Шлыкова Т.Ю. Учебно-методический комплекс по Основам психологии - файл n1.doc

Шлыкова Т.Ю. Учебно-методический комплекс по Основам психологии
Скачать все файлы (405.9 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1366kb.19.10.2010 23:51скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психологии и педагогики

Т.Ю. Шлыкова





Основы психологии и педагогики

Учебно-методический комплекс





Минск 2009




УДК 159.9 + 37.01(07)

ББК 88 + 74.00я7

О 75
Рекомендовано научно-методическим советом агромеханического факультета БГАТУ
Протокол от 20.02.2009.
Составитель — канд. псих. наук, доц. Т.Ю. Шлыкова
Рецензенты — канд. псих. наук, доц. Т.В. Шершнева,

канд. пед. наук, доц. И.А. Андарало.


Основы психологии и педагогики: учебно-методический комплекс / Т.Ю. Шлыкова. — 2009. — 141 с.

Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с учебной программой по учебной дисциплине «Основы психологии и педагогики». В пособие включены лекционные и семинарские занятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература, словарь терминов, психодиагностический инструментарий.



УДК 159.9 + 37.01(07)

ББК 88 + 74.00я7

О 75


© БГАТУ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
От составителя ……………………………………………………………...4

МОДУЛЬ 0. Введение……………………………………………………….5.

МОДУЛЬ 1. Основы психологии………….....…………………………….17

МОДУЛЬ 2. Основы педагогики…………………………………………...94

МОДУЛЬ — R. Заключение………………………………………………….139
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Переход к экономике, основанной на знаниях, интеллектуализация производства, информатизация всех сфер общества, системное использование научных знаний в процессе экономического и социального развития предъявляют новые требования к уровню образованности личности, личностному и профессиональному развитию. В современном обществе образование приобретает особую значимость как общечеловеческая ценность; социальный механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом; средство разрешения глобальных проблем человечества.

С возрастанием роли человека в социально-экономических преобразованиях повышается роль наук о человеке и образовании. Активно происходят психологизация и педагогизация различных областей общественной жизни; расширяется сфера образования, особенно образования взрослых; становится массовым высшее образование, а развитие самой образовательной сферы все шире обеспечивается на научно-педагогической и психологической основах. Актуализируется необходимость овладения выпускниками вузов независимо от полученной специальности основами психолого-педагогических знаний, освоения способов продуктивного мышления, новых видов деятельности и отношений между людьми.

Кардинально меняющиеся социальные параметры общества оказывают прямое влияние на все его институты, различные объединения людей, непосредственно на конкретного человека. Уходит в прошлое стиль деятельности, опиравшийся на командно-административные методы работы с людьми. Новые подходы к образованию, связанные с преодолением репродуктивного стиля в обучении, обеспечением познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся, открывают и новые перспективы для реализации потенциальных возможностей личности, коллектива.

Важнейшей целью воспитания в обществе становится развитие гражданских, нравственных качеств, творческих способностей и готовности личности к ответственному преобразованию окружающего мира на основе эффективных форм общественной жизни, при выполнении профессиональных задач.

Современная психология и педагогика располагают знаниями, усвоение которых повысит психолого-педагогическую компетентность студента вуза в будущей профессии.

За последние годы психолого-педагогическая наука, практика обучения и воспитания обогатились новым содержанием. Масштабные исследования, связанные с активизацией человеческих возможностей, инновациями в образовательной практике, позволили выделить наиболее эффективные модели, целостные технологии познания и образования, развития и реализации творческого потенциала личности и социальных групп.

МОДУЛЬ 0

ВВЕДЕНИЕ
Требования к компетентности:

В результате изучения дисциплины студент должен:

При структурировании содержания дисциплины «Основы психологии и педагогики» учебный материал разделен на модули (тематический план дан в таблице 1).


Таблица 1. — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




модуля


Тема модуля

Общее кол-во аудиторных часов

В том числе

лекции

семинарские

(практические) занятия

управ-

ляемая самостоя-тельная работа

М-0


Введение в курс «Основы психологии и педагогики»

2

2







М-1
Основы психологии

34

16

14

4

М-2
Основы педагогики

34

12

12

10

М-R

Заключение

2




2




Всего




72

30

28

14


Основы научно-теоретических знаний
Основной текст

Лекция

Психология и педагогика как взаимосвязанные

научные и учебные дисциплины
План

1. Психология и педагогика: общее и отличия.

2. Житейский и научный уровни психолого-педагогического знания.

3. Основные категории психологии и педагогики.

4. Методы психолого-педагогического исследования.
1. Психология и педагогика: общее и отличия.
Психология как учение о человеческой душе зародилась в недрах философии более 2 тыс. лет назад. В своем развитии она прошла ряд этапов: предметом психологии выступали душа, сознание, поведение. И только чуть более ста лет назад психология стала рассматриваться как наука о закономерностях и механизмах функционирования психики. В XIX в. было установлено, что мир психики специфичен, для него характерны собственные законы и механизмы. Это создало почву для выделения психологии в отдельную предметную область, отличную от философии и естественнонаучных знаний, вследствие чего в середине XIX в. психология получила статус самостоятельной науки.

Педагогика начинала свое развитие как утилитарная, прикладная деятельность человека по передаче следующим поколениям общечеловеческого знания, накопленной предыдущими поколениями информации о мире и самих себе, а также правил поведения в обществе, норм и традиций. На педагогику также существенное влияние оказала философия, ее отдельные представители, диктовавшие согражданам свои взгляды на воспитание и обучение детей.

Тесная связь психологии и педагогики определяется общим объектом. Объект психологии и педагогики — мы сами, но ученые изучают человека в психологии и педагогике с разных сторон.

В основе термина «психология» лежат два греческих слова: «психе» (?????) — душа, «логос» (?????) — понятие, мысль. Обычно это словосочетание переводится как «наука о душе». Этот термин начинает фигурировать в научных работах уже с X в. н.э., узаконил же его Христиан Вольф в конце XVIII в.

Термин «педагогика» также взят из греческого языка и дословно переводится как «ведение ребенка» («paidos» — «дитя» и «agх» — веду). Действительно, первоначально этот термин обозначал раба в Древней Греции, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего хозяина и вел его в школу.

Современная психология представляет собой столь разветвленную систему знаний, что далеко отстоящие направления по-разному трактуют и предмет этой науки. Наиболее обобщенным определением ее как науки психологии в отечественной психологии принято считать следующее. Психология — это наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики. Предметом психологии является создание субъективного образа объективного мира.

Современная педагогика представляет собой науку о воспитании и обучении человека. Понятие воспитания берется здесь в самом широком смысле, включая в себя и образование, и обучение, и даже такую междисциплинарную категорию, как «развитие».

Родившись в недрах философии, постоянно связанные с практикой человека педагогика и психология достаточно долго решали вопрос о взаимоотношениях между собой: находятся ли они в иерархичности, или можно говорить о взаимодополняемости?

Еще в средине прошлого века советский психолог С.Л. Рубинштейн видел связь между педагогикой и психологией, прежде всего, в том, что психология является фундаментом для педагогики, ее базой. Поэтому психика, ее развитие и существование, являясь предметом изучения в психологии, выступает в виде условия для предмета «педагогика».

В последнее время многие ученые начали использовать термин «психопедагогика», под которым подразумевают новое направление науки, возникшее на стыке психологии и педагогики, что связывают с современным этапом системного изучения человека. Предполагается, что это научное направление позволит объединить знания о том, что и как должно быть сформировано у личности, благодаря обучению и воспитанию, с тем, каковы психологические свойства, качества и способности есть у человека. Оно сможет заниматься вопросом, каковы их возможности, которые позволят сформировать и развить личность (или развиться и сформироваться ей самостоятельно) в соответствии с требованиями общества.


  1. Житейский и научный уровни психолого-педагогического знания


Всякая наука имеет своим истоком практику. Каждый помнит со школьных времен, что наука математика возникла из-за необходимости разметить поля после разлива Нила в Древнем Египте; химия была подарена человечеству алхимиками, благодаря их попыткам отыскать философский камень, и т. п. Однако в настоящее время люди дома не занимаются разложением, например, молока на составляющие, чтобы выяснить, действительно ли в нем есть жиры, белки, витамины и микроэлементы, хотя мы постоянно пользуемся научными знаниями для бытовых нужд, спокойно воспринимаем эту информацию, включаем ее по мере надобности в свой обиход. Знаний, приобретаемых личным, опытным путем об окружающем нас мире, у современного человека становится все меньше и меньше. А сами науки все больше дистанциируются от бытовых, житейских проблем, становятся все более обобщенными, абстрактными. Они начинают жить своей жизнью, создают свой язык, формируют особую систему отношений с практикой. Идет четкое разделение теории и практики, науки и быта. Житейские знания об окружающем нас мире, связанные с предметом большинства наук, обычно подавляются научными знаниями. Они оказываются погребены последними, перестают играть существенную роль в жизнедеятельности человека.

По таким ли законам развиваются знания о психике человека, о воспитании и обучении личности?

Что касается научного и житейского познания психолого-педагогических феноменов, то они различаются по следующим параметрам:

  1. Основные категории психологии и педагогики


Взаимосвязь психологии и педагогики выражается в сходстве понятийно-категориального аппарата. К основным категориям, которыми оперируют психолого-педагогические научные дисциплины, относятся: психика, сознание, деятельность, воспитание, образование.

В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. На уровне психики события прошлого выступают в данных опыта, следах памяти; настоящего — в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего — в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях.

Определяющим признаком психики является отражение.

Простейший пример отражения — физическое отражение — отражение в зеркале. Вы смотритесь в зеркало и видите там свой образ. Этот образ и есть результат отражения в зеркале. Точно так же, как и зеркало, психика человека отражает предметы и мир в целом. Значит, результат отражения психики — субъективный образ объективного мира. Поэтому один и тот же внешний предмет или воздействие могут по-разному восприниматься разными людьми и даже одним и тем же человеком, в разное время и при разных условиях.

Психическое отражение (формирование субъективных образов объективного мира) происходит в процессе контактов человека со средой. Эти контакты по принципу обратной связи контролируют правильность отражения, соответствие субъективных образов объективным предметам.

У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат. Например, достижение цели (цель — предполагаемый результат деятельности) оценивается по характеристикам продукта деятельности.

Психика является продуктом развития органической жизни. Поэтому вопрос о материальных основах психики — это прежде всего вопрос о зависимости психики от материальных основ органической жизни, ее материального субстрата. Непосредственным материальным субстратом психики человека является центральная нервная система, мозг.

Существуют различные теории, освещающие связь психики и мозга. Одна из них — рефлекторная (от лат. reflexus — отражение), разработанная физиологами И.М. Сеченовым И.П. Павловым и их последователями. В своих трудах они определяли психическое как продукт деятельности мозга. В качестве центрального звена, реализующего взаимосвязь мозга и психики, рассматривался рефлекс — опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. По мнению И.М. Сеченова, все акты сознательной и бессознательной жизни являются рефлексами.

И.П. Павлов разделил рефлексы на условные (приобретенные) и безусловные (врожденные). Развивая рефлекторную теорию психики, ученый создал учение о высшей нервной деятельности (ВНД). В основе ВНД лежит условный рефлекс, представляющий одновременно и физиологическое, и психическое явление. Таким образом, можно сказать, что психика является функцией мозга.

Однако взаимоотношения психики и мозга составляют лишь одну сторону взаимоотношений психики и ее материальных основ. Говоря о том, что психика является продуктом мозга, а мозг — органом психики, нельзя не учесть и того, что психика является отражением действительности, бытия. Отношения психики и мозга выражают лишь отношения психики к ее органическому субстрату. Другую сторону отношения психики к ее материальным основам составляют отношения психики к объекту, который она отражает. Как отражение, психика выходит за пределы организма и его свойств; она выражает отношение к окружающему, к объективной действительности, к бытию. Это отношение идеально выражается в сознании, а также во внешнем поведении и во внешней деятельности.

Сознание — высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

На протяжении веков проблема сознания являлась ареной острой идейно-теоретической борьбы, в которой естественнонаучный, материалистический подход противостоит религиозно-идеалистическим концепциям. Решающее значение для решения проблемы сознания сыграли положения диалектико-материалистического подхода о том, что структуры сознания имеют социокультурный характер, сформировались филогенетически (в ходе истории человечества), под воздействием совместной деятельности и общения. Советские психологи разработали общее представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания формируются на ранних стадиях онтогенеза, благодаря присвоению ребенком форм такой деятельности, как общение со взрослым. Предметная деятельность и ее атрибут — общение — обладают следующими основными свойствами: социальным происхождением (это выражается в ее социальной регламентации, в опосредованности орудиями труда и знаками); разделенностью между двумя субъектами (по ролевым и статусным характеристикам); направленностью на объект. Структура совместной деятельности порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие ее свойства: социальный характер (включая опосредованность знаковыми, в том числе вербальными, и символическими структурами); рефлексию (способность к анализу своих состояний); предметность (сознание всегда — сознание чего-либо).

Деятельность — категория социальная, присуща только человеку. Животным деятельность не свойственна, им доступна лишь жизнедеятельность, которая проявляется в биологическом приспособлении организма к требованиям окружающей среды. Животное не может выделить себя из окружающей среды. Для взрослого человека характерно сознательное выделение себя из окружающей среды, противопоставление себя этой среде, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее.

Творческий характер деятельности состоит в том, что в ней продуктивное начало преобладает над потребительским (человек нацелен на создание, а не на потребление).

Характеристики деятельности:

а) социальная обусловленность (деятельность является продуктом общественного развития);

б) целенаправленность (осуществляется, согласно сознательно выбранным целям); Животные, в отличие от человека. не способны ставить цель, они действуют импульсивно;

в) плановость (осуществляется по определенному заранее плану); Человек в отличие от некоторых низших животных. имеет алгоритм действий;

г) предметность (направлена на предметы материальной и духовной культуры);

д) субъектность (обусловленность личными характеристиками).

Использование деятельности в качестве объяснительного принципа — отличительная черта отечественной психологии. Введение категории деятельности как основы методологического анализа способствовало пополнению принципов изучения психики (единства сознания и деятельности, единства строения внешней и внутренней деятельности, усвоения общественно-исторического опыта), а также рассмотрению деятельности как признака периодизации психического развития и классификационного признака процессов познания мира.

Воспитание в развитом обществе превращается в одну из главных социальных задач. Человек, как носитель нравственных качеств, общественной активности, творческого отношения к действительности, высокой культуры труда и поведения, рассматривается как основа благополучия государства.

Русский педагог П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие организма, не учитывая при этом очень важного, с точки зрения современной педагогики, «двустороннего» характера воспитания. В концепции Блонского ребенок выступал преимущественно как объект воспитания.

Фактическим протестом против авторитарного воспитания явилась теория свободного воспитания, предложенная Ж. Ж. Руссо. Руссо и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Современная педагогика исходит из того, что понятие воспитания отражает не прямое воздействие, а взаимодействие педагога и воспитуемого, их постоянно развивающиеся отношения. В. А. Сухомлинский считал, что воспитание это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления — и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает.

Целью воспитательного процесса является формирование определенных качеств личности, соответствующих идеалам общества, и обеспечивающих ее позитивный вклад в жизнь этого общества. Однако целенаправленное формирование желаемых качеств осуществляется не только благодаря внешним воздействиям родителей или педагогов, сама личность на определенном этапе своего развития может ставить перед собой подобные цели, которые можно назвать целями самовоспитания.

Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитая система образования, на основе которой разрабатываются критерии образованности (грамотности) населения.

Традиционно образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле слова означает создание образа, некую завершенность воспитания, в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому, образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде определенного объема систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Обычно в этом случае говорят об образованном человеке.

Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные учреждения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет целенаправленное управление развитием человека. В нашем государстве образовательная система включает в себя детские сады, школы, средние и средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения и систему учреждений переподготовки кадров.

Образовательный потенциал общества — это накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования. Об уровне образования населения обычно известно, благодаря переписи населения. Начиная с переписи 1920 г. уровень образования отождествлялся с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. Основными чертами этой системы учебных заведений служат, во-первых, обучение по единым программам; во-вторых, последовательная преемственность в обучении; в-третьих, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения. Поэтому можно говорить о наличии в настоящее время следующих уровней образования: высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, общее среднее, базовое и начальное. Обобщающим показателем уровня образования считается удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, особенно число лиц, имеющих высшее и незаконченное высшее образование, на 1000 человек занятого населения.

В начале прошлого столетия довольно долго дискутировался вопрос о понятии границы неграмотности. В 1926 г. «грамотным» считался человек, который умел разбирать печатные буквы хотя бы по слогам и подписывать свою фамилию. В мировой практике XXI столетия актуальными становятся иные критерии образованности. С одной стороны, планку «грамотности» предлагается поднять, учитывая «компьютерную грамотность»населения, особенно молодежи. С другой стороны, изучается такое явление, как функциональная неграмотность среди взрослого населения. По определению ЮНЕСКО, функционально неграмотным следует считать лицо, в значительной мере утратившее навыки чтения и письма, и не способное к восприятию короткого несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни (личность не имеет при этом интеллектуальной патологии). Выделяется также понятие «пассивная неграмотность», когда взрослые и дети не любят читать. В настоящее время в связи с проблемой снижения грамотности общества разрабатываются международные законодательные акты и программы преодоления и предупреждения неграмотности в различных ее формах.


  1. Методы психолого-педагогического исследования


Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Основные методы психолого-педагогического исследования

наблюдение и эксперимент
Наблюдение научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления.

В зависимости от выбранного объекта, внешнего (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннего (переживания, мысли, психические состоя­ния и процессы) различаются две основные вариации ме­тода наблюдения: объективное наблюдение и само­наблюдение.

Эксперимент позволяет произво­дить проверку гипотезы исследования. Эксперимент, наряду с наблюдением, — один из основных методов науч­ного познания вообще и психологического исследования в частности. Он отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситу­ации исследованиям активное вмешательство в нее исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующе­го сопутствующие изменения в «поведении» изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать — значит, изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных.

Спецификой психологического и педагогического экспериментов вы­ступает активное вмешательство исследователя в деятель­ность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Принято выделять два основных вида эксперимента:

1) лабораторный эксперимент обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуе­мых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении;

2) естественный эксперимент, участники которого могут не знать о том, что выступают в роли испытуемых.

Лабораторный эксперимент это исследовательская стратегия, направленная на моделирование деятельнос­ти индивида в искусственно созданных условиях, с использованием специальных исследовательских средств (например, аппаратуры), тщательно разработанных инст­рукций и т. д. Ведущим признаком лабораторного экспе­римента является обеспечение воспроизводимости иссле­дуемой характеристики и условий, необходимых для ее проявления. Требование чистоты получаемых данных свя­зано с определенными ограничениями: в искусственных ла­бораторных условиях практически невозможно моделировать повседневные жизненные обстоятельства, удается вос­производить лишь отдельные их фрагменты. Главное дос­тоинство лабораторного эксперимента — высокая точность контроля за переменными, главный недостаток — инфор­мированность испытуемых о самой ситуации исследования.

Естественный эксперимент исследовательская стратегия, впервые предложенная А.Ф. Лазурским в 1910 г. Проводится в условиях, близких к повседневной жизнедеятельности испытуемого, причем, последний не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается высо­кая чистота эксперимента. Данный метод позволяет психо­логу активно влиять на экспериментальную ситуацию, не нарушая ее естественности для участников. Естественные эксперименты обеспечивают достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку при повтор­ном проведении утрачивают свою естественность и скрытость от испытуемых.

В настоящее время широко обсуж­дается проблема этичности проведения психологических экспериментов этого типа, так как они предполагают ис­пользование скрытой записывающей техники (фотокамер, видеокамер, диктофонов), что считается недопустимым, при отсутствии добровольного согласия участника экспери­мента. Проведенные с нарушением этических норм, такие эксперименты могут стать источником психической трав­мы для «испытуемого поневоле».
Вспомогательные методы исследования

Психологическое тестирование метод объективно­го измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные ответы на определенным об­разом сформулированные вопросы или через другие по­веденческие проявления. Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандарти­зированная процедура психологического измерения (иначе — психометрическая процедура), позволяющая опре­делить степень выраженности у индивида тех или иных пси­хических характеристик, свойств, способностей. Обычно включает ряд относительно коротких (по времени) испыта­ний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, смоделированные ситуации. Результаты выполне­ния тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний личности; их значения переводятся в стандартные (нормированные) данные. Выделяют тесты ин­теллекта, способностей, личностные тесты, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисципли­нах или видах профессиональной деятельности.

Разработка тестов предполагает их статистическую про­верку, прежде всего на достоверность и прогностичность.

Все тестовые методики могут быть разделены на вер­бальные (опосредованные речевой активностью испыту­емого) и невербальные, предполагающие использование перцептивных, моторных и др. невербальных способ­ностей.

Методы опроса и диалогические методы обеспечива­ют исследование личностных особенностей (психических свойств) на основе вербальной коммуникации между исследователем и испытуемым.

Анкетирование — основной метод получения первич­ной социально-психологической информации на основе опроса испытуемого. Методическое средство — анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом, для получения от респондента (опрашиваемого) каких-либо сведений. Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследова­ния, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить собственные.

Диалогические методы предполагают высокую зависи­мость получаемых диагностических результатов от особен­ностей контакта исследователя с испытуемым.

К числу основных диалогических методов традици­онно относят беседу и ее разновидность — интервью.

Беседа в психологии — это метод получения психоло­гической информации посредством двустороннего вер­бального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем. Беседа применяется на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения вы­водов, полученных с помощью других методов, особенно, для наблюдения.

Интервью — вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обыч­но подготовленные заранее) вопросы. В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, их боль­шую детализацию и развернутость. Часто вопросники для интервью строятся по типу социологических анкет, ставя­щих целью получение типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования для первичной ориенти­ровки в проблеме.

Интерактивные методы (от англ. interact — взаи­модействовать) предполагают исследование личностных особенностей на основе взаимодействия исследо­вателя и испытуемого. В данном случае контакт с ис­пытуемым не исчерпывается вербальной коммуникацией и может включать также совместные действия. Примером служат диагностические игры, широко применяемые при диагностике уровня психического развития ребенка, а также в детском психоанализе, где игра выступает в каче­стве соответствующего возрасту эквивалента — метода сво­бодных ассоциаций (знаменитая «игра в песочнице» — «sand рlау»).

Социометрия (от лат. societas — общество и греч. metred — измеряю) — созданная Дж. Морено психологическая теория общества и, одновременно, особая система экспериментальных методов социально-психо­логических тестов, применяемых для анализа и оценки межличностных отношений и эмоциональных связей в малой группе (семье, рабочем, учебном или воинском коллективе и т. д.). Социометрия позволяет на основе совокупности ответов всех членов группы оценить социальный статус каждого отдельного участника, структуру межличностных отношений («социометрическую структуру»), сплоченность группы (ее «коммуникативную общность»), взаимность связей, объем и интенсивность взаимодействий и др. показатели. Для социометрии характерно активное использование анкетирования, интервьюирования, различных модификаций групповых дискуссий, ролевых и деловых игр, психодрамы и социодрамы.

Анализ продуктов деятельности базируется на предпосылке, что в любых проявлениях творческой активности человека находят выражение (проецируются вовне) значимые личностные свойства, актуальные потребности, эмоциональные состояния, особенности самовосприятия и самооценки. Данный вид анализа распространяется на рисунки, тексты, характерные признаки почерка, сложные художественные объекты и т. д.

Один из методов данной группы — контент-анализ (дословно — «анализ содержания») предполагает исследование документов или любых других источников и позволяет выделить определенные смысловые единицы содержания и формы передачи информации в каком-либо тексте. На основе характерных элементов формы и содержания некоторого сочинения делаются выводы о психологических особенностях его автора, социальной группы или эпохи.
Вопросы для самопроверки

  1. Какие существуют уровни познания человеком своей психологической сущности, кроме научного познания? Чем отличаются эти области человеческого знания о самом себе?

  2. В чем научное и житейское познания психолого-педагогических феноменов не имеют различия?

  3. Когда психология оформилась как самостоятельная наука?

  4. Дайте характеристику предметной области педагогики.

  5. В чем состоит сущность психики?

  6. Дайте определение метода в психологии и педагогике.

  7. Дайте характеристику основных психолого-педагогических методов.

  8. Какова особенность формирующего эксперимента?

  9. Перечислите вспомогательные методы в психологии.

  10. В чем сущность «интроспекции» как метода психологии?

  11. Что такое «социометрия»?



Список рекомендуемой литературы:

  1. Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод. комплекс для студ. пед. специальностей / О.Л. Жук. — Минск: БГУ, 2003. — 383 с.

  2. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В.М Козубовский. — Минск: Амалфея, 2003.

  3. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. — Минск: Аверсэв, 2003. — 349 с.

  4. Психология: курс лекций: в 2 ч. / под общ ред. И.А. Фурманова, Л.Н. Дичковской, Л.Н. Вайнштейна. — Минск: БГУ, 2002. Ч. 1.

  5. Тарасевич Н.Н. Общая психология: практикум. / Н.Н. Тарасевич. — Минск, БГАТУ, 2006.

  6. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1979.

  7. Хрестоматия по психологии / сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского [и др.] — М.: Просвещение, 1987.


МОДУЛЬ 1

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Требования к компетентности:

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

должен уметь:



ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИй
Словарь основных понятий
Личность — это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений.

Индивид — человек как представитель вида homo sapiens.

Индивидуальность — это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств (свойств).

Ощущение (от лат. sensus) — познавательный процесс, который определяет отражения отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие (от лат. perseptio — восприятие) — это познавательный процесс, который обеспечивает целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Внимание — это познавательный процесс, который определяет направленность сознания на определенные объекты.

Память — познавательный процесс, который определяет запоминание, сохранение, воспроизведение информации.

Мышление — познавательный процесс, который определяет отражение мира в его существенных связях и отношениях.

Речь — форма общения людей, опосредованная языком.

Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, направляющих деятельность личности, и относительно независимых от наличных ситуаций.

Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Психика — это системное свойство мозга, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и дятельности.

Мотив — предмет удовлетворения потребности.

Ценностные ориентации — основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней.

Характер — свойство личности, которое представлено совокупностью индивидуальных черт личности, устойчиво проявляющихся в деятельности и общении, и обуславливающих типичные для нее формы поведения.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — свойство личности, которое представлено динамическими характеристиками: интенсивностью, скоростью, темпом, ритмом психических процессов и состояний.

Способности — индивидуально-психологические характеристики личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Эмоции — элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам действительности, отличающаяся непосредственным и пристальным характером, и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Воля — это способность человека сознательно регулировать свою деятельность и поведение, преодолевая трудности при достижении поставленных целей.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общение рассматривается как предмет социальной психологии.

Руководитель — человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе формальных отношений.

Руководство — механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг формального лидера.

Лидер — человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе неформальных отношений.

Лидерство — механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг неформального лидера.

Управление — системный процесс планирования, организации, мотивирования и контроля, позволяющий сформулировать и достичь цели организации.
Основной текст

Лекция 1

Психология личности
План

1. Понятие о личности.

2. Теории личности.

3. Структура личности.

4. Основные качества (свойства) личности.
1. Понятие о личности
Слово «личность» — в англ. «personality» — происходит от лат. «persona». Первоначально оно означало маску, которую надевал актер в древнегреческом театре. По сути, данный термин изначально указывал на роль в театральном действии, т. е. в понятие «личность» вкладывался внешний, поверхностный социальный образ, подобный тому, что демонстрирует человек, играя определенные социальные роли.

Есть аналог этого слова и в русском языке — «личина», что также обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим. Подобная трактовка понятия «личность» сегодня считается весьма упрощенной. Однако она по-прежнему распространена среди непрофессионалов: большинство людей оценивает личность по критерию внешней привлекательности: обаянию, манерам, умению вести себя в обществе, т. е. в обыденной психологии имеет место отождествление личности с тем впечатлением, которое человек производит на окружающих.

Научный подход к личности отличается от житейского. Более того, в настоящее время проблемой личности занимается ряд наук: философия, социология, история, медицина, правоведение, педагогика и, конечно же, психология. И каждая из названных наук имеет свой подход к личности, свое понимание, с учетом исследовательских целей и задач. Например, опытный врач любой специальности достигает высокой эффективности лечения не только благодаря точной диагностике заболевания и установлению его причины, но и благодаря тому, что при взаимодействии с больным учитывает его состояние и особенности личности.

Как определяется личность с позиций научной психологии? Какие возможности в плане самопознания и самосовершенствования личности открывает психолого-педагогический подход, т. е. объединение двух важных традиций в изучении личности? На эти вопросы вы найдете ответ в данном разделе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации