Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине Материаловедение. Часть 1 - файл n1.doc
Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине Материаловедение. Часть 1Доступные файлы (1):
n1.doc
Министерство образования Российской Федерации
ГОУ ОО СПО «ОМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая тетрадь к выполнению практических работ дисциплины «материаловедение» I часть Студента(ки) _____________________
2__ МК группы
для специальности
2808 «Моделирование и конструирование швейных изделий» (базового уровня среднего профессионального образования)
Омск 2005
«Утверждено» Предметной (цикловой) комиссией Председатель _______ Куприна И.М. Протокол № ___ «___» __________ 2005 г.
| «Одобрено» Методическим советом ОмТК Председатель _______ Чеботарева Л.В. Протокол № ___ «___» __________ 2005 г. |
Автор:
_________ Хуснутдинова Е.М. преподаватель дисциплины
Редактор:
_________ Шалашова О.Н. методист ОмТК
© ОмТК, 2005
Содержание
Пояснительная записка 4
Практическая работа № 1 5
Практическая работа № 2 7
Практическая работа № 3 8
Практическая работа № 4 10
Практическая работа № 5 11
Практическая работа № 6 13
Практическая работа № 7 15
Практическая работа № 8 17
Практическая работа № 9 21
Список литературы 24
Приложение А 25
Приложение Б 27
Приложение В 29
Пояснительная записка В рабочей тетради для выполнения практических занятия по дисциплине «Материаловедение» представлена методика выполнения практических занятий и оформление отчета по работе. Данная рабочая тетрадь составлена в единой форме с методическими указаниями для выполнения практических работ по дисциплине «Материаловедение».
Студентам необходимо выполнить исследования, опыты; описать в предложенной форме результаты и выводы; ответить на контрольные вопросы; представить эскиз модели и др.
Итоговая оценка за практическое занятие выводится как общая из предложенных ниже в таблице 1 показателей. Для каждой практической работы набор показателей индивидуален.
Оценка этапов выполнения практического занятия Таблица 1
№ п/р | Результаты испытаний | Техническая характеристика | Анализ свойств | Выводы | Ответы на контрольные вопросы | Эскиз модели | Аккуратность заполнения | Сроки выполнения | Итоговая оценка и количество баллов |
«5» | «4» | «3» | «2» |
1 | 5/5 | - | 5 | 5 | 4 | - | 3 | 3 | 30-27 | 26-23 | 22-18 | 17… |
2 | 5 | 5 | - | 3 | 3 | - | 3 | 3 | 22-20 | 19-16 | 15-11 | 10… |
3 | 5 | 5 | - | 3 | 3 | - | 3 | 3 | 22-20 | 19-16 | 15-11 | 10… |
4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | - | 3 | 3 | 27-25 | 24-21 | 20-15 | 13… |
5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | - | 3 | 3 | 27-25 | 24-21 | 20-15 | 13… |
6 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | - | 3 | 3 | 27-25 | 24-21 | 20-15 | 13… |
7 | 5 | - | 5 | 5 | 4 | - | 3 | 3 | 25-22 | 21-18 | 17-13 | 12… |
8 | 8 | 5 | 8 | 5 | - | - | 3 | 3 | 32-29 | 28-24 | 23-17 | 16… |
9 | - | - | 10 | 5 | 5 | - | 3 | 3 | 26-24 | 23-20 | 19-14 | 13… |
Практическое занятие № 1 Тема: «Исследование строения натуральных и химических волокон. Определение их свойств органолептическим путем»Цель работы:
Изучить особенности строения основных видов текстильных волокон (хлопковых, шерстяных, вискозных, капроновых, лавсановых).
Освоить основные методы распознавания волокон в тканях.
Методика выполнения работы
Исследование строения и свойств волокон.
Оценить внешний вид и свойства волокон (хлопковых, шерстяных, вискозных, капроновых или лавсановых) органолептическим путем. Определить визуально характер поверхности, форму и цвет волокна (блеск, извитость). Оценить с помощью осязания свойства волокна (жесткость, мягкость, упругость, шероховатость, гладкость и др.). Данные исследований занести в третью колонку таблицы 1.
Микроскопическое исследование продольного строения волокон. Зарисовать в таблице 1 наблюдаемые под микроскопом продольные виды исследуемых волокон.
Испытание волокон на горение. Поджигают нить и наблюдают характер горения. Оценивают цвет пламени, наличие копоти, запах, горение в пламени и вне пламени, плавление, исследуют остаток после сжигания. Описать горение в таблице 1.
Строение, свойства и применение волокон Таблица 1
Вид волокна | Образец | Органолепти-ческая оценка | Продольный вид волокна | Свойства волокна (прочность на растяжение, упругость, однородность по длине и толщине) | Характер горения волокон и остаток пос-ле горения | Применение волокон, исходя из свойств |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Образец № 1
|
|
|
|
|
|
|
Образец № 2
|
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Образец № 3
|
|
|
|
|
|
|
Образец № 4
|
|
|
|
|
|
|
Распознавание волокон в тканях.
Провести анализ предложенных проб, проанализировать внешний вид. Перед исследованием образцов выбрать пучки нитей в вертикальном и горизонтальном направлениях. Каждый пучок поджечь отдельно, внимательно рассмотреть процесс горения.
Распознавание волокон в тканях Таблица 2
Проба | Методы распознавания | Результаты наблюдений | Заключение о виде волокна в ткани |
Проба №1 |
| |
|
Проба № 2 |
|
|
|
Проба № 3 |
|
|
|
Проба № 4 |
|
|
|
Выводы по упругости исследуемых волокон в порядке возрастания
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы на контрольные вопросы.
Какие общие свойства волокон вы знаете? _____________________________
_______________________________________________________________________
Какие свойства волокон влияют на их прочность?_______________________
_______________________________________________________________________
Какое свойство волокон влияет на комфортность одежды? _______________
_______________________________________________________________________
Оценка и комментарии преподавателя.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 2 Тема: «Исследование образцов пряжи и нитей. Определение их строения, числа сложений, величины и направления крутки, вида отделки, системы прядения, волокнистого состава»Цель работы:
Определение строения, числа сложений, величины крутки, вида отделки, системы прядения, направления крутки, волокнистого состава пряжи и нитей.
Ознакомиться с методами определения нитей основы и утка, лицевой и изнаночной сторон.
Выполнение работы:
Определить основу и уток, лицо и изнанку четырех видов тканей, предложенных преподавателем. Приклеить образцы в таблицу 3 лицевой стороной вверх, так чтобы основная нить располагалась вертикально.
Выдернуть несколько основных и уточных нитей из ткани.
Исследовать пряжу или нити по волокнистому составу (по признакам горения и внешнему виду волокон), системе прядения, строению, величине и направлению крутки, окраске и отделке. Данные исследований занести в таблицу 3.
Характеристика пряжи и нитей Таблица 3
Пробы | Свойства пряжи и нитей |
Волокнистый состав | Система прядения | Строение | Величина и направление крутки | Окраска и отделка |
основа | уток | основа | уток | основа | уток | основа | уток | основа | уток |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Проба № 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Проба № 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проба № 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проба № 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отметить влияние строения и свойств пряжи и нитей на внешний вид и свойства тканей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы на контрольные вопросы.
Какие системы прядения Вы знаете? __________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите основные свойства нитей (пряжи). ________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка и комментарии преподавателя.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 3