Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в российской переходной экономике - файл n1.doc

Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в российской переходной экономике
Скачать все файлы (135.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc136kb.31.03.2014 11:47скачать

n1.doc

  1   2   3







Введение 3

1.Конкуренция и монополия. 5

2.Правовое регулирование монополистической деятельности и конкуренции. 10

3.Роль антимонопольной политики. 15

Заключение 20

Список литературы 22



Введение



Проблемы переходной экономики в значительной мере определяются потребностями преодоления старого наследия и формирования новых экономических отношений, обеспечивающих более высокую эффективность производства и, следовательно, более высокий уровень благосостояния. То наследие планово-централизованной экономики, которое, прежде всего, требовало преодоления и реформирования, состояло в монополистической структуре хозяйства и тотальной государственной собственности. В централизованной экономике проблема монополизма была заложена в самой ее структуре, в то же время как проблема государственного управления экономикой в централизованной системе она не возникала.

Наследие российского монополизма сформировалось в нерыночной среде как результат тотального огосударствления экономики с присущей ему административно-командной системой управления. Монополизм пронизывал все сферы и отрасли советской экономики, уровни и подсистемы организации и управления, переплетаясь с монополизацией других сфер общественной жизни.

Как отмечают исследователи, наиболее зримо монополизация связана с концентрацией производства, хотя и не тождественна последней. Сопоставление с зарубежными странами позволяет сделать вывод о том, что специфика российского монополизма состоит не столько в высоком уровне концентрации производства и большом размере предприятий относительно внутриотраслевого рынка, сколько в очень узкой предметной специализации производства.

Задача создания рыночной экономики в первую очередь предполагает борьбу с монополизмом, мешающим проявлению рыночного механизма, и создание конкурентных условий. При такой постановке вопроса эта задача превращается в задачу первостепенной важности. 1

Ибо при отсутствии монополии каждое предприятие при его полной хозяйственной самостоятельности может быть поставлено и фактически ставится в конкурентные условия независимо от формы собственности.

Исторически антимонопольное регулирование возникло как борьба с трестами, продуктом интенсивного процесса горизонтальной концентрации производства, как нарушителями конкурентной среды, приобретающими чрезмерную экономическую власть. Экономическая жизнь требует постоянства этой борьбы, продолжающейся в различных формах, отражающейся в законодательстве, его дополнении и совершенствовании. Смысл ее остается постоянным — защита конкурентной среды от насильников.

В переходной экономике, прежде всего, возникает задача формирования и развития конкурентной среды.

Решающими условиями эффективного функционирования рынка (или рынков товаров, услуг и капиталов) являются наличие множества самостоятельных экономических агентов (производи­телей, поставщиков) и конкуренция между ними. Отсюда, в свою очередь, необходимость развития предпринимательства и подавления фактора монополии путем жесткого регулирования естественных монополий и недопущения всех прочих.2
  1. Конкуренция и монополия.




Тип рынка определяется следующими основными факторами: количеством фирм на нем, характером выпускаемой ими продукции, наличием или отсутствием ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступностью информации. Различают четыре основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Последние три относятся к рынкам несовершенной конкуренции.3

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного(одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют «рынок свободной конкуренции».

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один их них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти,- ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях(цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне мало.4

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

Особое место занимает феномен «естественной монополии». К естественным монополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

Были рассмотрены два крайних типа рынков: совершенная конкуренция и чистая монополия. Однако реальные рынки не укладываются в эти типы, они очень разнообразны. Монополистическая конкуренция — распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.5

Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения».

На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции. 6

Что такое олигополия?

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.7

Как вы уже знаете, конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.

Когда же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровне цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этом случае становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе покупать тот же самый товар в желаемых объемах. Потребители несут экономические убытки от подавления конкуренции. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.8
Характерные признаки основных рынков


Признаки

Совершенная

конкуренция

Монополистическая

конкуренция

Олигополия

Монополия

Число

фирм

Множество

мелких фирм

Много фирм

Несколько

крупных фирм

Одна крупнейшая фирма

Тип

продукта

Одинаковый

Дифференци-рованный

Одинаковый

или дифференциро-ванный

Уникальный

Условия

Вступления на рынок

Очень

лёгкие

Сравнительно

лёгкие

Существенные препятствия

Очень

трудные

Контроль над ценами

Отсутствует

Ограничен

Возможностью замены товара

Приоритет ценового лидера

Полный контроль


Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса не выгодным. Это – снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот – поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и т. д.

Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе. 9

В хозяйственной практике российской экономики важно понятие «доминирующее положение на рынке» хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину (которая не может быть ниже 35 %), оценивается как занимающий доминирующее положение. Эту величину устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Для крупного слияния фирмы должны иметь разрешение ГКАП («крупным слиянием» признается такое, при котором приобретаются контрольный пакет акций или более 35 % акций). ГКАП может принимать решения и о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскивая штрафы за нарушение закона.10

  1.   1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации