Активизация мыслительной деятельности учащихся начальных классов - файл n1.doc

Активизация мыслительной деятельности учащихся начальных классов
Скачать все файлы (626 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc626kb.31.03.2014 17:32скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Управление образования Тамбовской области

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж г. Тамбова»

Допуск к защите

____________2012 г.

Зам. директора по НМР

_______А.Ж. Малышкина
Бавина Мария Юрьевна

студентка группы ПНК-51
Активизация мыслительной деятельности учащихся начальных классов

на уроках математики
Выпускная квалификационная работа по методике преподавания математики


Специальность:

«Преподавание в начальных классах»

Код специальности: 050709

Научный руководитель: Ефимова Татьяна Николаевна






Тамбов

2012

Оглавление
Введение………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы активизации мыслительной деятельности учащихся младшего школьного возраста…………………………………………9

1.1 Дидактические основы активизации мыслительной деятельности младших школьников……………..…………………………………………………………..9

1.2 Общая характеристика приемов активизации деятельности учащихся на уроках математики…………………..……………………………………………16

1.3. Анализ возможностей учебника по математике для активизации мыслительной деятельности младших школьников (на примере учебников М.И. Моро и Л.Г. Петерсон)…………………………………………………….30

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности применения приемов активизации мыслительной деятельности младших шкльников на уроках математики………………………………………………...34

2.1 Организация и проведение исследования..……………………………………34

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………….40

Заключение………………………………………………………………………….43

Список использованной литературы………………………………………………46

Приложение…………………………………………………………………………49

Введение



Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было вооружить учащихся глубокими знаниями и понятиями, то теперь задачи общеобразовательной школы иные. По утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно через каждые десять лет, поэтому, чтобы человек не отстал от жизни, от науки, он должен непрерывно обновлять и пополнять свои знания и умения. В связи с этим, одной из основных задач перестройки школьного математического образования является переориентация системы обучения на приоритет развивающей функции обучения.

Известный отечественный психолог В.А. Крутецкий, изучая развитие математических способностей школьников, приходит к выводу, что «в школе нужно учить не только и не сколько математике, сколько методам математического мышления, общим принципам математического анализа» [20, С. 115].

Исходя из выше изложенного, при обучении учащихся, необходимо найти в педагогическом процессе такие условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также продвижению в их умственном развитии. Другими словами, встает вопрос, каким должно быть обучение, чтобы можно было добиться сдвигов как в развитии в мыслительной активности школьников, так и в умственном развитии, в целом.

Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умения думать, не учит тем мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. п.), с помощью которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для умственного развития. Но, в настоящее время, в учебном процессе основным предметом умственной деятельности детей остается подлежащее усвоению содержание и недостаточно ведется работа по обучению детей общим способам умственной деятельности, т.к. отсутствует конкретная программа развития приемов умственной деятельности. Слияние в единый органический процесс усвоения знаний и формирование приемов умственной деятельности – одна из насущных проблем, которая разрабатывалась педагогами и психологами Ю.К. Бабанским, Д.Б. Богоявленским, П.Я. Гальпериным, И.Я. Лернером, А.Н. Леонтьевым, H.A. Менчинской, A.A. Столяром, Н.Ф. Талызиной и др.

В учебной деятельности учащихся существуют две стороны: формирование знаний (понятий, представлений и т.п.) и формирование способов (приемов) работы с учебным материалом. Под способами работы имеют в виду приемы умственной деятельности, овладение которыми является необходимым компонентом формирования знаний. Под приемом мыслительной деятельности будем понимать те способы, которыми ученики ее осуществляют (приемы сравнения, абстракции, обобщения и т.д.) и которые могут быть выражены в перечне действий. Сформированный прием имеет две стороны: обобщенное знание о способе действия и владение этим способом.

Обучение приемам должно осуществляться одновременно с формированием знаний. Познание сущности вещей и явлений осуществляется с помощью приемов умственной деятельности, поэтому они должны входить в содержание образования. В школьной же практике приемы мыслительной деятельности не выступают как предметы специального усвоения, их формирование идет стихийно, по ходу изучения отдельных учебных предметов. В традиционном начальном обучении распространенным остается организация действий учащихся по образцу, что не способствует формированию самостоятельности и активности мышления, а, следовательно, и развитию приемов умственной деятельности.

Формирование рациональных приемов мышления непосредственно отвечает на один из важнейших вопросов, стоящих перед школой - «как научить детей разумно учиться», так как усвоенные приемы становятся достоянием учащегося, «инструментом» самостоятельного овладения учебным материалом.

В качестве базисной психологической концепции обучения примем разработанный психологами (П.Я. Гальпериным, Н.А. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и др.) деятельностный подход.

Приемам мыслительной деятельности следует обучать уже младших школьников, т.к. без них не происходит полноценного усвоения материала программы обучения. Но развитие логического мышления идет «вообще» - без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности их формирования. Это приводит к стихийному развитию логического мышления, поэтому большинство учеников старших классов не овладевают даже начальными приемами мышления.

В ряде исследований авторы рассматривают различные методические подходы к формированию отдельных приемов мыслительной деятельности (A.A. Люблинская, H.A. Менчинская, А. Я. Савченко и др.).

Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, развить потребность учеников к приобретению новых знаний. Решить эти задачи возможно только в том случае, если учитель знает, какова природа и происхождение умственной деятельности, из каких приемов она состоит, в каком порядке следует эти приемы формировать.

В своей совокупности работы всех выше названных авторов имеют большое теоретическое и практическое значение, в исследованиях перед учителями при изучении различных предметов ставится задача формирования мышления. Однако, такая постановка задачи явно недостаточна. Мышление нельзя формировать с любого приема, они связаны между собой внутренней логикой, поэтому могут быть сформированы только в определенной последовательности. Другое важное положение состоит в том, что приемы умственной деятельности оказываются не усвоенными значительным числом школьников не только начальных классов, но и выпускниками общеобразовательной школы.

В рассмотренных исследованиях формирование приемов осуществляется на определенном содержательном материале. Как же развивать мышление школьников, опираясь на программный материал начальной школы? Этот вопрос в названных работах не раскрывается.

Исходя из вышеизложенного, мы сформулировали цель нашего исследования: выявить педагогические условия, необходимые для успешного формирования приемов активизации мыслительной деятельности младших школьников на уроках математик.

Объектом исследования является процесс активизации мыслительной деятельности младших школьников.

Предметом исследования является эффективное использование приемов активизации мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что мыслительная деятельность учащихся начальных классов на уроках математики будет осуществляться более эффективно, если:

- педагог будет знать дидактические основы активизации мыслительной деятельности младших школьников;

- педагог будет использовать возможности учебников по математике для развития мыслительной деятельности учащихся начальных классов;

- педагог будет владеть педагогическими приемами, способствующими активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.

Исходя из выдвинутой гипотезы и учитывая состояние проблемы в педагогической науке и практике, мы поставили следующие задачи:

  1. Проанализировать дидактические основы активизации мыслительной деятельности младших школьников.

  2. Охарактеризовать приемы активизации деятельности учащихся начальных классов на уроках математики.

  3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования педагогических приемов активизации мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики.

Методологическую основу исследования составляют положения и выводы педагогики о гуманистических принципах процесса образования (Ж-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой), положение о роли деятельности в формировании личности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.), психолого-педагогические концепции развития индивидуальности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский).

В ходе решения поставленной проблемы использовались следующие методы исследования ведущие – метод теоретического анализа, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа; частные – наблюдение, беседа.

База исследования – 2Б класс МОУ СОШ № 11 г. Тамбова. В классе обучается 27 человек.

Научная новизна исследования: выявлена зависимость успешности обучения младших школьников от формирования приемов мыслительной деятельности при обучении математике.

Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании возможности формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников; в разработке педагогического инструментария развития данных приемов у детей младшего школьного возраста на уроках математики.

Практическая значимость работы определяется тем, что:

- использование результатов исследования позволяет повысить уровень формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников;

- теоретические положения исследования могут быть использованы учителями начальных классов для повышения качества и эффективности обучения математике, общего развития учеников.

- результаты и выводы работы могут быть учтены студентами средних профессиональных учреждений, обучающимися по специальности «Преподавание в начальных классах», в процессе прохождения педагогической практики, в частности, при проведении уроков математики в начальной школе.

Глава I. Теоретические основы активизации мыслительной деятельности учащихся младшего школьного возраста
1.1 Дидактические основы активизации мыслительной деятельности младших школьников

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Мыслительная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно­-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения мышление приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально­деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Мыслительная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации мыслительной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, осознанным и самостоятельным, их активностью, приобретением знаний, умений и навыков.

Мыслительная деятельность учащихся начальных классов может осуществляться на разных уровнях.

Первый уровень – воспроизводящая деятельность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень – интерпретирующая деятельность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень творческая деятельность.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких мыслительных качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень деятельности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречал ось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося; требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности мыслительной деятельности учащегося.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что мыслительная деятельность учащегося нельзя сводить только к развитию логических операций, способствуя усвоению учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося формируются новые убеждения и пополняется его профессиональный багаж. Вот почему активизация мыслительной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.

На основании теоретического анализа научных источников по проблеме исследования нами были выделены и проанализированы принципы активизации мыслительной деятельности у младших школьников

1. Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов в мышлении учащегося создается такая проблемная ситуация, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике.

Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной мыслительной деятельности.

Особенности применения данного принципа в процессе преподавания математических дисциплин требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.

2. Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности мыслительной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация мыслительной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближал ась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

3.Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

4. Очень важно, чтобы мыслительная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации мыслительной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

5. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация мыслительной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: состав класса, адаптация к учебному процессу,

способность к восприятию нового и т.п. Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

6. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации мыслительной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации мыслительной деятельности учащихся начальной школы, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и условия, при которых повышается эффективность мыслительной деятельности учащихся.

В связи с этим нами, на основании анализа работ отечественных педагогов П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, Ш.А. Амонашвили, были выделены следующие условия повышения эффективности использования приемов на уроках математики, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников:

1. Учет возрастных особенностей учащихся класса.

2. Использование материала различной степени трудности.

3. Использование разнообразных физминуток.

4. Построение нетрадиционных уроков.

5. Использование сюжетных игр.

6. Использование средств наглядности.

7. Применение игр-соревнований.

8. Использование нестандартных занятий.

9. Применение задач в стихах.

Соблюдение данных условий позволит не только разнообразить работу на уроке, но и сделать использование приемов наиболее эффективными, что оказывает немаловажное влияние на формирование учебной деятельности младших школьников и активизирует их мыслительную деятельность.


  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации