Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и порядок её осуществления - файл n1.doc

Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и порядок её осуществления
Скачать все файлы (59 kb.)

Доступные файлы (9):
n1.doc43kb.21.10.2010 02:11скачать
n2.doc39kb.21.10.2010 02:16скачать
n3.doc42kb.21.10.2010 02:13скачать
n4.doc38kb.21.10.2010 02:15скачать
n5.doc86kb.21.10.2010 02:21скачать
n6.doc33kb.02.10.2010 23:44скачать
n7.doc29kb.20.10.2010 00:41скачать
n8.doc36kb.21.10.2010 02:21скачать
n9.doc32kb.21.10.2010 02:24скачать

n1.doc


  1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ВЕРХНЕЙ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ



1.1. Основные этапы истории представительной (законодательной) власти в России, формирование двухпалатной парламентской системы.

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений - от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече - собрание всех свободных жителей.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло заметную, а на пике их деятельности определяющую роль были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями и получившие в последствие название земских соборов.

Трудами выдающегося государственного деятеля М.М. Сперанского были разработаны контуры двухпалатного законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета, благодаря которым в последствии, и была осуществлена данная структура управления.

В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы, а именно Съезд Советов, который для текущей работы формировал две палаты - Союзный Совет и Совет Национальностей.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года было утверждено Положение о Совете Федерации РСФСР, в качестве консультативно-координационного органа.

Указы Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года (№1626) “О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” и от 6 ноября 1993 года (№1846) и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году” определяли формирование Совета Федерации.1
1.2. Конституционный статус Совета Федерации.

Конституцион­ный статус Совета Федерации образуют правовые нормы (институ­ты), содержащиеся в Конституции Российской Федерации, других нормативных актах и характеризующие его положение в качестве самостоятельного структурного подразделения Федерального Собра­ния Российской Федерации, а также устанавливающие его компе­тенцию.

К составным частям (элементам) конституционного статуса Со­вета Федерации относятся также правовые институты, которые за­крепляют: порядок образования Совета Федерации; статус члена Со­вета Федерации; полномочия по самоорганизации, т. е. образованию отдельных внутренних органов, избранию или назначению должност­ных лиц, возглавляющих ту или иную структуру Совета Федерации; правила и процедуры работы Совета Федерации.

Характеризуя конституционный статус Совета Федерации, сле­дует иметь в виду, что нормы конституции определяют лишь общий каркас его полномочий и порядка деятельности. Конкретизируют­ся конституционные установления, касающиеся функционирова­ния и деятельности Совета Федерации, в федеральных законах, Рег­ламенте, постановлениях Совета Федерации, других законодатель­ных актах. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Со­вета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (предста­вительного) и глава исполнительного органов государственной влас­ти, по должности. Таким образом, Совет Федерации состоит из 178 представителей от каждого субъекта Российской Федерации. С точки зрения субъектного состава Совет Федерации представ­ляет собой палату, призванную отражать федеративное устройство Российской Федерации и учитывать интересы ее субъектов. Предполагается, что таким образом могут быть лучше учтены интересы регионов. Поэтому в числе основополагающих задач Совета Федерации - согласование интересов Федерации с интересами каждого ее субъекта; создание такого положения, чтобы благо страны в целом не оборачивалось ущербом для отдельных ее частей; устранение противоречий между субъектами Российской Федерации, с одной стороны, и федеральным центром, с другой и т.п.

В иерархии элементов конституционного статуса Совета Феде­рации особое значение имеют нормы, регулирующие его компетен­цию. Согласно части 1 статьи 102 Конституции РФ2, соответствующим законо­дательным нормам к ведению Совета Федерации относятся:

1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) утверждение указа Президента Российской Федерации о вве­дении военного положения;

3) утверждение указа Президента Российской Федерации о вве­дении чрезвычайного положения;

4) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

7) назначение на должность судей Конституционного Суда Рос­сийской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Фе­дерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Феде­рации, судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств;

8) назначение на должность и освобождение от должности Гене­рального прокурора Российской Федерации, первого заместителя Ге­нерального прокурора Российской Федерации и заместителей Гене­рального прокурора Российской Федерации;

9) назначение на должность и освобождение от должности за­местителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

10) назначение на должность и освобождение от должности чле­нов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламент­ского сотрудничества;

12) проведение консультаций по вопросам о назначении и отзыве дипломатических представителей;

13) подготовка, рассмотрение и принятие обращения Совета Фе­дерации в Конституционный Суд Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации содержит и иные установ­ления, касающиеся компетенции Совета Федерации, его законода­тельной деятельности, внутренней организации, порядка работы, ста­туса члена Совета Федерации. Они будут проанализированы в пос­ледующих разделах настоящей работы, что позволит в полном объеме охарактеризовать деятельность Совета Федерации в целом.


1 Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2002. С 74.


2 Конституция и государственная символика Российской Федерации. М.: Эксмо, 2009. С. 32.



Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации