Ответы на экзаменационные вопросы (МГИУ) - итоговый экзамен - файл n1.docx

Ответы на экзаменационные вопросы (МГИУ) - итоговый экзамен
Скачать все файлы (87.8 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx88kb.31.03.2014 18:07скачать

n1.docx

  1   2   3

  1. Теории происхождения государства (органическая, психологическая).

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы. Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

- люди образуют государство, как клетки - живой организм;

- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение);

-между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (Римская империя, Великобритания, США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь).

Достоинствами органической теории является следующее:

•восприятие государства как единого целостного и взаимосвязанного организма;

•признание роли конкуренции гос-в в совершенствовании их внутреннего механизма;

Недостатками органической теории является следующее:

•прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

•сильное влияние дарвинизма;

•отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. Под этими свойствами подразумеваются:

•желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

•желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

•способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

•желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества. Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства. Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство (социальные, экономические, политические).


  1. Теории происхождения государства (ирригационная, теория насилия).

Ирригационная (водная, гидравлическая) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация). Крестьянин-индивидуалист не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек и имели в своем появлении ирригационную основу. Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек.

Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий, Одним из первых ее выдвинул Шан Ян. Данную теорию разрабатывали: Людвиг Гумплович (1838 - 1909); Карл Каутский (1854 - 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).

При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения. При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика). Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Недостатком теории насилия является то, что насилие было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства.


  1. Теории происхождения государства (инцестная, диффузная, спортивная).

Инцестная (половая) теория. Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Леви-Стросс).

Спортивная. Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет).

Диффузная. Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).


  1. Исторический тип государства. Подходы к типологии государств.

Типология государств — это их специфическая классификация. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Формационный подход. Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

Выделяются следующие типы:

Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм.

Цивилизационный подход. Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Кельзен. При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций). Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская); Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская) с соответствующими типами государств. Третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Трехстадийная схема эволюции государства. Данная концепция эволюции государственности разделяют развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство.

В зависимости от уровня экономического развития:

В зависимости от политического режима: демократические государства; авторитарные государства; тоталитарные государства. В зависимости от формы правления государства: монархии; республики. В зависимости от господствующей идеологии государства: идеологизированные; деидеологизированные.


  1. Механизм (аппарат) государства, его принципы и признаки. Модели построения государственного аппарата.

Механизм государства - это система взаимодействующих государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и осуществляются функции государства. Структура механизма государства включает в себя:

Обобщая подходы к изучению механизма государства, можно выделить три наиболее значительные концепции относительно понятия «механизм государства».

Первая из них — это концепция широкого и узкого толкования механизма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат го­сударственной власти, а в широком — как политическую систему общества. Вторая концепция — традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти. Третья концепция — расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, через систему сдержек и противовесов. Принцип разделения властей не абсолютен, государственно-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций в широком смысле, от конкретной социально-экономической и политической ситуации.


  1. Право в системе социальных норм.

Социальные нормы - это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм:

  1. обычаи - это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;

  2. религиозные нормы - это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;

  3. корпоративные нормы - это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами;

  4. политические нормы - это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;

  5. организационные нормы - это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды: 1) нормы морали; 2) семейные нормы; 3) этические нормы; 4) нормы традиций и привычек; 5)деловые обыкновения; 6)правила этикета.

Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности: 1) предметом регулирования являются общественные отношения; 2) субъекты социальных норм - люди, которые являются представителями социальной сферы.


  1. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды.

Нормативно правовой акт - это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права (общеобязательное правило поведения, санкционированное государством и закрепленное в нормативно правовых актах), содержащие правила общественного характера. Это юридический документ, создаваемый органом государственной власти в установленном порядке и содержащий общеобязательные правила поведения, а так же вводящие в действия, изменяющиеся или отменяющие правовые нормы. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;

2) существует особый порядок их принятия;

3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;

4) иерархическая подчиненность;

5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Нормативно-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все Нормативно-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования. Наиболее устойчивыми структурными элементами являются:

1) реквизиты нормативных правовых актов, характеризирующие следующее: вид акта (закон, декрет, указ, постановление); орган (должностное лицо), принявший (издавшее) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты).

2) Каждый нормативный правовой акт имеет название, которое отражает предмет правового регулирования нормативного правового акта и его основное содержание.

3) Преамбула - вступительная часть, содержащая информацию о причинах, условиях и целях его принятия, предмете и методе его правового регулирования. В большинстве стран после преамбулы нормативного акта обязательна глава «Термины и понятия»

4) Статьи и пункты, на которые подразделяется текст нормативно-правового акта - основные структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения.


  1. Источники права, не применяемые в Российской Федерации.

Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

Правовая доктрина — считалась и считается в течение длительного времени характерным источником права для англосаксонской правовой семьи.

Например, в Великобритании к мнениям наиболее известных ученых-юристов (главным образом прошлого), обращаются в случае, когда пробел в праве не может быть заполнен статутом или судебным прецедентом. В романо-германской правовой семье правовая доктрина потеряла своё былое правовое значение.

Религиозные нормы - в первую очередь играют роль в теократическом государстве - принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам; мусульманское, индуистское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей.


  1. Правотворчество: понятие, формы, принципы.

Одно из важнейших направлений государственной деятельности — правотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие:

1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом.

2. Профессионализм правотворчества. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

3. Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона.

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования.

ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА. С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов; санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).

Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах). Санкционированное правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию. Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

  1.   1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации