Ответы на экзаменационные вопросы - файл n1.doc

Ответы на экзаменационные вопросы
Скачать все файлы (291.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc292kb.31.03.2014 15:07скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
ВОПРОСЫ для проверки остаточных

знаний у студентов по курсу «Отечественная история»

  1. Место истории в жизни общества. «Отечественная история» как наука и учебная дисциплина. Основные точки зрения на проблему самобытности Российской истории.

  2. Восточные славяне в VI- IX вв.

  3. Образование и развитие Древнерусского государства (конец IX – начало XII вв.) Принятие Русью христианства: политические и социокультурные последствия.

  4. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси XII-XVвв. Монголо-татарское нашествие на русские земли. Борьба Руси с агрессией Запада.

  5. Объединение Северо-Восточных княжеств вокруг Москвы. Образование единого Московского государства.

  6. Московское царство при Иване IV Грозном.

  7. «Смутное время»: Россия на рубеже XVI- XVII вв.

  8. Развитие Российского государства при первых Романовых в XVII в.

  9. Преобразования Петра I и рождение Российской империи.

  10. «Эпоха дворцовых переворотов»: Россия во второй четверти – середине XVIII столетия.

  11. Реформаторская деятельность Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма».

  12. Россия в первой половине XIX века. Преобразования Александра I и Николая I как разные модели модернизации.

  13. Внешняя политика России в XVIII первой половине XIX вв.

  14. Отмена крепостного права и великие реформы второй половины XIX в.

  15. Особенности и противоречия модернизационных процессов в России в конце XIX - начале XX вв. (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин).

  16. Россия в 1917 году: от революции Февральской к Октябрьской.

  17. Гражданская война и иностранная военная интервенция в России (1918 – 1920).

  18. Страна в 20-е годы: новая экономическая политика; образование СССР.

  19. Основные направления и итоги модернизации советского общества и государства в 30-е гг.

  20. Советский народ в годы суровых испытаний: Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

  21. Внутриполитическое и социально-экономическое развитие СССР в первое послевоенное десятилетие.

  22. Общественно-политическая и социально-экономическая жизнь страны в 1953 – 1964 гг. Н.С.Хрущев.

  23. Два «брежневских» десятилетия: политическое и социально-экономическое развитие СССР в 1964 – 1982 гг. Попытки совершенствования советской системы в 1982-1985 гг.

  24. СССР и мировое сообщество в годы «холодной войны»: геополитический аспект.

  25. «Перестройка» как историческое явление. Российская Федерация как правопреемница Советского Союза.

  26. Современное Российское государство: политические и экономические преобразования в 1993-2011 гг.



1. МЕСТО ИСТОРИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ОСНОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ САМОБЫТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Прошлое не исчезает, оно продолжает жить в памяти людей, в накопленном опыте социальной жизни. Изучением, анализом и обобщением общественного опыта, воссозданием в сознании людей минувшей действительности, ее объяснением занимается история. Слово «история» заимствовано из греческого языка, где так, уже в глубокой древности, называлось повествование о минувших событиях. Представления о том, что такое история и чем она должна заниматься, постоянно изменялись, что породило самые разнообразные определения предмета истории. Однако почти все они сходятся в том, что история – это форма социальной памяти, вид самосознания людей, средство «ориентации» человека в социальном пространстве, способ самоидентификации общества. История сегодня – это целый комплекс наук, изучающих процесс развития человеческого общества во всей его конкретности и многообразии: всемирная история, история отдельных стран и народов, история общественного сознания, различных наук, а также вспомогательные исторические науки: археология, этнография, нумизматика и т.д.

Общество оставляет многочисленные свидетельства жизнедеятельности, как материальные, так и устные, которые одновременно являются историческими источниками. Но любое количество источников само по себе не может воссоздать прошлого, источники могут «дать» ответы лишь на те вопросы, которые им «зададут», а формулируют их, да и интерпретируют «ответы» исследователи, которые вольно или невольно подвержены влиянию своего общества, цивилизации, своих общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому, с одной стороны, история – это воссоздание прошлого, с другой - с изменением общественного мировоззрения меняется и сама история. Отсюда, процесс познания истории бесконечен, но это не означает, что сейчас мы еще не знаем истории. Просто постоянно меняются наши представления об истине. В современной исторической науке известно несколько методологических подходов, которые интерпретируют исторический процесс: религиозные (христианская, исламская, буддистская и т.д.); всемирно-исторические, или линейные (идеалистическая философия истории Гегеля, исторический материализм Маркса-Ленина и др.); культурно-исторические, теория локальных цивилизаций (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.) и др. История, как наука, имеет свои принципы, главными из которых являются: принцип историзма; научности; объективности. Историки используют различные методы, которые делятся на общенаучные (логический, проблемный, структурный и др.) и специально-исторические (хронологический, сравнительно-исторический; структурно-системный и др.).

Изучая историю России, нельзя не увидеть глубокие национальные особенности, не укладывающиеся в общецивилизационную модель. Географическое положение, природно-климатические условия, геополитическая среда, русский национальный характер и менталитет, православная религия, полиэтничный состав – эти и другие факторы, безусловно, влияли и продолжают влиять на ее историческое развитие и потому должны быть учтены и изучены. Промежуточное положение между Европой и Азией, многовековое параллельное взаимодействие с христианским Западом и мусульманско-языческим Востоком сформировали раздвоенное национальное сознание россиян. Одна из важнейших особенностей, которую необходимо знать и учитывать – это отсутствие в России структурированного общества, характерного для Западной Европы. Исторический парадокс состоит в том, что Россия, по сути, была и остается монархическим государством с соответствующим национальным менталитетом – этатизмом и соборностью русского человека, патернализмом со стороны государства и пр. Определяющая роль всегда принадлежала идеологии (от православно-монархической до коммунистической) и служащей ей личности, а не общественным институтам и организациям. Отличительная особенность исторического развития России – трагический для ее судьбы разрыв между государственной властью и часть образованного общества – интеллигенцией, в значительной степени формировавшей общественное мнение. Еще одна особенность российской истории – это распыление энергии народа за пределы постоянно расширявшихся государственных границ. Историю России трудно понять без учета такого важного, не утратившего своего влияния фактора, как русский традиционализм, противоборство которого с новыми тенденциями исторического развития продолжается, по крайней мере, с середины XVII столетия до наших дней.

2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI – IX ВЕКАХ

Восточные славяне – племена, объединенные общностью происхождения и близостью языка, расселившиеся к VI в. по Восточно-Европейской (Русской) равнине. Они принадлежали к славянским народам, крупнейшей в Европе этнической группе индоевропейцев. Древнейшая история славян относится к числу дискуссионных проблем: спорными остаются вопросы времени выделения славян из индоевропейской общности, места этнической прародины, пути славянских миграционных потоков и др. В VI – VII вв. славянство разделилось на три группы: южных, западных и восточных славян. Восточнославянские племена в X – XI вв. консолидировались в древнерусскую народность (русь, русины, русичи). Территория расселения восточнославянских племен в VI – IX вв. простиралась от Карпатских гор на западе до средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до среднего Поднепровья на юге. В древнейшей летописи «Повести временных лет» названо полтора десятка племенных объединений восточных славян: поляне (среднее течение Днепра); северяне (между устьями рек Десны и Роси); древляне (в Полесье); дреговичи (между Припятью и Западной Двиной); полочане (по Западной Двине); бужане (к югу от реки Буг); уличи; тиверцы; белые хорваты; вятичи (по рекам Ока и Москва); радимичи; словене (озеро Ильмень) и др.

В основе хозяйственной деятельности восточных славян лежало пашенное земледелие (выращивали просо, пшеницу, ячмень, овес). Основными орудиями были деревянные соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части. Помимо земледелия восточные славяне занимались стойловым и отгонным скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством. Они, как правило, жили в труднодоступных местах, по берегам рек и озер небольшими поселками от одного до пяти дворов. Дома у них были типа полуземлянок, обмазанных глиной или засыпанных землей, печь топилась по-черному. Несколько восточнославянских поселков составляли родовую общину (мир), которая входила в состав племени. В VII – VIII вв. у восточных славян на смену родоплеменному строю приходит соседская община – вервь, при которой ведущую роль во взаимоотношениях играли не кровнородственные, а хозяйственные связи. Члены верви сообща владели лесными и водными угодьями, сенокосом, а пашенная земля делилась между отдельными семьями. Разложению родоплеменного строя способствовало отделение ремесла от земледелия. Особенно своим мастерством выделялись кузнецы, ювелиры, гончары. Качество производимых ими орудий труда становилось более высоким; от этого вырастала производительность труда земледельцев, у которых появлялись излишки продуктов. Создавались ремесленные поселки, которые являлись зачатками будущих городов, таких как Киев, Ладога, Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск и др. Постепенно города становились центрами ремесленного производства и обмена. Возникла торговля, рост которой вызвал развитие товарно-денежного обращения. Это способствовало укреплению экономического могущества племенной и княжеской знати. В возвышении князей большое значение имела также военная добыча, часть которой князья распределяли между соплеменниками, что повышало их авторитет. Постепенно к князьям перешла и судебная власть. Княжеская дружина использовалась и для сбора дани с покоренных племен - «полюдья». В VIII – IX вв. восточнославянские племена объединялись в союзы, во главе которых стояли князья, опиравшиеся на дружину, и бывшая родоплеменная знать – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях (вечевых сходах), на которых избиралось вече. Кроме княжеской дружины на случай обороны от больших сил неприятеля или для организации крупных походов создавалось ополчение. Оно делилось на полки, тысячи, сотни, во главе которых стояли воеводы, тысяцкие, сотские.

Восточные славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов, поклонялись силам природы и культу предков. Существовал пантеон восточнославянских богов. Наиболее почитаемые были: Перун – бог молнии, грома и войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства и торговли; Симаргл – бог подземного мира; Мокошь – богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого религиозного и межплеменного единства. Богам приносились жертвы. Языческий культ отправлялся в капищах, где помещался идол. Вожди племен, затем князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы – волхвы, ведуны, кудесники.

3. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

(конец IX - начало ХП века). ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Государство восточных славян – Русь возникло в IX-X веках. В начале сформировались два протогосударственных объединения: союз полян с центром в Киеве и объединение славян, части кривичей и финоязычных племен с центром в Новгороде. В 862 году новгородское вече решило пригласить на княжение трех варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Так в Новгороде стали княжить варяги. От князя Рюрика, севшего в Новгороде, пошел княжеский род, постепенно объединивший все русские земли, своим правлением и создавший государство с центром в Киеве. В 882 г. после объединения Новгорода и Киева сложилось единое государство - Киевская Русь. Киевская Русь была обширным, и поначалу весьма нестабильным государственным образованием. Племена, вошедшие в ее состав, долгое время продолжали сохранять свою обособленность их жизнь во многом определялась пережитками первобытнообщинного строя, и новые государственные отношения они признавали с большой неохотой. Киевские князья, которые каждую осень отправлялись в полюдье - собирать дань с подвластных им земель, - иногда сталкивались с открытым сопротивлением. Так, в 944 г. древлянами был убит князь Игорь. Его вдова Ольга с большим трудом справилась с непокорным племенем и затем упорядочила сбор дани, установив ее точный размер - урок, и места ее сбора - погосты.

Постепенно новые отношения получают все большее развитие в самых различных сферах жизни. Из «Русской Правды» (свода законов XI в.) мы знаем, что наряду со свободными общинниками - людьми - на Руси в это время уже появляются различные категории зависимого и полузависимого земледельческого населения - холопы, челядь, смерды, рядовичи, закупы и др. Они сохраняли свое хозяйство, но значительную часть времени должны были работать на вотчинных землях. Таким образом, в Киевской Руси существовали элементы строя первобытнообщинного и рабовладельческого строя, но преобладали феодальные устои. По мере становления государства Киевская Русь оно становилось все более опасным противником для своих соседей, и, прежде всего, Византии. В 911 г. князь Олег принудил капитулировать ее столицу Константинополь, взял богатую добычу и заключил с византийским императором выгодный торговый договор. В 944 г. неудачный поход на Византию совершил Игорь. Активную внешнюю политику вел его сын Святослав. В 964-966 гг. он разгромил Хазарский каганат; в начале 970-х гг. совершил поход на Дунай, доставив множество хлопот Византии; в 971 г. на обратном пути в Киев и был убит новыми кочевыми противниками Руси - печенегами.

Вехой в становлении Киевского государства явилось принятие христианства Владимиром Святославичем в 988 г. Владимир пошел на этот шаг после того, как его попытка создать единую государственную религию на основе славянских языческих верований не удалась. В результате крещения произошел синтез славянской дохристианской культуры с тем мощным культурным пластом, который был привнесен на Русь одновременно с христианской религией из Византии, а также из Болгарии, которая приняла православие на сто лет раньше Руси. Так наша страна приобщилась к византийской и славянской христианской культурам, а через них - к достижениям античной и ближневосточной цивилизаций. Русь осваивала новые культурные ценности, стал формироваться особый менталитет общества.

Расцвет Киевской Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого (середина XI в.), важнейшей целью которого являлось укрепление княжеской власти и единства государства. Великий князь киевский решительно противодействовал центробежным силам, грозившим распадом страны. Любое проявление сепаратистских настроений жестоко каралось. Стремясь усилить авторитет княжеской власти, Ярослав ввел более высокий титул для Великого князя - «каган». Он возвел в ранг государственной политики культурное развитие Руси. При нем значительно вырос и украсился дворцами и храмами Киев. В частности, были возведены Золотые ворота и храм святой Софии. Ярослав собрал огромную библиотеку. По его инициативе писцы стали переводить греческие книги на русский язык. Он продолжил дело своего отца Владимира Святославича по распространению грамотности. В 1030 г. в Новгороде была организована школа, в которой учились 300 человек – дети знати и священнослужителей. Это создавало интеллектуальный потенциал Древней Руси, что впоследствии сыграло огромную положительную роль в ее развитии.

4. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ РУСИ

XII-XV ВВ. МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РУССКИЕ ЗЕМЛИ.

БОРЬБА С АГРЕССИЕЙ ЗАПАДА

Единство древнерусского государства и до XII в. не было крепким и глубоким. Развитие феодальных отношений, возникновение новых местных центров, усиление княжеской обособленности привело к распаду Руси и наступлению периода феодальной раздробленности. В 1097 г. на Любеческом съезде князья-потомки Ярослава Мудрого установили принципиально новую политическую систему - своеобразную федерацию отдельных вотчин: «Каждый да держит вотчину свою». К экономическим причинам феодальной раздробленности следует отнести возникновение экономически самостоятельного феодального землевладения: не только княжеского, но и боярского. Этот этап развития нашей Родины характеризовался ослаблением экономической и политической зависимости от центров, дальнейшим развитием крупного феодального землевладения при слабости экономических связей между различными частями страны. Развитие феодализма в области ремесла и торговли в XI - начале XIII вв. привело к бурному росту городов Древней Руси, их число достигло 300. К середине XIII в. на Руси существовало 18 крупных и около 100 удельных княжеств, каждое из них стремилось проводить самостоятельную политику. Однако наиболее крупными были три новых государственных образования: Се­веро-Восточной (Владимиро-Суздальское княжество), Северо-Западной (Новго-родская земля) и Юго-Западной Руси (Галицко-Волынское княжество). Каждый из этих центров дробился еще на несколько мини-княжеств и уделов. Развитие общества в период роста и обособления отдельных центров хозяйственной и политической жизни в древней Руси в эпоху раннего феодализма было в значительной мере объективным процессом. Вокруг этих центров росли земледельческие поселки и появлялись новые города. Шагнуло вперед развитие культуры. Накануне монголо-татарского нашествия русские феодальные княжества переживали определенный подъем хозяйства и культуры. Но феодальная раздробленность несла и много отрицательного, с ее наступлением возросла военная разобщеннность русских княжеств. Единства военных сил больше не было, что сильно ослабляло Русь перед лицом татаро-монгольского нашествия.

В 1223 г. русские впервые столкнулись с монголо-татарами на р. Калке, где совместно с половцами потерпели поражение. В 1236 г. хан Батый вторгается в Северо-Восточную Русь. Не смотря на самоотверженное сопротивление русских людей (маленький городок Козельск сопротивлялся 7 недель, за что татары прозвали его - «злым городом», подвиг дружины Евпата Коловрата и др.) в отдельности русские княжества не смогли остановить монголо-татарские орды. На Руси установился режим зависимости от Орды – иго, которое продлилось до 1480 г. Во время татарского ига самое сильное сопротивление татары получили во время битвы на Куликовом поле. 8 сентября 1380 г. татары были разбиты на берегу Дона и Непрядвы. Поэтому Дмитрия после победы стали звать Донским. Перед битвой Дмитрий призывал всех князей объединиться для борьбы с Ордой. Его поддержали Ярославское, Воронежское, Ростовское, Муромское и др. княжества. Известный русский святой, широко чтимый ещё при жизни, Сергий Радонежский принимал перед битвой Дмитрия, благословил его и даже дал ему двух своих иноков Ослябю и Пересвета, чем показал общенациональный характер войны с игом. И хотя иго ещё продлилось 100 лет, но оно было сильно подорвано. Так, в 1382 г. хан Тохтамыш только обманом сумел взять Москву.

Видя ослабленность Руси от монголо-татарского ига, немецкие и шведские феодалы решили завоевать Прибалтику и Северо-Западные русские земли. Их поддержал Ватикан и папа Григорий IX. В Новгороде в то время княжил 18-летний Александр Ярославович. В 1240 г. Шведский король направил на Русь большой отряд, который дошел до впадения в Неву Ижоры. Здесь был сделан привал, а предводитель шведов Биргер написал Александру «если можешь – сопротивляйся». Александр выступил перед новгородцами, очень быстро была собрана рать и на рассвете 15 июля 1240 г. Александр внезапным нападением разделил шведов (во время привала часть войска была на корабле, а часть - на суше). Эта битва вошла в историю как Невская, а Александра стали звать Невским. В апреле 1242 г. на льду Чудского озера новгородское ополчение во главе с невским разбило немецких рыцарей, остановив тем самым агрессию римско-католической церкви на Восток.
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации