Конспект группового занятия с младшими школьниками по теме Антонимы - файл n1.doc

Конспект группового занятия с младшими школьниками по теме Антонимы
Скачать все файлы (43 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc43kb.31.03.2014 06:39скачать

n1.doc

Тема: Антонимы (1ый час)

Цель: научить находить и использовать в речи антонимы.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием антонимы

  2. Научить находить в тексте пары слов-антонимов

  3. Научить подбирать антонимы

  4. Научить различать понятия синонимы и антонимы

  5. Развитие слухового внимания, логического мышления

  6. Обогащение словарного запаса

  7. Совершенствование навыка письма


Оборудование:



План занятия


  1. Орг. момент

  2. Введение в тему

  3. Основная часть

  4. Физкультминутка

  5. Итог


Ход занятия
1. Орг. Момент.
- Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.

Когда вы говорили о синонимах, вы выяснили, что они делают нашу речь разнообразнее и выразительнее. Напомните, что такое синонимы( это слова, близкие по значению)
2.Введение в тему
Сегодня мы с вами поговорим еще об одной группе слов. Она называется АНТОНИМЫ – это слова, противоположные по значению., различные по написанию.

Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно. Много – мало. Большой – маленький.
3.Оснавная часть


  1. Подобрать к словам из первого столбика антоним из второго столбика. Записать пары в тетрадь (карточки №1).


Какой части речи, каждое из этих слов? - Подлежащее, сказуемое, прилагательное.
Таким образом, антонимами могут быть только слова одной части речи.
Не у всех слов есть, слова-антонимы. У таких слов как «нога», «корова», «карандаш» могут антонимы? – нет, не могут.

2. Хлопните в ладоши, когда я назову пару антонимов.
Холодно - жарко, красивый – прекрасный (почему? – синонимы), стоять-лежать, прекрасный - безобразный, большой - огромный, сытый - голодный.
3.Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-антонимы:

По очереди каждому ученику.

Горячий(холодный), широкий(узкий), злой(добрый), трусливый(храбрый), конец(начало), радость(грусть), война(мир), ночь(день), высокий(низкий), тяжелый(легкий), большой(маленький), свет(тьма), приходить(уходить), радоваться(огорчаться), бездельничать(трудиться), птица(нельзя подобрать антоним), мелко(глубоко), рано(поздно).
4. Задание на карточках.

Найти и записать предложения с антонимами.
(объяснить эффектный-эффективный; «худой», в значении «плохой»; подлинный)
Найдите пару слов - антонимов:

1) добрый – щедрый

2) злой – добрый

3) мерзнет – зябнет


Антонимами являются слова:

1) хороший – прекрасный

2) трудный – легкий

3) широко – узко
Антонимами являются слова:

1) настоящий – подлинный

2) подальше – поближе

3) эффектный – эффективный
В этом предложении есть антонимы:

1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2) Береги платье снову, а честь смолоду.

3) От хорошего не бегай, а плохого не делай.
В этом предложении есть антонимы:

1) Век живи – век учись.

2) Волков бояться – в лес не ходить.

3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют.


5.Выкинь лишнее.

Сейчас, я буду читать цепочку слов, а вы должны назвать лишнее слово и, объяснить почему вы так думаете.
(читать по очереди каждому ребенку, 1 выходит, записывает на доске антоним, остальные выписывают его в тетрадь).
Большой, огромный, маленький, громадный. (маленький)

Радуется, ликует, грустит (грустит)

Мокрый, сушеный, высохший (мокрый)

Умный, мудрый, глупый (глупый)

Пушистый, лохматый, гладкий (гладкий)

Злой, добрый, свирепый (добрый)
4. Физкультминутка.

А теперь мы разомнемся, Улыбнемся, посмеемся. Наклоняйтесь ниже, ниже, Головой к коленям ближе. А теперь вы не ленитесь. Хорошо назад прогнитесь. Головою покрутите, Потянитесь, потянитесь! Вы, ребята, не устали? Сели – встали! Сели – встали! Все руками помахали И на место побежали!

6.карточки с текстом(№3) (раздать индивидуально каждому ребенку).

Задание: прочитать текст (1 вслух, остальные следят)

списать текст, подбирая к подчеркнутым словам антонимы.

Прочитать получившийся текст. ( 1 вслух, остальные следят, называя свои подобранные антонимы)

7. Игра «Подскажи словечко» (устно, по очереди каждому)


Куст низкий, а дерево … Вагон большой, а тележка … Ночь была холодная, а день … Молоко жидкое, а сметана … Малина сладкая, а лимон … Медведь большой, а котенок…
8. Придумать и записать свое словосочетание, по аналогии с предыдущим заданием.
9.Закончи пословицы, подобрав антонимы.

На доске две пословицы с пропуском слова.
Знай больше, говори…
Корень учения сладок, а плод его…
Кто заметил ошибку? – Корень учения горек, а плод его сладок.

Записать любую понравившуюся.
5.Итог:
О каких словах мы говорили сегодня на занятии? (о словах-антонимах)

Что такое антонимы? ( спросить каждого)

Слова каких частей речи могут быть антонимами? (слова одной части речи)

Чем отличаются антонимы от синонимов? (антонимы-это противоположные по смыслу слова, синонимы-одинаковые по смыслу слова)

Ко всем словам можно подобрать антонимы? (Нет, не ко всем)
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации