Конституция США - файл n1.rtf

Конституция США
Скачать все файлы (249.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf250kb.31.03.2014 02:52скачать

n1.rtf

  1   2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. США ДО ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ:

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

1.1 Зарождение американского конституционализма 5

ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИИ

2.1 Первые конституции штатов 9

2.2. «Отцы-основатели» конституции 12

ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

3.1. Состав Конституции. Характеристика статей 23

3.2 Цели конституции США 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
История конституции США – это отражение истории самой страны.

В моей курсовой работе мне бы хотелось отразить те факторы, при которых сложилась политическая система этой страны. Во-первых, потому что США в данный момент одна из наиболее развитых в правовом отношении государств. Во-вторых, потому что многие страны, на современном этапе, пытаются брать пример с США. В третьих - нация американцев – это нация эмигрантов: масса этносов и народностей, различные языковые группы. Все эти факторы предопределяли борьбу за свои права и их фиксацию. Именно по этим причинам мне интересна сама история становления США как государства с конституционной точки зрения.

Цель моей курсовой работы как можно шире показать роль конституции США, не только в истории данной страны, но и всего мирового сообщества. Тем более, что хорошо известно, что в мире существуют различные, порой диаметрально противоположные мнения по поводу американской демократии, под которой обыденное сознание понимает систему управления и общественные устои страны. Есть достаточно оснований и для восторженных, и для скептических отзывов, так как американская система - это всего лишь порождение сложного, противоречивого, меняющегося живого организма. Принимая во внимание все эти мнения, следует отметить, что в американской системе заложено много элементов, способствующих ее стабильности и преемственности.

Правовые отголоски стран, выходцы которых основались на тихоокеанском побережье, нашли свое отражение в правовой системе Америки. Влияние «головных» стран (Англии, Португалии, Испании, Голландии) на формирование права Америки было бесспорным, но пальма первенства все же принадлежит английскому праву. Никакая другая система права реально не имела шанса утвердиться в США – и главенство английского языка, и тот факт, что большинство «колоний» все-таки принадлежали английской короне, способствовали тому.

Рассматривая конституцию Соединенных Штатов Америки как конечное выражение американской конституционной традиции, я для выявления источников американского конституционализма вернулась назад во времени в поисках элементов конституционализма в их начальной стадии. Такие элементы содержатся в колониальных документах, английских политических документах, ранних конституциях штатов, Статьях Конфедерации, Декларации Независимости США.

При подготовке работы также была использована литература: учебная, научная, статьи из периодических изданий. Издания не совсем современные, но, на мой взгляд, они наиболее лучше дают описание Конституции США.

ГЛАВА I. США ДО ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ: СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1.1. Зарождение американского конституционализма

Ко времени, о котором идет речь в моей работе большинство американских колоний являлось коронными владениями и находились под непосредственным управлением королевской власти. Английская колонизация североамериканского континента началась в начале XVII столетия. Первым поселением стал Джеймстаун (1607); в 1620 году основан Новый Плимут, в 1628 – колония бухты Массачусетс. К 1640 году около 25 тысяч человек были раскиданы по более чем тысячемильному Восточному побережью, причем связь между поселениями поддерживалась в основном через Англию, ни о какой глобальной системе коммуникации не могло идти и речи, контакты поддерживались в лучшем случае с ближайшими соседями. Политические события в Англии в этот период только усиливали чувство изоляции колонистов. И дело было не только в коммуникации, но в отсутствии моральной поддержки. Инструкции колониям от их правлений в Англии поступали расплывчатые, противоречивые, а кроме того поступали все реже и реже. Политическая нестабильность мешала и финансированию колоний. Положение колоний в этот период было очень непростым. Шаткое положение короля позволяло даже сомневаться в действительности хартий, на основании которых действовали колонисты.

Типичная хартия, как и первый патент, выданный Сэру Хамфрею Гилберту (1578), требовала, чтобы колонисты были лояльны Короне, но признавала за колониями право на самоуправление и на выбор тех политических форм, которые в наибольшей степени способствовали их процветанию, пока местное право не противоречило законам Англии. И хотя колонии находились под номинальным контролем советов директоров, находившихся в Англии (практически все американские колонии основаны не правительством, а торговыми компаниями или частными лицами), право на местное самоуправление, отдаленность и занятость англичан политическими вопросами в связи с революцией позволили поселенцам пользоваться достаточно большой самостоятельностью. Каждая их колоний быстро двигалась к обеспечению взаимодействия всех членов сообщества. В небольших сообществах, насчитывающих менее пятидесяти взрослых мужчин, члены сообщества регулярно собирались, чтобы принимать коллективные решения. В колониях, основанных акционерными обществами, такие встречи были результативными, так как каждый владел акциями и поэтому имел голос при принятии решений. Но в любом случае, собрания города или колонии проводились регулярно до момента написания и принятия документа об основании. Местное самоуправление появилось в Америке ввиду необходимости.

Первые поселенцы, в большинстве своем кальвинисты (в случае с англичанами – пуритане), принесли с собой в Америку то, что прекрасно соответствовало обстоятельствам, - осведомленность о религиозных формальных соглашениях как базисе для формирования сообщества. Этот факт – центральный для понимания сходства американских конституций штатов и колониальных документов.

Ранние политические соглашения в Америке. Значение библейской идеи соглашения для американской конституционной истории отражено в том, что первым политическим действием колоний было основание церкви. Одно из первых соглашений об основании церкви, соглашение об основании Чарльзтаун-Бостонской церкви от 30 июля 1630 года, типично в своем роде:
В этом документе пять конституционных элементов. Во-первых, Бог назван в качестве свидетеля соглашения, что придает документу легальный статус. Во-вторых, в тексте содержится объяснение необходимости соглашения – основание церкви для поддержания жизненного уклада. В третьих, соглашением создается народ: "мы, чьи имена названы ниже". В четвертых, создается церковь. В пятых, описывается образ жизни, который подписавшие соглашение хотели бы видеть.

Такая простейшая форма соглашения постоянно повторялась в колониях Новой Англии, частично в центральных колониях, а затем и на юге.
Таким образом, когда у колонистов возникла необходимость создать политическое сообщество, они обратились к форме религиозного формального соглашения, насколько это позволяли Хартии, на основании которых они действовали, и фактические жизненные обстоятельства.
11 ноября 1620 года подписан знаменитый Мэйфлауэрский договор, также являющийся типичным примером формального соглашения. На примере этого документа можно проследить, как религиозные формальные соглашения постепенно секуляризуются и переходят в политические формальные соглашения. Так Мэйфлауэрский договор является, по сути, политическим формальным соглашением, однако его схожесть с религиозным бросается в глаза. Во-первых, Бог также призывается в свидетели. Также объясняются причины подписания документа, создается народ. Вместо создания церкви создается правительство, гражданская политическая структура. Также описывается желательный образ жизни.

Для того чтобы стать полноценным конституционным документом Мэйфлауэрскому договору не хватает только одного элемента – описания специфических институтов для принятия коллективных решений.
Такое описание наравне с присутствующими остальными вышеназванными конституционными элементами впервые появляется в Кодексе законов Пилигримов, датированном 15 ноября 1636 года. По форме этот документ является формальным соглашением, однако детальное описание политических институтов делает его первой современной конституцией.
Другие ранние конституции, такие как Фундаментальные законы Коннектикута (1639) имеют сходный формат. Мы видим религиозное формальное соглашение, переделанное на скорую руку для образования политического сообщества, с добавлением еще одного конституционного элемента, описания политических институтов. Совокупность всех присутствующих конституционных элементов делает такие документы конституциями.

Таким образом, мы видим, что в течение нескольких десятилетий изолированные сообщества, разбросанные по американскому континенту, развили исторически важную политическую идею – идею письменной конституции, заключенной в едином документе, принятой с прямого согласия граждан.
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИИ
2.1 Первые конституции штатов
Первые конституции штатов занимают очень важное место в развитии американского конституционализма. Они явились кульминацией длительного процесса создания конституционных документов в Америке. Кроме всего прочего, значение конституций штатов обусловливается тем, что национальная конституция не является полным документом без этих конституций, но действует только в системе с ними: Конституция Соединенных штатов предполагает, и даже требует, наличие конституций штатов... Они есть часть национального документа и необходимы для полного завершения легального текста.1 Завершенные конституционные документы для своего штата (государства, народа), конституции штатов создали политические системы, способные противостоять коллективным проблемам соответствующих народов. Рассматриваемые в определенном смысле как эксперименты в самоопределении и устройстве системы управления, конституции штатов изменялись и иногда заменялись в попытках достигнуть целей эффективного управления и народной свободы. К лету 1787 года отцы-основатели, многие из которых участвовали в написании конституций штатов, могли опираться на опыт создания и описания политических институтов и могли оценить практический эффект подобных институтов. Ранние конституции штатов находятся на переломе американской конституционной истории. С одной стороны, они явились кульминацией колониального опыта, собрали и обобщили его. С другой стороны, они подготовили основание для Статей Конфедерации и затем для Конституции Соединенных Штатов Америки.

Однако как конституции штатов не были простым и неизбежным собранием всего того, что подготовила колониальная эпоха, так и Конституция Соединенных штатов не стала простым обобщением конституций штатов. Последние три декады восемнадцатого века – время исключительно активных политических экспериментов и новаций. Тысячи памфлетов и газетных статей этого периода посвящены конституциям. Так, конституции штатов восприняли колониальное наследие, а именно следующие основные черты колониальных конституционных документов: создание базиса для гражданского сообщества в едином документе; двойное соглашение в документе – между людьми (с элементами традиции формальных соглашений гражданских договоров), и между народом и правительством (с элементами, характерными для хартий); первая часть соглашения создает народ и гражданское общество и определяет желаемый образ жизни; первая часть соглашения заключена в преамбулу или билль о правах; вторая часть соглашения создает институты для коллективного принятия решений; вторая часть соглашения в собственном смысле слова называется конституцией; некоторые фундаментальные принципы, на которых основывается конституционное правительство: а)вера в то, что люди равны в возможности соглашаться и не соглашаться (символы свободы и равенства, б)вера в то, что правительство должно быть основано на принципе согласия (принцип народного суверенитета), в)вера в то, что люди в своем большинстве обладают способностями к самоуправлению (символ добродетельности), г)вера в то, что самая важная добродетель для народа в целом – стремиться к благосостоянию сообщества (символы общего блага, правления большинства, либерального процесса); определенные принципы создания конституционного документа: частые выборы, широкий электорат, главенство законодательной власти, ограниченное правительство, разделение властей (запрет на замещение нескольких должностей одновременно), система контроля за исполнительной властью, разделение властных полномочий между местными легислатурами и колониальными; некоторые права неотделимы: право соглашаться и не соглашаться, право на свободу совести, право на суд присяжных; все иные права отделимы, когда этого требует общее благо и получено согласие народа или его представителей; эти отделимые и неотделимые права заключены в билле о правах.2 Все указанные аспекты конституционализма пришли к американцам в 1776 году через хартии, формальные соглашения и гражданские договоры, общее право. Однако некоторые важные черты к этому моменты еще не были выработаны, они продолжали разрабатываться, частично в ранних конституциях штатов, частично в Федеральной Конституции. Например, разделение властей к этому периоду не было новой идеей, но теория не соотносилась полностью с практической деятельностью политических институтов. Американская политическая мысль не знала еще ни бикамерализма, ни независимой исполнительной власти. Идея избрания специального конвента для написания конституции, которую впоследствии одобрит народ на референдуме, еще не была полностью развита – этой деятельностью в основном занимались законодательные собрания. Также концепция использования поправок вместо замены полного документа еще не существовала.

Ранние конституции штатов очень многое сделали для развития каждого из указанных конституционных принципов, хотя некоторые из них полностью развились только в национальной Конституции 1787 года. Каждая из этих конституций определяет политическую систему (институты для принятия коллективных решений) и политическую культуру (желательный образ жизни, формирующий систему). Что интересно, каждый документ выражает поразительную изобретательность, но во всех мы находим определенную общность институтов и описания политической культуры. Первые восемнадцать конституций штатов содержат следующие институты: 1)двухпалатная легислатура; 2)прямые народные выборы нижней палаты; 3)избирательное право у белых мужчин; 4)прямые народные выборы в Сенат; 5)ежегодные выборы в нижнюю палату и Сенат; 5)легислатура избирает главу исполнительной власти; 6)имущественные цензы для избирателей; 7)билли о правах.

Указанные сходства конституций позволяют нам вычленить усредненную форму правительства, создаваемого конституциями штатов. Пожалуй, самой сильной отличительной чертой является наличие двухпалатной легислатуры, занимающей главенствующее положение в правительстве. Глава исполнительной власти обычно избирался законодательным собранием и был очень слаб в политическом смысле. Суды подчинялись легислатуре, тогда как в колониальный период они подчинялись главе исполнительной власти. В общем и целом, конституционная система хотя и была уже во многом разработана, не отличалась достаточной сбалансированностью, штатам требовалась новая конституционная система.
«Отцы-основатели» конституции
«Отцы-Основатели» - так в Соединенных Штатах иногда называют всех тех, кто принимал участие в Войне за независимость, однако наиболее часто это высокопарное словосочетание применяется для обозначения архитекторов независимого государства, в том числе и тех, кто создал американскую конституцию. Самыми популярными среди «отцов-основателей»3 героями американской истории являются Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон.

Биография Джорджа Вашингтона (1732—1799) уже в первые десятилетия существования США обросла легендарными подробностями. Первый президент стал символом нации, и поэтому понятно желание американцев превращать Вашингтона из просто достойнейшего согражданина в безгрешного праведника.

Отец Вашингтона владел землей по берегам рек Потомак и Раппааннок. Разбитые на ней табачные плантации обеспечивали семье безбедную жизнь. Раз в год к их владениям по Потомаку поднимался английский корабль, принимавший на борт груз табака и доставлявший на плантацию все необходимое из Англии. Жизнь в господском доме была сосредоточена на делах плантации. Так было по всей Виргинии, где жилища плантаторов были разделены большими расстояниями и люди жили довольно изолированно от событий в большом мире, узнавая о происходящем в основном от редких гостей.

Вашингтон учился в обыкновенной виргинской школе. Считается, что он был самым примерным учеником — сохранились его тетрадки с записями, сделанными твердым, ровным почерком, который, если верить легендам, он вырабатывал, многократно переписывая мудрые изречения. Уже в детстве он усвоил принципы, которым следовал всю жизнь: быть всегда честным, не кривить душой, не рубить сплеча, обдумывать последствия своих поступков, ценить дружбу, не опускаться до злословия по адресу отсутствующих, имея мужество высказать критические суждения в лицо. Вашингтона изображают как праведника от рождения. Чего стоит одна история о том, как мальчиком он тайком срубил молодое вишневое деревцо в отцовском саду, чтобы сделать из него удочку, а затем не стал отпираться и честно признался разгневанному отцу в своем проступке. Может быть, дело обстояло и не совсем так, но та же легенда свидетельствует о том, что и отец Вашингтона был человеком незаурядным: он не стал наказывать сына, но похвалил его за прямодушие и смелость. В такой семье ребенок мог воспитываться в самых благоприятных для развития личности условиях.

Американцы убеждены, что Вашингтон был идеальным ребенком не только в вопросах поведения и учебы, но и в плане физического развития: еще до поступления в школу он научился скакать верхом на лошади и впоследствии считался одним из лучших наездников, он запросто перебрасывал камешки через реку Раппааннок и так далее.

В одиннадцать лет Вашингтон потерял отца. Его будущее казалось не особенно прочным: основная часть собственности досталась старшему брату Джорджа — Лоренсу. Юноша подумывал о военной карьере или о том, чтобы стать моряком. Ему было четырнадцать лет, когда он решил было осуществить свою мечту и уйти в море, даже сундучок с его вещами уже был погружен на корабль, но мать, в последний момент узнавшая о его плане, была категорически против, и он безропотно подчинился ее воле.

Большую часть времени Вашингтон проводил в доме брата в поместье Маунт-Вернон на берегу Потомака. Лоренс Вашингтон был женат на дочери своего соседа по поместью Уильяма Фэрфакса и родственнице крупнейшего виргинского землевладельца англичанина лорда Фэрфакса, которому принадлежало около пятой части всех земель в Виргинии. Джордж часто гостил у соседей, где познакомился с самим лордом, заинтересовавшимся необычайно серьезным и рассудительным юношей. Не зная, в сущности, чем на самом деле он владеет в Америке, лорд Фэрфакс предложил Вашингтону и его приятелю Джорджу Уильяму Фэрфаксу, шурину Лоренса, возглавить небольшой отряд и исследовать земли, лежащие за горами Блу-Ридж. Это было настоящее приключение, и молодые люди провели около полутора недель в походе, исследуя до пятисот акров земли в день. В одну из ночей, проведенных у походного костра, под спящим Вашингтоном загорелась соломенная подстилка, и он не пострадал лишь благодаря бдительности спутников. Лорд Фэрфакс был очень доволен результатами экспедиции, а для Вашингтона она стала первым опытом знакомства с жизнью за пределами школы и плантаций.

По протекции лорда Фэрфакса губернатор Виргинии назначил Вашингтона землеустроителем колонии, и за три года работы на этом посту, размечая границы земельных владений и порой решая территориальные споры, Вашингтон проявил себя как ответственный и честный чиновник. Однако работа у него была отнюдь не кабинетная: большую часть года он проводил в разъездах, еще более углубив свое знание особенностей жизни виргинцев. Он даже познакомился с индейцами, переняв у них некоторые способы охоты и усвоив бесшумную индейскую походку.

Боевое крещение Вашингтон получил еще до англофранцузского колониального конфликта. В соответствии с королевской хартией, виргинская колония должна была простираться от океана до океана, но в то время она лишь осваивала долину реки Огайо, на которую претендовали и французы, в 1750-е годы начавшие там строительство фортов. Обладавший навыками походной жизни, Вашингтон был идеальным разведчиком, которого виргинские власти направили для определения численности французских гарнизонов и выяснения их намерений еще до начала войны. В 1753 году Вашингтон с небольшим отрядом разведчиков побывал в форте Ле-Беф на притоке реки Огайо, неподалеку от озера Эри. Французы приняли гостей любезно. Вашингтон передал коменданту форта послание губернатора Виргинии и получил ответное письмо. Во время пребывания в Ле-Бефе виргинцы установили, что французы заняты строительством лодок, чтобы по весне спуститься вниз по течению Огайо. Начиналась зима, и возвращение небольшого отряда Вашингтона в Виргинию было затруднено. Поэтому он принял решение предоставить своим людям спокойно и не торопясь возвращаться домой, а сам вместе с опытным охотником Кристофером Гнетом ускоренным маршем двинулся напрямую через леса. По пути у них произошла стычка с индейцами. Выйдя из нее победителями, двое смельчаков тем не менее были вынуждены идти днем и ночью, чтобы оторваться от краснокожих преследователей. Большая опасность подстерегала путешественников на реке Аллегани. Они рассчитывали, что к их подходу она уже покроется льдом, но ледостав еще только начинался, и по реке плыли отдельные льдины. Имея при себе лишь маленький топор, Вашингтон и Гист смогли построить небольшой плот, чтобы переправиться через реку. Однако примерно на середине реки плот застрял среди льдин, и Вашингтон, пытаясь освободиться из затора с помощью шеста, упал в ледяную воду. Течение на реке было сильным, и ему с большим трудом удалось ухватиться за плот. С грехом пополам путники добрались до островка посередине реки, где провели ночь. Остается только удивляться, как Вашингтону удалось не заболеть воспалением легких после довольно продолжительной ледяной ванны, тем более что ночью грянул такой сильный мороз, что Гист отморозил пальцы и на руках, и на ногах. К утру река покрылась надежным слоем льда, и они благополучно переправились на другой берег. Последний этап пути оказался самым легким: набредя на хижину поселенца, они получили лошадей и благополучно добрались домой, в кратчайший срок доставив послание коменданта Ле-Бефа и донесение о строительстве лодок.

Французы все же построили форт Дюкан в месте слияния Аллегани и Мононгахелы, где начинается река Огайо. Виргинцы стали готовиться к войне. В 1754 году Вашингтон был поставлен во главе отряда из 150 ополченцев, их силами был спешно отстроен форт Несессити. С нападения французов на эту маленькую крепость, собственно, и началась колониальная война между Францией и Англией. Враги имели четырехкратное преимущество в живой силе, у людей Вашингтона кончились боеприпасы, и, хотя им пришлось сдать укрепление, оборонялись они поистине героически. Война не раз предоставляла Вашингтону возможность проявить свои исключительные способности.

Заслуги Вашингтона не были забыты соотечественниками. В 1769 году он стал членом Законодательного собрания Виргинии, которое было созвано противниками того, чтобы находящийся за тысячи миль от Америки британский парламент издавал законы, которые определяли бы жизнь людей, покинувших Британию (в 1774 году новоиспеченный виргинский парламент был разогнан английским губернатором колонии). Вашингтона избрали и делегатом Континентального конгресса, который летом 1775 года назначил его главнокомандующим американской армией. Статус национального героя, выигравшего Войну за независимость США, предопределил избрание Вашингтона председателем Конституционного собрания (1787), а два года спустя и первым президентом США. При желании Вашингтон мог быть избранным на этот пост не только вторично, но и в третий раз, однако в 1797 году он вышел в отставку, опубликовав «Прощальную речь» к согражданам, завещая им не вступать в войны на стороне какого-либо из государств и беречь страну от раскола, возможного в связи с возникновением политических партий.

Вашингтон был и остается популярнейшей личностью в американской истории. Его портрет можно увидеть на однодолларовой купюре, а профиль первого президента США украшает монету достоинством в 25 центов. Имя Вашингтона было дано столице государства, а его день рождения, 22 февраля, отмечается как национальный праздник.

Один из самых знаменитых граждан Филадельфии, выдающийся общественный деятель и ученый, Бенджамин Франклин (1706—1790) подробно рассказал о первой половине своей жизни в «Автобиографии»4, доведя повествование до 1758 года, т. е. до того, как он прославился на политическом поприще. Франклин начал работу над этой рукописью в 1771 году и продолжал трудиться над «Автобиографией» до конца своей жизни, но более поздние ее годы так и остались изложенными в отдельных фрагментах.

Франклин происходил из протестантской семьи и гордился своими английскими предками, которые, приняв новую веру в годы Реформации, сохранили ее во время самых тяжелых испытаний, каким представлялось протестантам царствование Марии Кровавой (1553—1558). Его предки жили в деревушке Эктон в английском графстве Нортхэмптон. Отец Бенджамина Франклина Джозайя рано женился и «около 1682 года» (на самом деле — в 1683 году) перебрался с женой и тремя рожденными в Англии детьми в Новый Свет из-за того, что в годы царствования Карла II вышел из епископальной англиканской церкви и примкнул к пуританскому течению нонконформистов. В Новой Англии он и его единоверцы могли свободно следовать своим религиозным убеждениям. В Бостоне, где осела семья, у Джозайи родилось еще четверо детей, а после смерти первой супруги он женился вторично, произведя на свет еще десять потомков — всего у него было семнадцать детей. Бенджамин был десятым и младшим сыном этой огромной семьи, но у него были еще младшие сестры. Примечательно, что родители Франклина обладали отменным здоровьем: он не помнил, чтобы они когда-либо болели, а дожили они до глубокой старости — отец умер, когда ему было 89 лет, а мать умерла в 85 лет.

Семья была трудолюбивая, и все братья Франклина подростками были определены в подмастерья, чтобы овладеть полезными профессиями. Бенджамину предназначалась несколько иная судьба. Следуя традиции десятинных пожертвований, отец намеревался сделать его служителем церкви. В восемь лет мальчик поступил в школу и с жадностью набросился на учение. За год он усвоил программу трех лет обучения и стал первым учеником. Из-за дороговизны образования отец был вынужден перевести его в школу грамоты и арифметики мистера Браунелла, которого Франклин всегда вспоминал с большой теплотой как человека, по-настоящему приобщившего его к литературе. Свои успехи в арифметике Франклин характеризовал как более чем скромные. Однако и в этой школе ему не суждено было задержаться надолго. В десятилетнем возрасте отец забрал сына от мистера Браунелла, сделав его своим помощником в производстве мыла и свечей. Мальчику приходилось нарезать фитили для свечей и заливать воск в формы. Эта монотонная, отупляющая работа не нравилась Бенджамину, у него зародилась мечта в один прекрасный день отправиться в путешествие по свету, и он часто поговаривал о том, чтобы стать моряком. Отец категорически возражал против таких романтических планов, но, видя, что утомительная работа изнуряет мальчика, все же исхитрился обойтись без него и отправил двенадцатилетнего Бенджамина к старшему брату Джеймсу, ставшему печатником и издававшему газету «Вестник Новой Англии»5.

Тайком от брата, боясь его насмешек, Бенджамин начал писать статьи для этой газеты и радовался их публикации, хотя они и выходили без подписи. Характер у Джеймса был не из легких, и в 1823 году, после ссоры с братом, Бенджамин убежал от него в Филадельфию. Несмотря на юный возраст, он уже стал опытным печатником и в свои 17 лет сумел зарабатывать себе на жизнь. Он трудился как одержимый, но, будучи хозяином самому себе, каждую свободную минуту уделял самообразованию. Обладая феноменальными способностями, он самостоятельно (!) выучил французский, испанский, итальянский и латинский языки, приобрел разносторонние знания и стал одним из образованнейших людей своего времени.

В 1724—1726 годах он впервые побывал в Англии, а в 1729 году стал единоличным владельцем печатной мастерской и издателем «Пенсильвания газетт», а еще три года спустя приступил к изданию ежегодного «Альманаха Бедняги Ричарда». Верной помощницей Франклина стала Дебора Рид, на которой он женился в 1730 году. До 1748 года Франклин продолжал заниматься издательской деятельностью, но это не мешало ему уделять время и другим полезным делам. Он основал в Филадельфии первую в Соединенных Штатах публичную библиотеку (1731), организовал первую в Америке благотворительную больницу, а также дискуссионный клуб, позднее превратившийся в Американское философское общество (1743), создал Пенсильванский университет (1751). С 1737 по 1753 год он был почтмейстером Филадельфии, а в 1753—1774 годах исполнял с небольшими перерывами эту обязанность в масштабах всех североамериканских британских колоний.

Скромно отзывавшийся о своих математических способностях, Франклин стал известным физиком-экспериментатором. Искренняя вера в Бога не мешала ему исследовать законы, по которым живет природа: Франклин считал, что мир создан Богом, но все, что в нем происходит, подлежит рациональному объяснению. Особенно плодотворными были проведенные им в 1747—1754 годах опыты по электричеству, отчеты о которых он отсылал в Лондонское королевское общество. Впоследствии эти письма были изданы отдельной книгой «Опыты и наблюдения над электричеством, проделанные в Филадельфии в Америке Бенджамином Франклином». Достаточно сказать, что Франклин-ученый объяснил, как вырабатывается ток в лейденской банке, ввел обозначение противоположных электрических зарядов знаками «+» и «-», доказал электрическую природу молнии и придумал громоотвод. Франклин исследовал теплопроводность металлов, распространение звука в разных средах, придя к выводу, что в воде звук имеет гораздо большую скорость, чем в воздухе. Его интересовало теплое океаническое течение, проходящее вдоль восточного побережья США, которому именно он дал название Гольфстрим (в русской транслитерации оно несколько искажено; в английском же языке это название «говорящее» и обозначает «течение в заливе»). Как изобретатель Франклин прославился не только громоотводом. Он предложил взрывать порох с помощью электрического разряда, придумал лампы уличного освещения. До сих пор в кораблестроении не потерял актуальность предложенный Франклином способ увеличения надежности судов за счет разделения их внутренней части на автономные отсеки.

Как политический деятель Франклин выдвинулся, защищая интересы колонии в метрополии, где он находился с этой целью в 1757—1762 и 1765—1775 годах. Именно он в 1775 году выступил с инициативой об отмене рабства и основал движение аболиционистов. Франклин участвовал в работе Континентального конгресса и в работе над проектом Конституции США. Опытный дипломат, он способствовал заключению франко-американского договора о союзе 1778 года, а также участвовал в подписании Версальского мирного договора в 1783 году.

Томас Джефферсон (1743—1826) родился в аристократической виргинской семье в Шедуэлле. Его отец прославился тем, что составил первую точную карту Виргинии, чем Томас Джефферсон всегда очень гордился. В юности Джефферсон по желанию отца получил хорошее образование, выучил латынь и греческий. В четырнадцать лет он осиротел, однако, став владельцем крупного поместья площадью 2750 акров, мог не беспокоиться о будущем и жить в свое удовольствие. Юный плантатор в 1760 году уже по собственной инициативе поступил в Колледж Вильгельма и Марии в виргинском городе Уильямсбурге. По окончании колледжа Джефферсон стал юристом. Как и подобает молодому, образованному и богатому человеку хорошего происхождения, он вскоре стал играть заметную роль в политической жизни колонии. В 1869 году его, как и Вашингтона, избрали членом Законодательного собрания Виргинии. Джефферсон активно выступал в печати, а за публикацию памфлета, направленного против короля Георга III, в 1774 году английские власти объявили его человеком вне закона. В том же году Джефферсон вошел в нелегальный Корреспондентский комитет, созданный в Виргинии накануне Войны за независимость и сыгравший роль первого самостоятельного правительственного органа штата после провозглашения независимости. В 1775 году Джефферсона выдвинули депутатом Континентального конгресса от Виргинии. Звездный час политика и юриста пробил летом 1776 года, когда по поручению Конгресса он составил знаменитую «Декларацию независимости». В ее проекте содержался параграф об осуждении рабства и работорговли, отвергнутый Конгрессом.

В 1779—1781 годах Джефферсон был губернатором родной Виргинии. Горячий поборник гражданских свобод, он, в частности, добился того, чтобы отделить в этом штате от государства англиканскую церковь, которая имела государственный статус, пока Виргиния была колонией Британии. Впоследствии это произошло и в масштабах всех Соединенных Штатов, что создало равенство всех религиозных конфессий. Затем на три с лишним года Джефферсон удалился от политики, но в 1784 году правительство США назначило его посланником во Францию, где он работал на протяжении четырех лет, до самой Великой французской революции. Во Франции американский посол углубил свое знакомство с идеями просветителей, сблизился со многими деятелями Просвещения, войдя в кружок, собиравшийся в доме вдовы Гельвеция. Горячо приветствуя революцию во Франции, Джефферсон активно пытался склонить США к оказанию помощи молодой Французской Республике. Отказ правительства Вашингтона послужил поводом для выхода Джефферсона в отставку.

Вернувшись в Америку, Джефферсон продолжил свою политическую карьеру. Именно он был инициатором включения в конституцию «Билля о правах»6, именно он стал создателем антифедералистской партии, которую мы сейчас называем республиканской. Однако пик его карьеры еще не был пройден. В 1796 году он стал вице-президентом США, а с 1801 года, одержав победу на выборах 1800 года, — третьим по счету американским президентом, пробыв на этом посту два срока, до 1809 года. Как президент Джефферсон навсегда вошел в историю Америки благодаря покупке Луизианы (1803) у наполеоновской Франции, что в два раза увеличило территорию тогдашних Соединенных Штатов.

После 1809 года Джефферсон также продолжал трудиться на благо своей страны. В 1825 году он основал университет Виргинии. Крупнейший американский просветитель, Джефферсон был разносторонне одаренным человеком. В частности, он увлекался архитектурой и построил для себя дом-усадьбу Монтиселло — один из наиболее известных памятников архитектуры эпохи классицизма в Америке.

Несмотря на все свои заслуги, президент Джефферсон не удостоился чести быть увековеченным на долларовых банкнотах. Однако его профиль отчеканен на лицевой стороне пятицентовой монеты, на обратной стороне которой можно увидеть изображение Монтиселло. А когда американцы произносят фразу «Take it easy» («не волнуйся», «смотри на вещи проще»), они, не задумываясь, повторяют любимую поговорку Джефферсона.
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации