Конспект группового занятия с младшими школьниками по теме Антонимы - файл n1.doc
Конспект группового занятия с младшими школьниками по теме АнтонимыДоступные файлы (1):
n1.doc
Тема: Антонимы (1ый час)
Цель: научить находить и использовать в речи антонимы.
Задачи:
Познакомить с понятием антонимы
Научить находить в тексте пары слов-антонимов
Научить подбирать антонимы
Научить различать понятия синонимы и антонимы
Развитие слухового внимания, логического мышления
Обогащение словарного запаса
Совершенствование навыка письма
Оборудование:
демонстрационный материал (2 столбика со словами-антонимами; пословицы с пропусками-1)
раздаточный материал (карточки с текстом индивидуальные (6); карточки с пословицами и парами слов-антонимов и синонимов индивидуальные(6)).
План занятия
Орг. момент
Введение в тему
Основная часть
Физкультминутка
Итог
Ход занятия1. Орг. Момент.- Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
Когда вы говорили о синонимах, вы выяснили, что они делают нашу речь разнообразнее и выразительнее. Напомните, что такое синонимы( это слова, близкие по значению)
2.
Введение в темуСегодня мы с вами поговорим еще об одной группе слов. Она называется АНТОНИМЫ – это слова, противоположные по значению., различные по написанию.
Вот примеры таких слов:
Горячо – холодно. Много – мало. Большой – маленький.
3.Оснавная часть
Подобрать к словам из первого столбика антоним из второго столбика. Записать пары в тетрадь (карточки №1).
Какой части речи, каждое из этих слов? -
Подлежащее, сказуемое, прилагательное.Таким образом, антонимами могут быть только слова одной части речи.
Не у всех слов есть, слова-антонимы. У таких слов как «нога», «корова», «карандаш» могут антонимы? –
нет, не могут.2. Хлопните в ладоши, когда я назову пару антонимов.
Холодно - жарко, красивый – прекрасный (почему? – синонимы), стоять-лежать, прекрасный - безобразный, большой - огромный, сытый - голодный.
3.Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-антонимы:
По очереди каждому ученику.
Горячий(холодный), широкий(узкий), злой(добрый), трусливый(храбрый), конец(начало), радость(грусть), война(мир), ночь(день), высокий(низкий), тяжелый(легкий), большой(маленький), свет(тьма), приходить(уходить), радоваться(огорчаться), бездельничать(трудиться), птица(нельзя подобрать антоним), мелко(глубоко), рано(поздно).
4. Задание на карточках.
Найти и записать предложения с антонимами.
(объяснить эффектный-эффективный; «худой», в значении «плохой»; подлинный)
Найдите пару слов - антонимов:
1) добрый – щедрый
2) злой – добрый
3) мерзнет – зябнет
Антонимами являются слова:
1) хороший – прекрасный
2) трудный – легкий
3) широко – узко
Антонимами являются слова:
1) настоящий – подлинный
2) подальше – поближе
3) эффектный – эффективный
В этом предложении есть антонимы:
1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2) Береги платье снову, а честь смолоду.
3) От хорошего не бегай, а плохого не делай.
В этом предложении есть антонимы:
1) Век живи – век учись.
2) Волков бояться – в лес не ходить.
3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют.
5.Выкинь лишнее.
Сейчас, я буду читать цепочку слов, а вы должны назвать лишнее слово и, объяснить почему вы так думаете.
(читать по очереди каждому ребенку, 1 выходит, записывает на доске антоним, остальные выписывают его в тетрадь).
Большой, огромный, маленький, громадный. (маленький)
Радуется, ликует, грустит (грустит)
Мокрый, сушеный, высохший (мокрый)
Умный, мудрый, глупый (глупый)
Пушистый, лохматый, гладкий (гладкий)
Злой, добрый, свирепый (добрый)
4. Физкультминутка.
А теперь мы разомнемся, Улыбнемся, посмеемся. Наклоняйтесь ниже, ниже, Головой к коленям ближе. А теперь вы не ленитесь. Хорошо назад прогнитесь. Головою покрутите, Потянитесь, потянитесь! Вы, ребята, не устали? Сели – встали! Сели – встали! Все руками помахали И на место побежали!
6.карточки с текстом(№3) (раздать индивидуально каждому ребенку).
Задание: прочитать текст (1 вслух, остальные следят)
списать текст, подбирая к подчеркнутым словам антонимы.
Прочитать получившийся текст. ( 1 вслух, остальные следят, называя свои подобранные антонимы)
7. Игра «Подскажи словечко» (устно, по очереди каждому)
Куст низкий, а дерево … Вагон большой, а тележка … Ночь была холодная, а день … Молоко жидкое, а сметана … Малина сладкая, а лимон … Медведь большой, а котенок…
8. Придумать и записать свое словосочетание, по аналогии с предыдущим заданием.
9.Закончи пословицы, подобрав антонимы.
На доске две пословицы с пропуском слова.
Знай больше, говори…
Корень учения сладок, а плод его…
Кто заметил ошибку? – Корень учения горек, а плод его сладок.
Записать любую понравившуюся.
5.Итог: О каких словах мы говорили сегодня на занятии? (о словах-антонимах)
Что такое антонимы? ( спросить каждого)
Слова каких частей речи могут быть антонимами? (слова одной части речи)
Чем отличаются антонимы от синонимов? (антонимы-это противоположные по смыслу слова, синонимы-одинаковые по смыслу слова)
Ко всем словам можно подобрать антонимы? (Нет, не ко всем)