Шпаргалка по теории социальной работы - файл n1.doc

Шпаргалка по теории социальной работы
Скачать все файлы (152 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc152kb.31.03.2014 16:11скачать

n1.doc

  1   2   3

  1. Основные парадигмы философии социальной работы.

Философия социальной работы – это идеология профессиональной деятельности, это коллективное представление людей, объединенных едиными требованиями к своей профессии, которые имеют определенные знания, руководствуются соответственными общими знаниями и нормами.

Философия обосновывает формы, уровни проявления социальной работы в обществе, ее профессиональные и непрофессиональные уровни.

В мире соц.работа сформировалась в начале 20 века в США.

1.Философия гуманизма (2-я половина 19 века) – формирование многих общественных наук, появление новых классов. Соц.работа существует в виде социальной благотворительности – сильные слои общества отдают часть дохода слабым. СУБЪЕКТ – благотворитель, ОБЪЕКТ – слабые слои населения которые не имеют средств к существованию. Минимальные их потребности удовлетворяются сильными слоями.

2.Философия позитивизма – научное знание поможет определить, объяснить существующие болезни и определить лечение социальных болезеней. СУБЪЕКТ – исследование, ОБЪЕКТ носитель определенной общественной проблемы

3.Концепция утопизма – человек это всегда жертва обстоятельств, человек нуждается в конкретной помощи. СУБЪЕКТ-человек помогающий, ОБЪЕКТ – человек нуждающийся.

4.Философия профессионализма – базируется на гуманистических и демократических идеалах и которая предполагает удовлетворение потребностей человека, развитие потенциала и способности с учетом принципа социальной справедливости: общество помогает в первую очередь тому, кто сам себе не может помочь(соц. незащищенные группы людей четко определенные в законодательстве, а всем остальным предлагать помощь в виде консультации путем решения своих проблем) СУБЪЕКТ – профессионал соц.работы, консультант, посредник, помощник. ОБЪЕКТ нуждающийся в обществе.



  1. Философские ценности социальной работы.

Мегауровень ценностей соц.работы.

Определяют ценности профессиональной культуры на уровне человечества в целом и отражают ценности уровня цивилизации:

1.Право на жизнь

2.Свобода. Все люди имеют право на свободу.

3.Равенство и недискриминация – подход к человеку на основе одного из признаков: пола, расы, цвета кожи или политическим убеждениям.

4.Справедливость - Уважение достоинства и обеспечение безопасности и неприкосновенности личности.

5.Солидарность – активная помощь уязвленным слоям населения и жертва нарушений прав человека. Имеет большое значение при стихийных бедствиях «в ситуациях, обусловленных нуждой, соц.несправедливостью, пренебрежением.

6.Социальная ответственность- практическая сторона солидарности. Деятельность по оказанию поддержки, защиты интересов.

7.Обеспечение мира и отказ от насилия.

8.Отношения между человеком и природой.

Макроуровень ценностей соц.работы.

Ценности этого уровня обуславливают конкретные действия соц.работника в пределах профессиональной компетенции, определяет его ответственность перед клиентом,коллегами,работодателями, перед профессией

1.Преимущества индивида по отношению к обществу. Соц.работник своими действиями не должен нарушать гражданские и юридические права клиента.

2.Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом.

3.Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений. В процессе оказания соц. услуг соц.работник должен отделять свои ценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений с клиентом.

4.Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям. Социальная работа выступает против всех форм дискриминации и насилия, проявляет социальную активность в стремлении гармонизировать общественные отношения.

5.Готовность к передаче знаний и умений другим.

6.Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание. Личные качества, состояние или статус клиента не могут быть основанием для предпочтения, выступать как «плохое» и «хорошее».Должен быть важен сам клиент.

7.Стремление к развитию самопомощи клиента.

8.Готовность действовать от имени подопечного. Несмотря на возможные фрустрации. Защита прав и интересов клиента

Мезоуровень ценностей соц.работы.

Является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностямис социальными нормами людей.

Формируя свое поведение в обществе, человек идентифицирует ценностные ориентации с основными жизненными проблемами. Согласно концепции Ф.ККланхон, повторяемость жизненных проблем дает возможность их классифицировать.



  1. Человек в философских концепциях социальной работы.


  1. Сущность, принципы и функции социальной политики.

Политика- отношения между разными группами, классами.

Соц.политика – составная часть внутренней политики государства, регулирующая отношения в обществе. Главная цель: гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия. Основана на системе принципов.

Принципы соц.политики:

Государство выявляет определенный минимум:

1.Гуманизм и соц.справедливость

2.системности

3.сбалансированность цели и возможность соц.политики

4.открытость соц.политики

5.контроль общества над реализацией соц.политики

6.адресность мест по соц.защите населения

Функции соц.политики.

1.Защита и согласование интересов соц.групп и слоев в обществе.

2.Поддержание стабильности и целостности общественной системы

3.Управление социальными процессами.

Субъект соц.политики – государство, в виде различных органов власти, гражданское общество, в виде партии, движения.

Объект соц.политики: соц.процессы, соц.проблемы.

Алгоритм работы механизмов.

  1. Научный анализ и изучение реально существующих ситуаций.

  2. Определение конкретных целей соц.полититки, методов и средств ее достижения.

  3. Нормативно-правовое оформление избранного варианта

  4. Административно-организационное и мотивационное обеспечение мероприятий по реализации соц.полититки на местах.

Успех соц.политики зависит от того, насколько правильно осмыслена и проанализирована социальная ситуация. Насколько учтено общественное мнение, настроение населения.


  1. Основные зарубежные модели социальной политики.

Модели.

  1. Остаточная – характерна для Англии и стран Северной Америки в 16 в. Система открытой и закрытой помощи. Закрытая помощь – предоставление услуг для бедного населения в некоторых стационарных учреждениях(временные приюты). Открытая помощь – серия услуг и денежных выплат единовременного характера (выдача денег, продуктов питания).

Основной принцип остаточной модели соц.политики.

Государство через систему соц.служб оказывает помощь нуждающимся в том случае, если это невозможно сделать через институт семьи. Помощь оказывается временно.

Основной источник финансирования:

Соц.страхование – налог, который берется с предпринимателей

Основным субъектом остаточной модели соц.государства является: государство,семья.

Объектом – человек, у которого нет средств к существованию

  1. Государственно-перераспределенная модель(страны Северной Европы, западной европы, Германия). В качестве субъекта выступает государство – через систему соц.страхования, соц.обеспечения, оказывается помощь всем гражданам государства, которые нуждаются.

Объект – граждане страны.

  1. Индустриально-экономического развития(корпоративная) – Япония, Корея, Филиппины. Социальную помощь получают трудящиеся, получают ее от работодателей.



  1. Отечественные модели социальной политики.

Модель 1. Княжеское и церковно-монастырское попечительство

Для данной модели характерна опека над определенными группами населения, которые законодательно поступают под княжеский и церковный патронаж. В эту клиентелу входили не только люди Церкви, но и одинокие люди, не имевшие кровных родственников, а также вдовы и старики. Основной задачей попечения являлось «питание», т.е. поддержание жизни подопечного. Форма поддержки носила спонтанный характер, не имела закрепленных финансовых механизмов, что находило свое выражение в различных объемах княжеских пожертвований. Постепенно утверждается так называемый остаточный принцип, когда поддержка осуществляется из «избытка чего-либо» . В связи с неразвитой системой хозяйствования, помощь на уровне власти носила временный и непостоянный характер. Модель 2. Государственно-законодательное регламентирование

В связи с формированием государственности важнейшим атрибутом общественных отношений становятся принципы «мира и спокойствия» и «благочиния». Согласно этим идеологическим концептам власти стремятся проводить политику, направленную на регламентирование деятельности монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства, предпринимают первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями.

Государство берет под контроль деятельность богаделен, проживание в них больных и нищих.

Растет роль государства в деле борьбы с голодом. С этими целями организуются соответствующие Приказы: так. Житный приказ ведал житными дворами, где хранился запас зерна на случай голода. Издается ряд законов, регламентирующих действия местных властей. Церкви, феодалов и «скудных людей» в период голода. В частности, предусматривалось введение государственной монополии на цены, раздача хлеба в долг, право перехода крестьян от феодала в другие земли.

Под государственный контроль берутся мероприятия по выкупу из неволи пленных, казна собирает определенный налог, делаются первые шаги по поддержке вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на «государьской службе».

Модель 3. Общественное призрение

Модель общественного призрения включает в себя механизмы государственных законодательных регламентации, частных и общественных инициатив. Для данной модели характерно осуществление территориальных подходов к помощи и поддержке нуждающихся, формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи. Для нее характерен территориальный принцип финансирования и распределения средств на основе представительского, участия различных слоев населения. Большая роль в этой модели принадлежит благотворительным обществам и организациям, которые, как и Приказы, находятся под законодательным контролем государства. Общественное призрение не ограничивается только денежной и натуральной помощью различным категориям нуждающихся, но и включает меры по воспитанию и профессиональному образованию, сословному обучению, интеграции женщин в различные сферы деятельности, образованию и профессиональной подготовке инвалидов.

Модель 4. Общественно-территориальное распределение

Модель общественно-территориального перераспределения возникает в пореформенный период в связи с миграцией населения, урбанизацией и развитием капиталистического производства, сопровождающимся обнищанием населения, охватывающим различные общественные слои. Для данной модели характерно сочетание архаических форм поддержки, таких, как общинная и приходская система вспомоществования, наличие приказной системы. В тоже время появляются и новые виды поддержки: земская, городская, оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения. Дальнейшее развитие получают благотворительные общества, они оказывают не только сословную поддержку, но и решают достаточно большой спектр проблем — от поисков механизмов борьбы с безработицей до воспитания малолетних преступников, от борьбы с социальными болезнями до создания системы искусственного вскармливания младенцев. Модель 5. Социальное обеспечение

Модель социального обеспечения — приоритеты в системе социальной политики отдаются трудящемуся населению. Основу этой модели создает социалистическое перераспределение; на первых порах осуществляется классовый подход в распределении, страховании и пенсионном обеспечении. Ликвидация частной собственности на средства производства приводит к тому, что основным субъектом поддержки при всех случаях социального риска становится государство.

Модель 6. Переходный период

Модель переходного периода осуществляется в ситуации переструктурирования социальных, политических и экономических связей и отношений.

Особенностью концепции государственной социальной политики в 90-е гг. становится ее направленность на «стабилизацию уровня жизни граждан», тогда как в предшествующие годы она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления.

Новые социально-политические реалии выдвинули следующие основные задачи:

• усиление адресности социальной поддержки слабозащищенных групп населения;

• обеспечение основных социальных гарантий;

• сдерживание массовой безработицы;

• адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов.

  1. Современное состояние социальной политики в России.

Социальная политика современного государства -- это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, направленных на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества; защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений и др.

Основные направления социальной политики -- защита населения от повышения цен с использованием различных форм компенсаций и проведение индексации; помощь наиболее малоимущим семьям и безработным; социальное страхование, установление минимальной заработной платы для работающих; обеспечение преимущественно за счет государства развития образования, здравоохранения, защита окружающей среды; оказание помощи в получении гражданами квалификации, регламентация процесса трудовой деятельности (продолжительности рабочего дня, предоставления оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т. д.).

Основными принципами социальной политики являются оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности; учет жизненно необходимых социальных стандартов, согласно Конституции страны, при формировании бюджетов разных уровней, четкое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и др. Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод.

Стратегическими целями социальной политики РФ являются:
создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества; улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта; развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения; создание эффективного цивилизованного рынка труда; усиление адресности социальной поддержки населения; обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий; создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.



  1. Понятие социального государства.

Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaatгосударство всеобщего благосостояниягосударство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится вконституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путёмгосударственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Часто считается, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны».

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 г. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7), но на деле оно проводит ультраконсервативную социальную политику, обеспечивая достойное существование лишь некоторым группам пенсионеров

Многие утверждают что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»).Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод. Коммунисты считают что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов - социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся

  1. Конституция РФ о правах и социальной защите граждан.

Статья 7

1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 33

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с ФЗ.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.


  1. Система нормативно-правовых актов, регулирующих социальную работу на разных уровнях.

В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.

  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации