Вопросы по философии для студентов 2009/2010 уч.г - файл n1.docx

Вопросы по философии для студентов 2009/2010 уч.г
Скачать все файлы (1267.8 kb.)

Доступные файлы (53):
n1.docx49kb.20.01.2012 11:31скачать
n2.docx62kb.20.01.2012 16:00скачать
n3.docx34kb.20.01.2012 16:09скачать
n4.docx29kb.20.01.2012 16:32скачать
n5.docx17kb.20.01.2012 16:41скачать
n6.docx15kb.20.01.2012 16:50скачать
n7.docx22kb.20.01.2012 16:52скачать
n8.docx25kb.20.01.2012 23:58скачать
n9.docx20kb.20.01.2012 16:53скачать
n10.docx25kb.20.01.2012 18:24скачать
n11.docx33kb.20.01.2012 17:55скачать
n12.docx22kb.20.01.2012 11:36скачать
n13.docx22kb.20.01.2012 18:35скачать
n14.docx21kb.20.01.2012 17:56скачать
n15.docx30kb.20.01.2012 18:45скачать
n16.docx19kb.20.01.2012 18:47скачать
n17.docx22kb.20.01.2012 18:56скачать
n18.docx16kb.20.01.2012 18:49скачать
n19.docx32kb.21.01.2012 00:12скачать
n20.docx21kb.20.01.2012 19:04скачать
n21.docx18kb.20.01.2012 19:06скачать
n22.docx59kb.21.01.2012 00:13скачать
n23.docx34kb.20.01.2012 18:01скачать
n24.docx19kb.20.01.2012 22:59скачать
n25.docx20kb.20.01.2012 23:08скачать
n26.docx33kb.20.01.2012 23:42скачать
n27.docx29kb.20.01.2012 23:50скачать
n28.docx22kb.20.01.2012 23:57скачать
n29.docx17kb.21.01.2012 00:21скачать
n30.docx35kb.21.01.2012 00:36скачать
n31.docx33kb.21.01.2012 01:26скачать
n32.docx20kb.21.01.2012 01:06скачать
n33.docx20kb.21.01.2012 01:04скачать
n34.docx36kb.20.01.2012 13:29скачать
n35.docx18kb.21.01.2012 01:08скачать
n36.docx25kb.21.01.2012 01:30скачать
n37.docx25kb.22.01.2012 19:12скачать
n38.docx17kb.22.01.2012 19:17скачать
n39.docx27kb.22.01.2012 19:24скачать
n40.docx17kb.22.01.2012 19:38скачать
n41.docx66kb.22.01.2012 19:44скачать
n42.docx22kb.21.01.2012 00:07скачать
n43.docx14kb.22.01.2012 19:45скачать
n44.docx22kb.21.01.2012 00:00скачать
n45.docx23kb.20.01.2012 13:37скачать
n46.docx22kb.22.01.2012 21:05скачать
n47.docx19kb.22.01.2012 21:14скачать
n48.docx20kb.22.01.2012 21:45скачать
n49.docx39kb.20.01.2012 13:44скачать
n50.docx66kb.20.01.2012 14:29скачать
n51.docx33kb.20.01.2012 15:47скачать
n52.docx24kb.20.01.2012 14:30скачать
n54.docx16kb.20.01.2012 11:36скачать

n1.docx

Целостность, системность предмета философии обусловливает ее сложноорганизованную, многоуровневую, полиаспектную структуру, которую можно представить следующим образом:



Философские

науки

Предмет

изучения

Подфункции

Аспект основного вопроса философии

 

Онтология

Объективная

реальность

Онтологическая

Как возможен человек с его сознанием в этом мире?

 

Социальная

философия

Субъект

(общество)

Социологическая

Как соотносятся общественное сознание и общественное бытие?

 

Философская

антропология

Субъект

(человек)

Гуманитарная

Как соотносятся индивидуальное сознание и бытие природы и общества?

 

Гносеология

Познавательное отношение

Гносеологическая

Как возможно адекватное познание?

 

Праксеология

Преобразование

Праксеологическая

Как возможно эффективное преобразование мира?

 

Этика

Общение

Этическая

Как возможно нравственное общение?

 

Аксиология

Ценностно-ориентационная деятельность

Аксиологическая

Как возможна реализация ценностей, ключевых жизненных смыслов человека?

 

Эстетика

Эстетическое освоение

Эстетическая

Как возможна деятельность по законам красоты?

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Философия — любовь к мудрости; эпоха, схваченная в

мыслях; Школа мышления. — Философское мировоззре-

ние и его структурные компоненты. — Основной во-

прос, предмет и функции философии. — Нетрадицион-

ные определения философии. — Русские философы о сущ-

ности философии.

Философию понимали как любовь к мудрости, как

«эпоху, схваченную в мыслях», ценили за то, что она

выступает школой развития теоретического мышления.

Возможно, первым, кто употребил слово «философ» был

Пифагор (2-я пол. VI в.—нач. V в.). Согласно легенде, когда

Пифагор пришел в один из греческих городов, то на вопрос

владыки этого города, кто он такой, ответил: «Философ, что

значит «любомудр». И жадны философы не до славы и

наживы, а «до единой только истины». Пифагор сравнивал

жизнь с олимпийскими играми, где среди толпы

присутствующих можно различить три группы: первые

приходят для борьбы, вторые торговать, а третьи, которые

мудры, удовлетворяются наблюдением.

Стремящийся к мудрости должен поступать сообразно

природе вещей, следовать всеобщему логосу, понимаемому и

как закон, и как слово, и как судьба. Логос в античном

мышлении, не оторвавшись от пуповины миротворчества,

отождествим с вечным огнем, который, возгораясь и затухая,

символизирует собой постоянное движение и изменение.

Такая аналогия дает возможность понять глубинное основание

философской мудрости, состоящее в том, что поголовное

большинство людей видят, слышат, знают и рассуждают обо

всем, что происходит в человеческой жизни, но, тем не менее,

не постигают подлинную суть вещей, их непреходящую основу.

С понятием мудрости в древнегреческой философии

связывался высший идеал знания и поведения. Она открывает

человеческому уму вечное, помогает с терпимостью

относиться к множеству преходящих, конечных вещей. Именно

философская мудрость делает жизнь достойной и самоценной.

Однако не всякое знание есть мудрость, и совершенно прав

Гераклит, замечая: «Многознание уму не научает, мудрости не

прибавляет». Мудрость — это скорее некое счастливое

соединение истины и блага, высшего состояния умственного и

нравственного совершенства. По мнению Демокрита, из

философской мудрости вытекают три способности: «выносить

пре- красные решения, безошибочно говорить и делать, что следует».

мудрость предполагает соблюдение меры.

Платон уверен, что в области политики мудрец действует так,

что на место существующего вредного для граждан наступает такое

состояние, которое хорошо для них или кажется им таковым. По

определению Аристотеля, философ-мудрец должен искать не на-

слаждений, а отсутствия страданий. Аристотель оставил нам много

наставлений, чтобы мы могли разобраться, на что направлена фи-

лософия как любовь к мудрости... «Во-первых, философия направ-

лена на выявление первопричин и первооснований, а философ —

это тот, кто более способен научить выявлению причин». Один из

мудрейших людей своего времени Цицерон, добившийся извест-

ности исключительно благодаря собственным способностям и про-

ведший некоторый срок у кормила государственной власти, так разъ-

яснял суть философии: «Философия (мудрость), как ее определяли

древние философы, есть знание божественных и человеческих дея-

ний с точки зрения их причин и сущностей».

И если софисты — «мудрецы за плату» — привлекали всеобщее

внимание к интеллектуальным упражнениям в софистических опро-

вержениях и доказательствах и понимали философию как искусство

рассуждать, с помощью которого образованный человек всегда мо-

жет превзойти необразованного, то стоики ставили во главу угла бо-

лее «прикладные цели» философии, а именно попытки мудрого уст-

роения собственной жизни. Эпикур был уверен, что слова философа

должны врачевать страдания человека и изгонять болезни души.

Развитая на Востоке традиция понимания мудрости как состоя-

ния отрешенности от «всего», акцентирование того, что мудрец,

как особо посвященный, весьма далек от суеты, с легкостью пере-

водимой им в иные, более возвышенные сферы, делает философию

еще более притягательной. Древнегреческий стоицизм также фор-

мирует внешний облик философа-мудреца, сохраняющего неизмен-

ное спокойствие и безразличие, и сводит мудрость к обретению

интеллектуальной невозмутимости, возвышающейся над всеми люд-

скими треволнениями.

Портрет философа-мудреца, созерцающего гармонию Истины и

Вечности, сотканный из мотивов восточной философии, завора-

живает. Философ-мудрец ради личной выгоды других не опередит,

не ведает бремени вещей, не навлекает на себя неприязнь

людей, он свободен от суетных мыслей, он не строит планов и

расчетов, он просветлен, хоть и не озабочен чистотой духа, он

всем внушает доверие, хотя и не дает обещаний, духовные

болезни в него не проникнут.

Европеец сказал бы, что в глаза бросается самодостаточность

философа-мудреца, в нем и истина, и покой, и счастье. В нем нет нем постоянное ощущение причастности к великой Истине. Он

одинаков в опале и славе, не восторгается и не плачет. Утвердив-

шийся таким образом в жизни и называется мудрецом.

Этимологический анализ понятия «мудрость» проясняет его

смысловые грани и оттенки. Оказывается, что мудрость имеет род-

ство с понятиями разум, понимание, мысль, может быть отожде-

ствима с понятием «благочестивый», с понятиями «радоваться»,

«сохранять в памяти», а также с понятием «мастерство». От слова

«мудрость» происходит «мудрствование», однако последнее в обы-

денном сознании есть нечто, ему противоположное. Мудрить и мудр-

ствовать означает поступать неразумно, хитрить и выдумывать, де-

лать что-то ненужное. И хоть мудрость и ум понятия, тесно сопри-

касающиеся, древние считали, что «мудрость не умничает», но по-

является, когда «разум осознает, что есть бесконечное число

вещей, превышающих его понимание».

Философы эпохи Возрождения вносят отблески ренессансного

романтизма в осмысление понятия мудрости. Так, Мишель Монтень

уверен, что «отличительный признак мудрости — это неизменное

радостное восприятие жизни ... Она утешает душевные боли, науча-

ет сносить с улыбкой болезни и голод, опираясь на вполне осяза-

тельные естественные доводы разума... Ее конечная цель — добро-

детель...» ''

В Новое время Рене Декарт дает более полный и развернутый

ответ на вопрос, что есть философская мудрость. «...Под мудростью

понимается не только благоразумие в делах, но также и совершен-

ное знание всего того, что может познать человек; это то знание,

которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а

также открытиям во всех науках». Декарт предлагает различать не-

сколько ступеней мудрости. Первая ступень проявляется в умении

использовать ясные понятия, которые могут быть приобретены и

без размышления. Вторая — охватывает данные чувственного опыта.

Третья — проявляется в учете того, чему учит нас общение с други-

ми людьми. Четвертая — связана о со знанием, приобретенным на

основе чтения книг с хорошими наставлениями. Самая же возвы-

шенная, пятая, ступень мудрости ведет к отыскиванию первых при-

чин и истинных начал. В мудрости состоит высшее благо человече-

ской жизни. Философия приводит к необыкновенного рода удоволь-

ствию, испытываемому от нахождения многих до сих пор неизвест-

ных истин.

Характеризуя философию как любовь к мудрости, важно понять:

ценность мудрости в том, что она, обнимая собой одновременно ис-

тину и добродетель, может указать правильный путь и уравновесить

сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие выборе линии поведения, она проявляется как определенный образ

жизни. Это не только полнота знаний, но и нравственное совершен-

ство, внутренняя целостность духа. Это такое убеждение, в достиже-

нии которого участвует вся сущность человека. Коррелирующим при-

знаком мудрости является чувство меры. Интуитивное ее обнаруже-

ние открывается как постижение «истины жизни». Необходимым ус-

ловием мудрости оказывается зрелость. Выливаясь в краткие, лако-

ничные изречения, философская мудрость сопровождает существо-

вание каждого народа, заботливо поддерживая его обширным сво-

дом советов и наставлений. В форме древних сказаний, нравственных

поучений, житейского благоразумия она переходит от поколения к

поколению, облегчая жизненный путь каждого.

Как говорил русский философ В.Соловьев: «Задача философа

узнать то, что есть, так, как оно есть». Отсюда ясно, что долг фило-

софа — живо интересоваться событиями современности, разбираться

в неоднозначности и многомерности ситуаций, мыслью, словом и

мудрым советом прояснять, а не затемнять суть происходящего. Ос-

новным требованием к философии становится императив — понять

действительность. Поэтому о философии говорят, что она — эпоха,

схваченная в мыслях, духовная квинтэссенция своего времени. И

это во многом справедливо. Из такого определения философии

следует ее эпохальное предназначение — быть рупором своего

времени, откликаться на духовно-исторические сдвиги и

преобразования, чутко реагировать на смену исторических

декораций. В таком преломлении связь философии с жизнью

очевидна. Ибо воссоздание правдивого портрета эпохи кладет конец

спекулятивному, умозрительному конструированию схем и

предначертаний будущего, ведет к постижению смысла и сути бытия.

Философ — труженик на поле рефлексии. В нем выкристалли-

зовываются мысли и чаяния общества, в котором он живет. Сама

душа эпохи глаголет в произведениях великих: Платона, Аристоте-

ля, Августина, Фомы Аквинского, Декарта, Гегеля, Маркса и др.

Философы современности К.Ясперс, М.Хайдеггер, Э.Фромм сокру-

шаются над пугающими тенденциями обезличивания и унифици-

рования личности, предостерегают против повсеместно обнаружи-

вающихся симптомов духовного опустошения и гипертрофии рас-

судочности. Иллюзии линейного прогресса разрушались. Многовари-

антность хода событий постоянно воспроизводит ситуацию социаль-

ного и личностного выбора. Современная эпоха по скорости и ди-

намичности преобразований не знает себе равных. Вспоминая веко-

исчисление В.Розанова, который назвал век XVIII сатиричным, XIX

— патетичным, можно заключить: век XX — катастрофичен. Мощные

социальные катаклизмы, потрясшие до основания весь жизнен- ный уклад, сложились в оценочные формулы — «век сумерек»,

«заката» и «конца». Появляются книги с симптоматичными

названиями: «Вне контроля. Глобальный беспорядок накануне

XXI века», «Конец истории». Методологи осмысливают теорию

хаосомного иррегулярного развития, так называемого

направленного беспорядка. Неравновесный, нестабильный мир

— к таковой оценке современности приходит лауреат

Нобелевской премии, основоположник Брюссельской школы

И.Пригожий. Крах устоявшихся режимов, угроза ядерной

войны и экологической катастрофы, терроризм и этническое

противостояние резко обострили процессы хаотизации,

поглотили желаемую упорядоченность, стали явью нашей жизни.

Философия в своем предназначении быть квинтэссенцией

эпохи, центром всей духовной культуры помогает создать

устойчивую систему координат, указывает на непреходящую

гуманистическую систему ценностей, выявляет и разъясняет

жестокие уроки времени, укрепляет веру в разум. Подвижным

кризисным умонастроениям и ситуационно-историческим

переживаниям событий философия противопоставляет позицию

духовной выдержки и трезвого анализа. Для философа не

существует явления, которому он побоялся бы взглянуть в

лицо. Поэтому вывод: «Философы должны стоять у власти» с

завидным постоянством воспроизводится во все времена и

эпохи. Еще Платон утверждал: «Пока в государствах не будут

царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и

владыки не станут благородно и основательно

философствовать, и это не сольется воедино —

государственная власть и философия... до тех пор... государство

не избавится от зол».

В поэтической интуиции Боэция философия является в

образе Богини, держащей в правой руке книги, а в левой —

скипетр. Эти символы не случайны. Философия не только учит,

она мудро правит миром, на это указывает скипетр. Образ

Премудрости-управительницы характерен для всей христианской

традиции. Примечательно, что в Новое время французский ученый

Р .Декарт настоятельно обосновывал следующую зависимость:

«...Каждый народ тем более гражданственен и образован, чем

лучше в нем философствуют, поэтому нет для государства

большего блага, как иметь истинных философов». Английский

философ Д.Юм с неменьшей убедительностью доказывал, что на

основании отношения к философии можно ставить диагноз

нации. Верным признаком ограниченности нации, по мнению

мыслителя, можно считать положение, когда отсутствует вкус к

философии, к этому благороднейшему из занятий.

Философия выступает как школа мысли. Начинается эта

школа там, где кончается стереотипное мышление, где само собой

разумеющееся вызывает сомнение и удивляет. Как только

человек начинает ломать голову над смысложизненными

вопросами, которые в ус-__ тах Иммануила Канта звучат так: «что я могу знать? » , «что я жен

делать?», «на что я могу надеяться?», «что такое человек?» -*-он

сразу же попадает в плен к философии, в сферу философского

постижения бытия. Воистину прав английский философ XVII в. Томас

Гоббс, утверждая: «Философия есть дочь твоего мышления... и

живет в тебе самом». Она внутренне присуща каждому. Ибо ни од-

ному из смертных нельзя отказать в праве размышлять о смысле

жизни, свободе, справедливости и бессмертии.

И хоть право и способность суждения не есть привилегия одних

лишь мыслителей (ведь судит и размышляет всякий и повсе-

местно, образованный и необразованный, умный и глупый, юный и

зрелый, во время досуга и на работе, в подъезде и в парламен-

те), последовательная, аргументированная цепочка рассуждений и

доводов, правильный метод в поисках истины дается не каждому.

Тот, кто судит, обязан отвечать за свои суждения. Именно система

верного суждения лежит в основе человеческой культуры. Жизнь

полна противоречий. Человек и человечество никогда не будут сво-

бодны от оценки происходящего. В условиях экстремального напря-

жения, в критических ситуациях отсутствие школы мысли граничит

с победой истерики над анализом, ненависти над благоразумием.

Отсутствие культивированных форм мышления приводит к тому,

что процветает бессмыслица, утилитальная примитивность,

неразумие, которые приносят много вреда всюду, где обнаружи-

вают свое буйство.

Искусство оперировать понятиями, категориями и принци-

пами, судить обоснованно и аргументированно — отнюдь не при-

рожденное качество. Оно не образуется вместе с обыденным соз-

нанием, а требует развитого критического мышления поисковых

интеллектуальных упражнений. Значимость формирования высокой

культуры мышления очень велика. В Древней Индии форма

передачи навыка получила название Упанишады (от санскр. ира

— рядом и sad — сидеть с учителем). Ученику открывается

знание (веда) только при условии его постоянного нахождения

рядом с учителем, при условии реализации принципа «делай,

как я». Учитель учит отделять главное от второстепенного, нахо-

дить за множеством бросающихся в глаза признаков ускользаю-

щую от взора сущность, входя в мир единичных событий и кон-

кретных ситуаций, обнаруживать их связующую основу и поро-

ждающую причину.

Весьма показательна система обучения в Пифагорейском союзе.

Для того чтобы развить интеллект и теоретическое мышление обу-

чаемых, учитель пользовался иносказательным языком, языком

«акусм» — намекающих загадок, отвращая взор учеников от чувст-

венных представлений и эмпирического содержания. На этой пер-__ вой степени обучения — акусматической (от акусма — слышимое),

ученики молча слушали учителя. На второй, математической, они

приступали к освоению операции логического расчленения и теоре-

тического умозрения, сохраняя тем не менее дистанцию по отноше-

нию к фактическим конкретным ситуациям. Только отстраняясь от

сиюминутных впечатлений, так называемой «грешной эмпирии»,

можно было, по мнению пифагорейцев, приблизиться к умопости-

гаемой сути бытия.

Философия как особая сфера поиска сущего, исследование

основ и первопринципов в отличие от обыденного мышления,

выступающего «не в форме мысли, а в форме чувства, созерцания

и представления», должна быть познанием в понятиях и категори-

ях. Категории — это предельно общие понятия, обладающие стату-

сом всеобщности и необходимости. Искусство оперирования поня-

тиями предполагает установление необходимых связей и причинных

зависимостей, упорядочивание хаотически случайного потока жиз-

ненных впечатлений. Воспитание силы суждения предполагает кон-

центрацию внимания, сосредоточенность на предмете. Мышление

интенционально, направлено на предмет. Оно добывает суждение,

соответственно понятию природы предмета, адекватное смыслу со-

бытия. И только тот, кто может воспринять предмет во многообра-

зии его свойств и качеств, получает надежду, что последний заго-

ворит о себе устами высказывающегося. Подобно тому, как повара

и врачи своим искусством способствуют установлению порядка и

слаженности в теле человека, философы воздействуют на души

людей, устанавливая в них порядок.

Философия утверждает свое высокое назначение — обеспечивать

свободу человеческого духа. Стремление к самостоятельному поиску,

которое во все времена отличало философию, не может позволить ей

превратиться в собрание застывших догм. Целостность философии

состоит в сочетании знания и нравственного помысла. Свободная

философская мысль не обещает однозначные ответы на сиюминут-

ные вопросы, не сулит чудесной формулы, дарующей истину в по-

следней инстанции. «Философское вопрошание» обеспечивает посто-

янную свободу и независимость мышления, угрожает идеологии то-

талитарных режимов и религиозному фанатизму.

Философское мировоззрение и его структурные

компоненты.

Достаточно часто философию определяют как систему

воззрений, которая должна найти себе подтверждение в жизненном

опыте и проявить себя в реальных науках. И действительно, именно

в том, что философия есть рациональное, научно обоснованное

мировоззрение, усматривают ее сущность многие исследователи. Но

если суть философии в том, что она есть мировоззрение, то как

следует понимать последнее? Мировоззрение традиционно понимается как система взглядов

на мир в целом. При этом понятие «мир в целом» включает в

себя мир сущего и должного, и Землю, и Вселенную, и

известные из физики микро-, макро- и мегамиры. Освальд

Шпенглер, например, предлагает взглянуть на «мир — как —

историю». Его противоположность составляет «мир — как —

природа». Можно еще увидеть «мир — как — действительность»,

который включает в себя «Я — как — возможность».

«Мир в целом» не мыслится как нечто завершенное, в

котором все давно уже известно и пережито; если бы это было

так, то к чему же тогда мои желания и стремления, да и я сам,

готовый начать все сызнова? Мир — это вечно длящаяся,

становящаяся и изменяющаяся бесконечность, открытая и

неравновесная система.

Взгляды или воззрения на мир в целом, которые в

приведенном определении выступают в роли ключевого понятия,

по их смысловой нагруженности есть нечто большее, нежели

просто информация, нейтральная осведомленность либо

безличные сведения. Это и видение, и понимание, и отношение,

и оценка — т.е. некий синтез, включающий в себя

обобщенный образ реальности, помноженный на знание и

позицию личности. При их формировании осуществляется некий

отбор представлений, приоритетов и предпочтений. Когда

взгляды сформированы под воздействием сложившихся норм,

эталонов и стереотипов, нивелирующих своеобразие индиви-

дуального видения мира, такая «система взглядов» предстает

как казенное или официально-идеологическое образование,

весьма далекое от мироощущения индивида. В нем личностный

элемент оттеснен на второй план, хотя по логике вещей

мировоззрение связано именно с личностно значимым способом

мировосприятия.

Следует заметить, что мировоззрение бывает не только

философским, но и религиозным, мифологическим, обыденным,

научным, прогрессивным или регрессивным. В чем же специфика

собственно философского мировоззрения, т.е. мировоззрения,

понятого в самом широком смысле слова? Хотелось бы думать, что

философское мировоззрение представлено стройной, научно

обоснованной совокупностью воззрений, определяющих

жизненные позиции, программы поведения действия людей. От

религиозной формы оно отличается тем, что строит общую

картину мира посредством понятий, теорий, логических

аргументов и доказательств, в то время как для религии

характерен примат веры над разумом, логическая недоказуемость

«догматов».

Одним из наиболее важных структурных компонентов

философского мировоззрения становится устойчивая научная

картина мира. Она ответственна за достоверность предлагаемых

знаний о закономерностях развития мира, задает ориентиры

научных изысканий. В нее вписываются основные результаты

научных исследований Но именно потому, что философия есть нечто большее, чем

знание причин и отражение закономерностей развития, а сам мир

— это не лишенный смысла анонимный процесс, а арена нашей

жизнедеятельности, сфера, где субъект может жить и творить,

преследуя свои цели, сугубо важен деятельностный аспект

мировоззрения. По утверждению М.Хайдеггера, именно потому,

что слово «мировоззрение» легко перетолковать в том смысле,

будто речь идет о бездеятельном разглядывании мира, уже в XIX

в. начали справедливо подчеркивать, что мировоззренческая

позиция означает в первую очередь жизненную позицию. Слово

«мировоззрение» предполагает появление человека среди

сущего в качестве субъекта, который поднял свою жизнь до

командного положения, всеобщей точки отсчета, который

распознает меру и предписывает норму. Одновременно он

вовлечен в жизненный процесс, соотнесен с ним и переживает

его.

Не следует сбрасывать со счетов историчность

мировоззрения, подчеркивающую конкретно-историческое

видение мира и связанную с тем, что каждый человек рождается

и бытийствует в определенное историческое время в

определенном историческом месте. Он помещен в лоно

культурно-исторической традиции и во многом обусловлен

приоритетами своей эпохи. Внимательный взор может прочитать

в поступке и поведенческих реакциях каждого человека

автограф духовной атмосферы своего века.

Философское мировоззрение включает в себя и характероло-

гические особенности этноса. Жизнь любого народа сопряжена

с определенными идеалами и специфическими для его

национальных предпочтений ориентациями. Названия «греческая

философия», «немецкая философия» или «русская философия»

не. преследуют сугубо географической цели. Они

свидетельствуют об особенностях интеллектуального освоения

мира, о стараниях национальной мысли овладеть измерениями

универсума. Поэтому мировоззрение правомерно определять как

проекцию человеческой жизнедеятельности на ось исторического

времени.

К структурным компонентам мировоззрения помимо устойчи-

вой картины мира относится также оценка жизни, опирающаяся

на систему идеалов, и целеполагающая идея,

ориентирующаяся на систему ценностей. Понимаемый таким

образом мир, состоящий как бы из трех царств —

действительности, ценности и смысла, — и есть основание

философского мировоззрения.

В мировоззрении следует различать его интеллектуальную и

эмоциональную составляющие. Интеллектуальная компонента

мировоззрения охватывается понятием миропонимание.

Последнее достаточно устойчиво, так как включает в себя

систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы,

регулятивы. Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена

понятиями «мироощущение» и «мировосприятие». Мироощущение

является самым первоначальным элементом, соединяющим

субъект (человека) и объект (мир). Мироощущение

свидетельствует о непосредственно чувственном контакте

человека и мира. Оно представляет собой как бы превращение

«энергии внешнего раздражителя в факт сознания». Это тот

мостик, благодаря которому данности окружающего мира

проникают в человеческую субъективность. Мироощущение

достаточно динамично, представлено многообразием и перепадом

чувств и настроений.

Мировосприятие предполагает целостное отражение

ситуаций, событий в виде наглядных образов и представлений. Оно

обеспечивает чувственную ориентировку человека в окружающем

мире и очень зависимо от мотивационной сферы. Мировосприятие

может наполнять себя из разных источников: это впечатления от

природы, произведений искусства, сферы общения, языковой

среды, непосредственной жизнедеятельности. Мировосприятие

имеет эффектную эмоциональную окраску и может быть в той или

иной степени пристрастным.

В отличие от миропонимания мироощущение и мировосприятие

достаточно подвижные образования. Чувства тревоги,

неуверенности и подавленности при достижении поставленной

цели могут достаточно быстро перейти в ощущения радостного и

оптимистичного настроя. Многочисленные вариации в

мироощущении и мировосприятии возможны вследствие того,

что в этих структурах отражается качественное многообразие

мира, помноженное на своеобразие и уникальность субъекта

восприятия. Так, мировосприятие молодого человека иное, чем у

старого. У больного оно весьма отлично от восприятия здорового.

Одно и то же событие принимает тот или иной вид в зависимости

от многих обстоятельств: от особенностей индивидуальной

психики, темперамента, склада характера, обычаев, нравов,

предрассудков. Меланхолик видит трагедию там, где сангвиник

усматривает просто происшествие, а флегматик — ничего р не

значащий эпизод. На мировосприятие оказывает свое влияние

также тип национальной культуры, особенности этноса и

социокуль-турные различия.

Результативной составляющей мировоззрения является ком-

плекс убеждений, а затем поступков и действий субъекта.

Мировоззрение оказывается фоном и основой человека и

человечества. Оно дает о себе знать не только в духовной

сфере, но и в практической жизнедеятельности. У И.Канта есть

понятие «гражданин мира». Однако оно означает отнюдь не

единомыслие, а причастность ко всеобщему порядку

мироздания, возможность объединения и узнавания себя в

другом. Оно выступает определенной гарантией постоянства

собственного Я, его самоидентификации. Мировоззрение можно представить как многоуровневое обра-

зование, в котором наличествует житейское, обыденное мировоз-

зрение с его рационально-иррациональными элементами, рассуд-

ком и предрассудками, мифологическое, религиозное, художест-

венное, политическое, Научное мировоззрения и пр. Однако вход

один и логика миропостижения напоминает собой не широкую ле-

стницу с табличками на каждом этаже, а скорее запутанный лаби-

ринт мироориентаций.

И если теоретический уровень мировоззрения тесно связан с

научной картиной мира и предполагает освоение определенной сис-

темы законов, знаний и принципов, то на практическом, как пра-

вило, стихийно формирующемся уровне мировоззрения огромную

роль играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни

в повседневных ситуациях, впитывание свойственных данной среде

навыков, форм взаимодействий и привычек. Носитель обыденного

мировоззрения, обобщая наиболее типичные для своей среды сте-

реотипы мироотношения, кодирует их в определенную рецептуру

действий и сплав убеждений, изменить которые нелегко. Однако не

всегда следует трактовать обыденное и повседневное мировоззрение

как ущербное. Еще Платон в диалоге «Теэтет» показывал, как спра-

ведливо молодая служанка посмеялась над мудрым философом Фа-

лесом, который засмотрелся на небесные светила и упал в колодец.

Таким образом, обыденное мировоззрение, мировоззрение по-

вседневности, хотя и представляет собой наиболее элементарный

способ мироотношения, не лишено достаточной меры здравомыс-

лия. Вместе с тем оно весьма прогнозируемо, так как инерционно и

трудно манипулируемо в русле эклектичной «постмодернистской

чувствительности». Селянин в своих взглядах на жизнь всегда будет

отличаться от урбаниста-горожанина, а работник сферы торговли

— от представителя духовенства. Каждодневный способ их пове-

дения и самореализации будет насквозь пронизан мировоззренче-

скими ориентациями и стереотипами, свойственными данной общ-

ности. Хуже, когда человек не поднимается до осознания своего

мировоззрения, а живет, ориентируясь на мимолетность настрое-

ний, в потоке, в массе, в толпе. Великий гуманист А.Швейцер,

упрекая нашего современника в его резко ослабленной потребности

мыслить, не без горечи замечает: «... Современный человек — явле-

ние патологическое. ...Подобно безродным и никогда не трезвею-

щим наемникам, мы бредем без мировоззрения во все более ощу-

щающемся мраке жизни, готовые одинаково преданно служить и

возвышенному и низкому». Пагубность безмировоззренческого со-

стояния велика. Когда нет определенных планов на будущее, прин-

ципов действия в настоящем и идеалов, пронизывающих ткань про-

шлого и грядущего, человек находится в состоянии бездумия, а на место мировоззрения приходят неосознанные импульсы, непред-

сказуемые порывы и действия. Основной смысл подлинного миро-

воззрения состоит в переходе от неосмысленного бытия к осмыс-

ленному, в нахождении той степени разумности, которая освещает

жизнь и мир жизнеутверждающим светом.

Поскольку философия претендует на выражение фундамен-

тальных принципов бытия и мышления, она является духовной

основой всех форм осмысления мира. Можно сказать, что совре-

менная систематическая философия — это высший теоретический

уровень мировоззрения.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации