Особенности китайской лексики молодежных чатов - файл n1.docx

Особенности китайской лексики молодежных чатов
Скачать все файлы (182.3 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx183kb.31.03.2014 17:24скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8
Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный лингвистический университет»

Кафедра китаеведения

Особенности китайской лексики молодежных чатов

Дипломная работа




Выполнила:

студентка группы ППК1-07-01

факультета восточных языков

специальности Перевод и

переводоведение

Научный руководитель:

О.М. Готлиб

к.фил.н, профессор

К защите допускаю:

Декан факультета

восточных языков

___________ ____________ О.В. Кузнецова к.фил.н., доцент

(дата) (подпись)

К защите допускаю:

Зав. кафедрой китаеведения


___________ ____________ Е.В. Кремнев к.соц.н., доцент

(дата) (подпись)

Иркутск 2012Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

6

1.1. Понятие «коммуникация»…………………………………...………...

6

1.2. Коммуникация в сети Интернет. Основные характеристики и способы коммуникации в сети Интернет…………………………………..


9

1.3. Чат……………………………………………………………..…………...

15

1.3.1. Определение понятию «чат»……………………..…………………..

15

1.3.2 История чатов …………………………………………….……………..

16

1.3.3 Виды чатов..……………………………………………………………...

18

Выводы по главе 1……………………………….……………………..….....

21

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОЙ ЛЕКСИКИ МОЛОДЕЖ-НЫХ ЧАТОВ…………………………………………………………………


22

2.1. Особенности языка интернет-общения как разновидности сленга

22

2.1.1. Язык интернет-общения как разновидность сленга…….…….….

22

2.1.2. Анализ языка компьютерного общения. Выявление характерных особенностей интернет-языка ………………….…………..


28

2.1.3. Средства выражения эмоций и интонаций в интернет-общении

33

2.1.4. Анализ средств выражения эмоций и интонаций ……………...….

35

2.2. Особенности китайской лексики молодежных чатов……………….

39

Выводы по главе 2……………...…………………………………………….

52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...

总结……………..…………….…………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…...

Приложение…………………………………………………………………….

Глоссарий………………………………………………………………………


54

56

58

62

80








Введение

Первые компьютеры появились в начале пятидесятых годов и по мере того, как они совершенствовались, люди, работающие с ними, обрели огромный словесный багаж, который широко известен ныне. Но это было время до наступления эры персонального компьютера, то есть до 1988 г., поэтому она была достоянием посвященных, а их язык был закрытым для общества. С начала компьютерной революции конца восьмидесятых годов этот словарный запас и новые приращения к нему стали общим достоянием. В настоящее время, во всем мире развитию микропроцессорной техники, вычислительной техники, компьютерных технологий уделяется огромное внимание. В связи с этим, первой по количеству появляющихся новых слов является именно область компьютерных технологий. Новые термины из закрытого лексикона программистов и разработчиков компьютерной техники стали переходить в разряд общеупотребительных, т.к. количество людей, имеющих отношение к компьютерам, постоянно увеличивается. И параллельно этому явлению происходит еще один закономерный, с точки зрения лингвистики, процесс, а именно, образование специфического компьютерного сленга.

Данная работа посвящена исследованию источников компьютерного сленга в современном китайском языке.

Актуальность данной работы определяется тем, что наряду с развитием компьютерных технологий, с увеличивающейся популярностью Интернета в языке наблюдается процесс постоянного появления новых слов для обозначения новых понятий, либо присуждение новых значений старым словам применительно к новым явлениям в жизни. Необходимо изучить те механизмы, по которым происходят процессы появления новых слов и новых значений в современном китайском языке.

Таким образом, объектом данной работы являются чаты китайской интернет-сети. Наиболее активным пользователем чата является молодежь, ее речевое поведение и стало материалом исследования.

Предмет исследования – лингвистические и экстралингвистические средства, а также их комбинация, используемые молодежью в китайских чатах.

Цель исследования – проанализировать особенности лингвистических и экстралингвистических (графических) средств, используемых китайскими молодыми людьми в чатах.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Нами были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ литературы по теме работы, метод сплошной выборки, дефиниционный анализ, лингвистический анализ.

Материалом для исследования послужили отобранные методом сплошной выборки электронные молодежные чаты из китайской интернет-сети: http://www.kitairu.net/chi/, http://chat.6to23.com, http://polusharie.com и др. Вследствие этого, единицей анализа является текст сообщения в чате, размещенный на китайском Интернет-сайте.

Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что ее материалы и результаты могут найти применение при изучении лингвокультурологии, при проведении уроков китайского языка.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения, глоссария. Общий объем работы – 81 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной главе излагаются теоретические положения теории коммуникации, которые необходимы для выявления и дальнейшей интерпретации основных характеристик процесса коммуникации молодежи в Интернет сети.

    1. Понятие «коммуникация»

Как любая лексическая единица, слово “коммуникация” обладает этимологической основой. Оно происходит от латинского слова «communico» — делаю общим, связываю, общаюсь.

В отличие от коммуникаций животных (биологически целесообразного совместного поведения, направленного на адаптацию к среде и регулируемого, в частности, сигнализацией), человек старается установить “общение” с кем-либо, стремясь вникнуть в информацию, отношения или идею. Данное понятие используется многими представителями той или иной «отраслью научного знания» и, соответственно, трактовки определяются данными науками различно.

В лингвистическом словаре приводится следующее определение понятия: коммуникация — это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.— специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Человеческие формы коммуникации характеризуются главным образом функционированием языка — «важнейшего средства человеческого общения» [42].

Социологи трактуют коммуникацию как передачу социальной информации. Психологи обозначают термином «коммуникация» процессы обмена продуктами психической деятельности. «Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию» [42]. Если не достигается взаимопонимания – цель коммуникативного акта, то коммуникация не состоялась.

Г.Г. Почепцов в книге «Теория коммуникации» под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы общения» [26, с. 24].

Процесс коммуникации толкует В. А. Спивак как обмен информацией в процессе какой-либо деятельности [28].

Но необходимо при этом различать информацию и коммуникацию. Об этом пишет теоретик европейского Public relation Люсьен Матра: «Многочисленные направления так называемой коммуникации … научили меня в первую очередь тому, что следует различать информацию (одностороннее сообщение) и коммуникацию (сообщение, на которое поступает ответ), или сообщение с «обратной связью» («feed back» англ.). Другими словами, коммуникация, благодаря подразумеваемому наличию в ней обратной связи, позволяет узнать, получено ли сообщение, тогда как односторонняя информация всегда в некотором роде «бутылка с запиской, брошенная в море» [29].

В коммуникацию при непосредственном общении коммуникантов входят и невербальные компоненты: жесты, мимика, пантомимика и т. п. Коммуникация в любом случае обусловлена экстралингвистическими факторами (ситуативная конкретность, национально-культурная традиция). Общение может осуществляться средствами вторичных семиотических систем («языки наук, музыкальная нотация, правила игр, азбука Морзе, языки программирования в диалоге с компьютером) или же средствами «первичных языков» (пантомима, система жестов) [43].

Данная сфера, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена, поэтому определений и пониманий у коммуникации приблизительно, столько же, сколько и авторов работ о ней. Считаем целесообразным охарактеризовать теорию Р.О. Якобсона, поскольку его работы составили отдельную эпоху в развитии изучения коммуникации. Наибольшее распространение получила его модель речевой коммуникации [1, c.5]. В данной модели, по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации [37, с. 320].1 Таким образом, суммировав наиболее релевантные для дипломной работы дефиниции понятия «коммуникация», в рамках нашего исследования придерживаемся следующей трактовки: «Коммуникация - это целенаправленная форма общения, в процессе которой происходит обмен информацией от адресанта к адресату, в опосредованной Интернет сетью средой».
1.2. Коммуникация в сети Интернет. Основные характеристики и способы коммуникации в сети Интернет

В настоящее время в мире существует немалое количество средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые в частности представлены использованием глобальной компьютерной сети Интернет (Internet). Это в первую очередь связано с тем, что человечество за последнее столетие совершило огромный скачок в развитии науки и техники, что позволило открыть новые просторы для деятельности человека [22, c. 364]. Так возникновение и развитие цифровых и компьютерных технологий, а впоследствии массовое распространение персональных компьютеров, открыли новый вид коммуникативного взаимодействия "человек-компьютер", и в свою очередь развитие сети Интернет к взаимодействию "человек-компьютер" добавило возможность коммуникации "человек-компьютер-человек" [39].

В англоязычных источниках уже признано возникновение нового типа коммуникации и предложен термин "computer-mediated communication" [40, с. 45]. В дипломной работе в качестве рабочего используется русскоязычный термин "компьютерная коммуникация"2 - вид межличностного опосредованного общения, осуществляемого компьютерными средствами [26, с. 31]. При этом он рассматривается как синоним термину "Интернет коммуникация", впервые введенный в научный обиход Д. Кристалом.

По мнению Е.В. Грязновой, Интернет коммуникация "...представляет собой единство четырех процессов: в нем создается новая реальность, которая отражает объективную действительность, выражает субъективно-личностный мир... и передает свое духовное содержание всем участникам" [11, c. 13].

Как для любого феномена, виртуальной коммуникации присущи определенные особенности, которые тесно связаны друг с другом:

  1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера, фотографию собеседника, все же данные сведения недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Анонимность психологически освобождает участника виртуальной коммуникации от необходимости репрезентировать самого себя, т.е. соответствовать своему реальному "Я", тем самым открывает возможности для конструирования альтернативных самопрезентаций. Отметим, что реализуются такие возможности в неформальной обстановке, где нередко встречается укрывание истинной информации или презентация ложной.

  2. Физическая непредставленность. В сочетании с анонимностью открывает простор, с одной стороны, для предоставления о себе недостоверной информации, с другой стороны - для фантазирования по поводу собеседника (опять же, прежде всего, при неформальном общении). В Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью, а также коммуникативной компетентностью человека, точнее - невербальной частью коммуникативной компетентности [13].

  3. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. "Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере" [34].

  4. Нерегламентированность поведения. Заключается в отсутствии четких правил online-коммуникации, особенно, разумеется, - неформальной, где выражается в полной свободе самоопределения относительно завязывания и разрыва контактов, стиля коммуникации и т.д. Некоторые пользователи "презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения".

  5. Снижение психологического и социального риска в процессе общения. Появляется вследствие анонимности и безнаказанности. "Проявляется в виде аффективной раскрепощенности, ненормативности и некоторой безответственности участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален" [34].

  6. Компенсаторная виртуальная эмоциональность. Такими словами мы предлагаем обозначить феномен, который выражается в том, что затрудненность эмоционального компонента общения компенсируется активным использованием специальных значков для обозначения эмоций (смайликов) или описанием эмоций словами.

  7. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. Кроме этого, существует возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно, живущих в разных культурах [7].

Нами были вычленены основные характеристики, присущие коммуникации в Интернет сети. В рамках нашего исследования необходимо проанализировать разнообразные способы сетевой коммуникации (ICQ, e-mail, чат, форум и др.) Исследователи Web – общения выделяют следующие способы общения в Интернете:

Электронная почта. Возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями продемонстрировала саму возможность общения посредством сети Интернет. При небольшой модификации это позволило обмениваться информацией группам людей. Такой модификацией стали группы или списки рассылки [3].

Форумы. Эта форма общения является развитием идеи телеконференций. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и написать свое сообщение — в ответ на написанные сообщения. Исторически первые форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви — так же, как и в телеконференциях. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют администраторы и модераторы. Наиболее развитые форумы начинают обладать первыми признаками социальных сетей - между участниками могут быть установлены социальные связи.

Чаты. Разновидность форумов, отличающаяся от них отсутствием какой-либо определенной научной или социальной тематики. Создаются они непосредственно для симуляции живого группового общения в основном молодых людей. Общение проходит в виде полилога часто незнакомых людей, преследующих определенную цель. Подобно живому знакомству, участники находят близкого или интересного им человека с которым, поначалу, обмениваются общей информацией о себе, либо открыто предлагают ему познакомиться. Далее следует диалог и в конечном итоге, если собеседники заинтересованы друг в друге, они договариваются о встрече в «реальной жизни». При этом все участники, находящиеся в чате имеют возможность наблюдать за их общением или присоединяться к ним [11, c. 16].

Интерактивные беседы. С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в Интернете в режиме постоянного присутствия, и как логичное развитие этой ситуации, появляется сервис общения в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение в течение незначительного промежутка времени в пределах нескольких секунд после отправки его собеседником. Примером может послужить такая форма общения как MUDs (от “multi-user dimension” - ролевая игра, в которой пользователи объединены в одном виртуальном пространстве), которая близка к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели - стремлением выиграть.

Блоги. Блоги (от англ. web log — web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал — т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми; самый распространенный подход — это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать ленту просмотра — список записей из журналов "друзей" (friends), регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества — журналы, которые ведутся коллективно. В таком сообществе его членом может быть помещено любое сообщение по направлению деятельности сообщества. Существуют блоги созданных компаниями в целях обучения персонала, общения компаньонов между собой, например блог компании Intel: http://blogs.intel.com/, блог компании Microsoft: http://blogs.technet.com/ [17, c. 156].

Существует и такой способ общения в Интернете как «Ай Сик Ю» (ICQ - "I Seek You" - "Я тебя ищу" или просто «аська») - это программа, позволяющая общаться со своими друзьями в on-line - то есть в режиме реального времени. Она действует по принципу электронной почты, только принцип ее работы ещё быстрее. Такой способ общения чем-то напоминает перебрасывание записками. Можно посылать сообщения, разнообразные файлы, взывать к общению, посылать приглашение для запуска сетевых программ и т.д. [29].

С развитием и распространением этих форм общения стали образовываться социальные сети. Рассмотрим данную форму подробнее.

Термин «Social Networks» был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом. Социальная сеть - сообщества участников, объединенных не только средой общения, но и с явно установленными связями между собой [12].

К социальным сетям относятся такие Интернет-сайты как Odnoklassniki.ru, Vkontakte.ru, LovePlanet.ru и другие.

Яркими примерами зарубежных социальных сетей являются MySpace, Friendster, Classmates, MyDarling, Rudate etc.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что Интернет с его универсальными и специфическими конститутивными признаками и особенностями - анонимности, интерактивности, глобальности, креативности, нерегламентированности, - является виртуальным пространством для коммуникации. При многообразии способов общения посредством Интернета, ценными для нашего исследования являются социальные сети, а именно чаты.


1.3.Чат

1.3.1.Определение понятию «чат»

Чат (англ. chat — болтать) — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или близкая к этому, что отличает чат от форумов и других «медленных» средств. [19].

Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями, например, ICQ или даже SMS.


1.3.2.История чатов

С развитием информационных технологий стали возможным ещё более глобальные коммуникации.

Историческим «докомпьютерным» предшественником чатов, несомненно, был телефон. Ни почта, ни телеграф не позволяли общаться в реальном времени и не были доступны в домашней обстановке. Изобретение и распространение телефона по планете вызвало настоящую революцию в средствах и способах общения. Возможность поговорить с собеседником на другой стороне Земли казалась настоящим чудом.

Во второй половине XX века начали бурно развиваться компьютеры. Однако долгое время они были большими и слишком дорогими, что препятствовало тому, чтобы расходовать драгоценное машинное время на забавы с обменом сообщениями вместо расчётов атомных бомб. К тому же, до конца 60-х годов они не были связаны друг с другом. Предок Интернета, сеть ARPANET3, в 1969 году насчитывала только четыре связанных друг с другом научных компьютера. Чуть позже, в 1971 году, была придумана электронная почта, которая стала необычайно популярна ввиду своего удобства. Постепенно появились новые службы сообщений, такие, как списки почтовой рассылки, новостные группы и доски объявлений. Однако в то время сеть ARPANET ещё не могла легко взаимодействовать с другими сетями, построенными на других технических стандартах, что затрудняло её распространение. Именно в 1983 году термин «Интернет» закрепился за сетью ARPANET. Программы для обмена текстовыми строками, несмотря на простоту самой идеи, появились не сразу. Примерно в 1974 году была разработана программа Talkomatic, потенциально позволявшая общаться между тысячей терминалов системы. В 1980-x появилась система Freelancing' Round table. Однако по-настоящему популярным стал разработанный в 1988 году протокол, названный Internet Relay Chat (IRC), что примерно можно перевести как ретранслируемый интернет-разговор. Где-то в это же время появилось и распространилось само понятие «чат». Общение в IRC быстро стало популярным из-за простоты процесса и дружественности среды. В 1991 году во время операции «Буря в пустыне»4 была организована IRC-трансляция новостей — сообщения со всего мира собирались в одном месте и в режиме реального времени передавались в IRC. Есть сведения, что подобным образом IRC использовался и во время путча в СССР, когда пользователи из Москвы моментально сообщали всему миру о происходящем на улицах.

Для клиентов IRC, написано множество ботов5, например, Eggdrop, автоматизирующие многие рутинные операции. Самым известным из клиентов IRC стал mIRC; благодаря простой и эффективной системе команд для него было написано множество скриптов6, которые также позволяют выполнять широкий спектр действий. Боты и mIRC-боты используются для различных игр в каналах — «Мафия», «Викторина», и других.

Разработчики IRC настолько хорошо продумали его архитектуру, что её с тех пор практически не требовалось изменять. Конечно, у него есть недостатки: короткие сообщения, проблема с кодировками, невозможность посмотреть историю сообщений при подключении. Однако он был и остаётся популярным средством для чата, хотя и в значительной мере потеснен со своих позиций. В частности, в 1998 году был придуман похожего назначения протокол Jabber — даже его название (англ. jabber болтовня, трёп; тарабарщина) отсылало к слову chat. Jabber содержал в себе многие технические новшества и постепенно получил широкое распространение, а также стал основой многих сервисов. Были и другие протоколы, менее известные, например, SIP7 [10].


1.3.3.Виды чатов

Существует несколько разновидностей программной реализации чатов:

По количеству лиц, участвующих в коммуникации, чаты делятся на:
  1   2   3   4   5   6   7   8
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации