Родионова T.C. Преемственность в работе детского сада и школы - файл n1.doc

Родионова T.C. Преемственность в работе детского сада и школы
Скачать все файлы (89.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc90kb.31.03.2014 03:36скачать

n1.doc

Преемственность в работе детского сада и школы

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.

Принципиально важным в работе воспитателя должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия. Именно поэтому все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей.

Обозначив и осознав данную проблему, коллектив ГОУ "Детский сад № 2129" г. Москвы налаживает плодотворное сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:

Данная работа ведется по трем направлениям .

Первое – диагностико-коррекционное направление – предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). При необходимости организуется групповая и индивидуальная коррекционная работа с учителем-логопедом, педагогом-психологом по выявлению проблем и определению способов их решения. Специалисты оказывают помощь родителям проблемных детей, помогают справиться со сложной ситуацией, консультируют по разным вопросам.

Второе – психолого-педагогическое направление – подразумевает просвещение родителей путем консультаций по следующим темам: "Трудности адаптации ребенка к школе и пути преодоления", "Гармония общения – залог психического здоровья" и др. Педагоги составляют памятки для родителей (как развить у ребенка любовь к чтению, "Игра – это серьезно"), дают рекомендации по подготовке детей к школе).

Специально для родителей в методическом кабинете ДОУ ведется папка "Сотрудничество со школой", где они могут найти полезную информацию.

Третье направление предусматривает организацию совместной деятельности педагогов детского сада, школы и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии в библиотеку и школьный музей народного быта, собрания родительского комитета.

В ГОУ "Детский сад № 2129" налажено сотрудничество со школой № 1148 им. Ф.М. Достоевского с этнокультурным компонентом на основе традиционной отечественной культуры. Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется по разработанному плану преемственности воспитательно-образовательного процесса Учителя начальной школы ежегодно приглашают родителей на дни открытых дверей и сами посещают собрания в детском саду.

Таким образом, родители заранее знакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы. Перед поступлением в школу по предварительной записи индивидуально с каждым ребенком в присутствии родителей педагог-психолог и учитель проводят собеседование. Его цель – выявить уровень психологической подготовки детей к поступлению в школу и на основании этих данных распределить дошкольников по классам.

Особенностью системы воспитательного процесса данной школы является музейная педагогика. Все учителя 1-й ступени в рамках дополнительного образования ведут занятия по курсу "Музей и культура". В школе созданы четыре музея, обеспечивающие социальные и культурологические связи человека как личности и гражданина с обществом и окружающим миром:

На их базе проводятся учебные занятия, встречи с интересными людьми, артистами, специалистами разных областей знаний, работа с ветеранами войны и труда. Цель такой деятельности – формирование у детей привязанностей к школьным традициям, развитие национального самосознания, гордости, знаний, умений и навыков цивилизованной жизни в столичном мегаполисе, милосердия и стремления к благотворительности.

В рамках занятий по приобщению к школе воспитанники ДОУ каждый год посещают этнографический музей "Народное творчество", где знакомятся с костюмами разных губерний, убранством избы, утварью, предметами быта, а также игрушками, которые особенно нравятся детям. Занятия помогают им приобщиться к мировому наследию, познакомиться с историей своей страны. Родителям педагоги рекомендуют посетить вместе с детьми один из многочисленных музеев Москвы и потом отразить полученные впечатления в творческих работах на занятиях в ДОУ.

Таким образом, благодаря данной методике, по мнению педагогов, выпускники ГОУ "Детский сад № 2129" легко адаптируются к школе, быстро начинают свободно читать, хорошо понимая содержание прочитанного. Результаты такого сотрудничества свидетельствуют о том, что работа ведется в правильном направлении.

План работы с родителями на 20__ / 20__ учебный год

Приложение 1

Месяц

Направления деятельности

Диагностико-коррекционное направление

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Совместная деятельность

Сентябрь

Изучение семей дошкольников: условий проживания ребенка; стиля семейного воспитания; художественно-эстетического воспитания детей в семье.

Анкетирование родителей: "Ваши пожелания, мнение о детском саде".

Сбор информации для составления социального паспорта семей воспитанников

Консультация: "Трудности адаптации, пути преодоления с помощью рисования".

Памятка для родителей "Мир в творчестве ребенка".

Проведение групповых родительских собраний с приглашением учителя-логопеда, педагогов дополнительного образования. Разработка и утверждение планов работы на год

Заседание родительского комитета по вопросам:

порядок написания заявлений на предоставление льгот по оплате детского сада, необходимые для этого документы;

проведение совместных субботников по облагораживанию территории детского сада;

творческий конкурс дизайна осенних поделок (дети участвуют вместе с родителями)

Октябрь

Организация коррекционной работы с учителем-логопедом в старших группах.

Индивидуальные консультации педагога-психолога по выявлению проблем и выстраиванию работы по их разрешению

Консультации для родителей.

Оценка результатов

адаптации и развития личности ребенка. Ознакомление с его достижениями

Экскурсия в библиотеку № 232.

Праздник "Золотая осень".

Заседание родительского комитета по вопросам: утепление окон в спальне; подготовка к праздникам "Золотая осень", "Мастерская костюмов".

День открытых дверей для родителей

Ноябрь

Индивидуальные консультации педагога и педагога-психолога с целью выявления талантливых детей

Беседы "Гармония общения – залог психического здоровья ребенка".

Памятка "Игра – это
серьезно"

Консультация "Игры на восприятие цвета, музыки и т. п.".

Совместные игры родителей, детей, воспитателей.

Цирковое представление – показ для родителей

Декабрь

Индивидуальная работа учителя-логопеда и педагога-психолога

Индивидуальные консультации (по необходимости) по результатам развития и поведения некоторых учащихся

Изготовление игрушек на конкурс новогодних поделок.

Праздник "Новогодняя сказка"

Январь

Анкетирование родителей и детей "Чтение в вашей семье"

Итоги первого полугодия.

Памятки для родителей и детей "Как развить у ребенка любовь к чтению?"

Родительское собрание старшей и подготовительной групп с участием учителей начальной школы № 1148 на тему "Подготовка к школе"

Февраль

Индивидуальная работа с родителями проблемных детей.

Исследование отношения ребенка к урокам физкультуры

Тематическая консультация "Непослушные дети".

Оформление зимних участков: снежные постройки, рисование разведенной гуашью.

"Неделя зимних подвижных игр"

Заседания родительского комитета.

Подготовка к празднованию Международного женского дня. Мастерская костюмов.

Праздник "Масленица".

День открытых дверей для родителей

Март

Анкета для родителей
"Здоровье моего ребенка"

Консультации "Здоровый ребенок – здоровое общество"

"Мамин праздник", посвященный Международному дню 8 марта.

Выставка детских рисунков "Мой папа – герой", "Моя красивая мама"

Апрель

Диагностика уровня развития детей.

Анкета "Как вы учите ребенка правилам безопасности?"

Диагностика уровня развития детей.

Консультации "Организация безопасности вашего ребенка"

Экскурсия в школу № 1148. Музей русского народного быта.

Выпускной праздник "Скоро в школу"

Май

Опросник "Как вы планируете организовать летний отдых ребенка?"

Организация летнего отдыха детей.

Итоги года



 

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе

Приложение 2

1. Диагностирование детей на психологическую готовность к школе проводится по методикам, которые описаны в книгах:

2. Занятия по подготовке к школе должны включать игровые моменты, ведь для ребенка в шесть лет главным видом деятельности является игра. Длительность занятия не должна превышать 30 мин, иначе дошкольник будет утомляться и не усвоит учебный материал. Нервная система дошкольников в силу недостаточной физиологической зрелости отличается быстрой истощаемостью и имеет низкий предел работоспособности. В середине занятия необходимо провести физкультминутку: разминку для глаз, рук, походить по комнате.

3. Критерии психологической готовности:

4. Дома полезно:

План взаимодействия детского сада и школы
по преемственности воспитательно-образовательного процесса


Приложение 3

Цели:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организация предметно-развивающей среды

В начале учебного года

Администрация, воспитатели

Проведение индивидуальных занятий по интересам

В течение года

Воспитатели

Проведение экскурсий в школу:

подготовительной группы – в здание школы;

в музей русского народного творчества;

посещение школы детьми и родителями в дни открытых дверей

Сентябрь,

ноябрь,

апрель,

май

Администрация, воспитатели, учителя, проводящие экскурсии в музее

Осуществление единого подхода к привитию детям культурно-гигиенических навыков, навыков поведения (быть вежливым, аккуратным)

В течение года

Воспитатели

Воспитание детей с помощью игры: проведение смотра-конкурса на лучшую дидактическую игру

Ноябрь

Воспитатели

Медицинский осмотр детей, проведение диспансеризации

Зима – весна

Специалисты детской поликлиники, медсестра

Развитие у детей умения анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы и выражать их в речи, решать задачи, слушать педагога, осуществлять самоконтроль

В течение года с младшей группой

Воспитатели

Проведение учителем-логопедом занятий с детьми

В течение года

Учитель-логопед

Проведение педагогом-психологом занятий с детьми и консультаций для родителей

В течение года

Педагог-психолог

Подготовка карт развития

Май

Воспитатель, специалист

Собеседование с детьми, идущими в школу

Апрель – июнь

Учителя

Совместное обсуждение итогов диагностики

Май

Заведующий, старший воспитатель, воспитатель

Проведение родительских собраний на тему "Готовность ребенка к обучению в школе", наглядная пропаганда "Что должен знать первоклассник?", "Как подготовить ребенка к школе?"

В течение года

Воспитатели, старший воспитатель

Создание игровых ситуаций "Первый день в школе", "Как себя вести на уроке" и их обыгрывание

В течение года

Воспитатель подготовительной группы

Е.С. Родионова,
старший воспитатель ГОУ "Детский сад № 2129" г. Москвы


Источник:Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" № 10, 2010 года 10. 2010
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации