Рабочая программа танцевального кружка - файл n1.doc

Рабочая программа танцевального кружка
Скачать все файлы (119.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc120kb.27.01.2014 05:25скачать

n1.doc

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида»
Рабочая программа

Танцевального кружка

«Танцевальное Конфетти»


Автор разработки программы

Музыкальный руководитель:

Владимирова Елена Владимировна.

2009
Пояснительная записка

Музыка - самое эмоциональное искусство/Д.Б.Кабалевский/. Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Можно не редко услышать такую фразу: «Мой ребенок пошел в отца, у него нет совсем музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности несколько иначе. Педагоги- музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности, /т. е. физиологические способности организма, например, органа слуха или голосового аппарата имеются у каждого. Именно он составляет основу развития музыкальных способностей. И по этому считается доказанным, что если для музыкального развития созданы необходимые условия. То это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа дала человеку все, для того чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев, завыванием ветра, люди учились различать интонацию, высоту звука, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство. Ранне проявление музыкальных способностей говорит о том, что начинать музыкальное развитие ребенка нужно как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка будет не восполнимо.

Что же такое музыкальность? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, движении. Все эти качества и свойства музыкальности ребенка особо активизируются при творческой деятельности. Формирование творчества существенно и для эмоционального и эстетического развития ребенка. При творческой деятельности активизируется восприятие, выразительность исполнения, оценочное отношение к своей продукции, что оказывает большое влияние на становление личности ребенка. В наше не простое и жестокое время очень важно воспитать маленького человека, способного сопереживать, сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного, полноценного члена общества. Поэтому в новых программах по музыкальному воспитанию большое внимание уделяется музыкально-ритмическому движению как средству развития положительных качеств ребенка. Дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу.

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач музыкального воспитания в детском саду.

Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.
Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.

Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества детей дошкольного возраста 4– 7 лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для ДОУ с учетом обновления содержания по программе «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной.
Данная рабочая программа разработана на основе:


ЦЕЛЬ программы: Всестороннее развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
ЗАДАЧИ:

Образовательные:



Воспитательные:












Развивающие:









Программа предполагает проведение одного занятия в неделю и индивидуально в свободное время и во вторую

половину дня.

Продолжительность занятия – 25- 30 минут

Общее количество учебных занятий в год: 33 занятия.

Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.
Программа составлена на основе принципа интеграции межпредметных связей по разделам:








Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики»).


Цель: выявление уровня развития чувства ритма.

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально

подобранных заданий.

Средний дошкольный возраст.


Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

1) соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:

высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в

соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и

конец музыки;

средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого;

низкий – смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки.

2) соответствие движений ритму музыки:

высокий – ребёнок чётко ритмично выполняет движения;

средний – выполняет движения с ошибками;

низкий – движения выполняются неритмично.

3) соответствие движений темпу музыки:

высокий – ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой

движения;

средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу

взрослого или других детей;

низкий – не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.

4) координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими

жестами):

высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

средний – допускает 1-2 ошибки;

низкий – не справляется с заданием.

2. Воспроизведение метра и ритма.

1) воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в

хлопках:

высокий – ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию

музыкального произведения;

средний – на протяжении выполнения задания кратковременно теряет

ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справляется с

заданием.

низкий – беспорядочные хлопки.

2) воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё пение:

высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

3) воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»):

высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

средний – допускает 2-3 ошибки;

низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

 

Старший дошкольный возраст.


Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения

(3-х частная форма):

высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,

движения соответствуют характеру музыки;

средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других

детей), движения соответствуют характеру музыки;

низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не

соответствуют характеру музыки.

2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения

(фрагмента) после предварительного прослушивания:

высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное

выполнение движений;

средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная

эмоциональность при выполнении движений;

низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при

движении.

3) соответствие ритма движений ритму музыки:

высокий – чёткое выполнение движений;

средний – выполнение движений с ошибками;

низкий – движение выполняется не ритмично.

4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими

жестами»):

высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

средний – допускает 1-2 ошибки;

низкий – не справляется с заданием.

2. Воспроизведение ритма.

1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

3) воспроизведение ритма песни шагами:

высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.

4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных

инструментах («ритмическое эхо»):

высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

средний – допускает 2-3 ошибки;

низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

3. Творчество.

1) сочинение ритмических рисунков:

высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

средний – использует стандартные ритмические рисунки;

низкий – не справляется с заданием.

2) танцевальное:

высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в

движении; самостоятельно использует знакомые движения или

придумывает свои; движения выразительны;

средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,

движения соответствуют характеру музыки;

низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

Перспективное планирование.

Средняя группа

Раздел занятия

Основной (базовый) компонент

Приоритетное

направление

НРК

Сентябрь - ноябрь


1. Движение

2. Композиции

3. Игры

-притопы

хлопки

кружение в паре

хлопки в паре


«Огородная-хороводная»

«Жмурки»

«Займи домик»

«Птички и ворона»


«Веселые путешественники» М. Старокадомский

«Рыбак» М. Старокадомский

«Лошадки»

«Маленький танец» Кулау

«Разноцветная игра» Б. Савельев

-«Все мы делим пополам» М. Шаинский



Танец «Шор» («Ручеек»)


«Поймай оленя»

Декабрь - февраль


1. Движение

2. Композиция

3. Игра

- пружинки

- кружение

- наклоны в паре

- притопы в паре
«Найди себе пару»

«Кот Васька»

Повторение любимых игр



«Плюшевый мишка» В. Кривцова

«Куклы и мишка» Д. Кабалевский

«Танец петрушек»

«Чебурашка» В. Шаинский

«Марш» Г. Свиридов

«Кот Леопольд» Б. Савельев

«Куклы-неваляшки» З. Левина

Выполнение движений под коми народную музыку
Коми хоровод

Март - май



1. Движение

2. Композиция

3. Игра


ковырялочка

ковырялочка в паре

повторение ранее пройденных движений


«Игра с колокольчиками»

-«Воробьи и автомобиль»


«Белочка» В. Шаинский

«Белые кораблики» В. Шаинский

- «Кузнечик» В. Шаинский

«Кукляндия» П. Овсянникова

«Поросята»

«Паровоз»


Выполнение выборочных движений под коми народную музыку



Помимо основных разделов занятия на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.






СОДЕРЖАНИЕ

работы по развитию творческих проявлений детей 5-6 лет

в музыкально-ритмических движениях
Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. В этом возрасте появляется возможность выполнить более сложные по координации движения, возрастает способность передачи более тонких особенностей и деталей образа, возрастает способность более тонко чувствовать музыкальные произведения, средства музыкальной выразительности и передачи их в движении. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.

Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений.

Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.

Исходя из этих особенностей, основными этапами работы с детьми будут следующие:


Раздел занятия

Основной (базовый) компонент

Приоритетное

направление

НРК

Сентябрь - ноябрь


1. Движение
2. Композиции


3. Игры

- гармошка

- «ковырялочка» с усложнением

- выбрасывание ног

- поскоки, кружение на носочках

- «Урожайная» Красев

- «Кто скорее»

- « Ловишка»


- «Кошки-мышки» Г. Гладков

- «Кошка и девочка» лит. народная мелодия

- «Упражнение с осенними листьями» М. Легран

- «Кремена» А. Аркос

- «Танец с зонтиками» А. Петров

- «Два бурана»

- «Чунга-чанга» В. Шаинский

- «Полкис» полька


Выполнение выборочных движений под коми народную музыку

«Поймай воробья»

Декабрь - февраль


1. Движение


2. Композиция

3. Игра

- приставной шаг

- присядка

- движения рук в разных позициях

- реверанс


«Гори, гори ясно»

- «Танец снеговиков» К. Вебер

- «Танец снежинок и вьюги» Делиба

- «Морячка» О. Газманов

- «Лирический танец» П. Мориа

- «Парная полька»

- «Танец барышень и гусаров»

- «Разноцветная игра» А. Буренина

Выполнение движений под коми народную музыку


«Шанежки»

«Коми плясовая»

Март - май



1. Движение

2. Композиция

3. Игра


-галоп прямой, боковой

- шаг с притопом

- «дробушки», дробный шаг

- «дробушки» в паре

- кружение «лодочкой»


«Ищи»

«Игра с мячом»

«Кошки и скворцы»



- «Озорники» М. Зацепин

- «Маляры» В. Шаинский

- «Птичка польку танцевала» А. Рыбников

- «Песенка о разных языках»


«Зиль-зёль».



Помимо основных разделов занятия на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения.





СОДЕРЖАНИЕ

работы по развитию творческих проявлений детей 6-7 лет

в музыкально-ритмических движениях
Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.

Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества.


Раздел занятия

Основной (базовый) компонент

Приоритетное

направление

НРК

Сентябрь - ноябрь


1. Движение


2. Композиции, танцы



- прямой и боковой галоп

- приставной шаг

- шаг с притопом

- тройной шаг


«Осенний парк» Е. Дога, вальс

«Калинка» (р.н.м)

«Утро» А. Петров

«Полкис» (финская полька)

«Жаворонок» П. Мориа

«Танец с осенними ветками» старинный вальс

«Танец колокольчиков» П.И. Чайковский


Выполнение танцевальных движений под коми народную музыку

Декабрь - февраль


1. Движение


2. Композиция, танец

3. Игра

- шаг с перекатом

- пружинка с поворотом

- выбрасывание ног в прыжке

- подскок через прыжок


- «Елочка любимая» Н. Зимина

- «Игра с мячом»

Повторение любимых игр

«Карнавальное шествие» Г. Розецкий

«Танец месяца и звездочек» П. Мориа

«Танец гномов»-Пестрый колпачок Г.Струве

«Морячка» О. Газманов

«Твист» Ф. Киркоров

«Танец пограничников» Свиридов «Военный марш»

« Наша Армия»-музыкально-ритмическая композиция

«Игра с крокодилом Геной» В. Шаинский

Выполнение движений под коми народную музыку


Танец «Шаньги», «Оленек»

«Ижемские шали».

Март - май



1. Движение

2. Композиция

3. Игра


- ковырялочка через прыжок

- присядка

- дробный шаг в разных вариантах

- «Гори, гори ясно»

Повторение пройденных игр


«Тучи в голубом» - вальс с шарфами

- «Карлсон»

- «Озорники»

- «Полька»

- «Прощальный вальс» Е. Дога

- «Звездная страна» Валерия


- «Барбарики»


Танец «Северные пимы»



Помимо основных разделов занятия на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.









Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности.

Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации