Ответы на вопросы к экзамену по административному праву - файл n1.doc

Ответы на вопросы к экзамену по административному праву
Скачать все файлы (723 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc723kb.31.03.2014 15:13скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Административное право


  1. Управление, государственное управление и исполнительная власть: понятие, соотношение. Исполнительная власть в системе единой государственной власти.


Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему, в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Государственное управление:


Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.
Соотношение

Управление представляет собой деятельность исполнительной власти, которая осуществляется главным образом в форме управления посредством осуществления многочисленных и разнообразных управленческих действий и процедур.



  1. Предмет, метод и система административного права, его место в правовой системе РФ.


Предмет

Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества
Метод


1) представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;

2) наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

3) чаще всего представляет собой одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;

4) не исключает использования диспозитивных средств;

5) отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.
Система административного права - внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Административно-правовой институт – комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.
   Институты административного права:

   • принципов государственного управления;

   • административно-правового статуса граждан (физических лиц);

   • административно-правового статуса органов исполнительной власти;

   • государственной и муниципальной службы;

   • административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

   • административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

   • административно-правовых режимов;

   • форм государственного управления;

   • методов государственного управления;

   • административной ответственности;

   • административного процесса;

   • обеспечения законности в государственном управлении;

   • административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

   • административно-правовых основ управления в сфере экономики;

   • административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

   • административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.
АП в системе российского права

Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:
   • конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

   • гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

   • уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;

   • финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;

   • земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

   • трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;

   • уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.



  1. Административно-правовые нормы: понятие, структура, особенности, источники.


Административно-правовые нормы - это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.
Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов.
Элементы структуры административно-правовой нормы:

   1) гипотеза – часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;

   2) диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;

   3) санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.
Особенности:

1) являются разновидностью юридических норм;

   2) объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;

   3) административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;

   4) устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;

   5) содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);

   6) имеют представительно-обязывающий характер;

   7) обеспечиваются мерами государственного принуждения;

   8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;

   9) во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).
Источники - внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права.
   • нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;

   • административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

   • административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;

   • правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;

   • административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.
Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.



    1. Виды и способы реализации административно-правовых норм.

Виды норм:

  1. По предмету правового регулирования:


2. По функциям права:


3. По методу правового регулирования:


4. По содержанию предписания:


5. По адресату:




  1. По действию в пространстве:


7. По действию во времени:


8. По кругу лиц


9. По юридической силе:




  1. По характеру юридической защиты:


Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.
Способы реализации:



      1. Административно-правовые отношения: понятие, особенности.


Административно-правовые отношения - это урегулированные административно-правовой нормой управленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой.
Особенности административно-правовых отношений:

   1) это властные отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отношений;

   2) это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;

   3) для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;

   4) возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;

   5) могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие второй стороны необязательно;

   6) споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;

   7) при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;

   8) по своей сути – организационные, т. е. направлены на организацию совместной деятельности людей и их коллективов.



    1. Структура административно-правовых отношений.


Среди элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений, объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.

   Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

   Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.

   Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие).

   Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников административно-правовых отношений.


    1. Юридические факты как основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.

Юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения.
В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда — события.
Особенность:

Основным видом правомерных действий, вызывающих возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений, служат индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти (местной администрации), их должностных лиц, адресованные конкретному адресату и связанные с конкретной ситуацией.
В качестве юридических фактов могут быть и правомерные действия граждан, юридических лиц, адресованные органу исполнительной власти (жалобы, претензия и т. д.), которые влекут возникновение конкретных административно-правовых отношений.



    1. Понятие и виды субъектов административного права.


Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.
   Можно выделить следующие виды субъектов:



  1. Органы исполнительной власти: понятие, отличительные признаки. Принципы деятельности органов исполнительной власти.


Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.
   Признаки органа исполнительной власти:

   • является государственным учреждением;

   • вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);

   • наделен полномочиями государственно-властного характера;

   • решает задачи, определенные государством;

   • обладает соответствующей компетенцией;

   • деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;

   • деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);

   • осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;

   • осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);

   • располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;

   • обладает внутренней организацией, структурой;

   • наделен административной правосубъектностью;

   • действует в пределах определенной территории;

   • подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.
Принципы:




  1. Классификация органов исполнительной власти.


По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся на:


По территориальному масштабу деятельности существуют:



В зависимости от объема и характера компетенции:

   • органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;

   • органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;

   • органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;

   • органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);

   • органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.
   По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти:

   По порядку и способу образования – создаваемые органы исполнительной власти, которые

   

По порядку разрешения вопросов

единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел) коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).
   По источнику финансирования –



  1. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Система органов государственной власти, и в том числе ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается ими же самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем этого высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. При этом конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ, а наименование этой должности устанавливается с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ.
По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации