Элекронный учебно-методический комплекс по философии - файл 1.2.htm

Элекронный учебно-методический комплекс по философии
Скачать все файлы (2276.3 kb.)

Доступные файлы (56):
n1.ful
1.2.htm48kb.22.05.2007 20:43скачать
1.3.htm37kb.25.05.2007 23:12скачать
1.4.htm76kb.22.05.2007 20:49скачать
1.5.htm86kb.31.05.2007 22:03скачать
10.1.htm38kb.31.05.2007 22:43скачать
10.2.htm60kb.01.06.2007 00:43скачать
10.3.htm22kb.31.05.2007 22:54скачать
10.4.htm23kb.31.05.2007 23:53скачать
10.5.htm21kb.01.06.2007 00:24скачать
10.6.htm28kb.01.06.2007 00:34скачать
10.7.htm11kb.31.05.2007 21:58скачать
2.2.htm53kb.28.05.2007 22:28скачать
2.3.htm25kb.12.04.2007 18:06скачать
3.1.htm57kb.22.05.2007 13:52скачать
3.2.htm28kb.28.05.2007 21:50скачать
3.3.htm29kb.23.05.2007 00:15скачать
3.4.htm36kb.23.05.2007 00:36скачать
4.2.htm36kb.28.05.2007 23:04скачать
4.3.htm13kb.28.05.2007 23:10скачать
6.2.htm61kb.31.05.2007 16:11скачать
6.3.htm24kb.31.05.2007 16:17скачать
6.4.htm29kb.31.05.2007 16:29скачать
6.5.htm28kb.31.05.2007 16:06скачать
7.1.htm25kb.30.05.2007 00:24скачать
7.2.htm23kb.30.05.2007 01:05скачать
7.3.htm31kb.30.05.2007 01:14скачать
7.4.htm26kb.30.05.2007 01:19скачать
7.5.htm31kb.30.05.2007 01:22скачать
8.1.htm56kb.31.05.2007 16:42скачать
8.2.htm22kb.31.05.2007 16:51скачать
9.2.htm45kb.31.05.2007 19:55скачать
ims_qtiproj.xml
n94.htm17kb.20.02.2007 23:33скачать
page_wp_op.JPG2kb.12.04.2007 18:03скачать
n97.doc89kb.09.03.2007 16:01скачать
n100.htm16kb.12.04.2007 18:11скачать
n101.htm8kb.12.04.2007 18:11скачать
n111.htm9kb.12.04.2007 18:10скачать
n113.htm11kb.12.04.2007 18:10скачать
n114.htm9kb.12.04.2007 18:10скачать
n115.htm7kb.12.04.2007 18:09скачать
n116.htm10kb.12.04.2007 18:09скачать
n117.htm8kb.12.04.2007 18:09скачать
n133.htm9kb.12.04.2007 18:09скачать
n135.htm8kb.12.04.2007 18:09скачать
n136.htm8kb.12.04.2007 18:09скачать
n139.vts
n140.htm9kb.12.04.2007 18:08скачать
n141.doc24kb.05.03.2007 17:44скачать
n144.doc43kb.04.09.2009 14:27скачать
n145.doc35kb.04.09.2009 14:19скачать
n146.doc56kb.04.09.2009 14:26скачать
n147.doc41kb.04.09.2009 14:26скачать
n148.doc151kb.04.09.2009 14:12скачать
n149.exe

1.2.htm

2

2. Дофилософские формы мировоззрения.

 

Формируясь на основе материально-преобразующей деятельности человеческого общества, мировоззрение реализует потребности и цели этой деятельности духовно, выступая как способ «практического духовного освоения мира», означая создание образов не только мира, чуждого человеку, но и мира свободной реализации его жизненных целей, надежд и чаяний, а также способов достижения этого «состояния» мира. «Практически духовное» освоение мира как бы продолжает, а иногда компенсирует, дополняет его «практически-материальное» освоение.

  Существует два способа духовного освоения мира: практический и теоретический. Первый представлен в истории человеческой культуры мифологией и религией, второй - философией и наукой.

  Выделение названных типов мировоззрения отражает лишь главные этапы или вехи его развития в истории общества. Оно не учитывает множества разнообразных, в том числе переходных исторических форм, в которых реально функционировали мифология, религия и философия, а также того, что это развитие, как и развитие общества, имело не только поступательный, но и противоречивый, зигзагообразный характер.

  Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

  Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое универсальное олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более «доступными» влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т.п. Подобно тому, как недостаток положительных знаний о различных объектах действительности восполнялся в мифологии воображением, фантазией, так и отсутствие реальных средств воздействия на эти объекты восполнялось иллюзорными средствами их практического освоения.

  Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.

  Не менее важную роль в мифологическом мировоззрении играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

  Существуя на протяжении десятков тысячелетий, мифологическое мировоззрение не могло оставаться неизменным, а неизбежно должно было эволюционировать вслед за изменениями материальной жизни людей родового общества и самого этого общества. Его основными историческими формами являются тотемизм, культ предков и анимизм.

  Тотемизм был мировоззрением рода. В нем нашла фантастическое отражение прежде всего индивидуально-родовая зависимость человека от основных объектов охоты и собирательства, которые воспринимаются здесь через призму этой зависимости и поэтому наделяются несвойственными им чертами. Сначала возникают представления о тотеме - животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми, обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке, который сперва мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее.

  Когда это происходит, на смену мировоззрению рода - тотемизму - приходит мировоззрение племени, в котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся представления об антропоморфных богах, олицетворяющих различные силы и стихии природы.

  Становление личности и ее постепенное выделение из родовой организации приводят в мифологии к индивидуализации богов. В этот период наряду с силами природы олицетворяются социальные силы, которые начинают властвовать над человеком еще в большей степени, чем природные стихии. Представление об универсальной родственной связи сменяется представлением о господствующей в мире духовно-волевой связи. Эпоха разложения родового строя порождает представление о душе, о существовании души и тела, в результате чего возникает переходная от мифологии к религии форма - анимизм.

Таким образом, мифология - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно-регулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах приобретало значение своеобразного образа для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

Итальянский философ Д. Вико (1668-1744) остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря человечества. Постигая мифы своего народа, человек соотносил свой личный опыт с опытом коллектива. Мифы в условиях своей бесписьменной эпохи были своеобразной «живой памятью», сохранявшей всю совокупность знаний, умений, опыта, накопленных поколениями людей. Утратив свое господствующее положение, мифология продолжала играть особую роль в более поздние периоды в жизни общества, сохранившись в наибольшей степени в сфере художественного освоения действительности. Большое влияние оказали мифологические представления на развитие различных областей культуры - литературу, изобразительное, хореографическое искусство и др. Поэтому без знания мифологии невозможно как следует понимать живопись, поэзию, музыку. Мифология служит также одним из источников изучения истории. Неслучайно она продолжает привлекать к себе внимание ученых во всем мире.

Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои особенности.

Прежде всего, религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную.

Неотъемлемой чертой религиозных мифов и представлений является их догматизм. Возникнув, религия сохраняет известный запас представлений на протяжении нескольких веков.

Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм.

Еще одной особенностью религиозных образов  и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Последний вскрывает смысл образа, но не опровергает и не разрушает его. Эта особенность религиозного образа лежит в основе признания приоритета религиозной веры над разумом.

Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее.

Следующая особенность религиозно-мировоззренческого способа освоения действительности - универсализация духовно-волевой связи, представление о которой постепенно вытесняет мифологические представления о всеобщей родственной связи. С точки зрения религиозного мировоззрения все существующее и происходящее в мире зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное провидение или устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон.

Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Отношение к действительности, определяемое религиозным мировоззрением, существенно отличается от иллюзорно-праксеологического способа действий, связанных с мифологическим мировоззрением. Это пассивное отношение к действительности. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и другие действия).

Таким образом, религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение прошло длительный путь развития, от первобытных до современных (национальных и мировых) форм.

Возникновение религиозного мировоззрения было шагом вперед на пути развития человеческого самосознания. В религии постигалось единство между разными родами и племенами, на основе которых создавались новые общности — народности и нации. Мировые религии, например христианство, поднимались даже до осознания общности и провозглашения равенства перед Богом всех людей. В то же время каждая из них подчеркивала особое положение своих последователей.

Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств. Между тем в истории случались религиозные войны.

Нельзя однозначно оценить и культурное значение религии. С одной стороны, она, несомненно, способствовала распространению образования и культуры. В храмах накапливались и сохранялись разнообразные знания. Именно с религией связаны выдающиеся достижения в архитектуре, живописи, музыке и хоровом искусстве. При храмах создавались первые учебные заведения, например братские школы на Украине и Белоруссии. Большое познавательное и воспитательное значение имело и имеет чтение священных книг. В то же время мы знаем о массовом уничтожении христианами памятников языческой культуры, об инквизиции, которая уничтожила сотни тысяч людей.

В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества. И мифология, и религия возникли из практического отношения человека к миру и были направлены на преодоление чуждости, враждебности внешнего мира. Хотя в них и наметились основные мировоззренческие проблемы, однако они не смогли обеспечить осознание человеком всей сложности  его социального бытия.
МИФОЛОГИЯ – (от греч. mythos – повествование,
сказание и logos – учение, слово) фантастическое отражение
действительности в первобытном сознании, воплощенное
в характерном для древности устном народном творчестве.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения
древнего общества. В мифологии отразились нравственные
взгляды и эстетическое отношение человека к
действительности. В идеологии нового и новейшего времени понятие
мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных
представлений, оказывающих воздействие
на массовое сознание.
РЕЛИГИЯ – (от лат. religio – совестливость, благочестие, набожность, предмет культа)
– тип мировоззрения и мироощущения, одна из областей духовной жизни людей,
а также основанное на вере в реальное существование
Бога (шире – высшей силы) и чувстве связанности с ним жизненное поведение,
включающее совершение определенных ритуальных действий (культ),
Термин «религия» был введен Цицероном. В структуре религии
могут быть выделены следующие элементы: религиозное сознание,
религиозная деятельность, религиозные отношения.
В качестве функций религии в социуме могут быть названы:
спасительно-компенсаторная, коммуникативно-
интегративная, мировоззренчески-регулятивная.
НАУКА – сфера человеческой деятельности, функцией которой является
выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука представляет собой как
деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – совокупность научных знаний. Среди важнейших критериев научного знания выделяют его интерсубъективность,
непротиворечивость, проверяемость. Науку
рассматривают также как социальный институт, как важнейшую часть современной культуры.
ФИЛОСОФИЯ – (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость; буквально – любовь к мудрости) – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. В современном научном знании получило распространение
определение философии как учения об общих принципах бытия,
познания и отношения человека и мира, как особой формы общественного сознания, теоретической основы мировоззрения и системы философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека. Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное, эстетическое отношение человека к миру. В современных условиях задачи философии как самосознания эпохи связаны с выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных проблем, от которых зависит выживание человечества.
ОБЩЕСТВО — в философском смысле представляет собой особую надприродную
реальность, включающую человека, целесообразную деятельность людей,
ее результаты и складывающиеся между ними отношения. О. — это развернутая
в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия
человека, среда и продукт его жизнедеятельности. О.
создано деятельностью людей, его существование поддерживается ею.
Особенность О. в том, что в своей деятельности люди
вступают в определенные отношения друг с другом,
общественные отношения, совокупность которых
образует социальную сторону их деятельности — устойчивые социальные
структуры, обеспечивающие целостность О. Основными
сферами развитого общества являются производственная (экономическая),
социальная, политическая и духовная. Философское осмысление О. как сферы
человеческого бытия, его сущности и особенностей прошло
длительный путь и до настоящего времени его характеристики
не являются однозначными. Начиная с античности и вплоть, до 18 в.
считалось, что государство является специфической организацией совместной
жизни людей. Осознание отличия имущественных, трудовых и т.п. отношений,
составляющих гражданское О., от государства явилось первым шагом к
пониманию того, что именно О. есть то образование, в котором вид homo sapiens
обретает свои человеческие качества, а государство есть лишь часть O.,
один из его институтов. В 20 в. спектр возможных
воззрений на О. еще более расширился. Принципиальным для понимания
О. является решение вопросов о том, существуют ли
специфические объективные законы развития О. или нет; можно ли
распространять на О. те или иные законы природы; нужно
ли исходить из О. как целостной системы (холизм) или из
индивидов (психологизм) и вообще является ли О. целостным
образованием или просто совокупностью индивидов; какая
теория О. более адекватна — монистическая или плюралистическая;
что является отличительным признаком О. — социальные
отношения или культура; существует ли единство и общая
направленность исторического процесса или он распадается
на множество самостоятельных культур и цивилизаций; происходит
ли развитие О. или лишь социальные изменения; какое влияние
на него оказывают новые технологии, глобальные проблемы,
наконец, сам человек, его сознание и самосознание и т.д.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система принципов, взглядов, ценностей,
идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности,
общее понимание мира, так и жизненные позиции,
программы деятельности людей. Носителем мировоззрения является:
отдельный человек, социальные и профессиональные
группы, этнонациональные и региональные общности, классы,
общество в целом. Исторически первой формой
мировоззрения является мифологическое. Особую мировоззренческую
нагрузку берут на себя религия и философия. Религия
в большей степени обращается к эмоциональной стороне человеческого
существования и основывается прежде всего на
вере в те или иные положения. Философия выполняет функции
осознания, рационального понятийного выражения и
теоретического обоснования мировоззренческих установок.
Начиная с 17 века существенное значение в формировании
мировоззрения приобретает наука. Научные знания служат
целям ориентации человека или группы в окружающей природной
и социальной реальности; как правило они приобретают
мировоззренческую значимость после того, как получают
философскую интерпретацию.
МИФОЛОГИЯ – (от греч. mythos – повествование,
сказание и logos – учение, слово) фантастическое отражение
действительности в первобытном сознании, воплощенное
в характерном для древности устном народном творчестве.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения
древнего общества. В мифологии отразились нравственные
взгляды и эстетическое отношение человека к
действительности. В идеологии нового и новейшего времени понятие
мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных
представлений, оказывающих воздействие
на массовое сознание.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система принципов, взглядов, ценностей,
идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности,
общее понимание мира, так и жизненные позиции,
программы деятельности людей. Носителем мировоззрения является:
отдельный человек, социальные и профессиональные
группы, этнонациональные и региональные общности, классы,
общество в целом. Исторически первой формой
мировоззрения является мифологическое. Особую мировоззренческую
нагрузку берут на себя религия и философия. Религия
в большей степени обращается к эмоциональной стороне человеческого
существования и основывается прежде всего на
вере в те или иные положения. Философия выполняет функции
осознания, рационального понятийного выражения и
теоретического обоснования мировоззренческих установок.
Начиная с 17 века существенное значение в формировании
мировоззрения приобретает наука. Научные знания служат
целям ориентации человека или группы в окружающей природной
и социальной реальности; как правило они приобретают
мировоззренческую значимость после того, как получают
философскую интерпретацию.
ТОТЕМИЗМ – вера многих примитивных народов, и прежде
всего североамериканских индейцев, в то,
что они происходят от какого-либо
животного или растения, звезды,
предмета обихода и т.п.
АНИМИЗМ – у примитивных народов вера в существование душ,
духов как причину явлений природы, вера в одушевленность
всей природы, вера на которой покоится
естественная религия; в метафорическом смысле –
мировоззрение, согласно которому душа
возводится в принцип жизни.
МИФОЛОГИЯ – (от греч. mythos – повествование,
сказание и logos – учение, слово) фантастическое отражение
действительности в первобытном сознании, воплощенное
в характерном для древности устном народном творчестве.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения
древнего общества. В мифологии отразились нравственные
взгляды и эстетическое отношение человека к
действительности. В идеологии нового и новейшего времени понятие
мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных
представлений, оказывающих воздействие
на массовое сознание.
АНИМИЗМ – у примитивных народов вера в существование душ,
духов как причину явлений природы, вера в одушевленность
всей природы, вера на которой покоится
естественная религия; в метафорическом смысле –
мировоззрение, согласно которому душа
возводится в принцип жизни.
ОБЩЕСТВО — в философском смысле представляет собой особую надприродную
реальность, включающую человека, целесообразную деятельность людей,
ее результаты и складывающиеся между ними отношения. О. — это развернутая
в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия
человека, среда и продукт его жизнедеятельности. О.
создано деятельностью людей, его существование поддерживается ею.
Особенность О. в том, что в своей деятельности люди
вступают в определенные отношения друг с другом,
общественные отношения, совокупность которых
образует социальную сторону их деятельности — устойчивые социальные
структуры, обеспечивающие целостность О. Основными
сферами развитого общества являются производственная (экономическая),
социальная, политическая и духовная. Философское осмысление О. как сферы
человеческого бытия, его сущности и особенностей прошло
длительный путь и до настоящего времени его характеристики
не являются однозначными. Начиная с античности и вплоть, до 18 в.
считалось, что государство является специфической организацией совместной
жизни людей. Осознание отличия имущественных, трудовых и т.п. отношений,
составляющих гражданское О., от государства явилось первым шагом к
пониманию того, что именно О. есть то образование, в котором вид homo sapiens
обретает свои человеческие качества, а государство есть лишь часть O.,
один из его институтов. В 20 в. спектр возможных
воззрений на О. еще более расширился. Принципиальным для понимания
О. является решение вопросов о том, существуют ли
специфические объективные законы развития О. или нет; можно ли
распространять на О. те или иные законы природы; нужно
ли исходить из О. как целостной системы (холизм) или из
индивидов (психологизм) и вообще является ли О. целостным
образованием или просто совокупностью индивидов; какая
теория О. более адекватна — монистическая или плюралистическая;
что является отличительным признаком О. — социальные
отношения или культура; существует ли единство и общая
направленность исторического процесса или он распадается
на множество самостоятельных культур и цивилизаций; происходит
ли развитие О. или лишь социальные изменения; какое влияние
на него оказывают новые технологии, глобальные проблемы,
наконец, сам человек, его сознание и самосознание и т.д.
ОПЫТ – это прежде всего совокупность всего того,
что происходит с человеком в его жизни и
что он осознает; человек может иметь опыт
о самом себе, о своих дарованиях,
способностях, о своих добродетелях и пороках,
человек также может иметь опыт и о мыслях,
идеях, знаниях (внутренний опыт).
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система принципов, взглядов, ценностей,
идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности,
общее понимание мира, так и жизненные позиции,
программы деятельности людей. Носителем мировоззрения является:
отдельный человек, социальные и профессиональные
группы, этнонациональные и региональные общности, классы,
общество в целом. Исторически первой формой
мировоззрения является мифологическое. Особую мировоззренческую
нагрузку берут на себя религия и философия. Религия
в большей степени обращается к эмоциональной стороне человеческого
существования и основывается прежде всего на
вере в те или иные положения. Философия выполняет функции
осознания, рационального понятийного выражения и
теоретического обоснования мировоззренческих установок.
Начиная с 17 века существенное значение в формировании
мировоззрения приобретает наука. Научные знания служат
целям ориентации человека или группы в окружающей природной
и социальной реальности; как правило они приобретают
мировоззренческую значимость после того, как получают
философскую интерпретацию.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система принципов, взглядов, ценностей,
идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности,
общее понимание мира, так и жизненные позиции,
программы деятельности людей. Носителем мировоззрения является:
отдельный человек, социальные и профессиональные
группы, этнонациональные и региональные общности, классы,
общество в целом. Исторически первой формой
мировоззрения является мифологическое. Особую мировоззренческую
нагрузку берут на себя религия и философия. Религия
в большей степени обращается к эмоциональной стороне человеческого
существования и основывается прежде всего на
вере в те или иные положения. Философия выполняет функции
осознания, рационального понятийного выражения и
теоретического обоснования мировоззренческих установок.
Начиная с 17 века существенное значение в формировании
мировоззрения приобретает наука. Научные знания служат
целям ориентации человека или группы в окружающей природной
и социальной реальности; как правило они приобретают
мировоззренческую значимость после того, как получают
философскую интерпретацию.
ЗАКОН - предписание относительно того,
как человек должен вести
себя в обществе; предписание относительно того, как
что-либо должно быть или происходить.
МИФОЛОГИЯ – (от греч. mythos – повествование,
сказание и logos – учение, слово) фантастическое отражение
действительности в первобытном сознании, воплощенное
в характерном для древности устном народном творчестве.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения
древнего общества. В мифологии отразились нравственные
взгляды и эстетическое отношение человека к
действительности. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных
представлений, оказывающих воздействие
на массовое сознание.
АНИМИЗМ – у примитивных народов вера в существование душ,
духов как причину явлений природы, вера в одушевленность
всей природы, вера на которой покоится
естественная религия; в метафорическом смысле –
мировоззрение, согласно которому душа
возводится в принцип жизни.
РАЗВИТИЕ – закономерное, направленное качественное изменение материальных
и идеальных объектов. Одновременное наличие этих
свойств отличает Р. от других изменений. Филос. осмысление Р.
означает воспроизведение всеобщих характеристик
всего многообразия связей, отношений и процессов реальности.
В результате Р. возникает новое качественное
состояние объекта. Существенную характеристику Р.
составляет время, поскольку всякое Р. осуществляется
в реальном времени и только время выявляет его направленность.
Мышление древних не знало идеи Р. в точном смысле
слова, т. к. время тогда понималось как протекающее циклически.
Идея направленности времени выдвигается в христианстве,
которое относит ее лишь к сфере духа. С возникновением в
эпоху Возрождения опытной науки идея линейного направления
времени распространяется на природу – формируется
представление о необратимых и направленных изменениях
природных объектов. Это нашло выражение в космогонических гипотезах,
а затем в теориях эволюции в геологии и биологии. Глубокую филос.
разработку идея Р. получила в нем. классической
философии, особенно у Гегеля, который строил диалектику
как учение о всеобщем Р. духа. Марксизм истолковывал Р.
как универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий
принцип, служащий основой объяснения истории общества
и познания. Современная общественная жизнь демонстрирует
сложный, неоднозначный характер процессов Р., опровергая
позитивистскую трактовку Р. как линейного прогресса,
показывает, что общая восходящая линия Р. общества
есть результат диалектического взаимодействия
многообразных процессов, в которых решающая
роль принадлежит целенаправленной
деятельности народных масс.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система принципов, взглядов, ценностей,
идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности,
общее понимание мира, так и жизненные позиции,
программы деятельности людей. Носителем мировоззрения является:
отдельный человек, социальные и профессиональные
группы, этнонациональные и региональные общности, классы,
общество в целом. Исторически первой формой
мировоззрения является мифологическое. Особую мировоззренческую
нагрузку берут на себя религия и философия. Религия
в большей степени обращается к эмоциональной стороне человеческого
существования и основывается прежде всего на
вере в те или иные положения. Философия выполняет функции
осознания, рационального понятийного выражения и
теоретического обоснования мировоззренческих установок.
Начиная с 17 века существенное значение в формировании
мировоззрения приобретает наука. Научные знания служат
целям ориентации человека или группы в окружающей природной
и социальной реальности; как правило они приобретают
мировоззренческую значимость после того, как получают
философскую интерпретацию.
РЕЛИГИЯ – (от лат. religio – совестливость, благочестие, набожность, предмет культа)
– тип мировоззрения и мироощущения, одна из областей духовной жизни людей,
а также основанное на вере в реальное существование
Бога (шире – высшей силы) и чувстве связанности с ним жизненное поведение,
включающее совершение определенных ритуальных действий (культ),
Термин «религия» был введен Цицероном. В структуре религии
могут быть выделены следующие элементы: религиозное сознание,
религиозная деятельность, религиозные отношения.
В качестве функций религии в социуме могут быть названы:
спасительно-компенсаторная, коммуникативно-
интегративная, мировоззренчески-регулятивная.
БЫТИЕ – философская категория (точнее, «пакет» категорий),
обозначающая как непосредственное наличие материальных
вещей, духовных явлений и процессов, так и их
включенность во всеобщую универсальную связь (мир как целое),
беспредельный и непреходящий характер этой связи.
Категория «бытия» отражает устойчивость существования
мира как целого в противоположность преходящему характеру
отдельных вещей и процессов. В этом плане бытие
предполагает небытие. Бытие – одна из фундаментальных категорий
философии, ее смысл неоднократно менялся. В философии Нового
времени категория «бытия» сближается с понятием «субстанции»,
в материалистической философии – с понятием «материя».
В философии ХХ века бытие часто понимается как человеческое бытие,
как эмоционально-нравственное бытие личности.

ДЖАМБАТТИСТА ВИКО
(1668–1744)
Итальянский философ и историк, предвосхитивший
методы историко-культурных и этнологических
исследований Вико выдвинул циклическую теорию
развития общества. Согласно его концепции,
циклы развития, по которым Провидение шаг
за шагом ведет человечество от
варварства к цивилизации, история проходила
от древнейших времен до эпохи заката
Рима и вновь от «нового варварства»
темных веков к эпохе Просвещения. Мысль
о руке Провидения носит религиозный
характер – Вико был верным сыном
Церкви, – однако в то же время
на него повлияли идеи Пико
делла Мирандолы, Гоббса, Фрэнсиса
Бэкона, Гуго Гроция и даже Декарта.
Его собственная мысль оказала воздействие
на Кузена, Мишле, Гердера, Гегеля, Конта,
Кроче, Джентиле, Шпенглера. Другое направление
влияния – традиция «понимания» в лице В.Дильтея
и Р.Дж.Коллингвуда. Отдельные идеи Вико,
например о взаимной враждебности общественных классов,
оказались близки марксизму.
Основные труды:
Жизнь Джамбаттисты Вико, написанная им самим
(1725, с дополнениями в 1728 и 1731)
и по-латыни De antiquissima Italorum sapientia
(О древней мудрости итальянцев, 1710).
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации