Региональный бюджет как инструмент социально-экономической политики - файл n1.doc

Региональный бюджет как инструмент социально-экономической политики
Скачать все файлы (405.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc406kb.31.03.2014 04:08скачать

n1.doc

  1   2   3


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«СЕВЕРО – ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
в г. КАЛУГЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА


на тему: «Региональный бюджет как инструмент социально-экономической политики»

Студент ____________

­­­­­­­­­___ курса ____ группы

Специальности ___________

Научный руководитель:

_____________

Калуга 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ..………6

1.1. Сущность регионального бюджета……………………………….…………6

1.2. Формирование регионального бюджета и его функции…….……………10

1.3. Роль регионального бюджета как инструмента социально-экономической политики……………………………………………………….…………………15

Глава 2. СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………………18

2.1. Исполнение и анализ регионального бюджета Калужской области по доходам…………………………………………………...………………………18

2.2. Исполнение и анализ регионального бюджета Калужской области по расходам………………………………………………...………………………..23

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ………………….……………27

3.1.Оценка эффективности бюджетного регулирования Калужской области. …………………………………...……………………………………..…………27

3.2. Направления реформирования региональных финансов на муниципальном уровне…………………...……………………………………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……………………………37

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………….……………………………40
ВВЕДЕНИЕ
Равномерное и стабильное развитие всех регионов страны – основа стабильного развития экономики России в целом. Разные финансовые и материальные возможности самих регионов и объемы денежных вливаний из федерального центра, различия в производственных и сырьевых особенностях территорий этих регионов - все это обуславливает диспропорции регионального развития.

Проводимые в Российской Федерации (далее РФ) радикальные преобразования, ориентированные на рыночные отношения, потребовали разработки новой бюджетно-налоговой и финансовой политики, выступающей важнейшей составной частью в системе мер государственного воздействия на экономические процессы. Построение федеративного государства с предоставлением максимальной самостоятельности региональным органам власти и муниципальным образованиям в решении социально-экономических задач на подведомственной им территории требует создания адекватного механизма межбюджетных отношений, отвечающего и общегосударственным интересам, и интересам субъектов РФ, и органов местного самоуправления.

Современные ученые уделяют пристальное внимание вопросам функционирования федерального и региональных бюджетов, разграничения доходных источников и полномочий между различными уровнями власти, реформирования межбюджетных отношений. Усилился интерес российских ученых к изучению проблем сбалансированности бюджетной системы.

Анализ сущности бюджета, его функций, принципов построения бюджетной системы рассматривается в работах А. Бабич, О. Врублевской, А. Година, В. Горегляда, А. Грязновой, Л. Дробозиной, А. Колесова, Л. Павловой, Г. Поляка, И. Подпориной, М. Романовского, Н. Сабитовой и других. Специфика регионального бюджета и региональных финансов изучена в работах В. Алиева, А. Алклычева, С. Баранова, А. Гаджиева, В. Гришина, В. Ермилова, В. Едроновой, А. Кавинова, О. Кирилловой, Б. Лавровского, Н. Мамыкиной, Л. Прониной, С. Улюкаева, Л. Ушвицкого, М. Яндиева и других.

Ключевой проблемой на региональном уровне остается недостаточное финансовое обеспечение. Уровень доходов региональных бюджетов находится в прямой зависимости от положений федерального законодательства. В таких условиях особую актуальность приобретают вопросы оценки финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ. Динамичность процесса реформирования межбюджетных отношений, актуализация финансовых проблем регионов, а также недостаточная разработанность этих вопросов обусловили выбор темы исследования.

Целью курсовой работы является теоретико-методическая разработка рекомендаций по укреплению доходной базы бюджета субъекта РФ (на примере Калужской области), рационализации его расходов и межбюджетных взаимодействий с другими уровнями бюджетной системы.

Для реализации цели в работе решались следующие задачи:

  1. исследовать сущность и современное содержание понятий «бюджет», «бюджетная система», «региональный бюджет», «межбюджетные отношения»;

  2. проанализировать межбюджетные отношения между Федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

  3. изучить существующие методики оценки финансовой устойчивости регионального бюджета для анализа целесообразности и применимости их на практике и оценки финансовой устойчивости бюджета Калужской области;

  4. выявить основные резервы роста доходной базы региональных бюджетов в связи с изменениями бюджетного законодательства, в том числе в части межбюджетного регулирования;

  5. предложить конкретные меры и разработать программу укрепления доходной базы бюджета Калужской области.

Объектом курсовой работы формирование бюджета Калужской области как части бюджетной системы РФ.

Предмет курсовой работы являются финансовые отношения по формированию и использованию средств бюджетов субъекта РФ, обусловленные взаимодействием с бюджетами других уровней.

В работе применялись следующие методы исследования: монографический, аналитический, сравнения, табличный, расчетно-конструктивный и др.

При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые акты РФ, научные работы ведущих отечественных ученых в области межбюджетных отношений и бюджетного федерализма, раскрывающие общие закономерности развития региональных финансов; факты, опубликованные в научной экономической литературе и периодической печати; материалы научно-практических конференций; информационные ресурсы Internet. В работе использованы действующие методологические и справочные материалы, опубликованные в статистических сборниках Госкомтстата РФ, а также в периодических изданиях. Библиографический список литературных источников включает в себя 31 наименование.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, изложенных на 40 страницах машинописного текста.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Сущность регионального бюджета
Экономическое содержание и сущность бюджета обусловлены природой и функциями государства, нуждающегося в денежных ресурсах для осуществления своих функций. Государственный бюджет рассматривают в совокупности: как объективную экономическую категорию (обусловленную функциями государства), как систему денежных отношений, как основной централизованный фонд денежных средств, как основной финансовый план государства, как важнейший финансовый регулятор (инструмент государственной финансовой политики), как показатель движения денежной наличности, ежегодных доходов и расходов государства.

Бюджет можно охарактеризовать с нескольких позиций, отражающих комплексность, присущую понятию «бюджет»:

  1. исходя из ресурсного признака, бюджет следует рассматривать как фонд денежных средств государства, образованный посредством обособления части валового внутреннего продукта,

  2. исходя из финансового – как совокупность денежных отношений, возникающих в связи с образованием и использованием централизованных денежных фондов государства в процессе перераспределения валового внутреннего продукта;

  3. исходя из правового – как юридически оформленный документ, необходимость которого обусловлена требованиями рационального ведения хозяйства, учета источников доходов, направлений и объемов расходования средств;

  4. исходя из функционального – как инструмент финансовой политики государства, функционирующий через систему налоговых ставок и льгот, политику государственных расходов, что оказывает определяющее влияние на социально-экономические процессы, происходящие в стране.

Исследование определений «бюджетная система», приведенных в Бюджетном кодексе РФ (далее БК РФ) и научных трудах, выявило необходимость его уточнения, так как по формулировке определения в БК РФ и некоторых авторов бюджетная система практически не отличается от консолидированного бюджета РФ. В этой связи определение консолидированного бюджета, данное в статье 13 БК РФ, необходимо уточнить и согласовать со статьей 6 БК РФ, дополнив словами «за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов». С позиции системного подхода элементами бюджетной системы являются различные бюджеты, но четко не определено, что является системообразующей связью бюджетов. Поскольку главной формой финансовых взаимосвязей, обеспечивающей существование бюджетной системы, являются межбюджетные отношения, то бюджетная система – это основанная на государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов, находящихся во взаимосвязи друг с другом в процессе межбюджетных отношений.

Взаимосвязь между отдельными уровнями бюджета, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Часто в научной литературе авторы не дают определения бюджетного устройства или отождествляют его с бюджетной системой. Проведенный анализ существующих точек зрения позволил сформулировать следующее определение: «бюджетное устройство – это организация взаимосвязи между уровнями бюджетной системы, основанная на принципах ее построения и разграничении бюджетных полномочий между уровнями власти».

Государственная бюджетная система РФ (далее по тексту - ГБС РФ, Бюджетная система субъектов РФ – БСС РФ) состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Региональный бюджет (или бюджет субъекта РФ), являясь одним из основных инструментов перераспределения национального дохода, созданного субъектом РФ, осуществляет регулирование территориальных пропорций общественного воспроизводства, прежде всего в части установления равновесия между величиной созданного продукта и объемом конечного потребления территории, обеспечивая необходимый уровень доступности региональных благ. Объем ресурсов, концентрируемый в региональных бюджетах, задает объективные границы возможности региона осуществлять свободное волеизъявление в решении всех вопросов внутренней жизни и управлении собственным хозяйством. В условиях, когда формирование региональных бюджетов сосредоточено на проблемах текущего финансирования и не предусматривает прямых инвестиционных вложений в перспективные отрасли региона, нельзя признавать эффективным бюджетное воздействие на развитие территории.

Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы (приложение 1, 2). В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма.

БК РФ не дает определения бюджетного федерализма. В спектре взглядов на бюджетный федерализм можно выделить два направления. Первое – узкое понимание бюджетного федерализма, как системы налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, то есть определение бюджетного федерализма практически ничем не отличается от сути межбюджетных отношений. Второе – идеалистический подход, описывающий модель бюджетного устройства, при которой расходные полномочия всех уровней власти полностью совпадают с доходными источниками, закрепленными за ними, но в этом случае отсутствуют перераспределительные процессы между бюджетами. Бюджетный федерализм предполагает высокую степень самостоятельности членов федерации, но проблема активизации роли регионов в бюджетном процессе не должна умалять проблемы сохранения целостности и единства государства. Исходя из этого, предлагается следующее определение: «бюджетный федерализм – это форма бюджетного устройства федеративного государства, которая выражается в компромиссе между единством, целостностью государства и автономией его членов при решении вопросов разграничения доходных источников, расходных полномочий, а также межбюджетного регулирования при сочетании интересов центра и регионов».

Компромисс интересов Федерального центра и регионов достигается при условии обеспечения самостоятельной финансовой базы регионов, при недостаточности которой применяются различные формы межбюджетных отношений, оказывающих непосредственное влияние на финансовую устойчивость бюджетов субъектов РФ. Оптимальное распределение доходных источников между уровнями бюджетной системы выражается в сокращение доли регулирующих налогов и безвозмездной помощи, увеличении собственных доходов, и, следовательно, сокращении финансовой зависимости нижестоящих бюджетов от вышестоящих. В этой связи межбюджетные отношения следует определить как отношения распределения расходных полномочий и доходных источников между различными бюджетами, а также оказания различных форм финансовой помощи в целях повышения финансовой устойчивости бюджетов всех уровней. Субъекты РФ участвуют в межбюджетных отношениях «с двух сторон»: отношения между Федеральным центром и субъектами РФ и отношения между субъектами РФ и муниципалитетами. Следовательно, формирование бюджета любого субъекта РФ следует рассматривать исключительно во взаимодействии с федеральным и местными бюджетами.
1.2. Формирование регионального бюджета и его функции
Региональный бюджет, являясь одним из основных инструментов перераспределения национального дохода, созданного субъектом РФ, осуществляет регулирование территориальных пропорций общественного воспроизводства, прежде всего в части установления равновесия между величиной созданного продукта и объемом конечного потребления территории, обеспечивая необходимый уровень доступности региональных благ. Основные функции, которые призвана выполнять бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом:

  1. создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона;

  2. содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;

  3. развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в точки роста регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

  4. выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.1

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций регионов. Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

В соответствии с БК РФ, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают региональные налоги и сборы (налог на имущество, налог на недвижимость, дорожный и транспортный налоги, налог с продаж, региональные лицензионные сборы)

Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).

Второе место – расходы на социально–культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы регио­нальных бюджетов формируются за счет собственных и регули­рующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные на­логи и сборы: налог на имущество предприятий; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы. К собственным доходам относятся также доходы от исполь­зования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч­реждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определен­ным федеральным законом о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисле­ния от федеральных налогов составляют более 40%, а поступле­ния в виде дотаций, субвенций, трансфертов - более 25%.

Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий - примерно 9%, доходы от государственной собственности - 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества - 1,5%, поступления от целевых бюджетных фондов - 2,8%.

В соответствии со ст. 86 БК РФ основными направлениями использования средств региональных бюджетов являются:

  1. обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

  2. обслуживание и погашение государственного долга субъ­ектов РФ;

  3. проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

  4. обеспечение реализации региональных целевых программ;

  5. формирование государственной собственности субъектов РФ;

  6. осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

  7. содержание и развитие предприятий, учреждений и орга­низаций, находящихся в ведении органов государствен­ной власти субъектов РФ;

  8. обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

  9. оказание финансовой помощи местным бюджетам;

  10. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

  11. компенсация дополнительных расходов, возникших в ре­зультате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюд­жетных доходов местных бюджетов;

  12. прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

Следует отметить, что региональные бюджеты являются наи­более весомым источником бюджетного финансирования расхо­дов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику - 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% рас­ходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, куль­туры и искусства - 34%.

До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ве­дет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового со­стояния.

Неналоговые виды доходов бюджетов субъектов РФ.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собст­венных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, пе­редаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В до­ходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной вла­сти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии со статьями 41 - 46 Бюджетного кодекса РФ, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

Таким образом, доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.
1.3. Роль регионального бюджета как инструмента социально-экономической политики
Региональный бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Прямое влияние – это изменение распределения ресурсов в регионе, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов.

Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития региона (например, ВРП), приоритеты региональной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.

Роль региональных бюджетов субъектов Российской Федерации в экономическом и социальном развитии заключается в следующем.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов РФ позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ. Создание финансовой базы функционирования региональных органов власти – главная роль региональных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органон власти субъектов РФ.

Во-вторых, формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.

В четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. В последнее время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства па инвестиции (реальные и финансовые), Такие инвестиции будут формировать государственную собственность в республике, крае, области. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта.

В шестых, региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона может еще больше возрастать при определенных условиях. Такими условиями являются, прежде всего, наделение соответствующими полномочиями органов власти субъектов РФ по формированию и исполнению их бюджетов.

  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации