Свиридова Е.А. Основные проблемы права интеллектуальной собственности - файл n1.doc

Свиридова Е.А. Основные проблемы права интеллектуальной собственности
Скачать все файлы (588.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc589kb.31.03.2014 01:19скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Академия труда и социальных отношений

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса
Е.А. Свиридова

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ

Учебное пособие


Москва – 2009

Академия труда и социальных отношений

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса
Е.А. СВИРИДОВА

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ

Учебное пособие

Москва – 2009

Свиридова, Е.А. Основные проблемы права интеллектуальной собственности : учебное пособие / Е.А. Свиридова. – М. : Издательский дом «АТИСО», 2009. – 74 с.

Учебное пособие посвящено актуальным проблемам права интеллектуальной собственности, автором исследуется правовая природа объектов авторского права, выявлена их сущность и дана общая характеристика. В пособии содержатся основные положения о субъектах авторского права, раскрыто понятие соавторства и приведена его классификация.

Автором рассматривается такой институт права интеллектуальной собственности как авторское право с учетом современного законодательства, в том числе четвертой части ГК РФ, международных договоров, судебной практики.

Данное пособие может использоваться студентами, аспирантами, преподавателями юридических вузов, специалистами других профессий, занимающихся правовой охраной объектов интеллектуальной собственности и их использованием в предпринимательской деятельности.


Рецензент – профессор кафедры гражданского права
и процесса, к.ю.н., доцент Э.С. Петросян.


Утверждено Ученым советом АТиСО 22 января 2009 г.


© Академия труда

и социальных отношений, 2009

© Свиридова Е.А., 2009

Авторские права: общая характеристика


Статья 1226 ГК РФ определила деление интеллектуальных прав на три группы: исключительное право, личное неимущественное право и иные права. Последние, в силу их специфики, обладают чертами как имущественного так и неимущественного свойства, в связи с чем они и были выделены законодателем в отдельную группу.

Статья 1255 ГК РФ развивает данное положение, называя среди авторских прав права исключительные, личные неимущественные и иные. Необходимо заметить, что некоторые теоретики считают деление авторских прав на личные неимущественные и имущественные права весьма условным1. В качестве аргумента приводится взаимосвязанность всех авторских прав между собой настолько, что выделить среди них права только имущественного или только неимущественного характера довольно затруднительно. В связи с этим одни авторы полностью отвергают необходимость и возможность деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные, в то время как другие подчеркивают условность такого деления и некоторую относительность данной дифференциации2. Есть и третьи, которые настаивают на необходимости деления авторских прав на исключительные и неисключительные и находят такое деление оправданным3.

Тем не менее, представляется, что указанная в статье 1255 ГК РФ классификация авторских прав имеет большое практическое значение. Ведь от того, к какой категории принадлежит то или иное право автора, зависит возможность передачи либо уступки такового, объем его правовой охраны. Так, согласно нормам статьи 150 ГК РФ личные неимущественные права принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Кроме того, в отношении неимущественных прав не установлен срок их охраны. Напротив, имущественные права могут быть как переданы по договору, так и уступлены, а срок их охраны строго ограничен законом.

Конвенция о создании Всемирной организации по интеллектуальной собственности 1967 года (в редакции 1979 года)1, участницей которой является и Россия, не содержит понятия «исключительные права», а использует общее понятие «права интеллектуальной собственности».

Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года2, вступившая в силу для России с 13 марта 1995 года, а также Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года, пересмотренная в Париже в 1971 году3 и вступившая в силу для нашей страны 10 июля 1974 года, не содержат определения исключительных прав, лишь упоминая их в некоторых статьях. Так, Всемирная конвенция 1952 года в статье IV bis говорит, что права, упомянутые в статье I данной Конвенции, а именно права авторов и других лиц, обладающих авторским правом, на литературные, научные и художественные произведения, включают основные права, обеспечивающие имущественные интересы автора, в том числе исключительное право разрешать воспроизведение любыми способами, публичное исполнение и радиопередачи. Таким образом, следует констатировать, что на уровне международных актов под исключительными правами принято понимать права имущественные.

В то же время следует особо отметить тот факт, что часть 4 ГК РФ вводит неизвестные международному праву, в частности Стокгольмской конвенции, учреждающей ВОИС 1967 года, а также Соглашению ТРИПС, и другим международным конвенциям и договорам в этой сфере, понятие «интеллектуальные права». В свое время, на стадии разработки проекта части 4 ГК РФ, кафедра Юнеско, давая общую отрицательную оценку концепции этого проекта, предлагала внести следующие поправки. По мнению большинства членов Кафедры Юнеско, следует заменить слова «интеллектуальные права» словами «права интеллектуальной собственности», применяемыми в международных конвенциях и Соглашении ТРИПС. Также следует заменить слова «исключительное право» словами «исключительные права» или, точнее, «исключительные имущественные права», чтобы ясно обозначить их отличие от личных неимущественных прав1.

Возникновение понятия «исключительные права» связано с так называемой теорией частноправовой монополии, разработанной в конце XIX века Рогэнем2. Согласно точки зрения этого исследователя, сущность авторского права заключается отнюдь не в возможности использования творческого объекта, но в способности воспрепятствовать всем остальным членам общества использовать такой объект.

Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе и воплотилась в законе от 20 марта 1911 года  «Положение об авторском праве»1. Действовавший вплоть до 1917 года данный закон обозначал авторские права как исключительные. В то время, по мнению ученых-цивилистов, указанная теория означала прежде всего монополию обладателя авторского права на использование произведения. Основы авторского права от 16 мая 1928 года содержали понятие «исключительное право» автора. Однако из Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года понятие «исключительное авторское право» было исключено2. Это было связано с тем, что данное понятие не соотносилось с принципами советского государственного строя, ведь право на авторское вознаграждение, которое в первую очередь подразумевалось под исключительным правом автора, могло быть расценено как нетрудовой доход гражданина, что шло вразрез с идеологией советской власти.

Тем не менее, в теории в советский период появляются разные точки зрения на природу исключительных прав. Большинство ученых связывали исключительность авторских прав с неотделимостью от личности автора в течение всей его жизни, недопустимостью перенесения прав автора на другое лицо. С этой позиции к исключительным правам относились некоторые личные неимущественные права авторов либо все авторские права, независимо от их характера. Так, по мнению авторов учебника «Авторское право» Б.С. Антимонова и Е.А. Флейшиц, исключительный характер прав автора состоит в «неотчуждаемости, неотторжимости авторских прав от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо»1.

Понятие исключительных прав вновь вернулось в российское законодательство с принятием в 1991 году Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик2. Это понятие было позднее зафиксировано также в Законе РФ 1993 года «Об авторском праве и смежных правах»3. Однако в нормах названного закона не было универсального определения исклю­чительного права. Тем не менее, исходя из смысла статей 15, 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах», можно было сделать вывод о том, что под исключительными правами на использование произведения понимаются только имущественные права.

Гражданский кодекс РФ, до внесения изменений Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф34 в статью 128, относил исключительные права к объектам гражданских прав, наравне с результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации, приравнивая их, таким образом, к понятию интеллектуальной собственности, что вносило путаницу в используемую терминологию. При этом в Кодексе не раскрывалось содержание исключительных прав. Согласно новой редакции статьи 128 ГК РФ в составе объектов гражданских прав законодатель называет «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность)». Таким образом, в соответствии с данной формулировкой, термин «интеллектуальная собственность» используется как родовое обозначение соответствующих результатов и средств. Имущественные права на такие результаты и средства включены в состав объектов гражданских прав без специального указания.

Еще Г.Ф. Шершеневич, рассматривая общее понятие исключительных прав, утверждал, что «исключительное право предоставляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания. Пассивными субъектами исключительных прав являются все сограждане»1. При этом Г.Ф. Шершеневич отмечал безусловно имущественный характер исключительных прав.

По мнению В.А. Дозорцева, интеллектуальные права представляют собой ослабленные абсолютные права. Если относительные права устанавливают конкретную связь между заранее определенными лицами, то ослабленные абсолютные права, которые также можно назвать квазиабсолютными правами, обращены к неопределенному кругу обязанных лиц, круг которых может быть ограничен2.

Рассмотрению исключительных прав только как имущественных уделялось внимание и в работах других ученых. В частности, А. А. Пиленко, исследуя проблемы изобретательского права, отмечал, что права «приводить изобретение в исполнение», «употреблять и распространять патентованное изобретение», «…принадлежат патентодержателю исключительно, т.е. так, что только он один может продавать, изготовлять и употреблять изобретение в только что изображенных смыслах. Экономическое использование этого монополистического положения может быть совершаемо в двоякой форме: или изобретатель работает сам, или же он за деньги снимает с третьих лиц лежащий на них запрет, дозволяя им работать, продавать или употреблять изобретение»1. Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что реализуемое в виде «снятия с третьих лиц лежащего на них запрета» (посредством выдачи соответствующего разрешения или изъявления согласия патентообладателя – автора изобретения – в договоре) исключительное право, с точки зрения А.А. Пиленко, всегда носит имущественный характер, так как требует оплаты.

Думается, что в таком основании отнесения прав автора к исключительным (критерий платности) несколько смещены акценты. Еще Г.Ф. Шершеневич указывал на возможность распоряжения своим исключительным правом как с помощью возмездных, так и безвозмездных сделок2. Статья 1270 комментируемого Кодекса прямо говорит, что автору принадлежит исключительное право на произведение, которое он может использовать в любой форме и любым не противоречащим закону способом, независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели. То есть критерий деления авторских прав на исключительные и личные неимущественные заключается в ином, а именно в возможности автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам прав на использование результата интеллектуальной деятельности. При предоставлении доступа к объекту интеллектуальной собственности только автор определяет способы и пределы использования созданного им произведения.

Необходимо отметить, что исключительные права понимаются как имущественные и зарубежным законодателем. Так, в странах континентальной Европы имущественное право определяется как исключительное право на использование произведения в любой форме с целью извлечения прибыли. При этом такое исключительное право включает в себя право на воспроизведение, на публичное представление или исполнение, на распространение произведения и т.п. Законодательство стран англосаксонской правовой семьи понимает под исключительным правом на произведение (copyright1) имущественное право совершать определенные действия в отношении охраняемого произведения. При этом закон не раскрывает примерного содержания исключительного права.

Не стоит уподоблять права на результаты интеллектуальной деятельности праву собственности. Как первые, так и вторые обладают разной правовой природой.

Объектом права собственности является материальный объект, который ограничен в пространстве и его использование связано с владением, физическим обладанием. Распоряжение материальным объектом сопряжено с прекращением прав на него прежнего собственника и возникновением прав на него у нового собственника – другого лица. Что касается объекта интеллектуальных прав автора, то он носит нематериальный характер. Он никак не ограничен в пространстве, никакого владения им существовать не может. Распоряжение нематериальным объектом может сочетаться с сохранением права использования за первоначальным правообладателем с одновременным предоставлением права его использования другим лицам. В содержание исключительного права входят два правомочия – использование и распоряжение. При этом в качестве объекта использования выступает результат интеллектуальной деятельности, а под объектом распоряжения понимается право на него или право его использования.

Защита прав на материальный объект может быть произведена с его изъятием в натуре с применением такой правовой конструкции как виндикация. Изъятие нематериального объекта в натуре невозможно, так как он не имеет вещественного выражения.

Действие прав на материальный объект связано с его положением в пространстве, нахождением на территории определенного государства. Нематериальные объекты могут быть использованы повсеместно, поэтому для них важен территориальный характер действия права.

Наконец, нематериальный объект интеллектуальных прав не подвержен физической амортизации, и в силу этого права на него носят срочный характер.

Таким образом, исключительные права не могут быть приравнены к праву собственности, а право собственности не может быть отнесено к исключительным правам. Исключительное право и право собственности имеют совершенно разную ориентированность. Следует отметить, что право собственности характеризуется, прежде всего, с точки зрения так называемой позитивности правомочий собственника, когда собственник имущества обладает юридической возможностью господства над этим имуществом, совершения допускаемых законом действий в отношении этого имущества, при условии ненарушения при этом прав и законных интересов третьих лиц. В целях обеспечения этой правовой возможности собственника законодательно установлен запрет на вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственного господства собственника. С этой позиции исключительные права напротив носят негативный характер, то есть все третьи лица не вправе использовать объекты, принадлежащие правообладателю без согласия последнего. Правообладателю нет необходимости запрещать использование результата третьим лицам, такой запрет прямо содержится в законодательстве. Правообладатель вступает во взаимоотношения с третьими лицами не путем отмены установленного запрета, а посредством выдачи разрешения на использование результата своей творческой деятельности.

Представляется некоторым упущением со стороны законодателя отсутствие понятия исключительных прав в ГК РФ. Общепризнано, однако, выделять определенные признаки, присущие исключительным правам. Прежде всего, следует отметить, что исключительные права принадлежат строго определенному лицу (определенным лицам).

В отличие от личных неимущественных прав действие исключительных прав ограничено определенным сроком, по истечении которого объект интеллектуальной собственности становится общественным достоянием и может быть использован без согласия правообладателя и без выплаты соответствующего вознаграждения.

Исключительным правам свойственна определенная монополия правообладателя на результат интеллектуальной деятельности. По словам А.П. Сергеева, только сам обладатель авторского права, то есть автор или его правопреемник, может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, и прежде всего тех из них, которые связаны с использованием произведения1. Таким образом, автор своей волей, не зависящей от воли других лиц, своими действиями и в своем интересе разрешает либо запрещает использование созданного им произведения.

Издательский словарь-справочник под редакцией А.Э. Мильчина определяет исключительные права как права автора, не допускающие возможность другим лицам использовать его произведение без его на то разрешения в авторском договоре. Исключительными являются имущественные права автора2.

В толковых словарях русского языка и словарях иностранных слов словосочетание исключительное право используется для определения понятия «привилегия»3. Последнее трактуется как исключительное право, преимущество, предоставляемое какому­-либо одному лицу, группе лиц, государственному органу или должностному лицу; монопольное право на изобретение, документ, удостоверяющий и охраняющий это право.

Таким образом, можно определить исключительные права автора как имущественные права на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом, которыми правообладатель вправе распоряжаться, получая при этом встречное предоставление (авторское вознаграждение) от лица, которому было предоставлено такое право, либо без выплаты авторского вознаграждения, если это предусмотрено законом или договором.

Перечисленные в пп. 2-5 п. 2 статьи 1255 ГК РФ авторские права являются личными неимущественными правами.

Еще И. Кант, раскрывая природу авторских прав, понимал под ними не просто форму собственности, обеспечивавшую экономическую выгоду для автора или владельца авторских прав, но продолжение и отражение личности автора. Философ доказывал, что автор наделен естественным правом защиты своего произведения не просто как разновидности товара, а как неотъемлемой части своей личности.

Советский энциклопедический словарь определяет лич­ные неимуществен­ные пра­ва как пра­ва гра­ж­дан, не имею­щие иму­ще­ст­вен­но­го со­дер­жа­ния и не­от­де­ли­мые от лич­но­сти че­ло­ве­ка1.

Личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения) призваны индивидуализировать участников гражданского оборота, а в отдельных случаях – обозначать первоначального правообладателя. Это – изначальная функция личных неимущественных прав в гражданском праве. Отличительной чертой личных неимущественных прав является их неотчуждаемость и непередаваемость в порядке правопреемства. По словам В.А. Дозорцева, их участие в экономическом обороте исключается, потребность в особой категории за пределами абсолютного права не существует. Это главная причина, по которой неимущественные права неправильно было бы относить к исключительным правам, они должны быть полноценными абсолютными правами, в противовес правам исключительным, являющимся квазиабсолютными правами.

Право автора на отзыв произведения, право на обнародование произведения, право на неприкосновенность произведения могут быть реализованы как самим автором, так и (с согласия такого автора) другими лицами. Это отнюдь не означает, что эти права по своей природе отчуждаемы и оборотоспособны. Так как лица, уполномоченные автором на совершение перечисленных действий, будут являться его представителями, а значит действовать от его имени и в его интересах.

Крайне важным представляется выведение законодателем личных неимущественных прав авторов из состава исключительных прав. По сути, это имело место и до принятия части 4 ГК РФ. В части 1 статьи 150 ГК РФ перечисляются личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, указывается в их числе и право авторства.

Личные неимущественные права представляют собой права, принадлежащие автору независимо от имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Это правомочия автора, не имеющие имущественного характера и экономического содержания. В зарубежном и международном законодательстве для обозначения такого рода правомочий используется термин «моральные права автора»1.

В связи со стремлением Российской Федерации стать членом ВТО, необходимо отметить, что Соглашение ТРИПС, подписание которого является необходимым условием членства в данной международной организации, освобождает ее участников от обязательств по соблюдению статьи 6-bis Бернской Конвенции, закрепляющей охрану моральных прав. Согласно последней, независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав, автор имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Важное значение имеет положение о принадлежности личных неимущественных прав только автору и невозможности передачи их по договору третьим лицам.

Так, в иске гражданина Г. к ЗАО «Общественное российское телевидение» («ОРТ») о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав суд отказал по следующим основаниям.

Согласно обстоятельствам дела в программе «ОРТ» «Королева красоты», посвященной песенному творчеству А. Бабаджаняна, прозвучали песни «Королева красоты» и «Солнцем опьяненный» без указания имени Г. как автора текстов переданных в эфир песен. Отсутствие в программе ссылки на имя автора, по мнению истца, привело к нарушению его личного неимущественного права.

Из материалов дела следовало, что между Российским авторским обществом (РАО) и ЗАО «ОРТ» заключено лицензионное соглашение, в соответствии с которым РАО передает ЗАО «ОРТ» разрешение на сообщение обнародованных произведений, относящихся к репертуару РАО, для всеобщего сведения путем их телевизионной передачи в эфир – на зону приема первого частотного канала. ЗАО «ОРТ» обязалось использовать в своих передачах лишь те произведения, которые идентифицированы по названиям, фамилиям и инициалам авторов. Произведения Г. входят в репертуар РАО, песни «Королева красоты» и «Солнцем опьяненный» зарегистрированы в обществе под подлинным именем автора. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Отказывая в иске, суд опирался на содержание лицензионного соглашения между РАО и ЗАО «ОРТ», в котором нет указания о конкретном способе реализации права на имя автора. Более того, по мнению суда, все имущественные претензии авторов к пользователям должны быть предъявлены к РАО.

Однако Верховный суд РФ с таким выводом суда не согласился и дал следующие разъяснения1.

Только автор может разрешить использовать произведение анонимно, т.е. распорядиться своим неимущественным правом, РАО же заключает с авторами договоры с полномочиями на коллективное управление именно имущественными правами. Отсутствие в лицензионном соглашении РАО с ЗАО «ОРТ» указаний о конкретном способе реализации права на имя в силу закона не означает, что РАО может распоряжаться личными неимущественными правами авторов.

Г. зарегистрировал в РАО упомянутые песни для сбора гонорара за их использование под подлинным именем автора. Для получения разрешения на анонимное использование произведений телекомпания должна была обратиться к автору, но не сделала этого, что привело к нарушению авторских прав (право на имя) последнего.

Претензии о нарушении авторских прав (право на имя) должны быть обращены к нарушителю права автора, в данном случае к ЗАО «ОРТ», которое неправомерно использовало произведение анонимно, в связи с чем ссылка суда на то, что все претензии автор вправе предъявить к РАО, несостоятельна (последнее не нарушало авторских прав Г.).

Статья 1255 ГК РФ называет среди личных неимущественных прав:

1. Пра­во ав­тор­ст­ва, то есть пра­во при­зна­вать­ся ав­то­ром про­из­ве­де­ния. Это право принадлежит автору произведения и за­щи­ща­ет последнее от пла­гиа­та (статья 1265 ГК РФ).

2. Пра­во автора на имя, то есть пра­во использовать или разрешать использование произведения под сво­им под­лин­ным име­нем, под вымышленным именем (псев­до­ни­мом) или без ука­за­ния имени (ано­ним­но) (статья 1267 ГК РФ).

3. Право на неприкосновенность произведения, то есть недопустимость без согласия автора внесения в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжения произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (статья 1266 ГК РФ).

4. Пра­во на об­на­ро­до­ва­ние произведения, то есть пра­во осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения (статья 1268 ГК РФ).

Отдельно законодателем выделены «иные права». Данная категория интеллектуальных прав является новой, в ранее действовавшем законе «Об авторском праве и смежных правах» она не употреблялась. К числу иных прав законодатель относит:

1) пра­во на от­зыв, которому, в отличие от предыдущего закона, посвящена отдельная статья 1269 ГК РФ. Это пра­во автора от­ка­зать­ся от ра­нее при­ня­то­го ре­ше­ния об об­на­ро­до­ва­нии про­из­ве­де­ния. Такой отказ возможен лишь при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Именно последнее положение послужило основанием отнесения права на отзыв, изначально входящего в состав права на обнародование (см. ч.3 п. 1 ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), к специально выделенной в части 4 ГК РФ категории иных прав;

2) пра­во дос­ту­па к про­из­ве­де­ни­ям изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва. Авторы таких произведений вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (статья 1292 ГК РФ). Причисление этого права к иным интеллектуальным правам объясняется отсутствием у автора нацеленности на получение имущественной выгоды от использования произведения;

3) Право следования (статья 1293 ГК РФ). В отличие от права доступа право следования может переходить по наследству, но не может быть предметом договора об отчуждении исключительных прав.

Автор произведения: понятие и проблемы доказывания авторства


Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля дает следующее определение понятия автора: от лат. творец чего-либо, сочинитель, писатель1.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона содержит уже более емкое определение, понимая под автором создателя какого-либо литературного, ученого или художественного произведения2.

Большая советская энциклопедия рассматривает автора как создателя художественного или публицистического произведения, научного исследования, проекта, изобретения и т. д3.

Согласно статье 1257 ГК РФ законодатель считает автором физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Юридическое лицо ни при каких обстоятельствах автором признаваться не может. Так, издательство, выпустившее в свет произведение автора, может, согласно заключенному с ним договору, обладать некоторыми исключительными правами в отношении такого произведения, но автором последнего будет гражданин, написавший рассказ, эссе, роман и т.п.

Данное положение имеет важное значение при определении подведомственности рассмотрения дел, связанных с нарушением прав авторов. Сказанное можно проиллюстрировать на примере следующего спора. Так, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о защите авторских прав на выполненные им эскизные проекты фасада реставрируемого здания путем взыскания компенсации. Акционерное общество иск не признало, сославшись на осуществление реставрации по проекту, выполненному и предоставленному строительной фирмой. Арбитражный суд правомерно прекратил производство по делу, расценив, что такой спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Дело в том, что согласно статьям 1228, 1257 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности (произведения) признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (произведение). Таким образом, творцом произведения может быть только физическое лицо. При этом не имеет значения его статус (в данном случае истец является индивидуальным предпринимателем), ведь истец обращался в арбитражный суд за защитой прав как автор графического произведения, то есть как физическое лицо. Дело с участием гражданина – физического лица арбитражному суду неподведомственно. О неподведомственности арбитражному суду споров по искам авторов произведений о защите авторских прав от несанкционированного использования произведений говорит п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 года № 471.

Далее, для признания гражданина автором созданного им произведения не требуется выполнения каких-либо формальностей.

В континентальных странах, традиционно наследующих римское право, единст­венно требуемым условием предоставления правовой охраны со стороны авторского права является сам факт создания произведения. В отдельных за­конодательствах некоторых англосаксонских стран необходима материальная фиксация произведения, что исключает из-под охраны устные произведения. Это не относится к российскому закону, который признает в качестве защищаемых объектов авторского права и устные произведения. Кроме того, некоторые государства связывают охрану произведения с выполнением некоторых формальностей, таких, как регистрация произ­ведения. Такое решение принято Соединенными Штатами Америки, не­смотря на то, что после их присоединения в 1988 году к Бернской конвенции эти формальности несколько облегчены. Подобной точки зрения российский законодатель не разделяет. П. 4 статьи 1259 ГК РФ ука­зывает: «Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требу­ется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей».

В литературе обычно высказывается мнение, что практически невозможно создание аналогичного произведения двумя разными лицами, независимо друг от друга. Невозможность создания самостоятельно аналогичного произведения было расценено законодателем как отсутствие необходимости в регистрации таких произведений, а также в осуществлении экспертизы на новизну, оригинальность. Охрана предоставляется автоматически с момента создания произведения в объективной форме. Тем не менее, такая правовая формулировка создает известные трудности при доказывании авторства на произведение в случае плагиата.

Несмотря на то, что ни Бернская Конвенция, ни соответственно ст. 1259 ГК РФ не предусматривают обязательной регистрации авторских прав, ГК РФ в то же время не запрещает создателям произведения использовать процедуры, способствующие доказыванию их прав на произведение в случае возникновения спора в будущем. В настоящее время получила широкое распространение добровольная регистрация права авторства на произведение.

Существует два основных способа регистрации авторских прав на произведение. К первому способу регистрации можно отнести или нотариальное удостоверение подписи автора под неопубликованным произведением, или нотариальное заверение копий такого произведения. И в том и в другом случае в соответствии с законом нотариусу передается на хранение печатная копия исходного текста неопубликованного произведения автора и в специальном реестре осуществляется запись с указанием конкретной даты о выполнении нотариального действия. Также, в соответствии со статьей 85 Основ законодательства о нотариате нотариус удостоверяет время предъявления ему документа. Это означает, что автор имеет право на предъявление своего произведения нотариусу, который нотариально подтверждает время нахождения у автора произведения с указанием на экземпляре произведения соответствующего имени. В этом случае автор произведения сможет отстоять авторские права, предъявив такой документ в суде в качестве доказательства собственного авторства. Этот же документ подтвердит правомерность претензии к третьим лицам в случае нарушения ими авторских прав.

Вторым способом является регистрация авторского права в специально созданных по всему миру для этой цели организациях. Причем автор может сам добровольно выбрать, в какой из этих организаций ему выгоднее всего будет зарегистрировать свое произведение. В Российской Федерации произведения подлежат добровольной регистрации в Российском авторском обществе. Посредством такой регистрации удостоверяется факт существования произведения в объективной форме и на определенный момент времени, хотя такая регистрация и не дает никаких гарантий и преимуществ.

Доказательственная сила факта регистрации авторства на произведение в негосударственных организациях вызывает некоторые сомнения. Совершение удостоверительных действий данными субъектами в ГК РФ не зафиксировано. Статья 1232 ГК РФ говорит об обязательной государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, установленной нормами закона в отношении отдельных объектов интеллектуальной собственности. В отношении объектов авторского права действует добровольная регистрация, на усмотрение самого автора. Весьма точно в этом отношении высказывание А. Минкова относительно дорогостоящей процедуры регистрации, осуществляемой негосударственными организациями, которая не лицензируется и не контролируется, и отсутствия ответственности за указание ложных сведений в предоставляемых такими организациями документах1. Количество организаций, оказывающих подобного рода услуги, с каждым годом растет. В этой связи представляется весьма затруднительным определить достоверность такой регистрации при использовании в качестве доказательств авторства в суде. Отсутствие надлежащего законодательного регулирования данной деятельности делает предпочтительным использование нотариальных процедур удостоверения.

Российские авторы имеют право регистрировать свое авторское право в Бюро по авторским правам США (так называемом «Копирайт-офисе» при Библиотеке Конгресса США). Дело в том, что этот орган является одним из самых уважаемых в мире и пользуется непререкаемым авторитетом среди судебных и государственных органов всех стран мира. Подобное отношение связано с тем, что до 1976 года в США существовала обязательная регистрация авторского права в Управлении по защите авторских прав при Библиотеке Конгресса США. На сегодняшний день регистрация в упомянутом органе не является обязательной для правообладателей из стран – участниц Бернской конвенции, однако остается необходимой для получения возможности судебной защиты авторского права на произведения, созданные в США. Для того чтобы зарегистрировать свое произведение в Бюро по авторским правам США, для начала необходимо заполнить анкету на русском языке, иметь два экземпляра произведения, оформленных в соответствие с инструкцией по оформлению произведений, оплатить квитанцию. С момента регистрации произведения до внесения его в базу данных Библиотеки Конгресса может пройти 6 месяцев, столько же времени обычно занимает процесс оформления Сертификата и его пересылка в Россию. Бывают случаи, когда это занимает всего 3-4 месяца. При этом произведение считается официально зарегистрированным в день получения Бюро по авторским правам пакета документов, предоставленных на регистрацию автором.

Регистрация авторского права на произведение в Бюро по авторским правам США необходима, в случае, когда автор планирует использовать свое произведение за рубежом или имеет сведения, дающие основание предполагать, что принадлежащие ему авторские права будут нарушены за пределами Российской Федерации. При регистрации осуществляется депонирование одного экземпляра произведения, который хранится в Бюро США в течение всего срока действия авторского права.

При условии удачного прохождения процедуры регистрации автору высылается официальное свидетельство Copyright Office of the Library of Congress. Негативные моменты такой регистрации имеют административно – бюрократические свойства. Во-первых, оформление заявки и ее подача требуют определенных навыков и умений и подлежат исполнению агентом-юристом, работающим в США. Во-вторых, стоимость данной процедуры сравнительно велика и на сегодняшний день составляет 8900 рублей. Возможность подачи заявки самостоятельно из России в Библиотеку Конгресса США конечно существует, но в реальности сделать это довольно трудно, так как для этого нужно иметь в США специальный почтовый ящик для обратной связи и прикладывать чек американского банка.

Однако следует заметить, что хотя процесс доказывания авторства в рамках такой системы регистрации несомненно упрощается, целесообразность последней и ее соответствие нормам международных соглашений по авторскому праву вызывают большие сомнения.

На территории Российской Федерации регистрацию авторских прав осуществляют общественные организации по коллективному управлению имущественными правами. По окончании процедуры регистрации автору выдается свидетельство соответствующего образца, подтверждающее факт регистрации и указывающее на дату ее совершения. В таком случае регистрация помогает идентифицировать произведение и автора. Основной целью такой регистрации является облегчение управления правами авторов зарегистрированных произведений.

Хотя регистрация авторского права на неопубликованные произведения и не носит в настоящее время обязательного характера, она в некоторой степени может помочь автору при защите его авторских прав в суде. В первую очередь речь идет о плагиате. Ведь доказать факт создания произведения, опубликованного под именем другого лица, весьма проблематично. Рукопись, лежащая в столе ее подлинного автора и не дающая возможность определить дату ее написания, ставит перед законным создателем такого произведения проблему подтверждения своего авторства. Однако, ни нотариус, ни общественные организации, занимающиеся регистрацией, не могут оценить и проконтролировать подлинность сведений, предоставляемых автором, поэтому данные процедуры не устанавливают авторство, так как не закрепляют факт создания произведения конкретным субъектом.

Существует еще один способ защиты прав автора, без регистрации последних. Видимо, данный способ подсказала сама практика. Можно обезопасить свое произведение, отправив его по своему почтовому адресу заказным письмом, которое не надо вскрывать после получения. При этом на произведении должно значиться имя автора произведения и почтовый штемпель с указанием точной даты отправления письма. При доказывании авторства в суде автору будет достаточно сослаться на даты почтовых штемпелей на конверте с произведением. Следует учесть, что указанный способ защиты авторских прав на практике не применим, в частности, к произведениям живописи, скульптуры, дизайна.

Комментируемая статья устанавливает презумпцию авторства. Она заключается в том, что при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Следуя логике законодателя, лицо, создавшее произведение, обычно само проставляет на нем свои «знаки», позволяющие идентифицировать данное лицо как автора (подписывает произведение своим именем или псевдонимом, ставит свою роспись и т.д.). В литературе существует точка зрения о неуместности использования термина «презумпция авторства». Аргументом к ней служит оценка указания имени конкретного лица как автора на оригинале или экземпляре произведения не в качестве предположения авторства, а в качестве «наличного юридического факта», имеющего правовые последствия. По словам О.В. Баулина, «если лицо указано в произведении как автор, то оно и является автором»1. Основываясь на нормах Гражданского кодекса, позволим себе не согласиться с подобной позицией. Дело в том, что автором признается гражданин, творческим трудом которого создано произведение. А это означает, что права автора в отношении созданного им произведения возникают не в силу указания себя в качестве автора на экземпляре произведения, а силу простого факта создания произведения. Именно поэтому норма комментируемой статьи содержит лишь правовое предположение авторства.

Правда, необходимо отметить сравнительно слабую доказательственную силу рассматриваемой презумпции. Для ее опровержения достаточно всего лишь представить некий иной экземпляр произведения, на котором будет указано имя другого автора. Конечно, это весьма затруднительно, если речь идет о произведении скульптуры, живописи, дизайна, так как копируя данные произведения есть риск того, что лицо получит совсем другой результат, который также может быть признан объектом авторского права. Но в отношении произведений литературы или музыки, фотографии, выраженных в объективной форме, поддающейся копированию без заметной потери качества, предоставление другого экземпляра произведения, на котором в качестве автора указано другое лицо, не вызывает никаких сложностей.

В случае опровержения презумпции авторства, процесс доказывания автором своих прав на произведение будет основываться на использовании иных средств подтверждения своей правоты.
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации