism investigation; 4) the psychology of a speaking individual.

On the whole all the articles of the present collection prove that the meaning invariant together with greater or lesser degree of speech form standardness are in the basement of text creation. This process includes manifestation of lexical-semantical, semantical-syntactical and supersyntactical relations, as a result of which heterogeneous, but united on the textual basis units and categories, are created. Thus, the notion of stereotype which is realized in different texts by various means is regarded in this collection of works as the main one. The purposeful study of stereotype in speech (texts) helps not only to attract attention to the interesting empirical material but to join on a completely new basis independently worked out by the authors the problems of language functioning.

The structure of the presented book is determined by the themes of the articles: Part 1 includes the articles which develop mainly the ideas of stereotype in scientific texts; Part 2 provides an analysis of stereotype in other functional styles.

M.Kotyurova

М.П.Котюрова

Пермь


МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ЯВЛЕНИЙ

СТЕРЕОТИПНОСТИ В НАУЧНЫХ ТЕКСТАХ
Стереотипность речи многопланова, т.к. формируется под воздействием разных факторов, обусловливающих функционирование языка. Это и социальный характер коммуникативной деятельности (повторяемость речевых ситуаций), и влияние традиции (конвенциональность), и ускорение коммуникативного процесса (“некогда думать”), и развитие инфор­мационных технологий, приводящее к появлению отрицательных тенденций в использовании языка: “упрощение” языка (Каменская 1996: 21), увеличение числа штампов и т.п.

Для опережающего воздействия на языковое конструирование, преодоления отрицательных тенденций в коммуникации, необходимо изучение онтологии стереотипности, чтобы затем можно было научно обоснованно оценивать проявления стереотипности в речи. Значит, изучение стереотипности и, главное, механизма преодоления этого явления в тех сферах коммуникации, где оно мешает эффективному общению, актуально в общеком­муникативном плане. Не случайно эта проблема привлекает внимание все большего круга исследователей: лингвистов, психологов, психолингвистов, специалистов в области информатики и др.

Состояние современной функциональной стилистики, стилистики текста предопределяет изучение стереотипного в речи (текстах) с учетом таких факторов, как, с одной стороны, специфика конкретных текстов, определенных жанров, тех или иных функциональных стилей речи, а с другой - функциональная значимость выражаемых смыслов, т.е. типичность/нетипичность последних для той или иной разновидности текстов, оформленность типичных смыслов (заполнение их моделей) “специализированными” языковыми единицами, наконец, степень сложности смыслов и выражение их как дотекстовыми единицами (словосочетаниями), так и цепочками метатекста. Столь различные пути изучения стереотипного в речи возможны уже потому, что контуры этих вопросов с большей или меньшей определенностью уже обозначены. Необходимость изучения стереотипных явлений в научной речи (текстах) обусловлена актуальностью (во все времена) более широкой проблемы соотношения языка и научного творчества - проблемы, которая “в наши дни приобрела особое значение” (Ильина 1994: 5).

В данной статье ставится общая цель - вскрыть некоторые механизмы стереотипизации в научных текстах, подходя к этому явлению лишь с двух сторон: 1) в плане формирования открытых парадигм минимальных речевых единиц - “атомарных” стереотипных словосочетаний, из которых могут быть построены “молекулярные” (термины А.Н.Васильевой) стереотипные же словосочетания; 2) в плане выражения (при восприятии - формирования) одной из главнейших стилевых (стереотипных) черт научной речи - отвлеченно-обобщенности - благодаря стилистическому значению абстрактности определенных лексических единиц и грамматических категорий, сопоставимых на основе именно этой коннотации.

Двум сторонам рассмотрения вопроса соответствуют и две цели.

Для достижения первой из них конкретными задачами исследования являются следующие: 1) зафиксировать некоторые минимальные текстовые единицы, закрепившиеся в научноречевой практике и ставшие обще­известными, общепонятными, стереотипными, в результате чего способствующими, насколько это возможно, простоте и легкости (авто­матизму) коммуникации в сфере науки; 2) установить их формаль­носодержательную структуру, т.е. представить их в виде когнитивной модели; 3) выявить характер лексического заполнения компонентов той или иной модели (дискретный / одно-однозначный или континуальный / ва­риативный); 4) интерпретировать понятие динамического стереотипа (как известно, термин физиологии высшей нервной деятельности) применительно к функционированию минимальных речевых единиц - словосочетаний, образованных на основе общенаучных и общеупот­ребительных лексических единиц типичных именно для научной речи.

Для достижения второй цели важно рассмотреть следующие вопросы: 1) определить принцип формирования отвлеченно-обобщенности как стиле­вой черты, который мог бы стать объяснительным в плане соотношения последней с понятием динамического стереотипа; 2) показать коммуни­кативную обусловленность выбора той или иной лексико-грамматической единицы (из ряда однокорневых); 3) установить некоторые предпосылки про­явления авторской индивидуальности в отношении выражения отвлеченно-обобщенности как типичной черты научного стиля изложения.

Бесспорно, специфика научного текста, наряду с прочим, проявляется в функционировании в нем языковых единиц, начиная с единиц дотекстового характера. При этом представляется особенно важным то обстоятельство, что языковые единицы и их категории обладают способностью к контек­стуальности, т.е. могут вступать во взаимодействие с другими единицами и создавать специфические (разнотипные) контексты. Естественно, прежде всего - на основе их лексического значения. Но не только.

Обратившись к слову в его лексико-грамматическом единстве, М.Н.Кожина исследовала специфику функционирования грамматических категорий разных частей речи и аргументировала функционально-стилевую дифференциацию языковой системы на морфологическом уровне (Кожина 1971). Научно строгое исследование с применением количественно-качественного метода неопровержимо показывает наличие такой стилевой (значит, текстовой!) черты, как отвлеченно-обобщенность, которая в качестве доминирующей присуща научному стилю речи, реализуемому в научных текстах благодаря стилистическому значению слова. Эта стилевая черта формируется в тексте, откуда ее можно “изъять” (посредством анализа) и рассматривать в качестве специфического контекста абстрактности (относительно функционирования языковой системы в целом целесообразно говорить о стилистическом контексте абстрактности... конкретности).

Несмотря на то что отвлеченно-обобщенность как стилевая черта научной речи является одной из главных характеристик каждого научного текста, трактовка ее (наряду с другими чертами) в качестве параметра приводит нас к выводу о градуальном характере абстрактности, или контекста абстрактности. И далее - к выводу тривиальному, а именно: разные научные тексты характеризуются различной степенью абстрактности. Вместе с тем возникает вопрос о том, каким образом типичное, стереотипное свойство абстрактности содержания любого научного текста оказывается отнюдь не одинаковым в своем проявлении, а, возможно, даже индивидуальным. При этом можно опереться на исследования М.Н.Кожиной о том, что отвлеченно-обобщенность непосредственно и жестко не соотносится ни с видом науки, ни с тематикой содержания. Можно представить себе, что специфическое содержание научного текста “обвола­кивается” контекстом абстрактности, который создается языковыми единицами, отобранными, например, из совокупностей, “континуумов” лексических единиц с одним и тем же (или близким) лексическим значением, но различающимися степенью абстрактности.

В.А.Салимовский (1996), поставивший и разрабатывающий проблему смысловой структуры научного текста в отношении к дотекстовым единицам, аргументирует проявление фундаментального свойства функционального стиля - его речевой системности. С одной стороны, учитывая экстралингвистическую деятельностную (научно-познавательную) основу целого научного текста, с другой - пристально рассматривая языковые единицы как выразители не столько языкового значения, сколько типового смысла в целом тексте, В.А.Салимовский акцентировал роль традиции, сложившейся в формировании текста определенной разновидности. При этом важно, что сама традиция обусловлена способностью тех или иных единиц наиболее точно, адекватно передавать мыслительные действия в динамическом процессе получения нового знания.

Несомненно, специфика научного текста состоит и в ярко про­являющихся различиях в функционировании текстовых категорий типа целостности, образа автора и других объемных категорий, коммуникативных и коммуникативно-прагматических блоков - всех разноплановых единиц и текстовых образований, служащих для создания смыслового контекста, т.е. для выражения смысла целого текста (Баженова 1987, Матвеева 1989, Лапп 1993, Дускаева 1995, Очерки 1996 и др.).

Такой индуктивно-дедуктивный подход к речевой субстанции текста приводит нас к наблюдениям над тем, что эпистемическая специфика его содержания формируется благодаря использованию уже специализированных языковых единиц и специализации все новых и новых единиц в соответствии с экстралингвистической основой смысловой структуры текста. На этом основании можно высказать предположение о том, что научный (впрочем, по-видимому, как и всякий другой) стиль изложения представляет собой единство стереотипных и свободных речевых единиц - такое единство, устойчивость и стабильность которого обеспечивается функционированием особого динамического “каркаса” речи, а именно стереотипного комплекса научного стиля.

Обращение к изучению научного текста позволило заметить, что в самом тексте эксплицирована научно-познавательная деятельность: выявление проблемы, выдвижение гипотезы, определение области поиска аргументов и т.д. Кроме того, в нем зафиксированы такие аспекты коммуникативной деятельности, как сфера общения, содержательная сторона, намерения автора, воздействие на читателя и т.п. При этом важно, что деятельность - как познавательная, так и коммуникативная - состоит из ментальных (автоматических, неосознаваемых) актов и интеллектуальной деятельности, представляющей собой результат “осмысления” объекта и действия, направленного на поиск нового знания о нем.

Представляется, что именно типовой характер выражаемой в тексте познавательно-коммуникативной деятельности предопределяет использование и формирование стереотипных единиц, имеющих ту или иную функционально-стилистическую ориентацию. Совершенно спра­ведливо считает Н.М.Разинкина, что стереотипные единицы, в частности штампы, “нельзя рассматривать a priori как явление, нежелательное в научной литературе ... Действительно, одни штампы задерживают движение мысли нечеткостью значения, ненужными ассоциациями... Другие же штампы (или “обычные сочетания” - по терминологии С.И.Ожегова) функционируют как средство удобного обозначения определенных отрезков действительности” (Разинкина 1974: 21). Полифункциональность речи как таковой приводит к использованию в одном и том же тексте стереотипных единиц, выполняющих доминирующую функцию (как известно, в научном стиле - функцию сообщения), а также единиц, ориентированных на сопутствующие функции - общения и воздействия на читателя.

Программа исследования стереотипных текстовых единиц изложена М.Н.Кожиной в тезисах “Аспекты изучения стереотипности научных текстов как одной из сторон текстовой деятельности”, где отмечается: “Несмотря на значимость этого явления для научных текстов и распространенность его в них, стандартизация еще не стала предметом специального исследования, обобщающего различные аспекты изучения самого объекта, принципы систематизации его единиц и т.д.” (Кожина 1996: 150).

Понятие стереотипности речи, в том числе научной творческой речи, многоаспектно уже потому, что возникает в процессе порождения, а также восприятия и понимания речи. Как при порождении, так и при понимании текста “значимыми являются регулярно используемые стереотипные речевые образования (от устойчивых словосочетаний и типовых конструкций до цепочек хода мысли, конструктутивных схем СФЕ, абзацев и более крупных композиционных фрагментов целого текста) (Курсив наш. - М.К.)” (Кожина 1996: 150). В связи с этим представляет интерес изучение сначала устойчивых словосочетаний: определение экстралингвистической основы формирования этих дотекстовых единиц как строительного материала, “семантических сетей”, связывающих текст в единое функциональное целое; выявление метатекстовой семантики стержневых слов устойчивых словосочетаний; установление парадигм устойчивых компонентов, образующих более сложные стереотипные структуры - высказывания; выявление особенностей индивидуального использования стереотипных словосочетаний в научных текстах целых произведений.

1. Основные понятия: стереотипизация,

стереотип, стереотипность, функционально-

стилевая стереотипность, стереотипные речевые единицы

Формирование стереотипных единиц в научных текстах обусловлено постепенностью, эволюционностью (наряду с революционным, скачкообразным характером) движения нового знания к тому его состоянию, которое квалифицируется как общеизвестность, а само знание в таком случае носит название старого. Важно подчеркнуть, что такое движение от нового к старому присуще и собственно языковому знанию (знанию языка, т.е. возможностью целесообразно им пользоваться, воспроизводить и производить новые речевые единицы).

Представляется бесспорным, что стереотипность присуща (по-видимому, даже является основой) всякой деятельности, в частности коммуникативной. При изучении научного текста, несомненно, должны учитываться такие фундаментальные свойства естественного языка, как полифункциональность и вариативность единиц и субъективность их использования. Диалектика связи этих свойств языка проявляется в текстовой деятельности через индивидуальную когнитивную систему (ИКС). Разрабатывая структуру ИКС, А.Г.Баранов полагает, что в стабильной части сознания и подсознания имеет место двухуровневый когнитивный базис, формируемый ядерным уровнем и уровнем моделей. “В когнитивное ядро входят наиболее абстрактные концептуальные построения (концепты и их связи), отражающие тезаурусную информацию и аксиомы действительности. Это “алфавит” когнитивной деятельности индивида, из которого составляются когнитивные модели мира. Когнитивное ядро будет в значительной мере совпадать у членов социальных групп, находящихся на одном уровне интеллектуального развития. Второй уровень когнитивного базиса представляет собой набор когнитивных моделей. Являясь инвариантами познавательной деятельности индивида, они отражают разного рода стереотипные ситуации, субъективный опыт индивида (Курсив наш. - М.К.)” (Баранов 1993: 15-16).

Наличие общего когнитивного фона в речемыслительной деятельности коммуникантов возможно благодаря конвенциональности (относительно значения) единиц мышления, языка и речи/текста. Говоря о роли когнитивных моделей, М.М.Коровкин отмечает, что их относительная завершенность, полифункциональность приводит, с одной стороны, к некоторой гармонии сознания с самим собой и внешним миром, а с другой - открывает новые горизонты их содержательного наполнения (Коровкин 1997). Значит, когнитивные модели - это стержень человеческого сознания; они детерминируют мышление человека, обустраивают его ментальное пространство. Культура познавательной способности предполагает умение объяснять полученные познавательные данные, включать их в собственные концептуальные образования, построенные на основе универсальных концептов и когнитивных моделей. Универсальные концепты научной деятельности и научного знания соотносятся с общенаучными понятиями, обозначенными общенаучной лексикой (словами типа проблема, гипотеза, концепция, теория; исследовать, изучать, анализировать, классифицировать, понимать, трактовать, интерпретировать и мн. др.). Именно общенаучные понятия являются стержневыми словами, которые вместе с правыми и левыми конкретизаторами образуют комплексные устойчивые сочетания.

Определим основные понятия: стереотип, функционально-стилевая стереотипность и прежде всего само понятие стереотипизации как основы соответствующих текстовых единиц.

Под языковой стереотипизацией понимается постепенное «заполнение» компонентов моделей (стереотипных) смыслов комплексами языковых единиц (не отдельными единицами, а преимущественно словосочетаниями), наиболее пригодными для выражения тех или иных когнитивных смыслов. Cтереотипизация заключается в формировании “парадигмы, описывающей случаи, которые уже были, и способной образовывать устойчивые контексты (аналог лексикализации)” (Хазагеров 1997: 12-13). Наиболее цельное представление о процессе стереотипизации возникает при последовательном наблюдении за одним стереотипным комплексом (парадигмой), объединяющим ряд минимальных стереотипных компонентов - словосочетаний, которые заполняют ту или иную когнитивную модель субъекта познавательно-коммуникативной деятельности.

Например, модель “модальность возможности / необходимости + номинация ментального действия + номинация познаваемого объекта (слово широкой - общенаучной - семантики)”. Эта модель включает компоненты двух типов: 1 - надо изучить, 2 - изучить вопрос. Каждый компонент может быть выражен одним из членов открытой парадигмы соответствующих стереотипных словосочетаний: надо изучить, надо исследовать, надо установить, надо вскрыть, надо обнаружить, надо выявить, надо определить, надо доказать, надо аргументировать, надо найти; нужно изучить, нужно исследовать, нужно установить, нужно вскрыть, нужно обнаружить и т.д.; а также изучить вопрос, изучить проблему, исследовать вопрос, исследовать проблему, вскрыть сущность, вскрыть законо­мерность, установить принцип, аргументировать утверждение и т.д. Основой для формирования минимальных (атомарных) словосочетаний служат совокупности слов, относящихся к тому или иному семантическому полю (приведены в столбцах).
Надо изучить вопрос

нужно исследовать проблему

необходимо установить принцип

следует вскрыть сущность

важно обнаружить закономерность

легко выявить положение

можно определить утверждение

нет возможности доказать и др.

нельзя аргументировать

нельзя не найти

и др. и др.
Смысловая модель (тип) получает лексическое наполнение в результате контаминации единиц, входящих в состав парадигм, образованных теми компонентами, которые были использованы в предшествующих текстах. Эти единицы функционируют не одинаково: функционально-стилевая и жанровая специфика накладывает на их употребление различные отпечатки. В частности, в пределах научного стиля специфика определяется выражением научного знания, зафиксированного в тексте посредством терминосистемы; ближайший контекстуальный компонент термина оказывается стереотипным словосочетанием. Минимальные стереотипные компоненты - словосочетания, объединяясь, составляют стереотипные комплексы, даже целые высказывания, которые включаются в стереотипный комплекс научного стиля в целом.

В литературе стереотип - это либо “текст, вписанный в контекст коммуниативного акта и отражающий определенную микроситуацию” (Русский язык 1996:352), либо “психолингвистическая динамическая функциональная система, призванная стабилизировать любую социально значимую деятельность субъекта” (Дмитриева 1996:9), либо “условная часть, неточная идея, минимальный пучок свойств объекта того или иного класса” (Базылев 1997:52). Психолингвистический аспект стереотипа соотносится с личным опытом человека, ориентацией на “другого” (в более широком плане - на традицию), со способностью к усвоению (точнее, присвоению) образца в когнитивном, оценочном и поведенческом отношениях. В.А.Богородицкий писал: “Как бы своеобразна ни была творческая комбинация, все же элементы, из которых она создана, происходят не только из опыта личного, но и исторического (унаследованного)... Закон этот справедлив в отношении как художественного, так и научного творчества (Курсив наш.- М.К.)” (Богородицкий 1910: 321). Нас убеждает, что наличие стереотипа имеет психолингвистический характер; в связи с этим реализация его в тексте, по-видимому, в весьма значительной степени обусловлена ригидностью/гибкостью мышления и речи автора, поэтому в процессе восприятия последней неизбежно сопровождается оценкой читателя, в свою очередь, также несвободной от стереотипов.

Функционально-стилевая стереотипизация представляет собой процесс формирования парадигм простых (“атомарных”) и сложных (“моле­кулярных”) словосочетаний для выражения типичных смыслов в той или иной сфере общения. В отношении научного стиля имеется в виду процесс формирования фонда типичных средств для выражения коммуникативно-познавательной деятельности в сфере науки, причем любой области научного знания.

Соответственно функционально-стилевая стереотипность понимается как результат системного отбора типичных или предпочтительных единиц языковой системы и формирования фонда средств, предназначенных для выражения когнитивных моделей (в научном стиле - моделей познавательной деятельности, ее этапов, методов, познавательных действий; ментальные (познавательные) действия играют важную роль в познавательной деятельности в целом, соответственно и слова, их обозначающие, передают необходимый научно-познавательный смысл в динамике выражения нового знания и имеют текстообразующее значение).

Функционально-стилевая стереотипность представляет собой соответствие речи функциональному стилю как инвариантному свойству текста, понимаемому в качестве динамического стереотипа, который служит для применения стилеобразующих принципов сравнения и выбора (Лузина 1989: 13) языковых единиц в процессе реализации коммуникативной стратегии автора текста.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации