Социально-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения - файл n1.doc

Социально-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения
Скачать все файлы (99 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc99kb.31.03.2014 14:52скачать

n1.doc






ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение………………………………………………………….………………..…3

I Дети с нарушением зрения…………………………………………………..…..4

1.1. Характеристика нарушений зрения у детей…………………………………...4

1.2. Учреждения для детей с нарушением зрения…………………………………5

1.3. Особенности социализации детей с нарушением зрения…………………….7

II Социально-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения и их семьями………………………………………………………………………………8

2.1. Роль семьи в судьбе ребенка с нарушением зрения……………..……………8

2.2. Развитие органов чувств у детей с нарушением зрения……………….……10

2.3. Формирование навыков самообслуживания……………………………..…..12

Заключение………………………………………………………………………….15

Список литературы…………………...…………………………………………….16


Введение.
Социально-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения является частью тифлопсихологии, учитывающей влияние нарушений зрения на формирование психики незрячего и слабовидящего, его личности, социализации, отношения к себе и окружающему миру.

Проблема воспитания детей с нарушением зрения решается не только на основе учета и использования общепсихологических законов развития детей и особенностей зрительных нарушений, но и с учетом его измененных социальных, психологических и возрастных особенностей поведения, которые уже несут в себе специфические черты, отражающие трудность социального, психологического и даже возрастного развития, вызванные ранней слепотой и слабовидением.

Социально-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения осуществляется с учетом его возраста, условий жизни в семье, коллективе образовательного учреждения, с позиции современных требований к овладению новыми постоянно изменяющихся средствами технического прогресса.


I Дети с нарушением зрения.

1.1. Характеристика нарушений зрения у детей.
К детям с нарушением зрения относятся:

-слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;

-слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 2,0 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;

-дети с косоглазием и амблиопией.

Слепота – наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций. Наиболее выраженные с клинической точки зрения формы детской слепоты характеризуются тем, что нарушаются функции различных зрительных структур в результате органических поражений зрения. Раннее наступление слепоты особенно неблагоприятно сказывается на психологическом развитии детей.

По степени сохранности остаточного зрения различают абсолютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощущения. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы. При остаточном форменном зрении имеется возможность фиксировать пальцы вблизи лица, воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии.

Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота чаще всего является следствием повреждения или заболевания плода в период внутриутробного развития.

У слепых и слабовидящих детей преобладающей причиной возникновения глазных заболеваний является врожденная патология глаз, недоразвитие зрительной системы на фоне общего соматического ослабления здоровья, также может иметь место наследственный фактор, обуславливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько. Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения также могут быть различные заболевания матери во время беременности (грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических заболеваний). Определенное место среди причин глубокого нарушения зрения занимают алкогольные и никотиновые интоксикации, авитаминозы.

Слабовидение – это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу находится в пределах 0,о5 – 0,2 или выше – 0,3 при использовании оптической коррекции. К слабовидящим относят и тех детей, острота зрения которых может быть и более высокой, если при этом глазное заболевание прогрессирует.

Слабовидение возникает вследствие глазных болезней на фоне общего заболевания организма. Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции. Наиболее распространенная ее форма – миопия (близорукость), достаточно часто гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. Высокая степень аномалии рефракции наблюдается при изменениях размера глазного яблока. При близорукости оно увеличено в осевом размере, луч преломляется средой глаза так, что фокусируется впереди сетчатки. Изображение бывает расплывчатым и предметы видны неясно. Чем выше близорукость, тем ниже острота зрения. При дальнозоркости глазное яблоко уменьшено, изображение предметов фокусируется позади сетчатки, поэтому получается расплывчатым и неясным.

Одной из причин слабовидения является также астигматизм – аномалия преломляющей способности глаза, при которой в одном глазу наблюдается сочетание различных видов рефракции. Астигматизм не всегда корригируется очками, поэтому у детей возникают трудности видения объема, глубины, удаленности объектов, так как у детей чаще всего отсутствует бинокулярное зрение.

Причиной слабовидения может быть и альбинизм. Это врожденная аномалия, которая характеризуется отсутствием пигмента в сосудистой и радужной оболочках глаза, в ресницах, бровях и коже. Дети при этом нарушении испытывают светобоязнь, у них снижается острота зрения.

При слабовидении так же, как при слепоте, дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, атрофии зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, злокачественные формы близорукости, отслойка сетчатки и др. К стационарным (пороки развития) – микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм, а также непрогрессирующие последствия заболеваний и операций (стойкие помутнения роговицы, катаракта), послеоперационная афакия и др.

Таким образом, понимание структуры зрительного дефекта позволяет организовать не только соответствующую медицинскую помощь, но и правильно осуществлять психолого-педагогическую, социально-педагогическую помощь ребенку и его семье [№4, с. 125-127].


1.2. Учреждения для детей с нарушением зрения.
Для детей с нарушением зрения открыты специальные учреждения:

-детские сады, ясли-сады и дошкольные группы в детских садах и школах-интернатах для слепых детей;

- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы в детских садах и школах-интернатах для слабовидящих детей;

-специальные коррекционные школы.

Целью данных учреждений является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояние, а также создание коррекционно - компенсаторских условий в процессе обучения и воспитания с целью предупреждения появления вторичных отклонений при раннем выявлении глазной патологии, и преодоление, ослабление или устранение недостатков познавательной деятельности, физических отклонений, некоторых нежелательных личностных качеств детей с нарушением зрения.

Учреждения для детей с нарушением зрения работают по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.

Обучение детей направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у детей с нарушением зрения, недостатков развития, обусловленных степенью и характером зрительного дефекта.

Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, навыков и умений, обеспечивающих слепым и слабовидящим детям успешное обучение в школе. Специальные программы разработаны на основе обучения в общеобразовательном учреждении. Наряду с этим введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия и формирования предметных представлений, социальной адаптации и ориентировке в пространстве, развитию осязания, слухового восприятия и т.д.

Методы обучения в учреждениях для детей с нарушением зрения строятся на основе общедидактических принципов обучения и с учетом особенностей развития детей, способов их восприятия (зрительного ли осязательного), познавательной деятельности и компенсаторных возможностей. Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного или осязательного), широко используется оптические средства коррекции зрительного восприятия наглядно-иллюстративного материала. Для преодоления вербализма предметных представлений и расширения чувственного опыта проводится специальная работа по ознакомлению с окружающей действительностью на экскурсиях и наблюдениях, при этом важная роль отводится регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения.

Правильному развитию ребенка способствует организация преемственности между обучением в детском саду и школе для детей с нарушением зрения, а также между общественным и семейным воспитанием. Важное место в педагогическом процессе занимает работа по преемственности и взаимосвязи коррекционно-воспитательной, лечебно-восстановительной и социально-педагогической работы, по развитию и активизации зрения, его охране, социализации, социальной адаптации.

Отбор в учреждения для детей с нарушением зрения осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого – медико-педагогических комиссий [№4, с. 131-133].

1.3. Особенности социализации детей с нарушением зрения.
Своеобразием социализации незрячих и слабовидящих детей обусловлено значительное расширение содержания социально-педагогической работы по сравнению с нормальными детьми.

Социализация предполагает обязательное освоение индивидом социально-культурного опыты, результаты которого позволяют активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности. Зрительный дефект затрудняет взаимодействие с социальной средой и провоцирует, по выражению Л.С.Выготского «социальную ненормальность поведения».

Овладение индивидами по зрению социально-культурным опытом предполагает активность самого ребенка и умение педагогов, воспитателей, родителей передать этот опыт в доступной для незрячих и слабовидящих форме. Активность ребенка с нарушенным зрением ниже активности его видящего сверстника. Кроме того, без специального обучения индивида по зрению ориентировке в малом и большом пространстве, воспитание активности не будет действенно. Чтобы сформировать активного, мобильного человека при дефиците у него зрения, педагогу самому необходимо знать специальные приемы ориентировки (в комнате, в здании, на улице, в транспорте, в общественных местах и т.д.), уметь научить этим приемам детей, создавать ситуации, в которых они сами овладели бы ими и использовали в своей жизни. Без этого невозможна интериоризация детьми социальных норм и установок, формирование связей и отношений, приемлемых в их социальной среде.

Социализация предполагает овладение индивидом определенной системой ценностей, установок, знаний, умений, норм межличностного взаимодействия и правил поведения.

Система ценностных ориентаций незрячих и слабовидящих детей формируется более медленными темпами по сравнению с видящими сверстниками. Ее качественное своеобразие характеризуется меньшим количеством выделенных ценностей, имеет узкую направленность, слабую дифференцированность. Дети с нарушением зрения испытывают значительные трудности в познании общественно значимых ценностей, их присвоении и превращении в личные ориентиры поведения. Однако уровень достижения отдельных детей в развитии ценностных ориентаций соответствует возрастной норме.

Поскольку дефект зрения ведет к нарушению социальных отношений, у ребенка постепенно может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенство, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни.

Многие навыки общения, такие как жест, мимика и др., принципиально не могут быть приобретены незрячими и слабовидящими спонтанно, путем естественного наблюдения и подражания. В результате без сложной, кропотливой работы не удается преодолеть характерные для лиц с нарушением зрения скованность и амимичность, которые зрячими часто воспринимаются как признак умственной недостаточности. Умение красиво и непринужденно двигаться, общаться, держать себя в обществе требует длительных специальных упражнений. Частичный дефект также очень часто приводит к формированию тех же качеств, а иногда и к еще более глубоким внутренним конфликтам, чем у тотально незрячих. В большинстве своем они испытывают гораздо больший дискомфорт, чем незрячие, когда нуждаются в помощи окружающих.

Работа с детьми с нарушением зрения по социализации тесно связана с формированием компенсаторных навыков, не владея которыми они не могут полноценно адаптироваться в обществе. Компенсаторные навыки позволяют незрячим и слабовидящим без зрительно конфликта или под контролем дефектного зрения качественно, эстетично, относительно быстро выполнять действия, связанные с социальной деятельностью, используя совокупность информации от всех сохранных анализаторов, включая остаточное зрение.

Социализация предполагает формирование базисных качеств личности: трудолюбия, стремления к самостоятельности, самосовершенствованию, целеустремленности, упорству, выдержке, инициативе, решительности и т.п. Самостоятельная деятельность при зрительной недостаточности формируется преимущественно в результате специального обучения, в ходе которого у ребенка возникают и укрепляются социально-адаптивные навыки. Поэтому организация деятельности незрячих и слабовидящих детей требует от педагога знания специфических приемов осуществления деятельности в условиях глубокого нарушения зрения, владения методикой их обучения. Осознание детьми важности социально-адаптивными навыками – необходимое условие социализации.

Таким образом, социально-педагогическая работа с незрячими и слабовидящими детьми представляет собой симбиоз психологических, педагогических, коррекционных методов работы, направленных на формирование социально-адаптивных (компенсаторных) навыков и, в конце концов, на социальную реабилитацию детей с патологией зрения [№3, с. 30-33].


II Социально-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения и их семьями

2.1. Роль семьи в судьбе ребенка с нарушением зрения.
Мы живем сейчас в такой культурной среде, где зачастую духовные достижения человека недостаточно высоко ценятся. И такие важные человеческие чувства, как сострадание, отзывчивость, милосердие к более слабому в физическом отношении человеку порой просто декларируются. Режут слух, а уж как страдают родительские сердца от вопросов своих детей- инвалидов по зрению: "Мама, почему другие дети не играют со мной? Почему обзывают "очкариком? Такие случаи нередки, но и не норма. И, как показывает практика, родители стараются оградить своего ребенка от душевных травм.

Но единство важно для каждого человека. Для ребенка со слабым зрением это имеет особое значение. Возможность быть вместе со здоровыми детьми, готовыми принять своеобразие сверстника со зрительными проблемами и считать его равноправным партнером в играх, общение, дает важный жизненный опыт для обеих сторон.

Безусловно, развитие ребенка с тяжелой патологией зрения несколько отличается от развития других детей. Но это не де лает его в меньшей степени человеком, не означает, что он менее ценный и важный для общества или менее нуждающийся в любви и заботе. Все дети уникальны и развитие отдельного ребенка происходит поэтапно и в определенном порядке. Если упущен какой-то один этап развития, то это влияет на следующий этап. К счастью, всегда существуют определенные условия, с помощью которых ребенок может наверстать упущенное. Поэтому очень важно начинать заниматься с ребенком с раннего детства, чтобы он сумел преодолеть трудности, связанные со слабым зрением, и приобрел чувство уверенности, самостоятельность в общении со сверстниками, с окружающими людьми.

В этом ему надо помочь. И первым помощником должна быть семья. Она является важнейшей обучающей и жизненной средой для любого ребенка, а для больного особенно. Предпосылка для этого- принятие ребенка со всеми его особенностями и проблемами именно всей семьей. Необходимо объективно оценивать возможности ребенка воспринимать окружающий мир. Одинаково недопустима недооценка и переоценка его. «Золотую середину» помогут найти специалисты: врач-офтальмолог, тифлопедагог, социальный педагог, психолог.

Недостаточно только обслуживать ребенка. Будни и праздники, отдых и труд в быту, на приусадебном участке- все относится к кропотливой последовательной работе по развитию ребенка с учетом его зрительного диагноза, общего состояния здоровья и особенностей психики. Очень важно, чтобы не отгораживались братья и сестры от роли учителей для малыша-инвалида. Они вполне могут оказывать посильную помощь. Все это не должно быть давлением на детей. Здесь предпочтительно семейное воспитание нравственных чувств. Разумеется, для всех это нелегкий и кропотливый труд. Но терпение окупается и

вознаграждается: вся семья становится счастливее и свободнее, ибо ребенок становится самостоятельнее и увереннее в себе, если чувствует себя равноправным членом семьи, а не иждивенцем. А приобретенная с помощью семьи правильная модель мировосприятия и взаимоотношений с людьми помогает ему более комфортно адаптироваться в новых социальных условиях - на улице, в школе, в гостях, в театре или магазине, на спортивной площадке.

Не надо ставить штампы на детях-инвалидах по зрению, в том числе и со сложными сопутствующими заболеваниями. Общество и, в частности, семья должны предоставить шанс больному ребенку стать полноправным членом общества. Руководство к действию - человеческие чувства, мобилизующие на оптимистическое и конструктивное отношение к своему ребенку. Именно такое отношение к конкретной личности в сочетании с необходимыми знаниями всегда приносят плоды в работе с детьми. Это отношение нельзя найти ни в каком «графике возрастного развития». В правильном отношении к ребенку заложен секрет успеха [№2, с. 18-25].


2.2.Развитие органов чувств у детей с нарушением зрения.
Незрячий ребенок будет развиваться так же, как и большинство детей, но с некоторыми индивидуальными различиями.

Родителям, прежде всего, нужно осознать, что дети развиваются по-разному независимо от наличия или отсутствия у них проблем со зрением. Но при воспитании слепых или слабовидящих детей следует обращать особое внимание на компенсаторное развитие сохранных органов чувств. Например, вместо того, чтобы пассивно ждать от ребенка, когда же он начнет учиться ходить, нужно стимулировать его к этому, окружая звучащими предметами, вызывающими у него интерес и желание до них добраться.

Обучение – ключ к развитию, и родители могут помочь своему незрячему ребенку научиться эффективно использовать слух, осязание и обоняние, а если ребенок слабовидящий, то и остаточное зрение.

Развитие слуха

Если ребенок тотально слепой, то многие звуки приобретут для него значение только после соответствующих объяснений. Впрочем, помощь в распознавании источника звука может понадобиться и слабовидящим детям.

Чем лучше ребенок ориентируется в звуках окружающего мира, тем увереннее он себя чувствует. Специалисты советуют, как можно чаще выходить с ребенком на прогулки, рассказывая ему по дороге обо всем, что встречается на пути. Родителям необходимо давать названия всем предметам, явлениям и действиям, составляющим повседневную жизнь. Терпеливо повторять упражнения “освоение окружающего мира” до тех пор, пока новые знания не закрепятся в сознании ребенка.

Родителям необходимо чаще разговаривать с ребенком. Он значительно быстрее научится говорить, если почувствует, что им интересно с ним общаться, что они внимательно его слушают. Родителям, обращаясь к незрячему ребенку, нужно обязательно называть его по имени, приучать к этому всех окружающих его людей. Он должен научиться различать, когда обращаются к нему, а когда разговаривают между собой.

Развитие осязания

Ребенок узнает окружающий его мир, ощупывая различные предметы и поверхности. Когда он чувствует себя в безопасности, например, сидя на коленях у кого-то из родителей, он начинает проявлять любопытство и с интересом ощупывает обеими руками или пытается сразу же засунуть в рот любой предмет, который ему дают. Чем больше незрячие дети получают возможностей ощупывать различные предметы, тем больше у них развивается тактильная чувствительность.

Для незрячего ребенка важно научиться работать двумя руками. Маленькие незрячие дети значительно чаще берут игрушки в рот, чем их зрячие сверстники. С первых месяцев жизни зрячий ребенок осознает, что у него две руки и что ими многое можно сделать. Он часто подносит их глазам, разглядывая. У слабовидящего ребенка процесс осознания своих рук протекает несколько иначе. А в случае со слепым ребенком, как правило, спонтанного осознания не происходит совсем.

Для того чтобы стимулировать открытие ребенком возможностей своих рук, можно сделать для него специальную перчатку с пуговицами, пришитыми на кончиках пальцев, которыми можно постучать, например, по игрушечному барабану или бубну.

Большинство незрячих детей предпочитают изучать при помощи рук твердые глянцевые поверхности. Меховые игрушки не вызывают у них такого интереса. “Представляя” ребенку новые предметы, можно обыгрывать ситуацию, внося игровые элементы, чтобы заинтересовать его ими.

Развитие зрения

Очень сложно определить, насколько хорошо ребенок видит. Если у ребенка очень слабое зрение, зрение необходимо стимулировать.

Наблюдая за необходимо обращать внимание на то, как он наклоняет голову или насколько близко подносит к глазам предметы, пытаясь их рассмотреть; реагирует ли он на свет и движущиеся предметы; смотрится ли в зеркало; какой свет, яркий или затемненный, ему больше нравится. Положительный ответ хотя бы на один из вышеперечисленных вопросов означает, что необходимо предпринимать усилия по развитию зрения вашего ребенка.

Родителям нужно помните о том, что чем бы они не занимались со своим ребенком, начинать нужно с обеспечения ему комфортных и безопасных условий для игры или упражнений.

Состояние зрения слабовидящего ребенка может изменяться ежедневно или в зависимости от ситуации. Иногда удается проследить зависимость зрительной активности от окружающих условий, например, от освещения помещения. На остроту и ясность восприятия картинки и отображения ее корой головного мозга может влиять даже настроение. Если ребенок испытывает страх, неуверенность или другие негативные эмоции, его зрение может значительно ухудшаться.

Незрячие дети иногда трут глаза руками, нажимают на веки кулачками. Чаще всего это бывает, когда ребенок устал. От этой привычки их необходимо мягко, но настойчиво отучать. Пока ребенок еще совсем маленький ему можно просто сказать, чтобы он убрал руки от глаз, и отвлечь его интересной игрушкой. Детям старшего возраста нужно объяснить, что, поступая так, они могут пораниться [№1, с. 36-40].


2.3.Формирование навыков самообслуживания.
Ребенок с нарушением зрения будет жить в окружении зрячих людей, и к нему будут предъявлять те же социальные требования, что и к другим людям. Начиная с самого раннего возраста нужно обращаться с ним так же, как с его зрячими братьями, сестрами, кузенами и друзьями.

Ребенок будет чувствовать себя увереннее, если будет знать правила поведения в обществе и понимать, что эти требования касаются не только его, но и всех окружающих людей. Раз за разом он будет пытаться выйти за установленные для него рамки. Пусть родители будут последовательны и не позволяют ребенку сегодня делать то, что не разрешили вчера, внимательнее относится к слову “нет”. Если они повторяют его слишком часто, оно перестанет производить на ребенка впечатление. Родители не должны забывать хвалить детей за хорошее поведение! Пусть попросят всех членов семьи и друзей обращаться с ребенком также, как и с другими детьми. Отсутствие зрения – не причина для жалости! [№1, с. 42].

Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда - первейшая задача родителей. Очевидно, чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет.

Однако на деле оказывается, что далеко не все родители понимают это. Некоторые из них, чрезмерно опекая своих детей и делая за них то, что они должны учиться делать сами, оказывают им плохую услугу. В результате такие дети вырастают беспомощными, неподготовленными для жизни в коллективе.

С другой стороны, формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а, следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности (в пище, в защите организма от какого-либо вредного воздействия), ребенку волей-неволей приходится обследовать различные предметы и орудия (одежду, предметы сервировки стола).

В результате ознакомительной деятельности у ребенка «формируются образы» как самих предметов, потребностей (например, видов пищи), так и средств (орудий) и способов их удовлетворения (например, ложка и действие ею). Маленький слепой ребенок относится к новым предметам сначала с недоверием и даже страхом. Интерес и желание познакомиться могут вызвать у него лишь “полезные” раздражители (сначала пища, позже ложка, одежда и т. д.)

Со временем круг предметов, которые вызывают у ребенка ориентировочную реакцию, расширяется, и он начинает интересоваться (активно обследовать и действовать) предметами, не служащими удовлетворению его естественных нужд. Отсюда задержка в формировании человеческих способов удовлетворения первичных естественных потребностей является тормозом для ознакомления ребенка с окружающим миром, для развития необходимой человеку познавательной активности.

Только через овладение практическими действиями по самообслуживанию может развиваться и игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Сначала ребенок знакомится с ложкой при кормлении, учится действовать с нею, лишь после этого становится способным “кормить” куклу.

Разработана специальная методика обучения детей действиям по самообслуживанию. На первом этапе обучения взрослый выполняет действие совместно с ребенком: берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками.

Взрослый должен максимально расчленить каждое действие на отдельные операции и, выполняя действие руками ребенка, постоянно придерживаться определенной последовательности. Например, обучая ребенка пользоваться чашкой, взрослый показывает (руками ребенка), как одной рукой взять чашку за ручку, другой поддерживать ее; как поднести чашку ко рту и затем, отпив, аккуратно поставить на стол.

Каждая операция обязательно сопровождается объяснением, например: - возьмем свитер, найдем воротник... вот он. Положим свитер перед собой... Теперь проденем руки в рукава и т. д.

Очень важно не упускать ни одной попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное движение. Малейшее стремление к самостоятельности должно поощряться.

Со временем взрослому становится уже не нужно выполнять все действия руками ребенка. Он начинает выполнение действия, а затем в нужный момент направляет руки ребенка. Его помощь также нужна и по окончании выполнения действия при контролировании результата его выполнения. Иначе говоря, взрослый вместе с ребенком проверяет, правильно ли выполнено действие: застегнута ли кофта, хорошо ли надеты колготки, осталась ли еда в тарелке, положена ли на место ложка и чисто ли вымыт рот и т. д.

В итоге все действия выполняются ребенком самостоятельно. Для его начала и для осуществления контроля за выполнением действия становится достаточным лишь словесное побуждение или помощь взрослого (просьба, объяснение, наводящие вопросы).

При обучении слепых детей действиям по самообслуживанию и бытовому труду необходимо использовать не только осязание, но и остаточное зрение. При этом следует учитывать, что слепые дети не могут и не умеют его использовать, не знают многих зрительных качеств предметов, на которые они могли бы ориентироваться. Поэтому при наличии любых остатков зрения (если есть форменное зрение) необходимо учить детей зрительно распознавать предметы, наряду с показом и выделение осязательных и других ориентиров.

Исследования, с детьми школьного возраста, с большой убедительностью показывают, что даже в случае, когда дети не идентифицируют цвета, показ цветного изображения или цветного раскрашенного предмета является более информативным, чем черно-белого. Поэтому необходимо в любой ситуации обращаться к цвету предметов и учить детей распознавать цвета и ориентироваться при выполнении трудовых операций на цветовые гаммы объектов труда, различать цвета по насыщенности. Особенно это касается труда по самообслуживанию.

Таким образом, при первоначальном знакомстве с предметами, действиями, которыми дети должны овладеть, ни при каких обстоятельствах нельзя игнорировать цветовые и другие зрительные качества, помогающие слепому, имеющему остаточное зрение, ориентироваться в ситуации. Поэтому, знакомя ребенка с различными предметами в процессе обучения его действиям по самообслуживанию, надо обращать внимание ребенка на цвет предметов и постараться, чтобы предметы (чашка, тарелка, вешалка для полотенца и т. д.) были по возможности ярких, насыщенных тонов [№2, с. 27-33].


Заключение.
В заключение хотелось сказать, что, общаясь с незрячими людьми, всякий раз поражаешься богатству их внутренней жизни, стойкости личности, удивительной трудоспособности, а, самое главное, уверенности в возможности инвалидов по зрению принимать самое активное участие в общественной жизни. Они очень ясно выделяют, что важнейшим фактором воспитания незрячих, их социализации и успешной трудовой деятельности являются связь с обществом, помощь людей, живших и живущих рядом с ними.

Хотелось бы подчеркнуть необходимость воспитания окружающего общества, нас самих, подчеркнуть решающее значение изменения позиции современного общества по отношению к незрячим. Ведь по взглядам общества, незрячий человек беспомощен, неполноценен во многих отношениях. К сожалению, эти взгляды сохранились и до настоящего времени. Изжить в себе снобизм зрячего – серьезная задача нашего общества по отношению к лицам с нарушением зрения, решение которой создаст атмосферу эмоционального благополучия инвалидов по зрению, придаст уверенность в своих силах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Елфимова Г.С. «Шаг за шагом. Развитие незрячего ребенка». Москва, Российская государственная библиотека для слепых, 2005 г.

2. Наконечная Н.С. «Развитие анализирующего восприятия и способов адаптации в окружающем мире у детей с нарушением зрения». Методические рекомендации родителям. Владивосток, «Дальнаука», 1999 г.

3. Солнцева Л.И., Денискина В.З. «Психология воспитания детей с нарушением зрения». Москва, «Налоговый вестник», 2004 г.

4. Специальная дошкольная педагогика. Под редакцией Стребелевой Е.А. Москва, ACADEMiA, 2000 г.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации