Шпаргалка - Основные парадигмы в русской литературе конца 20 века - файл n1.docx

Шпаргалка - Основные парадигмы в русской литературе конца 20 века
Скачать все файлы (17.9 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx18kb.31.03.2014 12:34скачать

n1.docx

Основные парадигмы второй половины 20 века
По Лейдерману и Липовецкому: Литературный процесс второй пол.20 века представлен во взаиможействии таких направлений, как социалистический реализм (включая его изменения), постмодернизм и, набирающий силы постреализм.

Соцреализм (Твардовский, Проханов). Раньше других сложился в литературное направление соцреализм, его господство литературе длилось более тридцати лет. Все художественные процессы в последующие десятилетия так или иначе резонировали на соцреализм — усовершенствовали его, выламывались из него, полемизировали с ним, дискредитировали его. Большую роль в его утверждении сыграл идеологический диктат и политический

террор по отношению к тем, кто не следовал соцреалистической догме. Сегодня уже ясно, что соцреализм сфрмировался не по указке партийных властей, а по потребности общества. Соцреализм в огромной степени рожден такой тенденцией XX века, как «восстание масс». Масса потребовала искусства на доступном ей языке, без модернистских сложностей. Соцреалистическая парадигма ущербна в самой основе. Во-первых, она сводит личность к социальной функции, а эстетический идеал ограничивается миром социальных ценностей, возводя обезличивание человека в массе в степень героической самоотверженности. В соцреализме исчезает всемирный, метафизический горизонт. Во-вторых, эстетическая программа соцреализма возвращала художественное сознание к нормативизму,фактически пресекая какое-либо сопротивление внехудожественной реальности диктату заранее заданных идеологических ориентиров. Следствием распространения соцреалистического канона стало очевидное понижение эстетического качества официальной советской литературы. Столь же противоречива и стилевая доминанта соцреализма —установка на формы, сложившиеся в народной культуре, тоже, с одной стороны, вела к снижению эстетических критериев, к расцвету «массовой культуры».

Постмодернизм (Ерофеев, Битов). Является самым последовательным продолжением линии авангарда, поскольку именно постмодернизм довел авангардный скепсис по отношению ко всему массиву человеческих ценностей до абсолюта — до полного безразличия или неразличения высокого и низкого, священного и профанного, комического и трагического. Термин «постмодернизм» появился впервые в 1934 году. Многие исследователи полагают, что и сам этот литературный феномен зародился еще в предвоенные годы — среди первых шедевров постмодернизма называют «Поминки по Финнегану» (1939) Д.Джойса и новеллы Борхеса. А уже в 1955 году русским писателем Вл. Набоковым был написан роман, ставший классикой мирового постмодернизма, — «Лолита». Кристаллизация же постмодернизма в достаточно целостную историко-литературную систему (в литературное направление) произошла как на Западе, так и —

фактически независимо — в России уже в 1960— 1980-е годы. Постмодернизм настаивает на мнимости объективной действительности. Структурообразующие принципы постмодернистской парадигмы обнажают фиктивность того, что принято называть объективной реальностью. В постмодернизме ориентиры реального мира замещены его культурными знаками, в свою очередь, носящими характер симулякров (копий без оригинала, образов без референции).

Постреализм (Довлатов, Петрушевская). В противовес соцреализму и авангардной тенденции формировался другой тип мифологии Космоса, оформившийся в художественной стратегии постреализма. Впервые постреализм как целостная художественная система проступает в 1930-е годы, в произведениях А.Платонова

«Ювенильное море»), в поздней лирике О.Мандельштама. Телеология постреализма как художественной парадигмы может быть кратко обозначена формулой: поиск смысла человеческого существования внутри экзистенциального хаоса, — но не компромисс с хаосому а противоборство с хаосом, трагическое для человека,но и достойное его духовной сути. В 1950-е и даже в 1960-е годы явления постреализма (роман Б.Пастернака

«Доктор Живаго», «Колымские рассказы» В.Шаламова) представляли собой глубинную, остававшуюся скрытой от широкого читателя до поры до времени, но весьма могущественную антитезу соцреализму.Противоборство с казарменной концепцией «советского человека» и официальной доктриной соцреализма как государственного искусства —и позволило в советское время сохранять гуманистические традиции русской литературы, поддерживать, насколько возможно, творческий уровень и находить силы для художественных открытий, а при благоприятных сдвигах в общественной атмосфере — быстро переходить от застоя к движению, от упадка к подъему.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации