Баранова М.Л., Макарова Н.В. Ранний возраст: организация психолого-педагогической помощи детям в ДОУ - файл n1.doc

Баранова М.Л., Макарова Н.В. Ранний возраст: организация психолого-педагогической помощи детям в ДОУ
Скачать все файлы (1135 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1135kb.31.03.2014 03:32скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Единая государственная система раннего выявления и специальной медицинской помощи для детей первых трех лет жизни с нарушенной слуховой функцией. Специальным приказом Министерства здравоохранения РФ (№108 от 29.03.96) эта система внедрена в нашей стране как обязательная. Такая система является важной составляющей системы комплексной помощи детям раннего возраста с нарушениями слуха. Она предусматривает:

С момента выявления снижения слуха у ребенка начинается проведение медико-педагогических коррекционных мероприятий. Раннее (с первых месяцев жизни) целенаправленное коррекционное воздействие приводит к тому, что даже у детей с тяжелой тугоухостью и глухотой к 3-5 годам удается сформировать фразовую речь, звучание которой максимально приближается к нормальному (Е.А. Стребелева).

Психолого-педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают:

В 1999 г. в Москве приказом министра образования РФ от 18.10.99 № 575 создано государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования РФ.

Цель данного учреждения – совершенствование научно-методической базы системы ранней диагностики и раннего сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии, координации деятельности соответствующих региональных структур и во исполнение решения коллегии Минобразования России от 09.02.99 № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования».

Специалисты Центра оказывают:

Помимо непосредственой помощи детям раннего возраста в задачи Центра входит координация и научное руководство региональными и территориальными службами ранней помощи. Основные направления деятельности Центра были определены следующим образом:

Важнейшим итогом работы Центра на начальном этапе явилось создание проекта Программы единой государственной системы раннего (с первых месяцев жизни) выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии, вошедшего в Программу Министерства Образования Российской Федерации «Развитие практической психологии в системе образования» (2003 – 2010 гг.).
Не так давно специальным дошкольным учреждениям дано право открывать в них группы кратковременного пребывания для детей, посещающих обычные ДОУ или воспитывающихся дома. Такая форма организации взаимодействия семьи и ДОУ признана в настоящее время одной из самых перспективных. ( «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» МО РФ от 29.06.99 г. №129).

В таких группах необходимую коррекционную помощь силами квалифицированных специалистов могут получать дети с выраженными отклонениями (например, с глубокими нарушениями интеллекта), со сложными комбинированными нарушениями и с незначительными, невыраженными отклонениями в развитии, и, что особенно важно, начиная с первого года жизни. (Н.Д. Шматко, 1998).

Оказание психолого-педагогической помощи родителям и ребенку в группах кратковременного пребывания должно отражаться в индивидуальной коррекционной программе развития и осуществляется на основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе психолого-медико-педагогического обследования ребенка. Специалисты дают оценку актуального и потенциального уровня развития ребенка, определяют характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей ребенка, определяют сферы воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы (Е.А. Стребелева, М.В. Браткова).

Основными задачами работы группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста являются:

- оказание коррекционно-педагогической помощи детям и их родителям;

- предоставление ребенку реализовать потребности на индивидуальных занятиях или занятиях в малой группе (по 2-3 ребенка), сформировать у него необходимые социальные навыки поведения;

- обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи (Н.Д Шматко, 2003).
Баранова М.Л., Макарова Н.В.

Ранний возраст: организация психолого-педагогической помощи детям в ДОУ. – Ростов-наДону.: изд. «Феникс», 2005. – 240с.


В книге представлен опыт организации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Наряду с организационными вопросами, рассматривается система диагностики развития детей раннего возраста и соответствующий диагностический инструментарий. Предлагается механизм разработки и реализации индивидуальных программ психолого-педагогической помощи ребёнку раннего возраста, а также технологии взаимодействия с родителями ребёнка в ходе её реализации.

Рассматриваются также основные закономерности развития детей то рождения до трёх лет, причины и ранние проявления некоторых возможных отклонений в развитии малышей.

В приложении представлен пакет документации службы ранней психолого-педагогической помощи ДОУ, а также современное нормативно-правовое обеспечение её деятельности.

Книга адресована руководителям, специалистам и педагогам дошкольных образовательных учреждений, специалистам ПМПК, учреждений государственной поддержки детства, а так же родителям, имеющим детей раннего возраста. Книга может быть рекомендована для студентов педагогических ВУЗов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Состояние здоровья детей дошкольного возраста по статистическим данным в России.

  1. Современное состояние отечественной системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии.

III. Развитие ребёнка раннего возраста: закономерности и возможные отклонения.

3.1. Особенности нервно-психичнского развития ребенка 1-го года жизни.

3.2. Развитие ребенка раннего возраста (1 - 3 года).

3.3. Ранние проявления нарушений в развитии ребенка.

IY. Организация ранней психолого-педагогической помощи в ДОУ.

4.1. Содержательная модель деятельности Службы ранней психолого-педагогической помощи.

4.2. Структура и организация деятельности Службы ранней психолого-педагогической помощи.

4.3. Управленческие аспекты деятельности Службы ранней психолого-педагогической помощи в условиях ДОУ.

Y. Диагностическое обеспечение ранней психолого-педагогической помощи.

YI. Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи.

YII. Технологии взаимодействия с родителями в ходе психолого- педагогической помощи детям раннего возраста.

Заключение.

Приложения.

Список рекомендуемой научно-методической литературы.
Введение

Экспериментальная деятельность по проекту «Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях» проводилась на базе МДОУ № 293 г. Ростова-на-Дону в течение 2 лет – с 2002 по 2004г. Ее начало связано с реализацией региональной межведомственной программы развития системы компенсирующего обучения на период с 2002 по 2004 годы.

Опыт многолетней практической деятельности педагогов ДОУ позволил убедиться в том, что эффективность компенсации имеющихся у ребенка проблем в развитии зависит не только от такого важнейшего фактора, как квалификация педагогов, их заинтересованное и внимательное отношение к ребенку, но в значительной степени и от времени начала реабилитационных мероприятий. Если необходимая помощь начинала оказываться в старшем дошкольном возрасте, то преодоление нарушений развития требовало значительно большего времени и усилий, чем у детей раннего возраста. Но организационно-педагогические условия оказания такой помощи в ДОУ разработаны ещё не были. Это и определило направление экспериментальной деятельности педагогического коллектива ДОУ.

Цель экспериментальной деятельности заключалась в разработке содержательной, организационной и управленческой модели ранней психолого-педагогической помощи в дошкольном образовательном учреждении.

Особо важное значение мы предавали взаимодействию с областным центром диагностики и консультирования, на базе которого был организован областной Центр психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с выявленной патологией. Такое взаимодействие областного Центра со службами ДОУ позволяет по нашему мнению создать в регионе двухступенчатую систему ранней психолого-педагогической помощи детям. В условиях ступенчатой системы увеличиваются возможности квалифицированно решать наиболее сложные вопросы диагностики в раннем возрасте и определять приоритетные направления реабилитационной работы с ребенком.

Большое значение для начала экспериментальной деятельности в данном направлении имела методическая помощь руководителя и специалистов Санкт-Петербургского института раннего вмешательства (ИРАВ). Знакомство с опытом организации ранней помощи детям в ИРАВ, практические рекомендации и специальная литература, предоставленные нам в институте, помогли определить направление экспериментальной деятельности.

Следует отметить, что в ходе экспериментальной работы в нее активно включился педагогический коллектив ДОУ № 66 г. Таганрога. Совместная деятельность по программе проекта дала интересные результаты. При общности стратегических задач в обоих образовательных учреждениях, тактическое их решение не было совершенно одинаковым. Педагоги образовательных учреждений Ростова и Таганрога варьировали методы и приемы работы с детьми и родителями, отличались и организационные формы оказания ранней психолого-педагогической помощи. Так, в Ростове ранняя помощь оказывалась в условиях консультативно-диагностического пункта, групп раннего возраста и в форме домашнего визитирования. В Таганроге основными организационными формами ранней помощи были группы кратковременного пребывания и консультативно-диагностический пункт.

Особую благодарность хочется выразить заведующей ДОУ№293 г. Ростова-на-Дону Суховой Л.В. и методисту Николенко О.В., а также специалистам этого образовательного учреждения, без активного и заинтересованного участия которых не смогло бы состояться это исследование.

Надеемся, что представленные результаты экспериментальной деятельности помогут педагогам области в работе по организации ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

I. Состояние здоровья детей дошкольного возраста по статистическим данным в России.
Общеизвестно, что здоровье – это не только богатство отдельного человека, это - национальное богатство страны. Однако анализ статистических данных показывает, что за последние десять лет в состоянии здоровья детского населения обозначились неблагоприятные процессы, которые обусловлены множеством причин: неудовлетворительным состоянием окружающей среды, неблагоприятной социально-экономической обстановкой в стране, деформацией традиционных семейных укладов и ценностей здорового образа жизни в семье. Значимыми являются и трудности получения своевременной квалифицированной диагностической и лечебно-профилактической помощи. Характерно, что доля причин социального характера составляет около 50%. На долю наследственности приходится 18-25%всех причин, 10-20% случаев нарушения здоровья объясняются неблагоприятными условиями окружающей среды и природно-климатическими факторами, и лишь 10-15% причин связаны с особенностями организации здравоохранения. При этом отмечается такая закономерность – чем моложе ребенок, тем выше оказывается удельный вес биологических и генетических влияний на его здоровье (В.А. Доскин, 2001).

Анализируя состояние здоровья детского населения, академик РАМН Ю.В. Вельтищев выделил восемь основных тенденций, влияющих на снижение здоровья детей:

  1. Ухудшение состояния здоровья женщин, нарастание различных противоречий в семье.

  2. Отсутствие положительных сдвигов в снижении недонашиваемости, рождение детей с низкой массой тела. Недонашиваемость составляет 7%, в отдельных городах – 14-16%. Во многом это связано с неудовлетворительным состоянием здоровья матерей и неблагоприятной экологической обстановкой. Определенный вклад вносит низкое качество медицинского обеспечения беременных женщин и его дальнейшее снижение. Различные хронические отклонения в состоянии здоровья имеют 50-70% беременных женщин.

Высокая частота рождения детей с травмами и патологией центральной нервной системы (более 30 на 1000 родившихся). Действуют вышеупомянутые факторы. Крайне недостаточна сеть региональных перинатальных центров, для большинства которых характерна слабая оснащенность; неудовлетворительна постановка интенсивной терапии и реанимации новорожденных.

  1. Абсолютное повышение частоты врожденных и наследственных болезней в ряде регионов. Врожденные пороки в структуре ранней и младенческой смертности вышли на первое место.

  2. Прогрессирующий рост хронических форм патологии у детей.

  3. Повышение частоты вирусных и паразитарных заболеваний, в том числе контролируемых инфекций – полиомиелита, коклюша, кори, туберкулеза и др. Это связано с существенным снижением числа детей, вакцинированных против детских инфекций (до 50%). Немаловажную негативную роль здесь сыграла популярная пресса, побудившая многих родителей отказаться от вакцинации детей. По сравнению со многими развитыми странами мира, у нас чрезмерно расширен перечень противопоказаний для вакцинации.

  4. Рост болезней аллергической природы.

  5. Повышение общего числа детей-инвалидов .

По свидетельству С.Р. Коновой (2001), за последние пять лет уровень здоровья детей ухудшился на 14,5 %. В настоящее время не более 15% дошкольников можно назвать здоровыми (двадцать лет назад их было 23%) . В структуре заболеваемости среди детей дошкольного возраста на первом месте находятся болезни органов дыхания, на втором – пищеварения, на третьем – инфекционные заболевания; далее – болезни глаз, заболевания нервной системы, кожи, клетчатки, костно-мышечная патология, травмы и пр. Из общей заболеваемости дошкольников 75% приходится на острые респираторно-вирусные инфекции или грипп. До 70% детей страдают кариесом зубов. По мнению медицинских работников, это тот класс болезней, которым можно и нужно управлять в дошкольных образовательных учреждениях.

В.Р. Кучма и М.И. Степанова отмечают, что за последние 10 лет в 2 раза (с 11,8 до 21,3-26,9%) увеличилось количество детей с хронической патологией, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 5-6%). Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы и органов пищеварения. Патологическая пораженность у мальчиков 6-7 лет выше, чем у девочек.

Серьёзные отклонения в здоровье характерны уже для периода младенчества и раннего детства. Ю.А. Разенкова приводит следующие статистические данные (2000). В течение последних 7 лет доля рождения здоровых новорожденных снизилась с 48,3 до 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. Органам здравоохранения в результате принятых в последние годы неотложных мер удалось стабилизировать показатели детской и материнской перинатальной (родовой) смертности. Повысился процент рождения недоношенных детей с критически низкой массой тела при рождении (от 700 до 1100 г.), составляющих группу высокого риска по слуховой и зрительной патологии, детскому церебральному параличу, интеллектуальной недостаточности, слепоглухоте и сложным нарушениям в развитии .

На 1000 новорожденных в 2-х – 2,5 случаях отмечается тяжелая врожденная двигательная патология, в том числе детский церебральный паралич (Н.Б. Киселева, 2000).

Приведённые статистические данные выглядят ещё плачевнее, если учесть, что за период пребывания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении эти показатели ещё более ухудшаются. Так, при осмотре детей 2-3 лет до их поступления в дошкольные учреждения, на 1000 малышей выявляется 27,5% больных, за год до поступления в школу (6 лет) – их число составляет 43,2%, а в 7 лет – 58,3%. Нарушение осанки наблюдалось у 24,5% детей до поступления их в детский сад, в 6 лет у 66,6%, в 7 лет у 86,4% (С.Р. Конова, 2001).

Увеличивается и число сочетанных нарушений: дети четырех лет имеют до трех нарушений в здоровье, а к шести годам – уже 4-5 нарушений (пока функциональных). По данным научного Центра здоровья детей РАМН, в массовых дошкольных учреждениях дети с первой группой здоровья, то есть здоровые, составляют не более 18%. В последнее время среди детей, посещающих дошкольные учреждения, намечается тенденция к росту тех, кто имеет третью группу здоровья. За десять лет их количество возросло с 3-5 до 12% (Е.А. Сагайдачная, И.Б. Куркина, 2001).

Нарушения в состоянии здоровья сказываются на общем развитии детей. В отчетах медицинских работников говорится, что в настоящее время значительно меньше детей, чем в прошлые годы, развивается в соответствии со своим календарным возрастом: их число за последнее время снизилось с 85% до 65%, возросло число детей с замедленными темпами созревания. В отличие от 60-х годов, когда речь шла об акселерации развития, ускорении темпов физического созревания детей, в 90-е годы учеными-медиками зафиксирован обратный процесс – децелерации, замедления темпов роста и физического развития (Г.Ф. Кумарина, 2001).

Результаты исследований показали, что среди современных детей седьмого года жизни школьно-незрелые составляют более 40%, что в 3 раза превышает количество таких детей в 70-е годы и в 2 раза больше, чем в 80-е годы. Специалисты-медики полагают, что среди детей, не посещающих детский сад, их количество будет ещё больше (В.Р. Кучма, М.И. Степанова, 2001).

Особую тревогу вызывает увеличение из года в год числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В России ежегодно более 30% младенцев поступает в дома ребенка (Б.В. Белявский, 2000). По данным Госкомстата России, по стране более 30% младенцев поступают ежегодно в дома ребенка.

Разрыв эмоциональных связей ребенка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников, вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития. В результате, уровень здоровья детей, поступающих в дома ребенка, резко ухудшается. Так, если в 1980 году удельный вес детей с нервно-психическими и наследственными заболеваниями в общей численности детей домов ребенка составлял 40%, то в 1998 году – 81%. До 60% контингента воспитанников домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к III-V (наиболее низким) группам здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии, лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые. Помимо последствий органического поражения мозга у 30% отмечается хронический тонзиллит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, частые энурезы и пр. Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. Выпускники детских домов во многих случаях (85-92%) не способны к обучению по программе общеобразовательной школы в результате задержки психического развития, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержанным психическим развитием не превышает 8-10% . Причины многочисленных физических и психических заболеваний у детей-сирот многообразны. Основная часть имеет негативную наследственность (алкоголизм, наркомания) (Б.В. Белявский, 2000).

Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей. Увеличивается число детей, рожденных вне брака (около 23% от общего числа рожденных детей) и детей, рожденных несовершеннолетними матерями. В настоящее время в России ежегодно около 2,8 тыс. женщин рожают в возрасте 15 лет; 13 тыс. – в 16 лет; 36,7 тыс. – в 17 лет. Количество детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составляет в среднем 3,8% от общего числа родившихся. В группе неполных семей с несовершеннолетними матерями отмечается высокий уровень материнской депривации - около 1% всех новорожденных становятся сиротами уже в первые дни жизни из-за отказа от них матерей в роддомах (Б.В. Белявский, 2000).

В последние годы наметилась негативная тенденция постоянного увеличение числа инвалидов. Если в 1995 году на 1000 человек населения их приходилось 150, то сегодня – уже 260 (С.Р. Конова, 2001). По последним статистическим данным, всего в России – 4 млн.592 тыс. инвалидов, из них детей-инвалидов до 16 лет – 221 тыс. (Б.П. Пузанов, Ю.А. Костенкова, 1998). Кроме того, в детской популяции существует не поддающаяся точному учету обширная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности здоровья которых резко ограничены вследствие хронических заболеваний.

Так, в настоящее время 1,7 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, то есть 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям (Н.М. Назарова 2000). В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,65% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

Специальную педагогическую поддержку получают лишь 1/3 нуждающихся в ней детей дошкольного возраста. Система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи развита недостаточно, а общественным воспитанием в России охвачено чуть более половины всех детей от 1 года до 6 лет (54,0%), остальные дети воспитываются в семье, и лишь некоторые из них получают необходимую коррекционно-педагогическую помощь в разных психолого-педагогических, реабилитационных и лечебно-оздоровительных учреждениях и центрах. Отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей (114, 132-133).

Отсутствие такой системы особенно значимым становится в случаях негрубых, слабо выраженных нарушения высшей нервной деятельности у детей дошкольного возраста, которые врачи (невропатологи, психиатры) стараются не замечать, предпочитая их выявлять, когда ребенок находится в школьном возрасте и клиническая картина становится ярко выраженной из-за стойких затруднений в обучении и школьной адаптации. Именно это обстоятельство, по мнению С.Г. Шевченко, в значительной мере препятствует развертыванию системы, обеспечивающей коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста в сензитивные периоды развития ведущих видов деятельности.

В то же время и педагоги и медики убеждены, что если не заниматься здоровьем ребенка-дошкольника, то уже в школьном возрасте он имеет шанс стать инвалидом (В.А. Доскин, 2001; Г.Ф. Кумарина, 2001 С.Р. Конова, 2001). Кроме того, очевиден факт: неконтролируемое падение показателей здоровья подрастающего поколения в геометрической прогрессии может угрожать здоровью последующих поколений - у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети.

Таким образом, сохранение и укрепление состояния здоровья подрастающего поколения превращается в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную социальную проблему. Ее разрешение возможно только в случае разработки и внедрения в практику работы дошкольных образовательных учреждений вариативных моделей ранней и дифференциальной диагностики, а также психолого-педагогической коррекции и профилактики различных нарушений развития.

Ранняя коррекция считается наиболее эффективным средством социальной адаптации детей. Это подтверждают не только многочисленные научные исследования (О.А. Новикова, Т.В. Пелымская, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина, Н.Д. Шматко и др.), но и опыт организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям раннего и дошкольного возраста в системе дошкольного образования (Е.В. Кожевникова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова и др.).

Российская система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Как ни в одной стране в нашем детском саду ребенку обеспечивается не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание. В сложных социально-экономических условиях детский сад обеспечивает всестороннее развитие ребенка и укрепление его здоровья, готовит к предстоящему обучению в школе и является формой социальной поддержки семьи.

Дошкольный возраст является наиболее оптимальным периодом развития многих психических функций. Л.С. Выготский отмечал, что слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. Обучение только тогда хорошо, писал Л.С. Выготский, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития ребёнка. Если же психическая функция по каким-либо причинам не достигла в этот период определенного уровня развития, то позднее бывает трудно восполнить имеющиеся недостатки. Общеизвестно, что гораздо легче предупредить их возникновение, так как возникнув, они могут способствовать развитию и других нарушений вторичного характера.

Создавшаяся критическая ситуация в отношении здоровья детей в России выдвигает в число важнейших направлений государственной политики проблему предупреждения детской инвалидности, создания системы эффективной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, важнейшим элементом которой является специальное образование. Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будет обеспечена своевременная диагностическая, психологическая, лечебно-профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь.
II.Современное состояние отечественной системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии.
В последние десятилетия внимание многих специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук все более привлекают проблемы раннего возраста (М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.). Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, давно доказано, что первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного физического и психического развития и от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).

Во-вторых, в последние годы уже наметилась тенденция постоянного роста числа детей с серьезными нарушениями в состоянии здоровья, негативно влияющими на процесс их развития, обучения и социализации, что подтверждается данными НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора РФ. Такие дети, в силу своих индивидуально-типологических особенностей, обусловленных низким уровнем соматического и нервно-психического здоровья, нуждаются в специальном комплексе мер психолого-педагогического и лечебно-оздоровительного характера, которые позволяют предупредить или преодолеть возможные нарушения развития, последующие трудности в обучении и социализации. Эффективность названных мер тем выше, чем раньше начата реализация названных мер. Результаты проводимых в этом направлении исследований, убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя психолого-педагогическая помощь способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии ребёнка, обеспечить максимальную реализацию его реабилитационного потенциала. Для значительной части детей - ранняя психолого-педагогическая помощь открывает также возможность включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития, что исключает необходимость дорогостоящего специального образования (Ю.А. Разенкова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.).

Постоянное увеличение числа детей с отклонениями в развитии привело к тому, что существующая в настоящее время дифференцированная сеть специального образования и коррекционной помощи детям не в состоянии охватить все количество нуждающихся дошкольников и, что особенно важно, детей младенческого и раннего возраста (В.И.Лубовский, 1994; Н.Н. Малофеев, 2001; Е.И. Морозова, 1998). Изучение практики реализации ранней психолого-педагогической помощи позволяет прийти к выводу о ее крайне ограниченном существовании в системе специального образования. Единичные структуры (ГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» МО РФ, научное подразделение ИКП РАО – консультативно-диагностический центр в Москве, Институт раннего вмешательства в Санкт-Петербурге и некоторые аналогичные структуры при детских поликлиниках и дошкольных учреждениях), оказывающие диагностическую и коррекционную помощь детям раннего возраста, не могут решить стоящих задач из-за их крайней малочисленности.

В - третьих, проведенные в последние десятилетия крупные теоретические и экспериментальные исследования в области раннего детства привели к тому, что сейчас в стране имеется достаточно высокий уровень научной разработанности проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего и дошкольного возраста, доказана эффективность получаемых специалистами результатов (И.С. Кривояз, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Л.И Солнцева, Н.Д. Шматко, С.Л. Хорош и др.). В ходе исследований показано, что особо значима ранняя коррекционная работа с неслышащими и слабослышащими детьми, а также детьми, имеющими и другие нарушения развития (нарушения зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и т.п.). Раньше такие дети, в возрасте от 0 до 3 лет, как правило, оказывались вне системы специального обучения. Необходимую коррекционную помощь им оказывали лишь работники медицинских учреждений (поликлиник, отделений детских больниц).

В настоящее время наиболее перспективным направлением развития дошкольной коррекционной педагогики является создание единой государственной системы раннего выявления детей с нарушениями в развитии и организации им комплексной коррекционно-развивающей помощи.

Опубликованный в 2000 г. проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии на всей территории Российской Федерации заложил нормативно-правовую основу для расширения временных рамок специального образования. Программа включает в себя 6 этапов, реализация которых рассчитана на 2000-2010 гг. По мнению ученых, авторов программы, ведущим принципом построения системы ранней реабилитации является путь «от общей модели к частным».

В нашей стране система ранней психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии только начинает создаваться. В ее основе – специальные программы раннего развития детей, разработанные как отечественными учеными, так и иностранными специалистами. В некоторых территориях России открываются психолого-медико-педагогические центры (консультации), где родители могут получить необходимую поддержку и научиться специальным методам и приемам взаимодействия с ребенком, организовать обучающую педагогическую среду и активно включиться в процесс ранней коррекционно-развивающей помощи.

В этом направлении уже сделаны первые шаги. Проведенные в 80-х гг. совместные исследования медиков и специалистов-дефектологов в области специальной педагогики позволили создать единую государственную систему раннего выявления и специальной медицинской помощи для детей первых трех лет жизни с нарушенной слуховой функцией. Специальным приказом Министерства здравоохранения РФ (№108 от 29.03.96) эта система внедрена в нашей стране как обязательная. Такая система является важной составляющей системы комплексной помощи детям раннего возраста с нарушениями слуха. Она предусматривает:

С момента выявления снижения слуха у ребенка начинается проведение медико-педагогических коррекционных мероприятий. Раннее (с первых месяцев жизни) целенаправленное коррекционное воздействие приводит к тому, что даже у детей с тяжелой тугоухостью и глухотой к 3-5 годам удается сформировать фразовую речь, звучание которой максимально приближается к нормальному (Е.А. Стребелева).

Психолого-педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают:

В ИКП РАО с 1992 г. ведется системная научная разработка моделей раннего выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии, дифференциальной диагностики и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи детям раннего возраста с различными нарушениями в развитии. С 1994 г. в ИКП существует консультативно-диагностический центр (КДЦ), являющийся научно-практическим подразделением ИКП РАО ( З.М. Дунаева, Л.И. Ростягайлова).

Основная задача Центра – оказание реабилитационной помощи детям с различными отклонениями в развитии, начиная с младенческого возраста. Комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста осуществляется с участием врача-невропатолога, психиатра, психолога, педагога-дефектолога и логопеда.

В результате обследования определяются уровень психического и речевого развития ребенка, состояние его эмоциональной и личностной сферы, особенности формирования двигательных навыков. На основании анализа данных комплексного медико-психолого-педагогического обследования составляется заключение, назначается соответствующее лечение и даются рекомендации родителям по обучению и воспитанию ребенка, коррекции имеющихся отклонений в его развитии. По желанию родителей специалисты Центра определяют наиболее подходящий для ребенка вид образовательного заведения и (или) форму обучения.

В 1999 г. в Москве приказом министра образования РФ от 18.10.99 № 575 создано государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования РФ.

Цель данного учреждения – совершенствование научно-методической базы системы ранней диагностики и раннего сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии, координации деятельности соответствующих региональных структур и во исполнение решения коллегии Минобразования России от 09.02.99 № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования».

Специалисты Центра оказывают:

Помимо непосредственой помощи детям раннего возраста в задачи Центра входит координация и научное руководство региональными и территориальными службами ранней помощи. Основные направления деятельности Центра были определены следующим образом:

Важнейшим итогом работы Центра на начальном этапе явилось создание проекта Программы единой государственной системы раннего (с первых месяцев жизни) выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии, вошедшего в Программу Министерства Образования Российской Федерации «Развитие практической психологии в системе образования» (2003 – 2010 гг.). По мнению Ю.А. Разенковой, одного из авторов проекта, он был необходим для того, чтобы определить стратегию и тактику создания системы ранней помощи в образовании, наметить ближайшие и отдаленные задачи, выделить основные этапы, определить их последовательность (2003).

Организованное Центром межведомственное обсуждение проекта Программы в регионах страны и мониторинг деятельности существующих служб ранней помощи показали, что многими регионами нашей страны была предоставлена развернутая и содержательная информация, содержащая отзывы и экспертные оценки Комитетов и Департаментов образования о проекте Программы. Большинство специалистов органов управления образованием субъектов РФ признали актуальность и необходимость незамедлительного создания государственной системы ранней помощи в стране. Это объясняется тем, что в последние годы уже наметилась тенденция постоянного роста числа детей с серьезными нарушениями в состоянии здоровья, негативно влияющими на процесс их развития. Такая ситуация приводит к фактам нарастающей инвалидизации детского населения, увеличения числа социальных сирот и вызывает озабоченность этим общества в целом.

Постоянное увеличение числа детей с отклонениями в развитии привело к тому, что существующая в настоящее время дифференцированная сеть коррекционной помощи детям не в состоянии охватить все количество нуждающихся дошкольников и, что особенно важно, детей младенческого и раннего возраста. Так, в ранние периоды развития дети с умственными и физическими недостатками лишь в единичных случаях получают необходимую психолого-педагогическую помощь, а в дошкольный период специальным обучением охвачено не более 2,5-3% от всех детей этого возраста, то есть не более 1/3 нуждающихся (Н.Н. Малофеев, 2001; В.И. Лубовский, 1994).

Необходимость создания системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии отчетливо ощущается специалистами не только в области специального образования, но и системы здравоохранения, готовых осуществлять в этой сфере междисциплинарное взаимодействие. Признается большая значимость служб ранней помощи и перспективность ожидаемых результатов их деятельности (Ю.А. Разенкова, 2003).

Изучение отечественной практики реализации ранней психолого-педагогической помощи показало, что за период с 1999 по 2002 год было создано свыше 40 центров и служб ранней помощи детям с проблемами в развитии. В некоторых научных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга проводятся эксперименты с категорией детей раннего возраста из различных групп риска, где пытаются трансформировать западный опыт организации системы «раннего вмешательства».

В частности, в Санкт-Петербурге разработана и апробируется региональная модель ранней помощи: междисциплинарная семейно-центрированная программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования (Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999). Эта программа предполагает следующие этапы обслуживания ребенка и семьи:

1. Первичное обращение в программу по направлениям из учреждений города или самостоятельно.

2. Включение семьи в число потенциальных клиентов и первый контакт.

3. Составление анамнеза и социального паспорта семьи, определение сроков проведения первого этапа диагностики уровня взаимодействия матери и ребенка.

4. Определение качества отношений и характеристик взаимодействия, заполнение опросника потребностей семьи.

5. Междисциплинарная оценка «командой» специалистов программы особых потребностей ребенка и его семьи.

6. Определение направлений и стратегии «раннего вмешательства», обсуждение длительности программы для конкретной семьи и ребенка, назначение ведущего специалиста, ответственного за ведение данной семьи в рамках индивидуальной программы.

7. Осуществление преемственности с другими городскими образовательными программами (Л.И. Аксенова, 2002).

В качестве еще одной успешно действующей в Санкт-Петербурге программы ранней помощи можно назвать деятельность негосударственного образовательного учреждения повышения квалификации – Санкт-Петербургского института раннего вмешательства (Е.В. Кожевникова). В рамках программ этого учреждения осуществляются проекты в области консультирования и сопровождения детей с врожденными дефектами развития и детей из групп риска, а также их семей.

Программа института раннего вмешательства направлена:

Эта помощь предполагает:

Первичное выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии специалисты С.-Петербургского ИРАВ проводят с помощью опросников для родителей, которые выдаются в Центре раннего вмешательства или детских поликлиниках города, имеющих договор с ИРАВ. Специалистами используются следующие опросники:

При необходимости используются другие дополнительные опросники.

В последние годы стали появляться новые формы организации ранней коррекционной помощи. Не так давно специальным дошкольным учреждениям дано право открывать в них группы кратковременного пребывания для детей, посещающих обычные ДОУ или воспитывающихся дома. Такая форма организации взаимодействия семьи и ДОУ признана в настоящее время одной из самых перспективных. ( «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» МО РФ от 29.06.99 г. №129).

В таких группах необходимую коррекционную помощь силами квалифицированных специалистов могут получать дети с выраженными отклонениями (например, с глубокими нарушениями интеллекта), со сложными комбинированными нарушениями и с незначительными, невыраженными отклонениями в развитии, и, что особенно важно, начиная с первого года жизни. (Н.Д. Шматко, 1998).

Оказание психолого-педагогической помощи родителям и ребенку в группах кратковременного пребывания должно отражаться в индивидуальной коррекционной программе развития и осуществляется на основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе психолого-медико-педагогического обследования ребенка. Специалисты дают оценку актуального и потенциального уровня развития ребенка, определяют характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей ребенка, определяют сферы воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы (Е.А. Стребелева, М.В. Браткова).

Основными задачами работы группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста являются:

- оказание коррекционно-педагогической помощи детям и их родителям;

- предоставление ребенку реализовать потребности на индивидуальных занятиях или занятиях в малой группе (по 2-3 ребенка), сформировать у него необходимые социальные навыки поведения;

- обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи (Н.Д Шматко, 2003).

В этих группах дети могут получать квалифицированную помощь различных специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по ЛФК, медсестры массажа, музыкального руководителя и др.

Содержание коррекционно-педагогического процесса в группах кратковременного пребывания раскрыто в работах Е.А. Стребелевой, М.В. Братковой (2000) и Г.А. Мишиной (2000).

Еще одна форма взаимодействия семьи и дошкольных учреждений, имеющих высококвалифицированных специалистов по раннему детству в области коррекционной педагогики – консультативно-диагностический пункт. При посещении которого родители могут получать медицинскую и психолого-педагогическую помощь по диагностике и коррекции психофизического развития детей раннего и младенческого возраста, по содержанию и методам коррекционной работы с ребенком в семье, по вопросам воспитания и организации домашнего режима, по налаживанию взаимоотношений ребенка со взрослыми членами семьи, по установлению его контакта с другими детьми.

По мнению Г.А. Мишиной, наиболее подходящими формами организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития, являются следующие:

В последние годы разработана достаточная теоретическая база для проведения ранней коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей с отклонениями в развитии: для детей с нарушениями слуха (Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Т.В. Николаева и др.), с ранним детским аутизмом (Е.Р. Баенская, О.С. Никольская, Т.И. Морозова и др.), с нарушениями зрения (Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, Л.И. Плаксина, Л.И. Фильчикова), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова и др.), с психофизическими нарушениями (Е.А. Стребелева, М.В. Браткова), с отставанием в развитии в условиях домов ребенка (Ю.А. Разенкова). Разработан и широко апробирован подход к выявлению и коррекции отклонений в умственном развитии детей раннего и дошкольного возраста (Е.А. Стребелева). Но еще недостаточно раскрыты вопросы выявления, диагностики и коррекции отклонений в развитии речевой деятельности. Существующие методики (Е.Н. Винарская, И.С. Кривояз, О.Г. Приходько, Г.В. Чиркина и др.) необходимо широко распространять.

Таким образом, необходимые предпосылки создания государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии в Российской системе образования существуют.

Создание единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей предусматривает проведение целенаправленной государственной политики в этой области и разработку законодательных актов в целях преодоления межведомственных и междисциплинарных барьеров.

Важнейшая задача на пути создания такой системы - разработка и апробация различных моделей скринингового и углубленного, дифференциального обследования всех детей с подозрением на отклонения в развитии и оказания разнообразных форм психолого-педагогической и социальной помощи им и их семьям (Е.А. Стребелева). По мнению ученых, система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии должна включать следующие разделы:

I. В родильном доме необходима разработка и применение карты развития ребенка с указанием факторов риска, которая сопровождала бы ребенка при выписке и ориентировала бы педиатров на более внимательное отношение к психофизическому развитию малыша «группы риска».

II. Дифференциальная диагностика, осуществляемая в детских лечебно -профилактических учреждениях города, должна выявлять отклонения в развитии, уточнять структуру дефекта, определять возможности медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка. Детские поликлиники должны иметь базу данных обо всех специализированных учреждениях и службах в системе образования в районе, городе.

III. Система медико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии должна быть достаточно гибкой и сочетать в себе как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и медико-психолого-педагогических (реабилитационных) центрах. Для обеспечения систематической коррекционной поддержки при каждом дошкольном образовательном учреждении, а также при специальных (коррекционных) ДОУ возможна организация группы для детей раннего возраста с кратковременным пребыванием, где будет оказываться целенаправленная комплексная помощь ребенку и его родителям.

IV. Необходима целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста.


  1. Развитие ребёнка раннего возраста: закономерности и возможные отклонения.

3.1. Особенности нервно-психичнского развития ребенка 1-го года жизни.

Период новорожденности.

Первый месяц жизни ребенка, период новорожденности, является своеобразным переходом от внутреутробного к внеутробному, постнатальному периоду существования. Поэтому одной из важнейших задач этого периода является адантация приспособление ребенка к новым для него условиям жизни.

Осуществляется такая адаптация на основе ряда безусловных, врожденных рефлексов, имеющихся у новорожденного:

Важнейшие из них:

Сосательный рефлекс – обеспечивающий возможность питания ребенка, а следовательно роста и физического развития; а также ориентировочный – лежащий в основе дальнейшего развития восприятия, интереса – к окружающему, исследовательских навыков направленных на познание окружающего. Ряд современных отечественных и зарубежных авторов на ряду с врожденными рефлексами в основе адаптации и развития новорожденного рассматривают врожденные идеи имеющиеся у ребенка и представляющие собой запас наиболее общих идей и знаний о мире, которые в дальнейшем конкретизируются. (Чистович Л., Кожевникова Е., Фром А., Leach Р.). Часть этих идей касается людей и взаимодействия с ними, например, схема беседы, которой ребенок начинает пользоваться уже в период наворожденности (посредством взгляда, звука, движения), идеи о том, как выглядит человек (новорожденный узнает его среди всех других объектов), идея о том, что люди – его друзья (ребенок улыбается увиденному человеку, устанавливает с ним контакт).

Основной особенностью восприятия окружающего у новорожденного недифференцированно. Л.С. Выготский определяя его как аморфное восприятие ситуации в целом, составляющей фон, на котором выделяется отдельный объект, воспринимаемый как качество целостной ситуации. Целостное, синтетическое восприятие окружающего предшествует восприятию аналитическому, представляющему мир, состоящим из отдельных, относительно самостоятельных объектов.

Внешние впечатления у новорожденного выступают в нераздельном единстве с окрашивающим их аффектом или чувственным фоном восприятия. Это своеобразное единство, сплав влечения, аффекта и ощущения в котором элементы восприятия и чувства еще не дифференцированы. Именно это единство и составляет суть своеобразной психической жизни ребенка в период новорожденности. Тем немее, уже во второй половине первого месяца новорожденный способен прослеживать глазами яркий движущийся объект, фиксировать взгляд на лице человека, реагировать на звуки. В самом конце периода новорожденности у ребенка появляется первая улыбка в ответ на улыбку или разговор взрослого как своеобразная социальная реакция ребенка, свидетельствующая об установлении контакта с окружающими и начале качественно нового, младенческого периода психического развития. Названные способности имеют уже социальный характер и развиваются в большей или меньшей степени, в зависимости от того, стимулирует взрослые их развитие или нет.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации