Долинская Л.М. Информационное обеспечение туризма - файл n1.doc

Долинская Л.М. Информационное обеспечение туризма
Скачать все файлы (117.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc118kb.31.03.2014 02:40скачать

n1.doc

Информационное обеспечение туризма
Долинская Л.М. Информационное обеспечение туризма // "Законы России: опыт, анализ, практика", N 4, апрель 2010 г. – 17 с.

Содержание

Информационная составляющая туризма 2

Состав информации при заключении договора о реализации туристского продукта 3

Классификация документов туристской фирмы, связанные с разработкой и реализацией туров 4

Информация об изготовителе турпродукта 5

Содержание сведений о туроператоре в реестре 8

Состав информации о туристском продукте 10

Информация о существенных условиях договора, заключенного между туроператором и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором 13

Перечень существенных условий договора реализации туристского продукта 14


Информационная составляющая туризма



При бесспорном значении туризма для повышения его эффективности надо грамотно использовать его информационную составляющую. Цели и средства услугодателей и потребителей несколько различаются, но есть и много общих моментов.

Во-первых, нужна информационная база. Ее составляют:

1. Международные акты (например, Общая консульская инструкция о визах, адресованная постоянным дипломатическим консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции, утвержденная Шенгенским исполнительным комитетом 28 апреля 1999 г.; Соглашение о сотрудничестве в области туризма, заключенное в рамках СНГ 23 декабря 1993 г.);

2. Национальные акты:

а) ФЗ от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"*(1) (далее - Закон о туризме), а также ряд других законов (например, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"*(2), ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"*(3) и др.);

б) подзаконные акты (например, постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта"*(4) (далее - Правила), постановление Правительства РФ от 7 мая 2009 г. N 397 "О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки*(5)", приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 9 ноября 2007 г. N 383 "Об утверждении Типовой формы соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на территории особых экономических зон"*(6)) и др.

Во-вторых, надо четко определиться с видами услуг в сфере туризма.

Типичные туристские услуги названы Всемирной туристской организацией (United Nations and Word Tourism Organization - UNWTO)*(7).

В-третьих, должно присутствовать документальное оформление тура и взаимоотношений турфирмы с клиентом (носитель информации, который должен быть предъявлен для реализации прав туристов и исполнения обязанностей услугодателя, а также в случае спора).

Состав информации при заключении договора о реализации туристского продукта



В ст. 6 и 14 Закона о туризме предусмотрено, что при заключении договора о реализации туристского продукта, при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на необходимую и достоверную информацию:

- о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из нее, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

- об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;

- о правилах пребывания там;

- о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

- об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;

- об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;

- о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);

- об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

- о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;

- об иных особенностях путешествия.

Ряд статей содержит обязанности услугодателей по информационному обеспечению туристов (ст.ст. 10, 14 и др. - о договоре, о безопасности и т.п.).

Также применяются нормы Закона о защите прав потребителей.

Классификация документов туристской фирмы, связанные с разработкой и реализацией туров



Документы туристской фирмы, связанные с разработкой и реализацией туров, могут быть классифицированы следующим образом:

1) правоустанавливающие документы постоянного хранения: учредительные, лицензионные, сертификационные, договорные и иные, позволяющие турфирме разрабатывать и реализовывать туры;

2) оперативные документы временного хранения: для заказа средств размещения, бронирования туров и проч.;

3) документы, предоставляемые туристами (загранпаспорт, копия страниц российского паспорта, справки с места работы о доходе, выписки из банковского счета при оформлении визы в страны Шенгенского соглашения, США, Великобританию, доверенность на несовершеннолетних детей и проч.);

4) документы, выдаваемые туристам (договор, путевка, ваучер, информационный листок или памятка, страховой полис, билет).

Информация об изготовителе турпродукта



Весь объем предоставляемой информации может быть условно разделен на две большие группы - информация об изготовителе (исполнителе, продавце) и информация о товарах (работах, услугах).

Согласно ст. 8 Закона о защите прав потребителей потребитель (в данном случае - турист) вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Она доводится до сведения потребителей в наглядной и доступной форме при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) включает: фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы; для индивидуального предпринимателя - сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Если место оказания услуг не совпадает с местом нахождения непосредственно самой организации, т.е. адресом, указанным в учредительных документах, то на вывеске должен быть адрес, указанный в учредительных документах, так как в соответствии с гражданским законодательством он является местом нахождения юридического лица.

В ст. 11 Закона РФ "О защите прав потребителей" сказано, что режим работы продавца (исполнителя) должен соответствовать установленному. Если турагентство в связи с наступлением осенне-зимнего сезона изменило режим работы и стало закрываться на час раньше, чем это прописано у него на вывеске, то фактически это является нарушением прав потребителей, а для вас может служить предупредительным сигналом, что требования действующего законодательства в указанной организации не всегда соблюдаются должным образом.

В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения ремонта и т.д.) турагентство обязано своевременно предоставить потребителям информацию о дате и сроках приостановления деятельности (п. 4 Правил).

Как правило, для размещения информации, необходимой для предъявления потребителю, создают специальный стенд, так называемый Уголок потребителя. Такой стенд, как указано в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55*(8), должен располагаться в удобных для ознакомления покупателя местах. Не пожалейте времени - ознакомьтесь с информацией, которая на нем размещена, если, конечно, вам удалось обнаружить такой Уголок потребителя.

Помимо вышеуказанных сведений на стенде может располагаться текст Закона РФ "О защите прав потребителей", Закона о туризме. При этом нормативные акты должны быть в действующих редакциях. И если на стенде вы обнаружили законы в редакциях, давно утративших силу, то стоит усомниться в абсолютном соблюдении законодательства и прав потребителей в данном турагенстве.

А вот книгу отзывов и предложений на указанном стенде вы можете и не найти. Находиться она может там, только если этого желает сам продавец. Согласно п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

В настоящее время, отменено ранее действовавшее требование обязательного лицензирования деятельности в области оказания турагентских и туроператорских услуг. В связи с этим лицензии остались лишь у тех организаций, которые их получили ранее, но и они не обязаны предоставлять на обозрение потребителям или иметь в наличии лицензию на осуществление туристической деятельности.

Вместо лицензирования законодатель предусмотрел другие гарантии защиты прав туристов (правда, касающиеся только туроператоров) - иметь определенное финансовое обеспечение.

В связи с этим, если вы обратились в турагентство, уточните, с кем вы имеете дело - с туроператором или с турагентством. При этом имейте в виду, что фактически одна и та же организация может выступать одновременно и турагентом, и туроператором в зависимости от вида реализуемого продукта.

Туроператор самостоятельно формирует тур и продает его вам. Например, турагентство имеет в собственности гостиничный комплекс в курортном городе и заключило договор на перевозку туристов до указанного места на автобусе. Если эта же организация реализует уже готовый тур, например в Турцию, который сформирован другим туроператором (например, в г. Москве), она является турагентом и может продавать этот тур в том числе от имени туроператора.

Если вы имеете дело с туроператором, то у него, в соответствии со ст. 4.1 Закона о туризме, должно быть финансовое обеспечение - договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Финансовое обеспечение не требуется для организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд; государственных и муниципальных унитарных предприятий/учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

Кроме того, такое обеспечение также обязан иметь турагент, который реализует тур, сформированный иностранным туроператором.

Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в реестр, который ведет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма (Федеральное агентство по туризму)*(9).

Содержание сведений о туроператоре в реестре



В реестре содержатся следующие сведения о туроператоре:

- полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке - также наименование туроператора на этом языке;

- адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

- сведения об учредителях туроператора;

- серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;

- серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;

- фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;

- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

- сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);

- адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Сведения о туроператоре вносятся в реестр на основании заявления туроператора, представляемого в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма и содержащего сведения, подлежащие внесению в реестр.

Наличие реестра и его постоянное обновление являются дополнительной гарантией безопасности туристов, которая исключает возможность оказания туристических услуг "фирмами-однодневками" или фирмами, в которых действует "подставной" директор.

По заявлению туроператора, сведения о котором внесены в реестр, федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма может быть выдано свидетельство о внесении сведений о туроператоре в реестр. Вы вправе попросить турагентство предоставить в качестве дополнительной информации такое свидетельство, если оно выдавалось (п. 8 Правил), или получить информацию самостоятельно.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма публикует не реже одного раза в год в государственных периодических печатных изданиях, а также размещает и актуализирует на своем сайте в сети Интернет следующие сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре:

- полное и сокращенное наименования;

- адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

- адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

При изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр, они размещаются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма на своем сайте в сети Интернет не позднее трех рабочих дней со дня получения таких сведений.

Иные сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре, представляются по письменным запросам государственных органов и органов местного самоуправления.

Необязательным условием осуществления любого вида туристической деятельности является добровольная сертификация услуг. Результатом ее прохождения является сертификат, который выдается турфирме и имеет ограниченный срок действия. Вы также можете с ним ознакомиться.

Состав информации о туристском продукте



Согласно п. 7 Правил исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора.

Информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать сведения:

- о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

- об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта;

- о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги, входящие в туристский продукт, если это имеет значение, исходя из характера туристского продукта;

- о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

- об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;

- об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

- о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

- об опасностях, с которыми потребитель может встретиться при совершении путешествия, о необходимости проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями, если потребитель предполагает совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой он может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний;

- о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя в случае, если потребитель предполагает совершить путешествие, связанное с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты, занятие экстремальными видами туризма и спорта и др.);

- о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

- о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые потребитель может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу потребителя;

- об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних граждан в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних граждан без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

- о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;

- об иных особенностях путешествия.

Согласно п. 9 Правил если исполнителем является турагент, то он дополнительно обязан сообщить потребителю сведения:

- о полномочиях турагента совершать юридические и фактические действия по реализации туристского продукта;

- о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор, а также о возможности потребителя в случае возникновения обстоятельств, указанных в ст. 17.4 Закона о туризме, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору договор страхования ответственности туроператора или банковскую гарантию (если в соответствии с договором, заключенным между туроператором и турагентом, турагенту поручается от своего имени реализовывать туристский продукт, сформированный туроператором);

- об условиях действия п. 14 Правил о существенных условиях договора.

Информация о существенных условиях договора, заключенного между туроператором и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором



По требованию потребителя турагент предоставляет потребителю информацию о существенных условиях договора, заключенного между туроператором и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором.

Обратите внимание, что ни в законе, ни в Правилах не указан способ, которым до вас должна быть доведена указанная информация. Она может быть представлена не только в письменном виде, но и в качестве каталогов, просмотра сайтов на компьютере, в качестве устного рассказа и т.п. (п. 10 Правил). А это дает недобросовестным турфирмам возможность впоследствии ссылаться на то, что необходимая информация была доведена до вашего внимания, но вы, якобы в силу своей невнимательности, этого не запомнили.

В суде такой спор в конечном итоге ни к чему не приведет. У вас отсутствуют доказательства, что вам такая информация не предоставлялась, а турфирма принесет целую кипу каталогов и распечаток из Интернета, ссылаясь на то, что эта информация была вам предоставлена.

Во избежание таких неприятных инцидентов определите для себя - какая именно информация для вас является принципиальной и постарайтесь зафиксировать ее в письменном виде.

Например, предложите специалисту турфирмы сделать для вас распечатки, включить необходимые условия в договор, т.е. зафиксировать, какая именно информация была вам предоставлена. При этом на таких письменных документах должна стоять подпись лица, их создавшего, и печать турфирмы.

В противном случае вы не сможете доказать, что эта информация была предоставлена вам именно этой турфирмой. Как правило, наиболее актуальной и вызывающей впоследствии спорные ситуации является информация о комплексе услуг, которые включены в турпутевку, и тех, которые требуют дополнительной оплаты. Попросите менеджера фирмы предоставить вам в письменном виде перечень услуг, которые будут вам предоставлены бесплатно. И если в последующем вам придется оплачивать какую-либо из услуг, перечисленных в списке, то это будет свидетельствовать о ненадежащей информации, предоставленной турфирмой, а, следовательно, вы сможете взыскать их стоимость и компенсацию морального вреда, так как будете иметь все необходимые для этого доказательства.

Перечень существенных условий договора реализации туристского продукта



И, наконец, самый важный документ - договор, на основании которого осуществляется реализация туристского продукта.

Такой договор заключается в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Он должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

Статья 10 Закона о туризме и п. 13 Правил содержат перечень существенных условий такого договора:

- полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

- сведения о туристе, ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

- общая цена туристского продукта в рублях;

- информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- условия изменения и расторжения договора;

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Согласно п. 14 Правил к существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и потребителем, также относятся:

- полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента;

- информация о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;

- информация о возможности потребителя в случае возникновения обстоятельств, указанных в ст. 17.4 Закона о туризме, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.

Не допускается включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Информационное обеспечение туризма осуществляется не только турфирмами и туристами.

В соответствии со ст. 14 Закона о туризме федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных СМИ в порядке, предусмотренном законодательством о СМИ для опубликования обязательных сообщений.

В свою очередь туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации.

Итак, приятное путешествие зависит в большой степени от вашего информационного обеспечения и желания получить такую информацию.
Л.М. Долинская,

врач, ЦЛФК и СМ Минздравсоцразвития РФ
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 4, апрель 2010 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────




*(1) СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.

*(2) Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.

*(3) СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

*(4) СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3942.

*(5) СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2352.

*(6) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 3.

*(7) htpp://unwto.org.

*(8) СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482.

*(9) Положение о ведении единого федерального реестра туроператоров, утвержденное приказом Федерального агентства по туризму от 10 мая 2007 г. N 28 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 28.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации