Исследование объёма кратковременной памяти - файл n1.docx
Исследование объёма кратковременной памятиДоступные файлы (1):
n1.docx
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахская Академия Труда и Социальных Отношений
Факультет социальных наук и права
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Специальность 050503 «Психология»
Лабораторная работа
по дисциплине «Практикум по психологии (2)»
Тема: «Исследование объёма кратковременной памяти»
Выполнила: студент 4 курса з/о п/к _____________
Проверила: доцент, кандидат биологических наук
____________________________
Алматы 2011
1.Лабораторная работа № 52. Дата выполнения работы: 28.02.2011г.
3. Тема: Исследование объёма кратковременной памяти.
4. Цель исследования: Определить объём кратковременного запоминания по методике Джекобсона.
5. Задачи исследования: 1) Провести процедуру чтения цифровых рядов
испытуемому.
2) Подсчитать результаты и вычислить по формуле объём
кратковременной памяти.
3) Определить по шкале уровень кратковременного
запоминания у испытуемого.
6. Объект исследования: Кратковременная память.
7. Теоретическое обоснование:
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку – она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт.
Существует деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Так же, как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приёмы. Но, в отличие от непроизвольной, для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.
Объём кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объём кратковременной памяти характеризует способность механически запоминать воспринимаемую информацию. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объём информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная.
8. Испытуемый: подросток 12 лет.
9. Состояние испытуемого: нормальное, без утомления, настроение положительное.
10. Время проведения исследования: 19.15. – 19.45. 28 февраля 2011г.
11. Экспериментатор: _____________________
12. Оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, четыре листа для записи, ручка, секундомер.
13. Ход работы:
Исследование состоит из четырёх аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов цифровых рядов.
Элементы ряда предъявляются с интервалом 1 с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде ”Пишите!” испытуемый на листе для записей воспроизводит элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.
14. Инструкция испытуемому: ”Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде ”Пишите!”, запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!”
15. Данные исследования и обработка результатов:
| 1 набор | 2 набор | 3 набор | 4 набор |
Правильно воспроизведенные ряды по порядку | 1, 2, 3, 6 | 1, 2 | 1, 2 | 1, 2, 3, 4, 5 |
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно – 5;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем А – 5;
п – число серий опыта, в данном случае – 4.
Коэффициент объёма памяти (Пк) вычисляют по формуле:
Пк = А+ С/п
Пк = 5+5/4=6,25
16. Анализ полученных результатов:
Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объёма кратковременного запоминания:
-
Шкала оценки уровня кратковременного запоминания |
Коэффициент объёма памяти (Пк) | Уровень кратковременного запоминания |
10 8-9 7 5-6 3-4 | очень высокий высокий средний низкий очень низкий |
По шкале оценки уровня кратковременного запоминания у испытуемого низкий уровень запоминания.
17. Выводы исследования: Низкий уровень запоминания у испытуемого может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти приемами мнемотехники.
Первый набор
5241
96023
254061
7842389
34682538
598374623
6723845207
Второй набор
7106
89934
856086
5201570
82744525
715843413
1524836897
Третий набор
1372
64805
725318
0759438
52186355
132697843
3844528716
Четвёртый набор
7106
89934
856086
5201570
82744525
715843413
1524836897