Статья - Лян Шумин. В чем специфика китайской культуры? - файл n1.docx

Статья - Лян Шумин. В чем специфика китайской культуры?
Скачать все файлы (41.2 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx42kb.30.03.2014 21:50скачать

n1.docx

  1   2
Философия. В ЧЕМ СПЕЦИФИКА КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ?

Автор: Лян ШУМИН

© 2004

От переводчика

Лян Шумин (1893 - 1988) принадлежит к числу наиболее известных китайских философов XX в. Он был одним из основателей так называемого современного неоконфуцианства, создателем новой для истории китайской мысли концепции исторического развития отдельных культур и их типологии. Лян Шумин впервые рассмотрел китайскую культуру в контексте истории всего человечества. Его типология культур представляет собой результат взаимодействия традиционной китайской мысли с западноевропейской философией.

В философии Лян Шумина история рассматривается как последовательное преобладание одной из трех культур, имеющих разные доминанты. Для западноевропейской культуры наиболее важно интеллектуальное постижение закономерностей материального мира и покорение природы. Китайская культура опиралась в своем развитии на "разум" (у Лян Шумина это понятие, если его интерпретировать в терминах европейской философии, ближе к нравственной интуиции или практическому разуму). В рамках индийской культуры, по Лян Шумину, преобладал поиск неподвижной изначальной основы бытия.

Почти всю свою жизнь Лян Шумин был ревностным апологетом конфуцианства (а в прошлом столетии оно действительно нуждалось в защите, начиная со времен "движения за новую культуру"). Этот императив сочетался с патриотическими устремлениями, которые нашли отражение в его видении смысла истории. Задача обоснования самостоятельной ценности китайской культуры и ее особой исторической миссии решалась им посредством сопоставления культур Китая и стран Западной Европы. Историософская концепция Лян Шумина построена на основе трехчленной прогрессистской модели истории. Центральным ее уровнем является период природной и социальной гармонии, соотнесенный с распространением влияния китайской культуры.

В 30 - 40-е годы XX в. мыслитель интенсивно разрабатывал историко- культурологическую концепцию, нашедшую свое завершение в работе "Основы китайской культуры" (вышла в ноябре 1949 г. ). Лекция "В чем специфика китайской культуры?" впервые была прочитана Лян Шумином в Университете Сунь Ятсена (Гуанчжоу) весной 1935 г. Перевод, представленный с некоторыми сокращениями (опущены преимущественно характерные для

стр. 131
устного изложения риторические обороты и повторы), выполнен по тексту, данному в пятом томе Полного собрания сочинений (Лян Шумин цюань цзи. Т. 1 - 8. Цзинань: Шаньдун жэньминь чубаньшэ, 1989 - 1993).

В чем специфика китайской культуры? В том, что в ней преждевременно раскрылся человеческий разум. В этом полностью заключено отличие свойств китайской культуры от западной и индийской. Я уже говорил, что китайская культура имеет две особенности. Во-первых, в Китае давно не стало религии, и впоследствии она тоже не была развита - религия в культуре Китая действительно занимает несущественное место. Во-вторых, за последние две тысячи с лишним лет структура китайского общества была совершенно неизменна, культура была цикличной и замкнутой...

Что касается отношения разных цивилизаций ко всей человеческой культуре в целом, то и древняя цивилизация Индии, и современная западная цивилизация внесли в нее большой вклад. Сходным образом древняя цивилизация Китая также внесла большой вклад в культуру человечества. Здесь следует обратить внимание на то, что понятия культуры и цивилизации кое в чем не совпадают. Многие смешивают их. По отношению друг к другу они представляют собой следующее: уже сложившееся образование называют цивилизацией, этот термин несколько конкретнее, а культура обычно обозначает абстрактную модель. Тем не менее, каждая из этих трех цивилизаций обладает своей особой окраской: например, особенность индийской цивилизации - это гипертрофированное развитие религии. Религия в Индии развита больше, чем что-либо другое: можно утверждать, что в прошлом индусы были религиозной нацией. Особенность современной западной цивилизации состоит в том, что она наделена силой покорения природы и в этой области достигла многого. Особенность старой цивилизации Китая состоит в том, что общественное устройство Китая, по-видимому... в большинстве случаев опиралось на собственные силы общества, а не на высшие или внешние по отношению к нему силы. В Китае людям не казалось, что в этом есть что-либо особенное, а на Западе это, напротив, могло показаться удивительным. Скажу еще яснее: опора общественного устройства Китая на собственные силы, а не на чьи-либо другие, подразумевает то, что его основой была система обрядов и обычаев, а не религия, церковь или государственное право. В китайском обществе религия, церковь или государственное право не обладали большим влиянием - в действительности сильнее всего в нем были обряды и обычаи. Причина этого кроется в своеобразии организационной структуры китайского общества. Только из-за нее возникло такое явление, как опора общества на собственные силы.

Присмотримся: вплоть до сегодняшнего дня в человеческом обществе постоянно присутствует классовое господство, общественное устройство всегда опирается на механистические методы - в сущности, оно опирается на классовое насилие. Найти в человеческом обществе то, что может поддерживать общественное устройство без насильственного контроля, поистине трудно. Общественное устройство, опирающееся на насилие, представляет собой механистическую структуру, которая развивается исподволь... Общественное устройство, не опирающееся на классовое насилие, сможет возникнуть лишь в будущем, но Китай в прошлом как будто был близок к этому, вот что самое поразительное (обратите внимание на слова "как будто был близок": я не хочу сказать, что такое общественное устройство там уже было). Однако если в Китае в прошлом и добились существования общественного устройства, не нуждавшегося в классовом господстве, это случилось из-за пассивности общества. Если тщательно рассмотреть способы поддержания общественного устройства в Китае прошлого, станет видно, что оно все же не было тем устройством, которое появится в человеческом обществе лишь в будущем.

стр. 132
Опора китайского общества на обряды, обычаи и просвещение - лежащее на поверхности явление, глубинная его причина - исключительно преждевременное развитие разума. Содержание обрядов, обычаев и просвещения (просвещение - совсем не религия, но и не образование; тем не менее, оно близко к общественному образованию1 ) - это именно разум. Содержание того, что я назвал "собственными силами", - это тоже разум. В таком случае, что называется разумом? Что называется преждевременным развитием? Смысл этих слов нельзя оставить без пояснения. Разум - это спокойное чувственное постижение, он отличен от интеллекта. Интеллект - это инструмент жизни человека, обладающий функцией разграничения абстракций и выведения умозаключений. Интеллект не содержит эмоций. Разум же - это суть человеческой жизни.

В процессе эволюции живых существ позвоночные животные - от рыб, птиц, млекопитающих, человекообразных обезьян и вплоть до человека, - постепенно входили в сферу интеллекта и отдалялись от инстинкта. То, что позвоночные стали жить, опираясь на интеллект, в отношении образа жизни само по себе было прогрессом. Это означало обретение так называемого рассудка или научение творчеству. Однако из-за этого прогресса человеческая жизнь претерпела сущностное изменение. Превосходство людей над другими животными состоит в том, что они обладают преимуществом в области интеллекта и в том, что у людей из интеллекта развивается разум... Разум включает в себя интеллект. Лишь человек наделен способностью к абстрактному познанию; животные могут действовать только исходя из конкретного познания. Такое конкретное познание изначально присуще человеку, а специфической особенностью человеческого познания на деле является способность к абстрактному познанию. Перед действием человек способен обдумать его. При помощи этой способности человек может познать законы вселенной - это тоже так называемый разум.

Можно выделить две разновидности законов вселенной: одна - это закономерности событий и объектов, проще - вещественные закономерности; другая - это закономерности человеческих эмоций, проще - закономерности эмоций. Человек может познать как первые, так и вторые. Однако пути человечества неизбежно расходятся в разные стороны. При чтении китайских и иностранных книг вы обнаружите, что среди западных подавляющее большинство составляют труды, посвященные вещественным закономерностям, а в китайской классике особенно много говорится о закономерностях эмоций. В прошлом в Китае часто говорили: "при чтении книг постигают закономерности", имея в виду именно закономерности эмоциональные, а не вещественные. Интеллект и разум различны, способность к познанию вещественных закономерностей - это интеллект, а способность к познанию закономерностей эмоций - разум. Интеллект - это способность к исследованиям в области естественных и общественных наук. При усилении и обострении интеллекта в человеке чувства тут же подавляются. Распространенное выражение "холодная голова" означает усиление действия интеллекта и затишье чувств. Напротив, взволнованные и бурные чувства заставляют интеллект отступать. Если мы во власти любого из наших чувств - гнева, возмущения, печали или радости, мы больше не можем вычислять, проводить элементарный анализ или анатомировать. Можно видеть, что интеллект никоим образом не включает в себя чувства, а для разума они являются главным элементом, поэтому при его помощи и можно познать закономерности эмоций. Интеллект же может обнаруживать только вещественные закономерности. Человечество изначально обладает преимуществом в области интеллекта, но нам следует обращать внимание не только на интеллект, но и - еще в большей степени - на разум человечества. Разум - поистине то, что дороже всего для человечества, то, чего лишены животные. С точки зрения разума мы можем увидеть специфику человеческой жизни. Раз-

стр. 133
витие разума может уничтожить дух невежества и насилия. Если человечество вступит на этап господства разума, можно будет избежать множества бедствий; поэтому мы не можем не обратить на него еще большее внимание.

Ныне все, вероятно, задаются вопросом: почему в Китае нет религии? На это больше всего повлиял Конфуций. Все предшественники или последователи Конфуция старались развить в людях разум, что привело к тому, что религия в китайском обществе не смогла преуспеть. Разум побуждает идти по направлению к просвещению, требует иметь собственные суждения. Религия же всегда побуждает верить в нечто внешнее, в иное. Религия всегда устанавливает общие для всех объекты веры - такими объектами, например, могут быть духи, Бог и т.п.; а школа Конфуция всегда требует от человека "изучать себя", "спрашивать себя", "искать в себе", требует от человека обращения к разуму, самостоятельного его использования. Если выразиться еще яснее, сторонники этой школы требуют от человека веры в себя, а не во что-то иное, требуют установить критерии суждения в своем разуме. В этом поистине их самое большое расхождение с религией.

Мы знаем, что в каждую эпоху и в каждом обществе без исключения в отношении человеческих поступков всегда существовал необходимый критерий ценностных суждений о том, что является правдой, а что ложью, что хорошо, а что дурно. В других странах и обществах этот критерий часто исходил от религии, там при помощи ее догм или непререкаемых распоряжений главы церкви судили, хорош или дурен данный человеческий поступок; критерий всегда был внешним. В Китае Конфуций учил не так; уже очень рано конфуцианство потребовало от китайцев иметь собственные ценностные суждения о том, что является правдой, а что ложью, что хорошо, а что дурно. В прошлом в Китае ни религия, ни закон не занимали важного положения. Можно также сказать: следует признать, что мораль возникла и развилась у китайцев раньше, чем во всем мире. Мы видим, что в древнекитайской классике мало суеверий и мифов. В древних классических книгах других стран, пожалуй, не встретишь такой просвещенности, как в китайских. Учение повсеместно известного в китайском обществе "Четверокнижие" носит на себе явственную печать просвещенности, в чем с ним не могут сравниться другие древние классические книги. Все учение "Четверокнижия" направлено на выявление разума в человеке. О чем бы ни шла речь, почти всегда спрашивается: "Каково это на твой взгляд?" Например, в "Лунь юе" Цзай Во спрашивает о трехлетнем трауре:

Учитель сказал: "Ты будешь спокоен, если будешь есть рис и одеваться в шелка?" Он ответил: "Да". "Ты будешь спокоен, - так делай это! Когда благородный муж в трауре, еда ему не сладка, при звуках музыки он не радуется, дома он все беспокоится, и поэтому он не делает этого. Если же ты будешь спокоен, - делай это"2 .

В древнем китайском обществе соблюдение трехлетнего траура было важной нормой поведения, а не чем-то незначительным. Но Конфуций все же, не опираясь на суеверия, поручал суждение об этом собственному разуму человека. Продолжателем Конфуция, который смог развить его установки, стал Мэн-цзы. Он говорил:

"Сознание правды и лжи есть у всех людей" 3 .

"Правда и долг радуют мое сердце, как овощи и мясо радуют мой вкус" 4 .

Все эти слова направлены на выявление разума. Путь конфуцианства - это именно путь его выявления. Продолжателями Мэн-цзы, развившими его установки, были Лу Сяншань и Ван Янмин5 . Совершенно очевидно, что оба они придавали особое значение требованию обращения к своему разуму.

Разум китайцев действительно раскрылся преждевременно. Этим же объясняется неуспех религии в Китае и слабость общественной консолидации.

стр. 134
Конфуций преждевременно начал пробуждение разума. В этом и кроется корень слабой консолидации общества. Конфуций требовал от каждого человека самостоятельных суждений о правде и лжи, хорошем и дурном, требовательности в первую очередь к себе, а не внимания к требованиям других. Поэтому религия в Китае не могла процветать. На Западе в древности религия обладала особым влиянием, религиозные верования связывали психологию масс, церковь была центром общества - религия способствовала становлению коллективных форм социальной жизни... То, что в китайском обществе не было коллективизма, является следствием того, что в Китае не было религии.

Я только что говорил, что во всяком обществе есть свои ценностные суждения. Если сравнивать западное и китайское общество в прошлом, окажется, что ценностные суждения западного общества пришли из религии, а китайского - из морали. Мораль ведет к требовательности к себе, религия - к опоре на требования других; основа морали - разум. Поскольку конфуцианство давно начало пробуждение разума китайцев, в Китае особенно сильна мораль, а религия естественным образом не имеет успеха. Это и ослабило консолидацию общества. Западная мораль не отделена от религии, а в Китае четче всего разделены религия и мораль, вина со счастьем и правда с ложью; представления о правде и лжи у китайцев очень развиты, мерилом их поступков служат долг и истина, а жители Запада определяют поступки через вину и счастье. Сомнения в религии ни в коей мере не вызывали сомнений в морали у китайцев. Сунские и минские конфуцианцы по большей части были атеистами; а ведь они известны по преимуществу своими разработками в области морали. По словам Рассела, "в Китае сомнения в религии не вызывали соответствующих "сомнений в морали", которые обычны в таких случаях в Европе".

Эти слова свидетельствуют, что на Западе сомнения в религии могут вызвать сомнения в морали. Однако наверняка найдутся те, кто скажут: неужели в Китае не было религии? Неужели ислам, буддизм и - впоследствии - христианство, а также многочисленные суеверия - ничто из них не может считаться религией? Здесь я отвечу им: такие суеверия низшего уровня, как вера в духов и фетишизм, бывают в любом обществе, и Китай не будет исключением. Однако существовала ли в Китае вся система религиозных верований, масштабные действия, продиктованные религией, религиозная деятельность, образующая государственный строй или организующая общество? Самой влиятельной в китайском обществе была ни в коем случае не религия, а мораль. Китайцы любят говорить: "Религий много, а истина одна"; даже смешно, насколько смутно и общо и это выражение. Однако данная фраза показывает, что китайцы непосредственно верят истине, учению же они верят опосредованно. С точки зрения китайцев, все религии исходят из единой истины. Японский ученый Горай Кинсо много лет провел в Европе, кроме того, он был хорошо знаком с конфуцианством. Он говорил, что видит в китайском конфуцианстве победу разума. Китайские конфуцианцы не поклоняются духам, Богу, Небу, не ценят власти монархии или большинства, для них выше всего разум. Когда конфуцианцы ставят выше всего волю Бога, монарха или большинства, она непременно представляет собой выражение разума. Конфуцианцы считают, что человек должен во всем подчиняться разуму. О правде, лжи, о хорошем, дурном, правильном и неправильном, - обо всем он должен судить самостоятельно. Для них ничто не превышает разума, он и есть "правильное". Поэтому Горай Кинсо считает, что конфуцианство - доктрина, выше всего ставящая разум. По-моему, это очень верный подход.

На Западе средние века были эпохой религии, разум совсем не был развит. Процветали суеверия и косность, был низок уровень культуры и силен дух жестокости. Хотя можно сказать, что современная западная цивилизация в своей творческой деятельности вышла на высокий уровень, в ней по-прежнему развит интеллект, а не разум. В Новое время наука на Западе процвета-

стр. 135
ла, в покорении природы Запад добился небывалых успехов. Все это - результаты развития интеллекта. Что касается разума, то его, тем не менее, с развитием интеллекта не прибавилось. Интеллект, развившись, освободился от религиозной закоснелости, однако разум так и не получил развития, - в общих чертах, таково положение западной культуры в Новое время.

Ныне западная цивилизация подошла к весьма критической фазе! Она полна противоречий и конфликтов, классовых бедствий и противостояния классов, ее разделяют серьезные государственные и межгосударственные барьеры; себе она обязана и существованием острой классовой и национальной борьбы... Что является причиной тому? То, что у людей Запада особенно развит интеллект, но по мере его развития разум не пробуждался и не эволюционировал. Развивались науки об эксплуатации природы, но учения о человеческих взаимоотношениях не могли сравняться с их уровнем. Поэтому блага, производимые естественными науками, не могли принести людям счастья, но, напротив, обращались для них бедствиями. Сегодня причина беспощадности, с которой люди убивают друг друга, и жестокости войн - именно в недостаточном развитии разума и невозможности контролировать и правильно использовать плоды интеллекта и науки. Сказанное выше признают и многие современные западные ученые.

Причина бедствий человечества (кроме природных катаклизмов) - это невежество и жестокость. В Китае древние создали ритуал и музыку6 и осуществляли просвещающее воспитание для того, чтобы избавить человечество от невежества и жестокости. Содержанием ритуала, музыки и просвещающего воспитания был именно разум. Поэтому человечеству, чтобы спастись, необходимо опереться на него...

Особенности китайской культуры проистекают от преждевременного раскрытия разума; любая ее особенность происходит именно от этого. Мы можем выделить две таких особенности: первая - история Китая длительна, земли обширны, население многочисленно, он неоднократно был покорен и неоднократно возрождался; вторая - общественный уклад Китая в основном опирался на обряды и обычаи, организационная структура общества долго оставалась неизменной, культура была циклически замкнутой. Сначала обсудим первую особенность. На наш взгляд, наций, обладающих независимой культурой, созданной ими самими, в мире почти не осталось, а среди тех, что еще существуют, многие не способны к независимости. Единственная страна в мире, издревле обладающая независимой культурой, созданной ею самой, и все еще способная существовать независимо - это Китай. Китайская культура существует длительное время, государство долговечно; кроме того, пространство ее влияния тоже очень обширно. Причина этого - в том, что основа китайской культуры - это человеческий разум, т.е. основа китайской культуры коренится в глубинах жизни...

На протяжении истории китайская нация иногда бывала покорена иноплеменниками военной силой. Хотя она на время и утрачивала политическую самостоятельность, но благодаря своему культурному превосходству в конце концов обретала возможность возродиться. Китай поддерживает свою национальную жизнь при помощи своей культуры, независимой и созданной им самим, обладающей мощной ассимиляционной способностью. Еще ничто не могло прервать его историю во времени; а в пространстве границы Китая постоянно раздвигаются, его население постоянно растет, - не вследствие войн, а благодаря его культуре. Хотя при помощи войн и можно раздвинуть границы, нельзя добиться долговечности завоеваний, поскольку при покорении людей силой они не в состоянии вытерпеть это и вскоре восстают. Китай обладает обширной территорией и многочисленным населением благодаря культурной экспансии и постоянному расширению культурного пространства. Именно это называется "покорением при помощи добродетели". Китай может ассимилировать

стр. 136
другие народы при посредстве своей культуры. Он может сделать так, чтобы покоренные не ощущали себя покоренными. При длительном контакте с Китаем другие нации чувствовали, что его путь лучше, в душе восхищались им и незаметно для себя сворачивали на дорогу китайской культуры. У них не вызывало протеста, когда они ощущали, что утратили все свое и китаизировались. Причина этого в том, что китайцы прежде всего овладевали основой культуры, лежащей в глубинах человеческой жизни, и поэтому окружающие не могли не следовать за ними, так как и сами они принадлежали к человечеству. Территория Китая обширна, а население многочисленно не из-за того, что оно было покорено мощной военной силой, а из-за культурного превосходства, т.е. из-за человеческого разума.

Теперь поговорим о второй особенности: в китайской истории мы видим только смену порядка и хаоса, в ней нет революций, в корне преобразующих организацию общества. Это объясняется тем, что организационная структура китайского общества проявлялась в обрядах и обычаях, на которых зиждилось общественное устройство Китая... До настоящего времени во всех государствах существует классовое господство, классовое общество, где противостоят друг другу правящий и управляемый классы. Выход из противостояния видится только в эксплуатации или свержении другого класса, и всегда используется сила, - военное или другое насилие. Поэтому преобразование классового общества не может быть успешным без применения насильственной революции, без коренного ниспровержения общественного устройства и его повторного возведения. Те, кто говорит, что революция - это и есть классовая борьба, не так уж ошибаются; как раз таковы европейские революции.

Почему же в истории Китая не было таких революций? Именно из-за специфики организационной структуры китайского общества. Его структуре были свойственны приоритет морали и сословное деление. Нравственные отношения связывали всех членов общества взаимной привязанностью, они заботились друг о друге и стремились к взаимному согласию... В экономической структуре сословного общества шансы всех людей равны, у каждого есть перспектива, нельзя найти никого, кто мешал бы этому; так зачем были революции? К тому же организационная структура китайского общества проявлялась в обрядах и обычаях (организационная структура любого общества, проявляясь вовне, образует свое законодательство, свои обряды и обычаи, что и является общественным устройством), и поэтому Китай поддерживал существование своего общественного устройства... не опираясь на силу. Если невозможно найти объект для революции, ее трудно осуществить. Общественное устройство Китая опиралось на общепризнанные обряды и обычаи, а не на закон, что также не благоприятствовало революциям. Закон - это применение внешней силы к массам, он поверхностно влияет на человека. Обряды и обычаи же по мере постепенной эволюции общества становятся общепризнанными и привычными для масс, они оказывают на человека глубокое влияние... Поскольку общественное устройство в Китае в большой степени опиралось на обряды и обычаи, а организационная структура общества также проявлялась в них, в истории Китая не было революций. Поскольку не было революций, не было и ниспровержений или перестройки, и структура китайского общества долго оставалась неизменной.

Но хотя в истории Китая и не было революций, сейчас китайское общество как раз находится в состоянии революции. Долго остававшаяся неизменной структура китайского общества сейчас уже почти разрушена и распалась... Революция по сути своей - переход к новой структуре общества... Однако китайскую революцию очень трудно завершить, поскольку китайское общественное устройство в прошлом в большой степени опиралось на обряды и обычаи и в малой - на закон. Только что я говорил, что обряды и обычаи естественным образом постепенно эволюционируют в обществе и глубоко влияют

стр. 137
на человека. Закон же представляет собой применение внешней силы к массам и влияет на человека поверхностно. Однажды изменив закон, можно изменить и старые взгляды; обряды же и обычаи нельзя немедленно реформировать и создавать. Теперь в новой организационной структуре китайского общества также нельзя будет отказаться от обрядов и обычаев, заменив их законом. Она по-прежнему должна будет строиться на их основе. Отличие будет состоять только в том, что это будут новые обряды и обычаи. Это - необходимость, определенная всем полем китайской истории, по-другому просто не может быть. Что касается цикличности и замкнутости китайской культуры, это происходит тоже от раннего раскрытия разума в Китае...

Раннее раскрытие разума - это причина специфических достоинств китайской культуры, и у него есть два признака, происхождение которых связано с разумом.
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации