Рабочая программа по курсу: Русский язык 2 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина - файл n1.doc

Рабочая программа по курсу: Русский язык 2 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Скачать все файлы (435 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc435kb.31.03.2014 18:06скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Рабочая программа по курсу: «Русский язык» 2 класс

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, программы по русскому языку для 2 класса автора Л. Ф. Климановой (УМК «Перспектива») из расчета 5 часов в неделю (170 часа в год).

Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспита­ния младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лин­гвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствова­ние чувства слова, языковой интуиции детей. Важным ком­понентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, комму­никативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.

Важнейшей особенностью курса, представленного в дан­ной программе, является его коммуникативная направлен­ность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельно­сти: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и органи­зацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуни­кативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 -го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процес­са обучения: с опорой на языковой опыт и природную языко­вую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изу­чению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

Во втором классе вся начатая работа углубляется и рас­ширяется. Так, в связи с повторением основных проблем рус­ской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими соглас­ными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й'].

Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, по­скольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору зна­ка из двух возможных второклассники научатся в конце учеб­ного года — после изучения состава слова.

Работа над словом как морфологической единицей про­должается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие со­стоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категори­альное значение всех имен существительных. До этого момен­та понятие не использовалось.

Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенны­ми членами предложения — этот компонент формальной грамматики перенесен в 3-й класс. Здесь же учащиеся овла­девают понятием предложение, знакомятся с видами предло­жений по цели и интонации, учатся их построению.

Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после запи­си совершенствовать его.

Работа ведется на текстах делового и художественного сти­лей, преимущественно повествовательного характера, вклю­чающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.

Центральным направлением работы во 2-м классе явля­ется обучение орфографии.

Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый — «Главные опаснос­ти письма. Как писать без ошибок?» — изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй — «Учимся решать глав­ные орфографические задачи в корне слова» — охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.

В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с поня­тием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся — работа ве­дется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глу­хости-звонкости согласных в одну группу, которую они со­ставляют как орфограммы слабых позиций, используется вы­ражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убежда­ются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.

На том же этапе вводится особый вид письма — «с окош­ками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а по­том переходят на пропуск только тех, на месте которых за­трудняются в выборе буквы. (Прием предложен П.С. Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В. Репкиным; в дан­ном курсе он взят на вооружение, методически интерпрети­рован и детально проработан.)

Этап изучения правил и обучения решению главных, орфографических задач сознательно отсрочен — отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и форми­рование основ орфографического самоконтроля, на возник­новение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

Изучение основных орфографических правил отлича­ется двумя особенностями:

1)Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изо­лированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опас­ное место» делай «безопасным»).

2)С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второкласс­ники осваивают конкретные способы изменения слов разных частей речи и подбора родственных слов. При этом осо­бо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач — это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому воз­можному способу выяснения нужной буквы позволяет орга­нично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введе­ния второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 4-й четверти, когда на рас­смотрение выносится раздел «Состав слова». После знаком­ства с приставками завершается работа над темой «Раздели­тельные ь и ъ».

Дополнительный занимательный материал к каждой теме содержится в рубрике «Для любознательных».

Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение воп­росов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предло­жение», «Текст», «Состав слова».

Основные блоки изучаемого материала.

1 раздел «Мир общения». Повторение. Даёт целостное представление о языке, о таких его единицах, как звук, буква, слово, предложение, текст. Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким соглас­ным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупреди­тельных) при обозначении звука [и'].

2 раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограм­мы как «главные опасности письма»: орфограммы безудар­ных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначе­ние и порядок поиска слов.

Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на кон­це слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).

Решение орфографических задач в корнях слов: прове­рочные слова как помощники при выборе правильной бук­вы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухо­сти-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяс­нения непроверяемых написаний.

Возможность непроизносимых согласных звуков в кор­нях слов и способы решения орфографической задачи. Удво­енные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.

3 раздел «Слово и его значение» посвящен формированию элементарных представлений о лексическом значении слова, его многозначности, синонимах и антонимах. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», по­нятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-не­видимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведе­нии. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распро­страненные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.

4 раздел «Состав слова». Слово рассматривается как объединение морфем, стоящих в определенном порядке и имеющих значение. Дается первоначальное представление о составе слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Корень – закрепление представления о единообразном написании, однокоренные слова, правописание безударных гласных. Приставка – роль в слове, правописание разделительного твердого знака. Суффикс – роль в слове, значение некоторых суффиков. Окончание – его основная функция и отличие от других частей слова.

5 раздел «Части речи». Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол.

6 раздел «Предложение. Текст». Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в уст­ной и письменной речи. Возможность запятых и других зна­ков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопроси­тельные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливос­ти при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знаком­ство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произне­сения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.

В учебник включены небольшие словари различного типа, что позволяет активизировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Учебно- тематическое планирование учебного материала

по предмету «Русский язык 2 класс».

Класс 2

Учитель Крумм Дарья Викторовна

Количество часов:

Всего 170 часа, в неделю 5 часов.

Плановых контрольных уроков –5, тестов – 3ч.

Планирование составлено на основе УМК «Перспектива» руководитель линии Климанова Л. Ф.,

Учебник Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Русский язык 2 класс» издательство «Просвещение», 2011 г.;
Календарно – тематическое планирование






Тема урока

Часть учебника, страницы учебника

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля, измерители

Дом. задание


Дата проведения

план

факт

Раздел 1 «Мир общения»- 20 часов

1-4

Собеседники


стр.4 – 5

1

Расширить представление о функциях общения, средствах общения, развивать творческие способности при составлении «рисуночного письма», составление текста-доказательства преимущества звукобуквенного письма.

Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками.

стр. 6 № 4







стр.6 -7

1

Составить рассказ по серии рисунков







стр. 8

1

стр.9

1

стр. 8 № 7,







составить письмо по рисункам.







5-6

Слово, предложение и текст в речевом общении



Стр. 10-11




1

Повторить изученные в 1 классе орфограммы, познакомить с определением орфограммы, закрепить представления о грамотном письме как обязательном условии письменного общения.

Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками.

стр. 11 № 11,







Стр.12-13

1

стр. 16 №16, правило







7

Слово, предложение и текст в речевом общении



Стр. 14




1

Показать лексическое богатство русского языка, активизировать и обогащать словарь учащихся при работе со словами различных тематических групп, повторить понятие «слова с непроверяемым написанием».

Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками,



Выписать 5 словарных слов по теме «Живая природа»








8-9

Предложения по цели высказывания.

Стр. 15-17


1

Познакомить с повествовательными, вопросительными и побудительными предложениями, показать цель их высказывания в речи, работа над произносительной культурой при интонировании предложений разного типа.

Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками.

стр. 17 № 18, правило,







Стр. 18-20


1

стр.20 №22







10-11

. Различные по интонации предложения.


Стр. 21


1

Познакомить с разными по интонации предложениями, ввести термин «Восклицательное, невосклицательное предложение», осознанная постановка знаков препинания в конце предложения, работать над верным интонированием восклицательных предложений.

Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками, словарный диктант по теме «Живая природа».

Записать 3 предложения разных по цели высказывания







Стр. 22

1

Составит текст-описание (3-4 предложения) по теме «Моя школа»







12-13

Текст. Типы текстов.

Стр. 23-24

1

Показать смысловую связь предложений в тексте, дать представление о различных типах текстов, учить определять тип текста и составлять собственные тексты.

Текущий контроль: устный опрос, работа с деформированными текстами, тестовые задания.

Составить текст-описание «Моя любимая игрушка».








Стр.25


1

Написание письма.
















14-15

Типы текстов.

Стр. 26-27


1

Определение типов текстов, составление собственных текстов разных типов, развивать речь при составлении устного рассказа, озаглавливание текста.

Текущий опрос: устный опрос, словарный диктант, словесное творчество.

Стр. 27 №29







Стр. 28

1

Составить рассказ по серии рисунков







16-19

Главный помощник в общении - родной язык

Стр. 29-30

1

Показать необходимость владения языком для успешного общения, создать наглядно-образное представление о структуре языка, повторить алфавит.

Текущий опрос: устный опрос, работа по карточкам.

Стр.30 №33







Стр.31-32

1

Составить диалог о языке







Стр. 33

1

РТ стр. 16 № 21







Стр. 34

1

Стр. 34 №3







20

Контрольная работа по разделу «Мир общения»

Работа с текстом по вариантам. Списать, вставляя пропущенные буквы.




1

Проверка знаний по разделу «Мир общения»

Итоговый контроль: письменная контрольная работа.










Раздел 2«Звуки и буквы. Слог. Ударение» 65 часов

21-22

Гласные и согласные звуки и буквы.

Стр. 35-37

1

Систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, различия звуков и букв, развивать речь при составлении рассказа о звуках и букв.

Текущий контроль: устный опрос, практическая работа.

Стр. 37 №39







Стр.38-39

1

Стр. 38 №42







23-24

Гласные и согласные звуки и буквы.

Стр. 40-41

1

Систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, различия звуков и букв, развивать речь при составлении рассказа о звуках и букв. Понимание роли алфавита в различных справочниках, повторить правильное употребление заглавной буквы в именах собственных.

Текущий контроль: устный опрос, работа по карточкам, перфокартам.

Стр. 41 №48







Стр. 42-44

1

Правило стр. 44 №52







25-26

Гласные и согласные звуки и буквы.

Стр. 45-46

1

Повторить сведения об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков, развитие орфографической зоркости при определении «ошибкоопасных» мест.

Текущий контроль, устный опрос, словарный диктант, словесное творчество.

Стр. 46 №55







Стр. 47-48

1

Стр. 47 №58







27

«Гласные и согласные звуки и буквы»

Стр. 49-50

1

Проверить умение находить в словах буквы безударных гласных и парных согласных звуков.

Итоговый контроль: письменная проверочная работа, тестовые задания.

Стр.50 №63







28-29

Звук (й) и буква Й

Стр.51-52

1

Показать различия гласного звуки и и согласного й, создание текста- рассуждения при объяснении значения пословицы, правила переноса слов с буквой й.

Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками, самостоятельная работа.

Стр. 52 №67






  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации