Лекции по исследованию систем управления - файл n1.doc
Лекции по исследованию систем управленияДоступные файлы (1):
n1.doc
Базовые лекции по дисциплине: Исследование систем управления.
Составил: доцент, к.э.н. И.И. Богушевский.СпбИМаш 2006 Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека.Рациональное использование природных ресурсов, обеспечение устойчивого роста производственных сил, постоянное усложнение ситуаций в деятельности и др. факторы, повышают роль систем управления (СУ) в обеспечении достижения целей эффективного предпринимательства.
Научно-технический прогресс постоянно оказывает влияние на моральное старение товаров и средств производства.
Непрерывное изменение во времени внешних и внутренних условий функционирования предприятий приводят к появлению неопределенностей, которые не способны решать их действующие системы управления.
В рыночной экономике основным фактором исследования СУ является практическая, постоянно существующая проблема – выживание, в условиях обоснованного развития бизнеса.
В деятельности предпринимателей, - менеджеров все большую роль приобретают:
предшествующие (прогнозные и плановые);
последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования СУ.
Практическая значимость исследования СУ заключается в том, что в рыночных условиях, с целью выживания, руководство фирмы вынуждено самостоятельно проводить локальные исследования и выявить проблемы действующих СУ.
Постоянно растут число методов и объем знаний, накопленных в процессах исследований. При разработке: целей и систем управления маркетингом, производством, финансовым менеджментом и др., а также автоматизация бухгалтерского учета.
Усложнение деятельности предпринимателей приводит к тому, что возможна ситуация, когда методы и средства управления оказаться, несовместимы, а это способно привести к банкротству фирмы.
Фактически современный менеджер работает в границах автоматизированных систем управления, являясь, полифункциональным специальности, реализующим функции различных областей деятельности.
В развитых странах, исследования:
в науке;
социальной сфере;
бизнесе и др.
является сферой профессиональной деятельности для значительного числа людей.
Увеличение исследований в экономике и обществе свидетельствует:
о наличии реальной конкуренции, порождающей объективную необходимость независимых суждений и достоверных данных в практической деятельности;
информационной прозрачности общественной жизни и бизнеса, достоверности информационной основы управления;
реальной эффективности правового государства, обеспечивающего как необходимые правовые информационные условия, правила доступа и законного целевого использования этой информации, так и физическую защиту профессиональных исследователем – носителей конфиденциальной информации о своих клиентах.
Классификация систем управления.Существует значительное количество определений и классификаций систем управления, - объектов исследований. Это вызвано большим разнообразием: объектов, целей, методов и технологических средств управления.
Отметим, что базовой системой: приемов, знаний и понятий, определяющих облик (функции и основные параметры) системы управления, является технология управления.
Технологией управления в научных источниках называется сочетание:
квалификационных навыков, способов, методов, приемов, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для решения проблемы;
внесения желаемых изменений, преобразований в материалах, информации или специалистах в процессе достижения ими поставленных целей.
Выделяют технологии:
Простые;
Гибкие;
Информационные;
Интеллектуальные.
Виды технологии управления. Таблица 1.
Виды технологии | Позволяют получать |
Простые | Один заранее определенный результат |
Гибкие | Один из совокупности заранее определенных возможных результатов. (В зависимости от складывающихся ситуаций). |
Информационные | На основе поступающей и имеющейся информации изменять набор возможных результатов. |
Интеллектуальные | На основе известных знаний новые знания, позволяющие понять, совершенствовать цели, задачи, методы работы для получения новых видов эффектов (эффективности функционирования). |
По признаку сферы принимаемых решений в управлении выделяют:
централизованные технологии и системы управления;
распределительные технологии и системы управления.
Критерий определения централизованной СУ:
решения применяются одним лицом;
решения охватывают объект управления в целом.
Положительные и отрицательные факторы централизованного управления. Таблица 2.
Факторы централизованного управления. |
положительные | отрицательные |
- Высший уровень планирования, контроля и координации деятельности. | Рост сложности и количество принимаемых решений. Временные задержки с принятием решений. Длительные маршруты передачи информации до исполнителей. Потеря эффективности управления. |
Распределительная технология (или система) управления характеризуется наличием:
иерархически, функционально и структурно связанных центров принятия решений и (или) ответственности в согласованных сферах управления деятельностью (от государства до организации);
делегирования полномочий руководителям для принятия решений на каждом иерархическом уровне ответственности;
управленческих процедур принятия и реализации решений, в соответствии с полномочиями руководителей.
Недостатками распределительных СУ могут быть повышенные риски:
нарушения комплексности при распределении полномочий;
появление конфликтов иерархических уровней элементов системы.
Необходимо обратить внимание, что большинство технологий и СУ являются распределительными.
Предметом при исследовании распределительных систем управления могут быть:
оптимальность или рациональность распределения (целей, функций, ресурсов и др.);
достаточность согласования решений;
быстродействие системы др.
В качестве объектов и инструментов при реализации технологий и СУ в определенных предметных областях деятельности могут рассматриваться:
законодательная и нормативная деятельность;
прямое администрирование;
информационные технологии и реклама;
финансы и финансовый менеджмент.
Сложные системы в состав которых входят СУ, которые могут быть представлены как совокупность объекта управления (того, чем управляет и объекта – система управления.
Системой управления можно назвать конкретный аппаратный, нормативный, функциональный вариант реализации технологии, позволяющей решать конкретную проблему (неопределенность) управления.
Системами управления считают системы, которые предназначены для такого воздействия на объект управления, которое переводит этот объект в желаемое состояние и/или придает параметрам происходящих в нем процессов определенные количественные или качественные значения.
Необходимые изменения в управляемом объекте (или процессе) производятся, под воздействием управляющих сигналов или воздействий.
СУ включает элементы:
датчики информации о состоянии объекта управления;
подсистема сбора и передача этой информации;
подсистема обработки управляющих воздействий;
подсистема выработки управляющих воздействий;
каналы, подсистемы передачи управляющих воздействий;
исполнительные устройства.
Обратим внимание, что при проведении исследования СУ нужно установить наличие условий существования эффективного управления:
должна быть известна оценка состояния объекта;
четко должна быть сформулирована цель управления (формализация целей, производится в процессе синтеза критерия достижения искомого состояния)
должны существовать реальные варианты достижения искомого состояния или параметров процесса с принятием существующих или возможных средств и др.
По участию специалиста в принятии и реализации решений выделяют СУ:
автоматические;
автоматизированные (с участием чаще всего оператора).
АСУ – это человеко-машинная (гуманистическая) система, совокупность элементов, алгоритмов и действий человека, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления в различных сферах деятельности.
По степени автоматизации условно выделяют СУ:
высокой – до (40-70)%;
средней – до (10-40)%;
низкой – до 10%.
По функциональному назначению АСУ выделяют:
плановых расчетов;
материально-технического снабжения;
управления запасами и др.
По объектам управления:
технологическим процессам;
в том числе, литейным и др.
По характеру производственных процессов различают:
АСУП для предприятий с производством непрерывного типа;
АСУП для дискретного (мелкосерийного и единичного) и непрерывного – дискретного (поточно-массового и крупносерийного) производств и др.
Внимание! Совместная работа в АСУ специалиста (оператора) и технических средств проводит к тому, что АСУ нельзя исследовать ни как чисто техническую систему, ни как административную, состоящую только из людей.
В АСУ человек (специалист, оператор) может выполнять функции:
источника информации;
разработки, принятия и поддержания работоспособности системы и др.
Интегрированные системы управления объединяют и автоматизируют деятельность в нескольких сферах. Интеграция создает эффект – эмергентность – несводимости свойств целого к свойствам отдельных его частей при различных вариантах композиции знаний.
Объект исследования. Объектом исследования называют предмет или лицо, на которое направлено исследование.
Объектами исследования являются:
мир;
внешняя среда;
системы (политические, социально-экономические, культурные, технические, организационно – производственные и др.);
операции;
отношения (политические, социально-экономические, производственные, личные, моральные, культурные)
Миром в системологии называют совокупность находящихся во взаимосопряженных состояниях системы и ее внешней среды.
Внешняя среда – это все, что не является системой, но с чем взаимодействует система в процессе достижения поставленных целей. Внешняя среда влияет на расход ресурсов, риски и эффективность системы.
Примечание. В маркетинге выделяют внешнюю среду субъекта рынка (организации) прямого и косвенного воздействий. Внешней средой прямого воздействия называют все то, что организация может повлиять своими решениями (например, решения о покупке товара).
Внешней средой косвенного воздействия называют все то, на что организация не может непосредственно повлиять своими решениями.
В управлении системой называют то, что решает проблему по устранению критического рассогласования между желаемым и действительным состояниями.
Выделяют формальные и неформальные системы и среду. Источниками формальных организаций является право и предоставляемая им власть должности.
Формальная организация исследуется с использованием норм прав, официальных организационных структур, власти должности, моделей и др.
Источником неформальных организаций является власть экспертная, авторитета, лидеров.
Операции – это некоторая последовательность действий по достижению поставленной цели с использованием конкретных устройств и (или) инструментов, при расходе ограниченных ресурсов для достижения определенных целей.
Отношения (политические, социальные, экономические и др.) – это устойчивые связи, взаимодействия и реакции (больше, меньше, хуже, лучше), ожидание, возникающее в процессе деятельности индивидуумов, социальных групп, общественных классов, этносов.
Внимание! Особенностью исследования СУ отношениями является то, что управлять отношениями двух и более объектов можно управлять через управление каждым из объектов.
Предмет исследования. Предметом исследования называют:
систему знаний;
умений;
навыков;
Отображенных из соответствующих отраслей науки, экономики, техники для исследования в конкретной работе.
Например, могут исследоваться:
методы планирования;
мотивации;
модели;
процедуры и др.
При наличии классификации объектов и предметов можно использовать аналогии, подобрав подходящий метод исследования.
Внимание! Определению объекта и предмета исследования предшествует разработка гипотезы и компетенции исследования.
Системный анализ в исследованиях СУ. Контроль, диагностика, исследования систем управления основывается на их системном анализе.
Системный анализ предполагает рассмотрение и исследования в их неразрывной связи с внешней средой и объектом управления (см. рис. 1 «Блок-схема диалектичного исследования»).
При таком анализе в управлении выделяют:
субъект (систему управления) – активную часть, вырабатывающую управляющее воздействия;
объект управления – часть, подвергающаяся воздействию управляющих сигналов.
Это две части единого целого – организационно-производственной системы (ОПС). ОПС действует во внешней среде прямого и косвенного воздействия.
ОПС и внешняя среда являются сложными системами.
Организационно – производственной системой называют совокупность множеств:
технологий;
средств производства;
вспомогательных элементов;
персонала.
Соединенные структурно и функционально таким образом, чтобы на заданном множестве, условий реализовывать определенное множество целей при ограниченном расходе ресурсов и времени.
В качестве ОПС могут рассматриваться:
государство;
территория;
область, промышленно-финансовая группа;
холдинг;
организация.
При исследовании систем управления, в зависимости от целей исследования, могут рассматриваться:
цели;
методы;
и др. аспекты взаимодействия системы и среды.
Проблему определяют как критическое рассогласование между желаемым и реальным состояниями.
Системой называют то, что решает проблему.
Целью системы управления называют ее идеальное состояние в будущем.
Роль системы управления представляется как разница между целью и текущим состоянием.
Известно, что одним из основных требований к управлению является системность, предполагающая рассмотрение явлений и элементов во взаимной связи между ними.
Структурой системы управления принято называть совокупность ее элементов и связей между ними.
Одним из основных требований к управлению является системность, предполагающая рассмотрения явлений и элементов во взаимной связи.
Системность управления должна находится в согласованности:
выбора целей (целеполагания);
инструментов при маркетинге;
способов достижения целей и использования инструментов в менеджменте
с учетом располагаемых ресурсов и времени, балансе ресурсов и интересов.
Считают, что сложной системой является та, которая обладает набором свойств:
эффективностью системы;
физической неоднородностью и большим числом элементов;
связей между элементами;
эмергентностью (несводимости свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом). Декомпозиция – это разделение целого на части;
иерархия (наличие несколько условий);
многофункциональностью;
гибкостью;
адаптацией;
живучестью;
надежностью;
безопасностью;
стойкостью;
уязвимостью;
устойчивостью.
В процессе исследования систем управления необходимо установить наличие всех перечисленных свойств.
Разработка гипотезы и концепции исследования СУ.Гипотеза (в переводе с греческого – предположение) – научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно.
Гипотеза – априорное, интуитивное предположение о возможных свойствах, структуре, параметрах, эффективности исследуемого объекта или процесса. Ее выдвигают в начале исследования малоизученной проблемы.
Основой гипотезы является вся совокупность данных, в том числе неосознанные (подсознательные) данные по решаемой проблеме и (или) такое же предположение ранее. В процессе исследования гипотезу либо подтверждают, или отвергают.
Основной источник гипотезы – интуиция.
Интуицией называют способность постижения истины путем ее устмотрения без основания с помощью доказательств.
Основа интуиции – подсознательная информация и прогностические способности индивидуума по выдвижению адекватных этой информации гипотез. В научных источниках принято различать два вида гипотез:
Гипотеза как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку составляющего гипотезу предложения.
Ее рассматривают как структурный элемент научной теории.
В современном познании метод гипотез чаще используют в неявной, скрытой форме в границах других методов научного познания (мыслимом эксперименте, гипотетически – конструктивном и индуктивном методах).
Научная гипотеза, как правило, выдвигается в контексте развития науки при необходимости решения каких-либо конкретных проблем, с целью объяснения новых экспериментальных данных или устранения противоречий теории с результатами экспериментов.
Концепцией исследования СУ принято называть совокупность гипотез, используемых при разработке проекта исследования.
Концепцию разрабатывают для исследования трудно структурированных проблем. Она содержит набор гипотез и этапы их исследований.
Концепция исследования свое развитие имеет:
в сценарии;
алгоритме;
проекте исследований.
Отметим, что концепция может разрабатываться:
или в результате дополнительного исследования;
по аналогии с уже выполненными ранее исследованиями.
Сценарий исследования – это логическая последовательность процедур, позволяющая обеспечить достижения целей исследований. Разрабатывается на основе концепции.
Алгоритм исследования - это определенная последовательность выполнения процедур исследования в целях достижения необходимого результата. Их разрабатывают для качественно структурированных проблем, прежде в конкретных исследованиях. Алгоритм исследований разрабатывают на основе:
сценария;
методике;
аналогии предшествующих исследований.
Приемом исследования СУ принято называть:
реальное действие;
изменение параметра или фактора;
одну или несколько логических или математических операций, направленных на получения промежуточного, локального результата.
Процедурой исследования называют некоторую совокупность исследовательских приемов, направленных на выполнение задач этапа исследования.
Методика исследования – это совокупность приемов данного исследования, позволяющая достичь его целей или целей этапа. Разрабатывается на основе концепции.
Средства исследований – это материальные, искусственно созданные объекты, предназначенные для того, чтобы в процессе исследований:
имитировать внешние воздействия (факторы);
генерировать тесты;
проводить измерения;
передавать информацию;
обеспечить безопасность эксперимента и др.
Проектом исследования называют конкретный образец будущего исследования, который в системном единстве объединяет проект опытного образца или объект исследования, план исследований, методику исследований, средства исследования, описывает ожидаемые затраты, результаты и возможность их использования.
Состав и выбор методов исследования СУ. Состав методов исследования СУ можно понимать двояко. На одном иерархическом уровне состав методов исследования СУ – это множество методов с учетом их классификации.
На другом уровне состав методов исследования СУ может рассматриваться как множество приемов и процедур исследования, объединенных структурно и функционально в конкретном методе или их совокупное множество.
Любое исследование СУ может включать:
сбор наблюдений и зафиксированных фактов (акты, ревизии, бухгалтерские балансы и др.);
проверку достоверности имеющихся данных, отбраковку шума и дезинформации;
проверку и логический анализ имеющихся данных на непротиворечивость;
выдвижения одной или ряда гипотез относительно возможных причин наблюдения явлений;
разработку проекта и плана исследования, его организации, мотивации, контроля результатов;
контроль результатов реального функционирования исследуемых объектов и СУ;
установление причин (диагностика) имевших место результатов;
разработку рекомендаций по дальнейшим исследованиям объекта и/или СУ;
разработку рекомендаций по совершенствованию объекта или СУ;
проверку истинности (верификация) и достоверности полученных результатов и разработанных на их базе результатов;
передачу результатов исследований и рекомендаций заказчику или вышестоящей организации.
Отметим, что любое исследование СУ должно проводиться в системном единстве, с исследованием объекта управления и среды, в которой функционирует этот объект.
Принцип системности не позволяет рассматривать СУ в отрыве от свойств и параметров объекта управления, внешней среды.
При этом в процессе анализа состава методов исследования в первую очередь необходимо рассмотреть алгоритм выполнения процедур анализа внешней среды.
Основой анализа может быть признана абстракция, позволяющая постичь сущность исследуемого процесса, для оценки его параметров.
Методы анализа могут иметь различную степень формализации и позволяют использовать разнообразные модели.
Основой конкретного знания является системное объединение частей в целое в процессе синтеза.
Синтез – это полностью эвристическая, творческая процедура.
В процессе исследования СУ синтез и анализ образуют чередующиеся последовательности действий. Которые в результате приближений (интеграций) на различные этапах исследований позволяют достичь целей исследования или установить факт невозможности их достижения.
Анализ как первый этап исследования позволяет получить необходимые знания, которые затем используют в процессе синтеза.
Положительный состав метода исследования СУ зависит прежде всего, от того, является ли тот или иной метод методом предшествующего, в реальном масштабе времени, последующим предшествующего.
При исследовании механизма явлений ставится задача установить основные зависимости факторов и параметров системы управления, разрабатывают модели изучаемых явлений в СУ.
Функциональная роль исследования в развитии СУ. Функциональной ролью называют тот конкретный результат, который рассчитывают получить от исследования СУ, при выполнении функций управления:
государством;
социальной группой;
организацией;
индивидуумом;
их совершенствование.
Функция – это то, что и с какими параметрами (эффективностью, затратами, рисками) должна сделать система управления для достижения поставленных целей.
Функциональная роль исследований тесно связана и во многом определяется спецификой этапа развития объекта, предметом и особенностями решаемых задач.
Функциональная роль – один из основных факторов в классификации исследований СУ.
Основой разумности человека считается его сознание, которое находит отражение в целенаправленной деятельности и поведения, определенном соотношении индивидуума к его бытию на основе знания.
Разум считают высшим уровнем рационального познания, для которого характерны сознательное исследование собственной природы (самого рефлекса), творческое оперирование абстракциями.
Рассудком называют исходный уровень мышления на котором оперируют абстракциями в пределах определенного шаблона. Он связан со способностью систематизировать факты последовательно и ясно, рассуждать, правильно строить схемы рассуждений.
Научные исследования – одна из форм познания и преобразования внутренней и внешней среды обитания.
В зависимости от участия в международном разделении труда и используемых технологий государство состоит (или может состоять) из характерных или индивидуальных организаций.
Представляется возможным сформулировать следующую аксиому:
С ростом иерархического уровня организационно-производственной системы (ОПС) возрастает число возможных направлений изменений (развития) и, одновременно, расширяются возможные диапазоны этих изменений. При этом важно отметить, что ограничения конкретной ситуации управления могут существенно сужать число действительных, реализуемых вариантов действий. Справедливость этой аксиомы может быть обусловлена тем, что ОПС более высокого уровня иерархии (например, государство) состоит из большого числа элементов, что позволяет создать на их основе (синтезировать) большее число функций (направлений возможного развития), чем у организации низшего уровня иерархии. При этом, параметры ОПС более высокого иерархического уровня, полученные посредством иерархического объединения (агрегирования) большего числа параметров низших уровней), могут иметь более широкие диапазоны изменений. Так происходит хотя бы потому, что при «иерархическом сложении» возможных отклонений параметров нижних уровней в процессе такого агрегирования возможно увеличение отклонения параметра высшего уровня иерархии.
Представляется, что это находит отражение, в частности, и в том, что решения на уровне ОПС более высокой иерархии менее определены, чем на уровне ОПС более низкого уровня.
Политические решения всегда менее определены и конкретизированы, чем экономические, а экономические – менее определены, чем технические (конструкторские и технологические).
Основываясь на этой аксиоме, представляется возможным утверждать, что организация (ОПС) высшего уровня иерархии отличается, как минимум, не меньшей, а то и большей свободой выбора, поведения для ее членов, или ОПС – элементов, чем организация низшего уровня иерархии.
С переходом на более высокий уровень иерархии может осуществляться переход от организации корпоративной (тоталитарной) к организации в индивидуалистической (демократической) или осуществлять большую свободу выбора в рамках одного и того же типа организации.
Анализ влияния изменения технологий на изменение общественного бытия и существования индивидуума, представляется и позволяет наряду с технологической теорией государства выдвинуть и «технологическую теорию права».
В рамках этой теории права рассматривают как категорию, социальный институт, возникший в результате развития технологий, средств общественного производства, глобализации последствий их принятия, необходимости формального определения и закрепления в правовых нормах «функционально - технологических инструкциях» участника и воспроизводственного процесса и процесса социального обеспечения воспроизводства.
Выделяют четыре иерархического уровня «технологического права»:
конституция (системное право);
отраслевое;
уставы субъектов финансово-хозяйственной деятельности;
должностные инструкции и др.
При таком подходе представляется возможным рассматривать право как инструмент управления эффективностью, затратами ресурсов, риском СУ в процессе общественного производства.
Групповые роли знаний и исследований связаны с разделением труда и выделением социальных групп профессиональных исследований СУ.
Это социальные группы высококвалифицированных специалистов, влияющих на принятие решений в различных областях деятельности. В развитых странах они образуют:
иерархические уровни в обществе, которые дают собственность и власть.
Индивидуальная роль исследования системы управления связана с тем, что, как известно, специалисту свойственно стремление к повышению своего иерархического уровня.
Объектами собственности индивидуума могут быть также средства и предметы труда, произведения искусства и др.
Основу способов производства высокотехнологических средств и предметов труда составляют новые конструктивные решения и технологии (НОУ-ХАУ), программы и программное обеспечение и др.
Действие исследования СУ является всеобъемлющим.
Внедрение результатов исследования способно иметь последствия:
геополитические;
социально-экономические;
законодательные;
моральные и др.
Исследования СУ должны предшествовать исследования функциональной роли самих этих исследований.
Результат исследования функциональной роли используют для декомпозиции целей:
задачи исследования;
выработки требований;
критериев оценки качества их решений.