Примерное тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе - файл n1.doc

Примерное тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе
Скачать все файлы (1002.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1003kb.31.03.2014 06:59скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
введение

Основными з а д а ч а м и занятий являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; знакомство с обобщающими понятиями, формирование практических навыков словообразования и словоизменений, умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном и событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

Мы надеемся, что наше пособие поможет прежде всего воспитателям и логопедам, работающим в детском саду, правильно, в системе организовать занятия по развитию речи с детьми пяти-шести лет. Но в представленных разработках специалисты по дошкольному воспитанию, а также родители найдут разнообразные игровые и дидактические упражнения, которые можно использовать и на других занятиях в саду, и при организации досуга детей.

Начинающим педагогам наши рекомендации помогут четко определять тему и цель занятия, правильно отбирать лексический и грамматический материал, обозначать основные этапы занятия. Данные разработки не являются догмой, а лишь одним из вариантов организации работы по развитию речи дошкольников.

Примерный тематический план занятий по формированию
лексико-грамматических категорий и развитию связной речи



Тема

Работа над

пониманием речи

Лексика

Развитие грамматического строя речи

Обучение

связной речи

Кол-во

занятий

Сроки

1

2

3

4

5

6

7

Помещения детского сада

Развивать внимание и умение понимать речь

Познакомить детей с помещением детского сада, расширить представления о труде работников детского сада

Учить составлять простое нераспространенное предложение по демонстрируемому действию и по картине

Учить объединять простые предложения в короткий рассказ

2

1-я неделя сентября

Предметы туалета

Развивать внимание и умение понимать речь

Уточнить обобщающее понятие «предметы туалета». Уточнить и активизировать словарь детей по данной теме

Учить детей составлять простое нераспространенное предложение по демонстрируемому действию и по картине. Учить выявлять действие и лицо, производившее действие, по вопросам: кто? что делает?

Учить преобразовывать форму повелительного наклонения в форму изъявительного наклонения

Учить составлять предложения по демонстрируемому действию, объединять эти предложения в короткий рассказ

2

2-я неделя сентября


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Овощи

Развивать внимание к слову

Закрепить и расширить представление об овощах, о сборе урожая, о заготовке овощей на зиму

Учить образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных

Учить составлять предложения по демонстрируемому действию и объединять эти предложения в короткий рассказ

2

3-я неделя сентября

Фрукты

Активизировать словарь по теме

Закрепить и расширить представления о фруктах, о сборе урожая, о заготовке фруктов на зиму

Учить образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных

Учить детей составлять описательные рассказы

2

4-я неделя сентября

Ягоды

Активизировать словарь по теме

Сформировать представление о ягодах (названия, внешние признаки, обобщающее слово)

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Учить образовывать относительные прилагательные.

Учить составлять простое распространенное предложение с прямым дополнением

Учить составлять рассказы-описания

2

1-я не-деля октября


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Грибы

Активизировать словарь по теме

Закрепить названия грибов, обобщающее слово «грибы», где растут, какие бывают.

Закрепить знание о строении гриба и окраске шляпки

Учить согласовывать имена числительные с существительными

Учить детей пересказывать текст

2

2-я неделя октября

Осень

Активизировать словарь по теме

Закрепить знание основных признаков осени, обобщающее слово «осень». Учить подбирать синонимы к глаголам

Учить подбирать слова-действия к названию растений и птиц

Учить составлять рассказы с опорой на карточки-схемы

2

3-я неделя октября

Деревья

Активизировать словарь по теме

Закрепить названия деревьев, обобщающее слово «деревья»; закрепить знания о строении дерева; учить различать хвойные и лиственные деревья

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; множественное число существительных в родительном падеже. Учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными. Учить образовывать относительные прилагательные

Учить детей пересказу

2

4-я неделя октября

Игрушки

Учить вслушиваться в обращенную речь, выделять названия

Развивать пассивный и активный словарь, закрепить названия

Учить образовывать существительные с уменьшительно-

Учить составлять описательные рассказы

2

1-я неделя ноября


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7




предметов, действий, признаков

игрушек и обобщающее слово «игрушки»

ласкательными суффиксами. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить согласовывать существительные с числительными от одного до пяти.

Закрепить знание формы родительного падежа существительных в единственном числе










Наше тело

Активизировать словарь по теме

Закрепить названия частей тела человека. Учить подбирать синонимы

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Учить составлять предложения

Учить составлять описательные рассказы

2

2-я неделя ноября

Одежда, обувь, головные уборы

Учить детей понимать и выполнять сложные инструкции

Закрепить названия предметов одежды, обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда».

Учить подбирать синонимы

Учить детей навыкам практического употребления в речи притяжательных местоимений мой, моя.

Учить образовывать множественное число существительных.

Учить образовывать существительные с

Учить детей составлять описательные рассказы

2

3-я неделя ноября

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7










уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учить подбирать признак к предмету










Дом и его части

Развивать слуховое внимание и речевой слух

Расширить представление о домах, архитектуре, материале. Учить подбирать синонимы

Учить образовывать множественное число существительных. Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить образовывать множественное число слов, обозначающих предметы и действия (глаголы настоящего времени 3-го лица множественного числа). Учить согласовывать существительные с числительными один, два

Учить детей составлять рассказы-сравнения

3

4-я неделя ноября

Мебель

Учить пониманию предлогов в сочетании с названием мебели

Закрепить названия мебели, ее отдельных частей и обобщающее слово «мебель».

Расширить знания о назначении мебели, различных ее видов

Учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными. Учить образовывать и правильно употреблять в речи относительные прилагательные

Учить детей составлять описательные рассказы

3

Конец ноября – начало декабря

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Семья

Продолжать развивать внимательное отношение к слову, к более точному пониманию его значения

Расширить знания детей о семье; закрепить понятие о родственных отношениях в семье. Учить образовывать антонимы и синонимы

Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить составлять сложносочиненные

предложения с союзом а

Учить составлять описательные рассказы по сюжетной картине

2

1-я неделя декабря

Зима

Развивать логику, мышление на основе упражнений в установлении причинно-следственных отношений

Углубить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы. Учить подбирать эпитеты к словам

Учить детей пользоваться в речи предлогами на, за. Учить подбирать признак к предмету

Учить детей пересказывать небольшой рассказ близко к тексту; по предложенному плану

3


3

2-я неделя декабря

3-я неделя февраля

Зимующие птицы

Активизировать словарь по теме

Закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающее слово «птицы».

Учить подбирать названия действий к предмету

Учить образовывать множественное число существительных. Учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными. Учить подбирать определения.

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Учить детей составлять описательные рассказы

3

3-я неделя декабря


Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7










Формировать понятия рода существительных в связи с числительными один–одна и притяжательными местоимениями мой–моя










Зимние развлечения

Активизировать словарь по теме

Расширить представления детей о новогоднем празднике. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах




Учить детей пересказывать рассказ от 1-го лица

1

4-я неделя декабря

Домашние птицы и их детеныши

Активизировать словарь по теме

Познакомить с названиями домашних птиц, их детенышами, внешним видом, повадками, условиями жизни.

Учить подбирать синонимы,

Учить образовывать множественное число существительных. Учить образовывать притяжательные прилагательные.

Учить детей пользоваться в речи предлогом в

Учить детей составлять описательные рассказы

3

3-я неделя января

Домашние животные и их детеныши




Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах. Закрепить знания о внешних признаках живот, как подают голос, чем питаются

Учить образовывать существительные множественного числа. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Учить составлять описательные рассказы. Учить составлять рассказ по сюжетной картине

6

4-я неделя января

1-я

неделя февраля



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7







где живут, какую пользу приносят.

Учить подбирать синонимы

Учить детей пользоваться в речи предлогом под. Познакомить детей с категорией одушевленности предметов (кто? что?).

Учить употреблять косвенное дополнение (родительный падеж принадлежности)










Дикие животные




Закрепить представления о диких животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Закрепить названия детенышей.

Учить подбирать синонимы и определения

Закрепить в речи детей навыки практического употребления глаголов прошедшего времени мужского и женского рода

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы

3

2-я неделя февраля

День защитника Отечества




Систематизировать знания детей о Дне защитника Отечества, о героях Великой Отечественной войны

Продолжать работу по обучению согласования слов в предложении в роде, числе и падеже.

Отрабатывать навыки употребления предлогов в, на, под.

Формировать у детей умение составлять вопросы,

Учить детей составлять описательные рассказы по плану

2

4-я неделя февраля

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7










совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения










Транспорт




Расширить представления детей о транспорте, сформировать представления о воздушном, водном и наземном транспорте

Учить согласовывать числительные с существительными.

Учить образовывать множественное число существительных. Учить составлять простые распространенные предложения.

Учить подбирать признаки и действия к предметам




3

1-я неделя марта

Женские профессии




Дать детям представление о профессиях мам. Закрепить знания детей о празднике
8 Марта

Учить детей правильно пользоваться в речи предлогом над

Учить составлять рассказ по плану с опорой на картину

2

2-я неделя марта

Продукты питания




Расширить представления детей о продуктах питания; закрепить названия блюд. Активизировать предметный, глагольный словарь и слова-определения

Учить образовывать относительные прилагательные, выражающие признак соотнесенности с продуктами питания. Учить образовывать




3

3-я неделя марта


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7










существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах. Учить согласовывать существительные с числительными.

Учить правильно пользоваться в речи предлогом около










Посуда




Уточнить и расширить представления детей о посуде, материале, из которого она сделана. Учить различать кухонную, столовую и чайную посуду. Учить называть части посуды

Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить составлять предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании. Учить согласовывать числительные с существительными. Учить детей правильно употреблять в речи существительные в родительном падеже с

Учить составлять описательные рассказы по плану. Развивать диалогическую форму речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них

3

4-я неделя марта

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7










предлогами без, из, у и составлять с ними простые распространенные предложения










Весна




Уточнить представление о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, росте травы, набухании почек и распускании листьев, возвращении птиц. Уточнить представление о жизни растений весной.

Выучить названия весенних месяцев. Учить подбирать слова-антонимы

Закрепить умение образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учить образовывать существительные множественного
числа.

Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Учить пользоваться в речи предлогами с, со.

Учить образовывать глаголы при помощи приставок

Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту. Учить детей составлять рассказ по серии картин «Весна наступила»

3
3

Конец февраля – начало марта
3-я неделя апреля

Город




Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях

Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Учить детей составлять рассказ о своем городе

3

1-я неделя апреля

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7







Учить подбирать антонимы. Учить пользоваться в речи суффиксами -ик, -ищ

Учить составлять простое распространенное предложение с косвенным дополнением, выраженным формой творительного падежа. Учить образовывать относительные прилагательные.

Учить согласовывать прилагательные с существительными










Перелетные птицы




Закрепить знания детей о птицах; закрепить понятия «перелетные, водоплавающие»

Учить пользоваться в речи предлогом к

Учить детей пересказу. Учить составлять рассказ по собственным наблюдениям

3

2-я неделя апреля

Комнатные растения




Показать, что весной происходит оживание и бурный рост комнатных растений. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями весной

Упражнять в согласовании числительных с существительными. Упражнять в изменении глаголов по временам, числам и родам. Учить детей пользоваться в речи предлогом от

Учить составлять небольшой сравнительный рассказ о комнатных растениях

3

4-я неделя апреля

Чудо-вещи вокруг нас




Сформировать у детей представление о том, что чудо-вещи сделаны

Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-




2

1-я неделя мая

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

(электроприборы)




людьми. Определить назначение основных электроприборов в доме; как с ними обращаться

ласкательными суффиксами. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах. Учить составлять распространенные предложения с употреблением винительного падежа (переходность действия на предмет), творительного падежа (орудийность действия), дательного падежа (направленность действия на предмет) без предлога и с предлогами в, на, под, над, к, за










День

Победы




Познакомить детей с праздником День Победы

Упражнять в образовании множественного числа существительных родительного падежа. Учить согласовывать числительные с существительными

Учить детей пересказу

2

2-я неделя мая

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Насекомые

Учить понимать логико-грамматические конструкции

Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, вредных и полезных насекомых

Учить образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежа. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учить согласовывать числительные с существительными. Учить подбирать признаки к предметам

Учить пересказывать рассказ по вопросам и с опорой на предметные картинки

3

3-я неделя мая

Цветы




Закрепить названия цветов и обобщающее слово «цветы».

Учить различать цветы садовые и полевые

Учить подбирать признаки.

Учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными. Учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах

Учить детей составлять описательные рассказы

3

4-я неделя мая

Лето




Обобщить и систематизировать знания детей о времени года лето,

называть его характерные признаки.

Закрепить знание названий летних месяцев.

Учить подбирать слова с противоположным значением

Учить образовывать существительные с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

Учить образовывать относительные прилагательные. Учить образовывать сравнительную степень прилагательных. Закрепить употребление существительных в предложном падеже.

Учить подбирать признаки к предмету

Учить детей пересказу

3

1-я неделя июня
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации