Шпаргалка - Девиантное поведение молодежи - файл n1.doc

Шпаргалка - Девиантное поведение молодежи
Скачать все файлы (200.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc201kb.31.03.2014 13:59скачать

n1.doc

  1   2   3   4
1. Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.

В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека наряду с такими ее проявлениями как деятельность, созерцание, познание, общение. Научное представление о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале 20 века, с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида: двигательные, речевые. Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. Так в психологическом словаре поведение определяется как присуще живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью. Внешнее: движения, поступки, высказывания. Внутреннее: эмоциональные реакции, мотивация. Также под поведением понимается процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, выражающийся в форме внешних действий и поступков. Одним из существенных свойств человеческого поведения является то что оно социально- оно формируется и реализуется в обществе. Также тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации- интеграции в социум. Социализация в свою очередь предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. Виды социальной адаптации: 1) радикальная. 2) гиперадаптация. 3) гармоничная.4 )девиантная. Общие признаки поведения: 1) мотивированность- внутренняя готовность действовать.2)адекватность- согласованность с конкретной ситуацией. 3) адаптированность- соответствие требованиям социальной среды. 4) продуктивность- реализация целей. 5) аутентичность- соответствие поведения личности.

2. Науки изучающие «отклоняющееся поведение»

Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряде психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями как психические заболевания, неврозы, патологическое состояние. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы. Также отклоняющееся поведение можно употреблять в значении девиантное. Девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении социальное явление оно является предметом социологии, права, социальной психологии.

3. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»

В большинстве наук принято деление явлений на: нормальные и аномальные. Под нормальным поведением понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством. Аномальное поведение можно разделить на нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное. Нормальным считается все что соответствует принятой в данной науке в данное время норме. Способы получения нормы нередко называют критериями. 1) Статистический критерий, позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты с которой оно встречается в популяции. Этот критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах, но отклоняющимся при злоупотребление. 2)Психопатологический критерий используется в медицине. С точки зрения этого критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы нормальное и патологическое в значении здоровье-болезнь. Социально-нормативный критерий имеет важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение соответствующее требованием общества в данное время воспринимается как нормативное и одобряемое. Отклоняющееся поведение напротив противоречит основным общественным установкам и ценностям.3)Ин дивидуально-психологический критерий отражает все возрастающую ценность каждой личности ее индивидуальности. В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности.

4. Отклоняющееся поведение и проблема гениальности.

Итальянский психоисследователь Чезаре  Ломброзо еще в ХIХ веке проводил параллель между гениальностью и нарушением психического здоровья человека. Ломброзо отмечает: «Мыслителям, наравне с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью, сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду». Ломброзо находил сходство между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение.

И в наши дни ученые неустанно исследуют человеческий мозг, его работу, пытаясь разгадать природу гениальности. Известно, что обычно человек использует лишь одну десятую часть своего мозга. Значит, логично предположить, что у гениев голова работает на полную катушку. Оказывается — нет! Мало того, что извилин у них задействовано меньше, чем у обычных людей, так еще у них работают низшие, примитивные и эволюционно древние отделы мозга, которые у нормальных людей преспокойно спят. Обычный человек автоматически осмысливает информацию. Но, обрабатывая ее, вычеркивает большую часть поступивших сведений, оставляя общее впечатление от увиденного. Гений же воспринимает все фантастически детально. Со слухом то же самое: нормальный человек оценивает мелодию целиком, а гений слышит отдельные звуки.

Нейрофизиологи считают, что у большинства гениев с младенчества непомерно развивается какая-то одна область мозга за счет «обесточивания» других. Она — самая «способная» — увеличивается, начинает доминировать над остальными и со временем превращается в строго специализированную. И тогда человек начинает удивлять или зрительной памятью, или музыкальными способностями, или шахматными талантами. А у обычных людей все зоны мозга развиваются равномерно. В пользу этой гипотезы говорит и то, что среди детей, страдающих аутизмом, есть немало талантливых художников, музыкантов, математиков.

5. Биологические теории девиантного поведения.

Самые первые теории девиантного поведения носили биологический характер. В 19 веке итальянский врач-психолог Чезаре Ломброзо предложил теорию врожденного преступника. В этой теории он связал преступное поведение человека с его анатомитическим строением. Позднее теория Ломброза хотя и вошла в истории но была признана научно несостоятельной. Ошибка Ломброзы заключалась в том что он непроизводил обмеры обычных людей. Другим ярким представителем данного направления выступает американский врач и психолог Уильям Шелдон который обосновал связь между типами темперамента а также типами соматического строения человека. Он выделил три типа телосложения: 1)эндоморфный умеренная полнота с округлым телом.2)мезаморфный тело отличается силой и стройностью.3)эктоморфный отличается тонкостью и хрупкостью тела. Особое место среди биологических теорий занимает эволюционный подход основанный на предложенных Дарвином законах естественного отбора и наследственности. Этологический подход Лоренса развивающий идеи Дарвина объясняет различные феномены человеческого поведения например агрессию прежде всего врожденным инстинктом борьбы за существование. Генетический подход основан на исследовании близнецов мужского пола. Выяснилось что если один из близнецов совершает преступление то большой процент что другой совершит а у двухяйцевых вероятность снижается. Гендерно-возрастная теория входе наблюдений было выяснино что преступления совершаются чаще всего молодыми людьми. Чи сло совершения таких преступлений снижается после 30 лет.

6. Социальные теории девиантного поведения.

Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм утвержденных внутри данного общества. Теории: 1)теория структурной напряженности- объясняет многие правонарушения, разочарование в личности, снижение жизненного уровня что может привести к девиантному поведению. Если человек не занимает прочного положения в обществе не может добиться поставленной цели законным способом то возникает разочарование, напряженность человек ощущает свою не способность к достижению поставленных целей. 2)теория инвестирования- она связана с тем что чем больше человек затратил усилий чтобы достичь определенного положения в обществе тем больше он рискует нарушить закон и потерять все. Но при этом если рискует и совершает преступление то всегда должен оправдывать и покрывать риск. 3)теория привязанности- заключается в том что мы всегда стремимся сохранить хорошую репутацию, мнение и в связи с этим часто соглашаемся с обществом. 4)теория аномии- это отсутствие закона, организации. Ее разработал французский социолог Дюркгейм. Это такое состояние когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям а новые еще не утвердились. 5)теория социальной и моральной интеграции- ее предложил Дюркгейм сравнивающий условия традиционной сельской общины и крупных городов. Это когда люди иногда передвигаются то ослабевают социальные связи, развиваются политические направления, которые ослабевают друг друга. Уровень моральной интеграции свидетельствует о состоянии самого общества. 6)теория стигматизации- это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным группам.

7. Экзистенциально-гуманистический подход к девиантному поведению.

Экзистенциализм возник в начале 20в. Этот подход рассматривал личность и ее поведение в аспекте сущностных характеристик человека. Австрийский психолог Франкл рассматривал специфические человеческие характеристики как духовность, свобода и ответственность. Духовное бытие человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей за что он несет ответственность перед своей совестью и Богом. Проблемы поведения связаны дефицитом рассмотренных качеств, т.е. с проявлением бездуховности. И по мнению Франкла отклоняющее поведение возникает потому что люди подавляют свою духовность, уходят от ответственности. Изменить отклоняющее поведение значит осознать свое духовное Я. В клиентцентрированной психологии Роджерса ключевое место занимает самость-совокупность представлений человека о себе, которые являются результатом опыта и непрерывно изменяются в течении жизни; а также самоактуализация- стремление личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней возможностями. Понятие самоактуализации личности является ключевым также для Маслоу. Согласно ему человек как целостная система действует в соответствии с врожденными потребностями которые реализуются под влиянием социальных условий. Потребности такие как физиологические, в безопасности, в любви и привязанности. Из концепции самоактуализации вытекает вывод о том что одной из причин отклоняющегося поведения может выступать блокировка процесса самоактуализа ции. Фромм считал что стремясь к гармонии с природой человек вынужден преодолевать экзистенциальные противоречия. Это дихотомия жизни и смерти, противоречия между чувством одиночества и связанности с другими людьми. Человек преодолевает данные противоречия с помощью механизмов 1)авторитарный характер-отказ от собственного Я.2)автоматизирующий конформизм-человек усваивает тип личности предлагаемый социальным шаблоном.3) деструктивность- связан с отчуждением от мира через его разрушение.Этот подход делает акцент на высших проявлениях человеческой личности таких как духовное бытие и самоактуализация.

8. Психологические теории девиантного поведения.

Биологические теории самые 1е, т.е. считалось что некоторые люди от рождения имеют личностные изъяны, стимулирующие антиобщественное поведение. Ч.Ломброзо предл.теорию врожденного преступника – это атеистическое существо, которое репродуцирует в своей личности свирепые инстинкты примитивного чел-ка. Он выделил около 37 хар-ик преступника: сплющенный нос, редкая борода,и т.д. Но он не произвел обмеры обычных людей и теория была признанна несостоятельной. У.Шелдон считал, что опред-е строение тела означает опред-е личн-ые качества и выделил 3 ведущих типа телосложении: 1) Эндоморф – умеренная полнота с округлым типом – умение ладить с людьми; 2) Мезоморф – сильное и стройное тело, активен и беспкоен, не очень чувствителен к боли – наиб.склонено к девиации; 3) Эктоморф – тонкое и хрупкое тело, склонен к самоанализу, повышенная чувствительность и нервозность. Эволюционный подход, основанный на теории Дарвина – рассматривали поведение как проявление наследственности. Этологический подход К.Лоренса объяснял поведение инстинктом борьбы за существование. Генетический подход – если 1ин из близнецов совершил преступление, в 50% случаев 2й совершит аналогичное, у двойняшек вер-ть 21%. Гендерно-возрастная теория - большинство преступлений совершается молодыми людьми, и после 30 лет резко снижается.

Социальные теории. Теория структурной напряженности – если чел-к не может достичь поставленной цели доступными способами, то он может испол.незакон-е методы. Теория инвестирования – чем больше чел.затратил смил на получение чего то, тем больше он рискует это утратить, и если он рискнет совершить преступлении, то выгода должна покрывать риск. Теория привязанностей – если соц.среда представлена законопослушными гражданами, то мы стремимся поддерживать их способ жизни. Теория аномии – аномия – сост.соц-ой дезорганизации соц-го вакуума, когда старые нормы изжили себя, а новые еще не утвердились. Теория соц-ой и морал-ой интеграции – если люди много передвигаются, ослабляются соц.связи, тем не менее сложно найти индикаторы с помощью которых можно прогнозировать преступность. Теория стигмации(наклеивание ярлыков).

Т.О. с т.зрен.соц-ых теор. Дев.повед. понимается как специфический способ изм.соц-ых норм и ожиданий по средствам демонстрации личн-ю ценн-го отнош-я к ним. Отклон-ся повед – это рез-т соц.процессов, сложн.взаимодействий между общ-ом и конкретной личн.

9. Понятие и виды «социальных норм». Нормы в психологии.

Понятие социальная норма. В переводе с латинского языка "норма" - правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Социальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития. В последнем случае аномальна сама норма и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, но и позитивными.

Основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства - от простого непонимания до открытого протеста в современных развитых государствах отмечается тенденция усиления лояльности общества к проявлениям индивидуальности.

Социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его.

Нормы в психологии. В психологии для научного определения понятия "норма" используются различные способы. Негативный подход - нормальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии. Позитивный подход - нацелен на выявление образца с желательными качествами. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не менее чем половине) людей в популяции. Критериальная, норма основана на социально-нормативном критерии. Она существует преимущественно в форме требований (задач) различной степени трудности. Идеальная - в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие, выступает преимущественно в форме идеалов - вдохновляющих образцов для подражания.

При специальном изучении норма как единый образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда

Современная психология - это прежде всего наука о личности, поэтому понятие психологической нормы связано с вопросом о нормальности личностного развития. В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме Я должно быть достаточно сильным, чтобы справляться с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой.

Виды социальных норм и механизмы их регулирования. Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации. Например, способами воспитания нравственных чувств христианина являются понятия греха и добродетели.

Морально-этические нормы представляют собой ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Текстуально не закреплены.

Правовые нормы закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Регулируются всей государственной системой.

Политические нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами).

Организационно-профессиональные нормы регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.

В настоящее время можно говорить о появлении нового вида социальной нормы - индивидуальной. Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности. Сегодня в ряде культур права личности, ее самоценность уравнены с общественными интересами.

Для психологии особенно важен вопрос о механизмах воздействия социальных норм на личность. Будучи социальными феноменами, социальные нормы интериоризируются во внутренний мир личности в течение всей жизни.

В соответствии с общими психологическими представлениями нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Термин "социальная установка" ("аттитюд" - в английском звучании) был введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. Позднее М.Смит конкретизировал структуру аттитюд а, выделив три известных компонента: когнитивный (представление, знание об объекте или явлении); аффективный (эмоционально-оценочное отношение к объекту); конативный или поведенческий (готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту) .

Таким образом, социальные нормы создают установки личности, которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение.

10.Проблема классификации поведенческих отклонений.

Многочисленные попыт­ки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Основная причина заключается в междисциплинарном харак­тере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообраз­ные классификации поведенческих отклонений. Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма».

Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клини­ческий и психологический,

В рамках социально-правового подхода в свою очередь выделяют­ся социологическое и правовое направления. Социология рассматривает поведенческие девиации как соци­альные явления, которые группируются по нескольким основаниям: а) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивиду­альные отклонения; б) по значению последствий — негативные и пози­тивные; в) по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных групп, офици­альных структур, условных социальных групп; г) по объекту — экономические, бытовые, имущественные на­рушения и другие; д) по длительности — единовременные и длительные; е) по типу нарушаемой нормы — преступность, пьянство (ал­коголизм), самоубийства, и др.

В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опас­ности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-право­вые деликты, дисциплинарные проступки.

Рассмотренные классификации можно дополнить педагогиче­ским подходом к поведенческим девиациям. На наш взгляд, педа­гогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. Понятие «отклоняющееся по­ведение» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация». В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее прояв­лениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенче­ские отклонения.

Опыт сотрудничества с педагогами позволяет говорить о следую­щих наиболее распространенных поведенческих отклонениях, сочетающихся со школьной дезадаптацией. Это дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное пове­дение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, куре­ние, хулиганство, воровство, ложь.

Признаками более масштабной — социальной дезадап­тации в школьном возрасте могут выступать: регулярное упо­требление психоактивных веществ (летучие растворители, алко­голь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяж­ничество, совершение преступлений. В последнее время наблюда­ется появление относительно новых форм отклоняющегося пове­дения школьников, связанных с зависимостью от латиноамери­канских сериалов, компьютерных игр или религиозных сект.

Еще более запутан вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Можно ли вообще говорить о девиантном поведении на этом «несамостоятельном» этапе развития личности? Тем не менее педагоги и родители довольно часто стал­киваются с такими негативными поведенческими проявлениями у маленьких детей, как вредные привычки (сосание пальца, куса­ние ногтей), отказ от еды, непослушание, агрессивное поведе­ние, мастурбация, гиперактивное поведение.

К сожалению, в обществе преобладает отношение к отклоняю­щемуся поведению как к нездоровому. Сталкиваясь с его выражен­ными формами, люди стараются прежде всего получить медицин­ский диагноз и соответствующую ему медикаментозную помощь.

В научной литературе по вопросам девиантного поведения так­же господствует клинический подход как наиболее разработанный и более привычный. В то же время известно, что воздействовать на поведение личности целесообразно психологически — воздействуя на саму личность. Очевидно, что специалист должен четко диффе­ренцировать два ведущих подхода к проблеме классификации по­веденческих отклонений— психологический и клинический.

  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации