Ответы на вопросы билетов Речевая коммуникация - файл n1.doc

Ответы на вопросы билетов Речевая коммуникация
Скачать все файлы (695 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc695kb.31.03.2014 10:58скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Экзаменационный билет № 1
1)Роль речевой коммуникации в «контактной зоне».

Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Объектом изучения коммуникации является общение между людьми.

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор.

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка, который, будучи важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является важнейшим механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.

В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (т. е. словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т. п.).
16) Понятие о речевой ситуации.

Понятие "речевая ситуация" является базовым понятием лингвопрагматики — науки, изучающей, как человек использует язык для воздействия на адресата (воспринимающего речь) и как ведет себя в процессе речевого общения.

Особенности речи и речевого поведения человека зависят от многих причин и факторов? Совокупность этих факторов это речевая ситуация. Основными компонентами ее являются внешние и внутренние условия общения, участники общения, их отношения.



Конкретных речевых ситуаций может быть бесконечное множество, но есть их типичные особенности, зная которые можно легко ориентироваться в любой из них и выбирать необходимые речевые средства для достижения цели общения.

Особенности речевых ситуаций в сфере деловых отношений закрепляются за жанрами устной речи (деловые переговоры, рабочее совещание, телефонные сообщения и т.п.) и за жанрами письменной речи (контракт, деловое письмо, лицензия, правила и т.п.). В каждом из жанров использование языка имеет свои особенности, но кардинальные различия связаны со сменой формы языкового выражения.
Экзаменационный билет № 2
2)Понятие о языке и стиле речи.

Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Универсальными языковыми единицами (т. е. единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т. п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой – морфологический – синтаксический – семантический (или смысловой). В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.

Основные функции языка:

1) информационная – передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей;

2) агитационная – побуждение, призыв, просьба;

3) эмотивная – непосредственное выражение чувств, эмоций.

Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным, или национальным, языком. Говоря о национальном языке, мы имеем в виду русский, английский, немецкий, французский и др. В каждом национальном языке выделяются следующие основные разновидности: литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргоны.

В книжном языке существует три основных функциональных стиля: научный, официально-деловой, публицистический.

Научный стиль характеризуется отвлеченностью, строгой логикой изложения, изобилием специальных терминов, определенными особенностями синтаксиса. В нем используется преимущественно книжная, специальная, а также стилистически нейтральная лексика.

Официально-деловой стиль отличается точностью формулировок, безличностью и сухостью изложения, высокой стандартностью, большим количеством устойчивых оборотов, клише (например, вменить в обязанность, ввиду отсутствия, принять меры и т. д.).

Публицистический стиль характерен прежде всего для средств массовой информации. Его специфичность состоит в сочетании двух функций языка – информационной и агитационной (с целью воздействия на читателя или слушателя). Он характеризуется использованием экспрессивно-оценочной лексики (наряду с нейтральной и общефункциональной), а также фразеологии.

Художественный стиль: для художественной речи характерна возможность использования всех языковых средств – не только слов и выражений литературного языка, но и элементов просторечия, жаргонов, территориальных диалектов. Автор художественного текста использует эти средства для выражения идеи произведения, придания тексту экспрессивности, отражения местного колорита и т. п.
17) Коммуникативные сбои и неудачи в процессе общения.

Коммуникативные неудачи - это недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

Линейное развертывание диалога (или полилога) обусловлено разнопорядковыми, но в то же время взаимосвязанными факторами, лингвистическими и экстралингвистическими процессами. Поэтому поиск причин коммуникативных неудач должен вестись в разных сферах: в социально-культурных стереотипах коммуникантов, в их фоновых знаниях, в различиях коммуникативной компетенции, в психологии пола, возраста, личности. Кроме того, естественно, негативное влияние на исход речевого общения могут оказывать дистантность участников, присутствие посторонних лиц, общение через записки, письма, пейджер, по телефону. Большую роль играют все особенности

развития речевой ситуации, вплоть до состояния коммуникантов и их настроения.

Дискомфорт общения, неправильная интерпретация и отчуждение возникают в случае неправильной линейной организации высказывания. Синтаксические ошибки в согласовании, нанизывание падежей, усеченные предложения, недоговоренность, перескакивание с одной темы на другую, пусть и близкую, - все это вызывает напряженность внимания и неосуществление коммуникативных ожиданий слушающего. Ситуация усугубляется быстрым темпом речи, паузами обдумывания (запинками). Если при этом говорящий информирует слушателя по теме, известной ему, то слушателю приходится проделывать большую <работу> 'по домысливанию общей картины, а если тема сообщения неизвестна адресату, то говорящий рискует оказаться непонятым.
Экзаменационный билет № 3
3)Основные виды речевой деятельности: чтение, письмо, слушание и устная речь.

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, т. е. букв. Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мыслительные образы. В соответствии с этим процесс чтения складывается из двух основных этапов: этапа зрительного восприятия и этапа осмысления (интерпретации) прочитанного. Рассмотрим содержание этих этапов более подробно.

Слушание, которое в методической литературе называют также аудированием, представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Этот процесс складывается из двух основных этапов:

1) первичный анализ речевого сигнала и его «механическая» обработка;

2) интерпретация.

На первом этапе осуществляется перекодирование звукового сигнала в «мыслительные образы»; здесь важную роль играет слуховая способность человека. На втором этапе происходят лингвистический анализ поступившего сообщения и расшифровка его смысла, т. е. понимание.

Для чего необходимо слушать? Чтобы научиться слушать эффективно, необходимо оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании устного выступления, т. е. определить цели, в соответствии с которыми рекомендуется его слушать. 1.Получение информации; 2.Развлечение; 3.Воодушевление; 4.Улучшение собственной речи.

Принципы эффективного слушания основываются на знании и умении использовать факторы, определяющие его эффективность. В большей степени она зависит от готовности и желания слушать. Это, в свою очередь, определяется комбинацией следующих факторов:1) отношение слушателя; 2) интерес слушателя; 3) мотивации слушателя; 4) эмоциональное состояние слушателя.

Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.

Характерной особенностью текста является самостоятельность. Разумеется, она не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Адресат же при восприятии текста может что-то упускать, утрачивать из вложенного в текст автором содержания, а что-то добавлять от себя, домысливать. Самостоятельность текста связана с ограниченностью во времени и/или пространстве, с принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору. Специфическим качеством текста, органически слитым с его самостоятельностью, является целенаправленность. В тексте реализуется определенная и единая в своей комплексности цель, и каждая его часть целенаправленна в составе целого. Из первых двух характеристик вытекает третья – целостность текста, предполагающая единство содержания и речевой формы. Под целостностью внутренней формы подразумеваются внутренняя организованность, структурность и оформленность содержания текста. С другой стороны, текст обладает и целостностью внешней языково-речевой формы, под которой понимаются оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическая целостность, принципы отбора номинативных единиц и т. д.

Устная речь. Монолог – это речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям. Монологическая речь, являющаяся основой риторики, есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям со своими соображениями по определенной тематике, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью, по определенному поводу и при определенных обстоятельствах. (Информационная речь, убеждающая, побуждающая). Диалог. В общем виде диалог как форма устной речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Если оба отказываются, то, естественно, общение прекращается. Выделяют два класса диалогов: информационный и интерпретационный. Информационный диалог характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях. Интерпретационный диалог характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию. Следовательно, одним из основных условий диалогового общения является исходный (хотя бы небольшой)разрыв в знаниях, т. е. если партнеры не будут сообщать друг другу новую (точнее, неизвестную) информацию по предмету диалога, а начнут обмениваться общеизвестными истинами, то диалог не состоится. Другим важным условием диалога является потребность в общении. Она возникает в ситуации, когда имеющееся у субъекта знание о предмете общения оказывается недостаточным. Отсюда вытекает и такое условие, как детерминизм, т. е. соблюдение причинно-следственных связей: для наступления каких-либо событий должны быть причины, а также причины и следствия должны иметь связь и не быть произвольными. Разрыв этих связей ведет к нарушению нормального общения. Следующим условием нормального общения вообще и диалогического в частности является требование наличия общей памяти. Согласно ему говорящие должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений о прошлом.

Виды диалогов. Выделяют два уровня общения, распространяемые на речевую коммуникацию в целом: событийный (информационный: бытовой, деловой, профессиональной и др.) и деловой (конвенциональный).
18)Этика речевого общения в профессиональной деятельности.

В общении с деловым партнером никогда не распространяйтесь о своей личной жизни и не расспрашивайте о чужой – ни о семейных перипетиях, ни о здоровье кого либо из родных. Если же именно вам задали подобный вопрос, вежливо уклонитесь от ответа, сказав: «Ну, здесь об этом говорить не стоит».

Общаясь с клиентом по делам фирмы, не рекомендуется поддерживать разговоры о религии, политике, равноправии женщин, а также задавать вопросы о доходах клиента, его личной жизни, стоимости его коттеджа и т. п. Если ваш клиент – мусульманин, считается неэтичным расспрашивать его о семье, здоровье жены, а также передавать документы либо сувениры левой рукой.

Знание норм этики, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей и т. п.
К соблюдению этикетных нормотносится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.

Д. Ягер сформулировала шесть основных принципов делового этикета: 1. Делайте все вовремя, 2. Не болтайте лишнего, 3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы, 4. Думайте о других, а не только о себе, 5. Одевайтесь как положено; Первое впечатление складывается при первой встрече., 6. Говорите и пишите хорошим языком.
Экзаменационный билет № 4
4)Техника речи.

Для того чтобы овладеть техникой устной речи, необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования, а также о таких ключевых понятиях, как дикция, голос, интонация. Кроме того, нужно знать орфоэпические нормы языка и способы исполнения речи перед аудиторией, включая стандарты телесных движений (мимики, жестов, позы). Эффективное использование всех перечисленных понятий является залогом успеха в устной коммуникации.

Совокупность соответствующих органов как произносительный аппарат: С точки зрения участия в образовании звуков произносительный аппарат можно разделить на две части. Одна часть непосредственно в звукообразовании не участвует, а только поставляет необходимый для этой цели «воздушный материал». Другая часть является «произносительной» в прямом смысле слова. В соответствии с этим в речеобразовании выделяют следующие функциональные области:

1)респирация (организация дыхания): Речевая функция дыхательного аппарата состоит в производстве необходимого для работы голосовых связок подсвязочного давления; при речевом дыхании выдох длиннее вдоха.

2)фонация (образование голоса): произносительный аппарат состоит из четырех связанных между собой полостей – гортани (орган, в котором образуется голос), глотки, полостей рта и носа.

3)артикуляция (производство звуков): Органы, непосредственно участвующие в образовании звуков речи, называются артикуляторными органами. Их разделяют на активные, снабженные мускулатурой и способные к самостоятельным движениям (это губы, язык (его кончик, передняя, средняя и задняя части спинки, корень), мягкое небо, маленький язычок, задняя стенка глотки) и пассивные, т. е. неподвижные (это зубы, альвеолы, твердое небо). Активные органы производят определенные артикуляторные движения, пассивные являются лишь точкой опоры.

Звуками речи называются минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и воспринимаемыми свойствами. Звуки речи делятся на две большие группы – гласные и согласные. Главный признак, по которому они различаются, это характер артикуляции. Гласные образуются благодаря размыкательным движениям произносительных органов, а согласные – благодаря смыкательным. В связи с этим для согласных характерно наличие преграды для выходящего из легких звука, а для гласных – отсутствие такой преграды. Кроме того, гласные всегда образуются при участии голоса (отсюда и их название), а согласные могут быть образованы без участия голосовых связок (глухие согласные). В основе классификации гласных и согласных звуков лежат артикуляторные признаки: для согласных – место и способ образования звука, а также участие голоса, а для гласных – ряд и подъем языка (т. е. степень продвинутости языка вперед и степень его подъема к небу), а также участие губ.

Дикция – это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, ее отчетливость и манеру произнесения. Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми. Кроме того, дикция имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.

Манера произнесения включает в себя присущий человеку темп речи, продление или редукцию слогов и т. п. Каждый из нас имеет собственную манеру выговаривать слова, которую охарактеризовать словами бывает довольно трудно и гораздо легче воспроизвести путем подражания.

В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок (высота звука, сила звука, громкость, тембр).

Интонация – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл. С помощью интонации мы выражаем различные коммуникативные цели: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.
19)Диагностика конфликта в коммуникативных условиях.

Диагностика конфликта - определение состояния развития конфликта. Диагностика конфликта используется с целью:
- разработки способов воздействия на участников конфликтного взаимодействия;
- прекращения или перевода конфликта в другую, более спокойную стадию.

Любой, в том числе межличностный, конфликт может быть классифицирован по нескольким основаниям:
- уровень конфликта,
- тип конфликта,
- вид конфликта,
- стадия развития конфликта,
- конфликтное поведение.

Уровень конфликта зависит от ранга субъекта конфликта. В общим случае здесь можно выделить::
-межличностные К (между просто отдельными людьми);
- внутригрупповые К (в них задействованы структурно-ценностные особенности группы);
- межгрупповые К (между членами разных групп);
- системные К ( в них фигурируют “группы групп” - государственный К, межэтнический К и т.д.).

Тип конфликта - объективный или субъективный.
Конфликт является объективным, если в основе его лежит реальная проблема (одна вакансия и несколько претендентов, один кусок мыла и двое детей и т.д.). 
Субъективный конфликт предоставляет собою поле для работы психолога. Примеры: 
- конфликт как личный коммуникативный стиль человека (то есть для данного человека конфликт есть способ удовлетворения своих потребностей);
- конфликт как средство сброса отрицательного напряжения (“срывать зло на другом”).
Вид конфликта является одной из самых существенных его характеристик. Здесь выделяются такие конфликты, как: 1. информационный конфликт; 2. структурный конфликт (имеет своей причиной несовпадение формально ожидаемой от работника и фактически выполняемой им работы); 3. ценностный конфликт; 4. конфликт отношений; 5. поведенческий конфликт.
Информационный конфликт может вызываться любой некачественной информацией; с точки зрения психолога, любая информация может субъективно восприниматься человеком как некачественная. Каковы же их причины ? Во-первых, это перегрузка информационных каналов. Переизбыток информации вызывает типичные ошибки в ее передаче: - искажение информации; - дополнение своей информацией; - потеря информации.

Конфликт в своем развитии проходит несколько стадий:
1. возникновение;
2. осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним участником;
3. конфликтное взаимодействие;
4. исход конфликта.

  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации