Контрольная работа. Конституция США 1787 года - файл n1.doc

Контрольная работа. Конституция США 1787 года
Скачать все файлы (160.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc161kb.31.03.2014 03:33скачать

n1.doc

  1   2   3



Содержание



ВВЕДЕНИЕ

3

Часть I.

ПРЕДЫСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ

4

1.1.

Борьба за независимость и становление государственности

4

1.2.

Декларация независимости Соединенных Штатов

5

1.3.

Статьи Конфедерации 1781 года

7

Часть II.

КОНСТИТУЦИЯ 1787 ГОДА

9

2.1.

Принятие Конституции. Билль о правах

9

2.2.

Структура Конституции

11

2.3.

Институты непосредственной демократии

13

Часть III.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ ПО КОНСТИТУЦИИ сша

15

3.1.

Законодательная власть

15




3.1.1. Структура и порядок формирования конгресса США

15




3.1.2. Полномочия Конгресса

17




3.1.3. Деятельность Конгресса

19

3.2.

Исполнительная власть

20




3.2.1. Президент и Вице-президент

20




3.2.2. Полномочия и ответственность Президента

21

3.3.

Судебная власть

22

Часть IV.

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ

25



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


28




Список использованной литературы

31


ВВЕДЕНИЕ
Соединенные Штаты Америки – крупнейшая индустриально-аграрная капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и технологического развития. В настоящее время она занимает первое место в мире по объему валового внутреннего продукта, пятое - по размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье - по численности населения (после Китая и Индии) и оказывает решающее влияние на международные отношения.

Конституция США – самая "старая" из писаных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787 г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в конвенте – рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии, т.е. слоев населения, отчетливо понимавших цели и задачи создаваемой ими конституционной системы.1

Конституция Соединенных Штатов Америки впервые закрепила основы правового государства и оказала большое влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности (представительное правление, разделение властей), установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой конституции в мире стала распространяться идея конституционализма.

Часть I. ПРЕДЫСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ

1.1. Борьба за независимость и становление государственности

Бурное экономическое развитие колоний в северной Америке стало причиной возникновения конфликта между колониальными поселениями и Англией. Непосредственным историческим толчком к борьбе колоний за свое государственное обособление от метрополии стала экономическая и торгово-финансовая политика Англии в первой половине ХVIII века. Она была направлена то, чтобы сдержать промышленное развитие колоний и превратить их в сырьевой придаток, устранить невыгодную для Англии конкуренцию дешевых американских товаров.

Рост общественно-политической оппозиции и необходимость общего сопротивления проводимой Англией политике стимулировали стремление американских колоний к объединению. Все настойчивее выдвигались идеи о полном суверенитете на освоенных землях, включая право колоний на организацию собственного управления по своему усмотрению.

Окончательный разрыв колоний с Англией был спровоцирован принятием так называемого "чайного закона" в мае 1773 года, который предоставил Ост-Индийской компании право на беспошлинную торговлю чаем в Америке. Борьба против ввоза чая вылилась в знаменитое Бостонское чаепитие в декабре 1773 года, когда под руководством созданного комитета колонистов груз чая был выброшен в океан.

По инициативе ряда штатов был объявлен разрыв торговых отношений с Англией и созваны представители на всеобщий конгресс колоний, для организации совместной борьбы. Решения конгресса, проходившего с 5 сентября по 26 октября 1774 г. в Филадельфии, на котором присутствовали представители 12 штатов (за исключением Джорджии), стимулировал гражданское неповиновение в колониях. Все это привело к тому, что в феврале 1775 года было начато формирование армии в колониях. Началась война за независимость от английской короны, которая продолжалась с 1775 по 1783 год.

В ходе войны за независимость произошло фактическое объединение колоний, что и послужило причиной формирования в них новой системы государственной власти. Поворотным моментом в борьбе за независимость и во всем движении колоний к государственному самоопределению стала работа Второго Континентального конгресса, который работал с мая 1775 года по апрель 1789 года и в котором приняли участие представители всех 13 штатов. Второй Континентальный конгресс на протяжении всех лет был единственным законодательным органом власти, принимал важнейшие политические решения, руководил деятельностью армии и назначенных должностных лиц.

В ноябре 1781 года военные действия в колониях сошли на нет и после долгих переговоров, в октябре 1782 г., было заключено англо-американское перемирие. Затем при участии и посредничестве Франции, Испании и ряда других стран 3 сентября 1783 года был подписан Версальский мирный трактат, вступивший в силу в мае 1784 г., по которому Англия юридически признавала независимость американских колоний.
1.2. Декларация независимости Соединенных Штатов

Принятие Вторым Континентальным конгрессом "Декларации независимости" стало не только поворотным пунктом в войне за независимость и в процессе общего объединения штатов. "Декларация независимости" стала основополагающим документом, с которого началось конституирование американской государственности и принципы которого составили главные элементы нового формирующегося государственного и правового уклада.1

Декларация независимости, принятая Конгрессом 4 июля 1776 г., была государственным документом, предшествовавшим Конституции. Это была первая перенесенная на практическую почву декларация прав человека, опиравшаяся на передовые теории английских философов и французских просветителей. В Декларации записано, что все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью.1 Томас Джефферсон, один из авторов Декларации независимости, не счел возможным включить собственность в число перечисленных там неотчуждаемых прав. Великий американский философ относил собственность не к естественным правам, данным человеку от рождения, а к гражданским правам. Декларация оказалась единственным среди подобного рода документов XVIII в., в котором основные неотчуждаемые права включали в себя не “собственность, жизнь и свободу”, а “жизнь, свободу, стремление к счастью”. Этот документ провозглашал принцип народного суверенитета как основу государственного устройства, в котором впервые было сформулировано коллективное право народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное угнетение со стороны короны Великобритании). В Декларации эта мысль сформулирована от имени всего народа: "… мы, представители Соединенных Штатов Америки, собравшиеся на свой конгресс, … объявляем от имени и по уполномочию народа, что эти соединенные колонии суть и по праву должны быть свободные и независимые Штаты. С этого времени они освобождаются от всякого подданства британской короне, и всякая политическая связь между ними и великобританским государством порывается. В качестве свободных и независимых Штатов они приобретают полное право объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать все то, на что имеет право всякое независимое государство."2

Декларация, несмотря на то что была официальным документом рождающегося государства, отмечена высокой степенью революционности: право народа на революцию обосновывалось в ней как главнейшее и неизменное.1
1.3. Статьи Конфедерации 1781 года

Одновременно с провозглашением "Декларации независимости" Второй Континентальный конгресс принял основополагающие решения о принципах образования межгосударственного союза штатов. Союз этот в ходе Войны за независимость уже сложился фактически: существовал объединенный законодательный орган в лице Конгресса, штаты совместно установили дипломатические отношения с Францией, … образовалась единая армия с единым командованием и единым финансированием.2

Первоначально государственное устройство США представляло собой конфедерацию, основанную на договоре 13 суверенных штатов, ратифицировавших его законодательными ассамблеями к 1781 году.

Статьи конфедерации и вечного союза между штатами Нью-Гемпширом, Массачузетсом, Род-Айлендом и колонией Провиденсом, Коннектикутом, Нью-Йорком, Нью-Джерси, Пенсильванией, Делавером, Мерилендом, Виргинией, Северной Каролиной, Южной Каролиной и Георгией объединяли их в конфедерацию, которая должна носить название "Соединенных Штатов Америки" (статья 1)3.

По сути это была первая Конституция нового общего государства – Соединенных Штатов Америки, которая бесповоротно провозглашала его создание. За штатами не предусматривалось право выхода из этого союза, решение большинства его членов имело принудительную силу для других штатов, определялась сфера исключительных полномочий союзного государства. По всем остальным вопросам незыблемым сохранялся суверенитет штатов, поскольку он не был ограничен конкретными нормами "Статей Конфедерации" и эта норма была закреплена в Статье II. "Каждый штат сохраняет свое верховенство, свою свободу и независимость, равно, как всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс".1

Для решения общих вопросов конфедерации создавался выборный орган – конгресс штатов. За ним закреплялись полномочия, переданные в исключительную компетенцию конфедерации: решение вопросов войны и мира, дипломатические сношения и международные договоры; регулирование денежного обращения, мер, весов и торговли; организация почтового дела, армии и назначение высшего воинского начальства.

Таким образом, принятию в 1787 году федеральной Конституции Соединенных Штатов Америки предшествовало принятие, не менее значимых документов – Декларации независимости и Статей Конфедерации. Конституция создавалась не на пустом месте. Фактически "Декларацией" и "Статьями" был заложен фундамент, на котором в последствии было выстроено здание американской демократии, сохраняющееся практически в неизменном состоянии на протяжении более чем двухсот лет.

Часть II. КОНСТИТУЦИЯ 1787 ГОДА
2.1. Принятие Конституции. Билль о правах

Действующая конституция США была выработана Конституционным конвентом, заседавшим в Филадельфии с 14 мая (а в некоторых источниках с 25 мая2) по 17 сентября 1787 года. Конвент представлял собой своего рода учредительное собрание, на которое было избрано 74 делегата, состоявшее из представителей штатов-государств, входящих в конфедерацию. Не все делегаты смогли прибыть на Конвент, некоторые просто отказались от участия в нем, и в итоге в работе Конвента приняли участие 55 человек. Ряд из них покинул Конвент до его закрытия и только 39 делегатов поставили свои подписи под текстом Основного закона. Принятая 17 сентября 1787 г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее законодательным собраниям штатов, чтобы они представили ее на рассмотрение избранных конвентов штатов.

Конституция была ратифицирована конвентами, избранными в каждом штате. Первым, одобрившим ее 7 декабря 1787 г., был штат Делавэр; девятым штатом, благодаря ратификации которого 21 июня 1788 г. этот документ вступил в силу, стал Нью-Гемпшир.1 После ратификации необходимым большинством штатов, в 1789 году, Конституция Соединенных Штатов вступила в силу. При ее ратификации шесть штатов – Пенсильвания, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Северная Каролина, Виргиния и Нью-Йорк – требовали в той или иной мере включения в конституцию Билля о правах, в котором были бы закреплены права и свобода граждан.

Принятие Конституции единого государства, включившего в себя 13 независимых малых государств, созданных на базе бывших английских колоний, не было случайностью. Его обусловили реальные экономические, политические, социальные и идеологические потребности эпохи. Общественное сознание населения "молодых освободившихся государств" тяжкими обстоятельствами было подведено к идее государственного объединения, которое требовало принятие Конституции вместо прежних Статей Конфедерации, - не "конституции", а первого Основного закона страны, первой в истории человечества писаной Конституции.2

Во время первой сессии Конгресса, созванного на основании уже новой Конституции, было предложено внесение в неё 12 поправок в виде Билля о правах. Согласованный проект с некоторыми изменениями был одобрен 25 сентября 1789 года и в качестве 10 поправок к основному тексту Конституции был передан на ратификацию. Билль о правах вступил в силу 15 декабря 1791 г., после его утверждения одиннадцатым штатом из существовавших тогда четырнадцати.

Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы. Из области социально-экономических прав в нём говорится только о некоторых гарантиях частной собственности: "никто … не будет лишен … имущества без законного судебного разбирательства, никакая частная собственность не будет отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения" (поправка V).1 Провозглашенные в Билле права и гарантии были существенно меньше тех, которые уже были закреплены в Конституциях большинства штатов, однако они были всеобщими и обуславливали степень общегосударственного демократизма.

В Билле о правах были закреплены основные демократические права и свободы политического характера: свобода вероисповедания, слова, печати, собраний и петиций (поправка I), гарантировались гражданская неприкосновенность: личности, жилища, бумаг и имуществ (поправка IV), свобода от постоев (поправка III). Кроме того, поправки уточнили пределы полномочий Конгресса (поправка I), подтвердили принцип сохранения общей компетенции, не предоставленной федерации, за Штатами или народом (поправка Х).2
2.2. Структура Конституции

Конституция США сравнительно краткий документ, включающий в себя три компонента:

1) Преамбулу, которая не признается судами и американской доктриной за составную часть закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана: утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечению гражданам США благ свободы.

Текст преамбулы таков: "Мы, народ Соединенных Штатов, в целях создания более совершенного Союза, установления правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, поднятия общего благосостояния и обеспечения нам самим и нашему потомству благ свободы издаем и учреждаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки."1

2) Семь статей, обозначенных римскими цифрами, некоторые из которых довольно значительные по объему. Большинство статей делятся на разделы, разделенные в свою очередь на параграфы. Статьи главным образом определяют структуру органов государственной власти и регулируют их взаимоотношения, построенные на принципе сдержек и противовесов, то есть распределяют компетенцию на федеральном уровне – "по горизонтали" (статьи I - III), между Союзом и Штатами – "по вертикали" (статьи I и IV); устанавливают порядок изменения самого Основного закона (статья V); содержат разноплановые положения (статья VI) часть из которых утратила силу (о признании Соединенными Штатами доконституционных долгов), а другие, наоборот, приобрели особое значение (нормы о соотношении внутреннего и международного права). Статья VII говорит о вступлении в силу самой Конституции.

Если характеризовать текст, содержащийся в статьях, то можно отметить, что он на первый взгляд кажется простым, логичным, сжатым и небольшим по объему, хотя при более внимательном рассмотрении в нем много нечеткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими выражениями, отсутствуют положения о важнейших институтах политической и государственной власти – о конституционном контроле, политических партиях, исполнительном аппарате, поверхностно характеризуется порядок избрания высших должностных лиц и органов, парламентская процедура.1

3) 27 поправок, последняя из которых была принята в 1992 году. Поправки призваны восполнять содержащиеся в Конституции пробелы. Так, первые 10 поправок, носящие название Билль о правах, закрепляют свободу вероисповедания, свободу слова, печати, право обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности, право собственности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу и избирательное право. К настоящему времени некоторые поправки изменили положения предыдущих поправок, которые в свою очередь модифицировали первоначальный текст (например, последовательное преобразование и уточнение порядка избрания и замещения должностей президента и вице-президента, установленного в ст. II, поправками XII, XX и XXV). Все принятые поправки дописываются к основному тексту, а отмененный текст не устраняется, что затрудняет понимание Конституции в целом.

В тексте Конституции ни статьи, ни разделы не имеют своих названий, но, тем не менее, в практике применяются различные условные деления, позволяющие лучше понять и уяснить смысл норм Основного закона Соединенных Штатов:

Статья I (Законодательная власть), включает в себя 10 разделов: 1-й – Конгресс, 2-й – Палата представителей, 3-й – Сенат, 4-й – Выборы сенаторов и представителей. Сессии Конгресса, 5-й – Права и обязанности каждой из палат Конгресса, 6-й – Вознаграждения, привилегии и ограничения членов Конгресса, 7-й – Полномочия Конгресса, 8-й – компетенция Конгресса, 9-й – Ограничение полномочий Конгресса и 10-й – Ограничение власти штатов;

Статья II (Исполнительная власть) состоит из четырех разделов: 1-й - Президент. Выборы Президента, 2-й и 3-й – Полномочия Президента, 4-й – Импичмент;

Статья III (Судебная власть) состоит из двух разделов;

Статья IV (Штаты и союзное правительство) состоит из 4 разделов;

Статьи V (Поправки), VI (Различные постановления) и VII (Ратификация Конституции) деления на разделы не имеют, но статья VI разделена на параграфы.

В официальных американских изданиях поправки не включаются в самый текст Конституции, а даются отдельно в конце её. Они называются не поправками, а статьями и имеют особую нумерацию.1
2.3. Институты непосредственной демократии

Выборы, отзыв депутатов, народная законодательная инициатива, референдум регулируются Конституцией США и федеральным законодательством только частично или вообще не регулируются. Определенная конституционная упорядоченность в избирательной системе стала появляться с присоединением к Конституции поправок, четыре из которых, регулируют вопросы активного избирательного права в "чистом виде": поправкой ХV-й, ратифицированной в 1870 г., устанавливается равенство избирательных прав мужчин; ХIХ-й (1920 г.) – предоставлены избирательные права женщинам, ХХIV-й (1964 г.) – запрещено ограничение избирательных прав по причине неуплаты налогов, а ХХVI-й (1971 г.) – избирательные права предоставлены гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет. Также вопросы избирательного права отчасти затрагиваются и в других положениях Конституции.

В федеральном конституционном законодательстве США фиксируются только основные принципы избирательного права. Практически выборы являются всеобщими, равными, с необходимым равенством избирательных округов. Во все представительные органы власти выборы прямые, а Президент и Вице-президент США избираются не прямым голосованием, а выборщиками путем косвенных выборов. На выборах применяется тайное голосование (бюллетени, избирательные машины, специальные электронные карточки избирателей). Для выборов Президента и Вице-президента вся страна составляет единый национальный (федеральный) избирательный округ.

Отзыв избранных депутатов предусмотрен только в отдельных штатах. Народная законодательная инициатива используется в единичных штатах, и то очень редко.
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации