Роль национальных проектов в развитии экономики России на современном этапе развития - файл n1.doc

Роль национальных проектов в развитии экономики России на современном этапе развития
Скачать все файлы (93 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc93kb.31.03.2014 02:57скачать

n1.doc



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический университет


Контрольная работа
по экономической истории

Тема:

«Роль национальных проектов в развитии экономики России
на современном этапе развития.»


Исполнитель: студент(ка) Козлукова И.Ю.

гр.ЭПБ-08 Оз.

Руководитель: ________________


г.Екатеринбург

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………….................................................................

3

1. Национальные проекты ……………………………………………………….

4

1.1 Национальный проект «Здоровье» ………………………………………..

4

1.2 Национальный проект «Образование» …………………………………...

6

1.3 Национальный проект «Доступное и комфортное жилье» ……………...

8

1.4 Национальный проект «Развитие АПК» ………………………………….

10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..

11

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………

13



















ВВЕДЕНИЕ

Последние десятилетие ХХ века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. Практически треть населения оказалась за чертой бедности. Многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных, дефолт, лишивший в одночасье миллионы людей своих сбережений привели к тому, что народ уже не верил в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

Назрела острая необходимость создания программы, которая бы помогла решить приоритетные проблемы.

В 2003г. В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию:
«За трехлетний период мы не только основательно разобрали завалы проблем –
а заниматься ими практически в ежедневном режиме нас заставляла сама жизнь, – но и добились некоторых положительных результатов. Сейчас надо сделать следующий шаг. И все наши решения, все наши действия – подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира. Это – качественно новая задача. Качественно новая ступень для страны. Ступень, на которую мы раньше не могли подняться из-за целого ряда, из-за множества других, неотложных проблем. Такая возможность у нас есть. И мы обязаны ею воспользоваться».1

К июлю 2003г. рабочей группой во главе с заместителем руководителя Администрации Президента РФ И.И.Шуваловым были в целом сформулированы основные направления работы по социальному блоку национальных приоритетов, которые впоследствии были развернуты в Национальные проекты.

К концу лета 2005г. была закончена работа по составлению номенклатуры социально-экономических приоритетов, которые было решено реализовывать на государственном уровне в виде национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, развитие АПК.

Итог предварительной работы подвел В. Путин на совместном заседании членов Правительства, депутатов Федерального собрания и руководителей регионов:

«Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.

Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».

Ключевая фраза:

«Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России». 2


  1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

    1. Национальный проект «Здоровье»

Состояние здоровья населения в начале 2004г. характеризовалось низким уровнем рождаемости, высоким уровнем общей смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни: у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.

Проект «Здоровье» включает в себя два направления: «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью», целью которых является повышение доступности, качества первичной медико-санитарной помощи для широких слоев населения

и повышение обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью.

В связи с этим наметились следующие первоочередные шаги в реализации национального проекта в сфере здравоохранения: повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам); денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам; вакцинация; обследование новорожденных; профессиональная переподготовка, оснащение муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием и службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом.

Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами призваны повлиять на своевременное выявление и предупреждение многих заболеваний.

В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов. В бюджете Фонда социального страхования РФ на 2006г. было предусмотрено 10,5 млрд. рублей, из расчета 7,0 тыс. рублей на беременную женщину (с 1 декабря 2006г. повышено до 10 тыс. руб. за счет дополнительных средств, выделенных Минфином).3

Чтобы повысить эффективность разработки и реализации современных медицинских технологий и новых методов диагностики и лечения образовано Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи.

Создание агентства позволит на федеральном уровне решать проблемы по оказанию дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи на основе государственного задания; развивать федеральные центры высоких медицинских технологий для постановки «на поток» наиболее востребованных видов высокотехнологичной медицинской помощи.

Проект «Здоровье» дал свои положительные результаты, но вместе с тем надо отметить, что смертность по-прежнему выше рождаемости и население сокращается. Проекты документов о продлении действия Национального проекта «Здоровье» на 2008–2009гг. вносят ряд дополнений, которые должны решить проблемы с организацией медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, острых отравлениях, больным с сосудистыми заболеваниями, оснащения учреждений родовспоможения медицинским оборудованием, развития новых высоких технологий в федеральных специализированных учреждениях, создания перинатальных центров. Необходимо быстрее внедрять новые механизмы, проводить дальнейшую модернизацию. В 2009г. на нацпроект "Здоровье" выделено
149,1 млрд. рублей.

1.2 Национальный проект «Образование»

Национальный проект «Образование» включает следующие 5 направлений: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии».

Национальный проект в сфере образования предусматривает создание к 2008 году в России двух университетских центров на 30 тыс. мест каждый - в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ (по 500 мест каждая) в московском регионе и г. Санкт-Петербурге.

На эти цели из федерального бюджета выделяется 3 млрд. руб. в 2006г. и
6 млрд. руб. в 2007г., а также привлекаются средства субъектов Российской Федерации и частных инвесторов

Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

Проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Безусловно, реализация национальных проектов сталкивается с определенными трудностями. Национальный проект «Образование» должен быть направлен на развитие не только средних и высших учебных заведений, но и средне-специальных, о которых, кстати, поначалу забыли, и дошкольных. Система образования начинается с детского садика, а во многих садиках за минувшие 15 лет даже мебель не поменяли, нет новых игрушек, нет современных образовательных систем, которыми сейчас оснащаются школьные классы. Садики в основном существуют за счет спонсорской помощи, за родительский счет, однако должно быть серьезно увеличено и государственное федеральное финансирование детских дошкольных учреждений. Ведь все закладывается в самом раннем возрасте.

С начала 2009г. национальный проект «Образование» становится госпрограммой. Это не означает, что проект «разжаловали» из приоритетов, скорее перевели работу из форс-мажорного режима, когда надо было срочно латать бреши, в режим нормальный. Стоит надеяться, что в госпрограмме найдут свое место средне-специальные и дошкольные учебные заведения.

1.3 Национальный проект «Доступное и комфортное жилье»

Российский рынок недвижимости за 15 лет своего существования прошел, по оценкам экспертов, путь, на который другим странам пришлось потратить многие десятилетия. Но, каковы бы ни были его успехи, статистика свидетельствует, что только 40 процентов россиян удовлетворены своим жильем.
Для принципиального изменения такого положения и задуман приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье – гражданам России", предусматривающий доведение к 2010г. объема ежегодного ввода жилья до
80 миллионов квадратных метров.

Механизмами реализации проекта являются федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010гг. и входящие в ее состав подпрограммы,
а также предоставление субвенций субъектам Российской Федерации за счет средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.4

Одним из основных механизмов национального проекта является ипотека. Однако необходимо учитывать, что ипотека сама по себе (даже при снижении процентных ставок до уровня инфляции) не в состоянии решить проблему обеспечения граждан жильем. Развитие ипотечного кредитования, конечно, необходимо и нужно, но этому должно было предшествовать стимулирование и резкий подъем массового жилищного строительства. А это за собой влечет стимулирование индустрии производства стройматериалов, комплектующих, развитие строительства как отрасли. И только вот на этом фоне, когда предложение жилья было бы достаточно большое, можно было бы развивать дешевую и доступную ипотеку. Иначе рост цен будет всегда опережать платежеспособный спрос. Более того – рост ипотечного кредитования, не подкрепленный ростом объемов возводимого жилья, ведет к удорожанию недвижимости и сокращению потенциальной базы ипотеки.

С начала реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» жилищный фонд РФ увеличился
на 5,5% – до 3,118 млрд. кв. м, а уровень обеспеченности жильем на душу населения подрос на 4,9% и составил 21,9 кв.м на каждого россиянина.

Однако, как отметил глава Минрегиона, «несмотря на развитие ипотечных жилищных кредитов и увеличение темпов ввода жилья, его доступность практически не увеличилась». Он пояснил, что «доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам, увеличилась
с 17 до 18%». По мнению министра, это вызвано ростом цен на квадратный метр в 2006–2008 гг.5

Согласно плану реализации нацпроекта на 2009–2012гг., в этом году на государственную поддержку спроса на рынке жилья из федерального бюджета планируется выделить 294 млрд. руб., в том числе 68,9 млрд. руб. –
на обеспечение жильем льготников; 20,8 – на решение жилищных проблем ветеранов; 4,7 млрд руб.– на поддержку молодых семей и 200 млрд. руб.–
на увеличение уставного капитала ОАО «Агентств по ипотечному жилищному кредитованию». Так же с начала 2009г. для выплат по ипотечным кредитам можно использовать средства материнского (семейного) капитала.

Мировой кризис разразившийся в 2008г. больнее всего ударил
по жилищному проекту. На сегодняшний день около 7% заемщиков столкнулись с проблемами при погашении долга. Правительство оказывает содействие людям, попавшим в сложную экономическую ситуацию, замораживая долги по ипотеке на время кризиса. В 2008г. на решение этих проблем было выделено 5 млрд. руб., 2009г. – 50 млрд. руб.

В последнее время были приняты ряд решений, направленных на поддержание спроса на жилье, достройку начатых многоквартирных домов. «Мы должны продолжить формирование, обеспечение инженерной инфраструктурой, дорогами новых участков под достройку, в том числе комплексную», – сказал Путин.6



1.4 Национальный проект «Развитие АПК»

Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.

Приоритетный национальный проект “Развитие АПК” (Развитие агропромышленного комплекса) включает в себя три основных направления:
- ускоренное развитие животноводства (реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности);
- стимулирование развития малых форм хозяйствования (второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство);

- обеспечение доступным жильем молодых специалистов (и их семей) на селе (реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса).

В октябре 2006г. решением Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в направление «Ускоренное развитие животноводства» включено пять дополнительных мероприятий.

В их числе: государственная поддержка племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, развитие промышленного рыбоводства (аквакультуры), а также дополнение в связи с этим финансовой составляющей нацпроекта субсидированием 5-летних кредитов на развитие животноводства и аквакультуры.

В связи с предполагаемым вступлением России во Всемирную торговую организацию в обществе идет бурная дискуссия о будущем российского сельского хозяйства и российского села. Эта дискуссия интересна еще и потому,
что осуществление национального проекта «Развитие АПК» и вступление в глобальную организацию имеет весьма болезненные точки пересечения.

Министр Минэкономразвития Г.О. Греф считает, что эти страхи явно преувеличены. Он поясняет, что после вступления в ВТО российская сторона не только возьмет на себя определенные обязательства, но и получит взамен ряд преимуществ.

            Исходя из правил ВТО, Россия сохранит возможность применения всего набора мер господдержки сельского хозяйства. Задача состоит лишь в том, чтобы грамотно распределять средства по конкретным программам. Лишь те меры, которые по классификации ВТО оказывают искажающее влияние на торговлю (так называемые меры «желтой корзины»7), ограничиваются по суммарному объему. При этом Правительство РФ на переговорах по присоединению к ВТО отстаивает позицию по максимально разрешенному размеру мер «желтой корзины», превышающему текущий уровень поддержки примерно в три раза.

Меры так называемой «зеленой корзины», направленные на развитие сельских территорий, модернизацию инфраструктуры, повышение образовательного уровня сельских жителей и проведение прочих социальных проектов, ВТО не ограничивает. Таким образом, соблюдение Россией правил ВТО не затронет социальную составляющую национального проекта и благотворно скажется на расширении возможностей предприятий аграрного сектора». 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Президентская программа приоритетных национальных проектов – это результат естественного развития политики государства. Она во многом определила дальнейшее направление России в решение приоритетных задач улучшения жизни россиян. Конечно, при реализации этой программы правительство сталкивается с определенными трудностями.

В ряде регионов России подверглись критике национальные проекты, в первую очередь "Здоровье" и "Доступное жилье".

Эксперты расходятся во мнениях. Одни утверждают, что программу, курируемую лично Владимиром Путиным, продолжают реализовывать и полностью финансировать. Другие говорят о скором кризисе и замораживании проектов.

"Всякие кризисы, проблемы и сложности" никак не должны сказаться на национальных проектах, и в 2009 г. они в любом случае будут профинансированы полностью. Об этом заявил президент Дмитрий Медведев, проводя заседание Совета по реализации нацпроектов.9

Еще многое предстоит сделать и решить. Но одно остается бесспорным: национальные проекты реально действуют и результаты их работы ощутимы. Их дееспособность и нужность подчеркивают все стороны власти. В своих предвыборных программах их развивают различные партии и фракции, предлагая новые национальные проекты или корректируя существующие.

«Значимость приоритетных национальных проектов для страны и общества исключительно велика, и все обязательства по ним должны быть выполнены качественно и в установленные сроки, – заявил премьер. – Мы не раз ставили вопрос таким образом, что экономить на национальных проектах не будем – они остаются одним из ключевых направлений нашей деятельности в социальной сфере».10

Следовательно, программа национальных проектов России – это приоритетное и эффективное направление в становлении государства.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Греф Г.О. Национальные проекты: день сегодняшний и завтрашний // Национальные проекты. 2006. № 6.

  2. Крысин А.В. Как рождалась идея национальных проектов // Национальные проекты. 2006. № 5 http://www.rost.ru

  3. Побываев С. Обзор приоритетных национальных проектов // Новый алгоритм социальной политики в России. http://www.rost.ru

  4. Политов Ю. Нацпроекты - это не подарки. 25.12.2008. http://www.finiz.ru/economic/article1252558

  5. Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. 21.01.2009. http://www.rost.ru

  6. Шишкунова Е. Образование больше не нацпроект 13.08.2008 http://www.finiz.ru/economic/article1252558

  7. Экономить не будут «Эксперт Online». 17.12.2008. 17:05 http://www.finiz.ru/economic/article1252558



1 Крысин А.В.Национальные проекты. 2006. N5 http://www.rost.ru


2 Крысин А.В. Как рождалась идея национальных проектов // Национальные проекты. 2006. № 5 http://www.rost.ru


3 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 852 и приказ Фонда социального страхования РФ
от 10 января 2006 г. № 3

4 Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями от 11 сентября 2006 № 557 и 19 сентября 2006 № 581.

5 Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. 21.01.2009. http://www.rost.ru


6 Экономить не будут «Эксперт Online». 17.12.2008. 17:05 http://www.finiz.ru/economic/article1252558

7 Адресные дотации и субсидии сельхозпроизводителям.

8 Греф Г.О. Национальные проекты: день сегодняшний и завтрашний // Национальные проекты. 2006. № 6.


9Политов Ю. Нацпроекты - это не подарки. 25.12.2008. http://www.finiz.ru/economic/article1252558

10 Экономить не будут «Эксперт Online». 17.12.2008. 17:05 http://www.finiz.ru/economic/article1252558

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации