Школьный психолог 2005 №13 - файл n1.rtf

Школьный психолог 2005 №13
Скачать все файлы (2628.4 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf2629kb.31.03.2014 06:21скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17





И. Зеленова . "Стендовая информация для педагогов"

Если вы видите смысл своей работы в школе не только в оказании помощи детям, но и в том, чтобы осуществлять психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса, то этот номер окажется для вас очень полезным. Особенно, пожалуй, он заинтересует тех, кто озабочен вопросом: что можно сделать, чтобы учителя не «сгорали» эмоционально и могли бы сохранить свое психическое здоровье в жестоких условиях современной школы? Ответу на этот «простой» вопрос посвящена программа, которая разработана омскими психологами под руководством И.В. Зеленовой и представлена на страницах нашей газеты. В этой программе предлагаются конкретные методы, приемы и техники оказания психологической помощи педагогам в рамках хорошо продуманной системы.

А если вы задумываетесь не только о самочувствии педагогов, но и о проблеме социализации подростков, то вас ждет еще один приятный сюрприз: вторая программа, опубликованная в номере, как раз об этом. Она является оригинальной авторской разработкой, представляющей описание тренинга для детей, переходящих из детского дома или приюта в семью. Тема эта вроде бы узкая: ведь не так много психологов, работающих в детских домах. Однако описанные здесь упражнения могут быть легко адаптированы для использования в тренингах со всеми категориями подростков, испытывающих трудности социализации. Следует заметить, что программа Виктории Шмидт стала одним из победителей Второй дистанционной олимпиады психологов образования, организованной Сетевым методическим объединением школьных психологов http://som.fio.ru «Школьный психолог» и поддержанной нашей газетой.
Игорь ВАЧКОВ

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
Семинар

«Виды и роль эмоций в жизни человека»*

Функции эмоций

Эмоции —особый класс субъективных психологических состояний,
отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений
приятного и неприятного отношение человека к миру и людям, процесс и
результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся:
настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые
чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния
человека. Любые проявления его активности
сопровождаются

эмоциональными переживаниями.

Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы
лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о
состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и
общение Замечательным является, например, тот факт, что люди,
принадлежащие к разным культурам, способны
безошибочно

воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, удивление.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию общения.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции,

закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем

характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно

переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и

цел о м соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем, чем выше потребность в

своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее

связанные с ней чувства.

Основные эмоциональные состояния

Эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на
собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства
предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности.
Они отражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в
данный момент потребности, значение предстоящего действия для ее
удовлетворения. Эмоции могут вызываться как реальными, так и
воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства,
воспринимаются

человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении,
иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек
умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной
поведенческий акт, даже не всегда осознаются. Эмоциональный опыт
человека обычно гораздо шире, чем опыт его
индивидуальных

переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Аффекты -это особо выраженные эмоциональные состояния,

сопровождаемы! е видимыми изменениями в поведении человека,
который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы
сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже
совершенного действия или поступка и выражает
собой его

субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулирующую его потребность.

Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации

поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая

напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его жизни. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные факторы риска при появлении и обострении сердечно-сосудистых

заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта.


Об эмоциях

Для того чтобы управлять эмоциями, необходимо уметь их распознать.

К отрицательным эмоциям относятся: тревога, страх, сожаление, досада, обида, гнев, злоба, неуверенность, разочарование и т.п. Эмоция возникает из столкновения модели, которую человек примеряет» к

реальности, к поведению другого. Причем необходимо, чтобы этот

другой был значимым человеком. В этом случае можно выделить по крайней мере три элемента:



Обида. Если мы воспроизведем обстоятельства обиды в своей памяти, то всегда сможем выделить вышеприведенные три элемента. Но остается открытым вопрос: «Почему мы обижаемся?» Да просто потому, что считаем, будто другой человек жестко запрограммирован нашими ожиданиями, мы отрицаем его право на самостоятельные действия. Из стремления запрограммировать другого и проистекает обида. Стоит подумать, почему он не сделал того, что мы ожидали? Если бы мы признали другого самостоятельной личностью, которая сама определяет свое поведение, у нас было бы меньше оснований обижаться.

Стремление программировать поведение другого, эмоциональная реакция на неудачу уходят корнями в детство. Когда ребенок обижается на родителей, он программирует их поведение в соответствии со своими ожиданиями и наказывает их каждый раз за отклонение от этих ожиданий чувством вины. Эта вина побуждает к изменению поведения, и родители делают то, что нужно ребенку. Наша обидчивость — это инфантильная реакция на окружение, воспроизведение детства во взрослом.

При взаимодействии двух людей обида одного обязательно дополняется чувством вины у другого, она апеллирует к его чувству вины. Если же
другой не способен на переживание вины, обида
становится

бесполезной, нефункциональной.

Познание эмоции обиды, таким образом, предусматривает выделение наших ожиданий, понимание их происхождения, фиксацию информации о реальном поведении другого и, наконец, восприятие рассогласования ожиданий и реальности. Тот, кто может это сделать, познает сущность своей обиды. Обида включает умственную агрессию, и это не может не истощать нашу нервную систему.


Вина Внешне вина не имеет особых признаков в экспрессии, жестах и выражении лица. Если в обиде человек еще может как-то справиться со своей эмоцией, изменить ожидания, скорректировав их в направлении реальности, приняв другого таким, каков он есть, наконец, простив его, то чувство вины не может быть изменено этими актами души.


Страх Любая эмоция, в особенности страх, имеет как охранительные, так и регулятивные функции. Страх порождается прогностической

способностью ума. Основная функция ума -ориентировка и

предвидение. «Здесь и теперь» связано с тем, что было и что будет. Предвидение приятного создает радость, которая превращается в мотивацию. Предвидение страдания создает страх, который может

перерасти в бегство. Если же бегство или другие защитные действия

неэффективны, то приближение этого будущего стимулирует страх, усиливает его.

Способность предвидения основывается на символизации наших переживаний в прошлом опыте. Неприятная эмоция, пережитая в связи с каким-либо воспринимаемым признаком, знаком, постепенно превращает носителей этих признаков в ключевые объекты, вызывающие определенны е переживания и действия. Эти объекты становятся

символами переживаний, символами эмоций. Если эти эмоции

неприятны, то страх неминуем.

Источниками страха являются:

Размышления над собственным страхом требуют понимания природы страдания. Виды страдания многообразны, и соответственно существует много видов страха:

- страх, что будет больно, обидно, стыдно, завидно;

способностей или случайностью.

Обычно человек редко правильно понимает источник своего страха. Например, студент боится экзамена, хотя материал знает хорошо. Такой страх кажется иррациональным, если не принимать во внимание, что этот страх вызван ситуацией оценивания, которая зародилась у этого человека еще в детстве.

Эмоция страха лежит в основе такой индивидуальной психологической особенности, как тревожность, проявляющаяся «в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения». Однако не надо смешивать понятия «тревога» и «тревожность». Тревога —это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах.

Как правило, высокотревожные люди имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими

действиями. Таким людям необходимо заниматься самовоспитанием,

которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Л. Бассет (1997).


Гнев. Так или иначе, но каждый из нас испытывает порой недовольство или гнев. Гнев — хорошая эмоция. Но, не найдя выхода, он остается внутри человека, на уровне тела, и, как правило, трансформируется в болезнь или иные нарушения работы организма. Гнев возникает по той же причине, что и недовольство собой. Когда мы злимся, не чувствуя себя при этом вправе открыто выразить свои чувства, слова ярости застревают у нас в горле. Гнев не покидает нашего тела, и следствием этого является обида, горечь, депрессия. Поэтому неплохо было бы научиться управлять своим чувством в момент его возникновения.

Существует несколько разновидностей позитивного подхода к гневу. Один из лучших — открыто заявить человеку, на которого вы сердитесь, о своем отношении к нему. Вы можете сказать: «Я сердит на тебя, потому что...» Второй хороший способ избавления от гнева —это разговор с отражением в зеркале.

Существуют и другие способы выражения гнева:

вы правша;

- быстрыми движениями нарисовать обидчика, а затем зачиркать его.

Творческий, созидательный процесс - естественный путь

высвобождения эмоций.

Уделять внимание чувствам —занятие непривычное в повседневной жизни. Вероятно, влияет воспитание с самого детства родителями, а затем учителями накладывается табу — запрет на открытое выражение чувств и эмоций ребенком) и обучение в школе, где больше времени уделяется мышлению. Вот почему впоследствии нам легче говорить о том, что думаем, чем о том, что чувствуем. В нашем обществе не принято открыто радоваться, не говоря уже о негативных чувствах, от которых

вообще стремятся быстрее избавиться и забыть про них. В случае, когда

негативные эмоции не осознаются и подавляются, именно они управляют нашим поведением. И наоборот, осознание негативных эмоций и чувств ведет к успешному преодолению затруднений и большему пониманию себя.

Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится,
«н е выходит из себя», всегда служит примером,
препятствовал

осознанию учителем своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога.

Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступать с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов — научиться понимать и выражать их.

В частности, Р. Ассаджиоли предлагает упражнение, которое позволит приобрести некоторый опыт психологической самопомощи:

  1. Возьмите цветные карандаши или фломастеры. Прежде чем приступить к рисунку, позвольте себе на несколько секунд расслабиться, успокоиться.

  2. Теперь пусть рука начнет рисовать. Позвольте руке рисовать все, что

заблагорассудится, абстрактное и конкретное. Качество рисунка значения

не имеет. И пусть рука движется как хочет — плавно или отрывисто, медленно или быстро.

3. Когда вы почувствуете, что закончили рисунок, изучите его.

Действительно ли он закончен или чего-то недостает? Если да, то

добавьте все, что хотите.

4. Примите свой рисунок как человека, прибывшего из далекой страны,

обычаи которой сильно отличаются от наших. Вместо того чтобы

оценивать рисунок, прислушайтесь к тому, что он рассказывает.

5. Проанализируйте свой рисунок и ответьте на вопросы:

а) в какой манере выполнен рисунок (по-детски, нервно, механически и

т.д.);

б) как использован цвет ц( ветной или нет, яркий или пастельный, в
светлых или темных тонах);


в) как использовано пространство не( хватило места, осталось
незаполненным или использовано беспорядочно);


г) статичный или динамичный рисунок (есть ли движение, плавное оно

или отрывистое, сдержанное или стремительное);

д) каково взаимоотношение между элементами (противостоят друг другу,
теснятся, нарисованы вместе, отдельно);


е) каково общее настроение (мрачное, напряженное и т.д.).

Данное упражнение помогает лучшему пониманию и художественному выражению чувств.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации