Летова Н.А., Яркина Л.П. Учебное пособие по научному стилю речи для иностранных студентов 1 курса факультета естественных и физико-математических наук - файл n1.doc

Летова Н.А., Яркина Л.П. Учебное пособие по научному стилю речи для иностранных студентов 1 курса факультета естественных и физико-математических наук
Скачать все файлы (74.9 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc381kb.13.02.2005 21:00скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Н.А. Летова, Л.П. Яркина

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ

ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ I КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Москва

Издательство Российского университета дружбы народов

2005

Утверждено

РИС Ученого совета

Российского университета

дружбы народов

Летова Н.А., Яркина Л.П.

Учебные пособие по научному стилю речи для иностранных студентов I курса факультета физико-математических и естественных наук. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 110 с.
Пособие базируется на материале научной речи. При отборе и описании языкового материала авторы ориентировались на концентр «Учебник русского языка для студентов-иностранцев естественных и технических специальностей: I и II курсы. Практическая грамматика» (М., 1984, авт.: Е.Е.Жуковская, Г.А.Золотова, Э.Н.Леонова и Е.И.Мотина), расширяя и дополняя его.

Учебное пособие может быть рекомендовано для аспирантов, имеющих подготовку по русскому языку в объеме полной или частичной программы подготовительного факультета.

Учебное пособие подготовлено на кафедре русского языка инженерного факультета.
© Летова Н.А., Яркина Л.П., 2005

© Издательство Российского университета дружбы народов, 2005

ВВЕДЕНИЕ




ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов. В научных текстах широко используются следующие языковые средства: специальные слова (в том числе термины); специальная фразеология; сложные синтаксические конструкции, между которыми создается упорядоченная связь. Заголовки текстов представлены номинативными формами. Научно-популярный текст предполагает не- посредственную обращенность к читателю, большую доступность, простоту как лексическую, так и синтаксическую. В качестве заголовков могут выступать целые предложения, часто представленные в виде вопросов.
Задание 1. Прочитайте заголовки. Определите тип текста (научный, научно-популярный), который они представляют.
Планеты солнечной системы, Есть ли жизнь на Марсе? Азот, Закон сохранения энергии-массы, «Безжизненный» элемент, Много ли сил в природе? Почему шумит чайник? Кавитация, Ферромагнитные вещества, Сера, Что такое температура? Колебательное движение.
Задание 2. Данные слова распределите по семантическим группам (предмет, процесс, свойство):
движение, пустыня, кислород, плотность, поверхность, отдаленность, нахождение, получение, применение, закон, снижение, вес, магнетизм, дыхание, автомобиль.
Задание 3. Прочитайте пары примеров. Укажите, какой из этих примеров представляет собой предложение, а какой может служить заголовком текста (или пунктом плана).


  1. Непрозрачность облаков. Облака непрозрачны.

  2. Юпитер не имеет привычной поверхности. Отсутствие привычной поверхности у Юпитера.

  3. Слоистые облака окружают Сатурн и Юпитер. Слоистые облака, окружающие Сатурн и Юпитер.

  4. Азот выделяют из воздуха. Выделение азота из воздуха.

  5. Молекулярная кристаллическая решетка азота. Азот имеет молекулярную кристаллическую решетку.

  6. Закон сохранения энергии-массы универсален. Универсальность закона сохранения энергии-массы.

  7. Движение самолета по параболической траектории. Самолет движется по параболической траектории.



ТЕКСТ 1. АЗОТ



Впервые азот был открыт английским ученым Д. Резерфордом в 1772 году. В 1787 году знаменитый ученый А. Лавуазье вместе с другими учеными предложил термин «азот» для элемента, открытого Резерфордом. Азот в переводе с греческого означает «безжизненный». Но меньше, чем через полвека, ученые пришли к выводу, что «безжизненный» азот – это один из элементов жизни.

Азот находится в воздухе в свободном виде (приблизительно 78% по объему). В небольших количествах азот в виде нитратов содержится в почве. Он является составной частью белковых веществ.

Азот – газ без цвета и запаха, немного легче воздуха. Растворимость в воде еще меньше, чем у кислорода. Азот в твердом состоянии имеет молекулярную кристаллическую решетку, поэтому у него низкие температуры плавления и кипения.

Молекула азота состоит из двух атомов. Химическая формула N 2.

При обычных условиях азот малоактивен, так как химические связи в его молекуле отличаются высокой прочностью. При высоких температурах связи между атомами становятся слабее, и азот способен вступать в реакции. Так, например, при температуре электрической дуги (tо = 2000єC), азот реагирует с кислородом. Такая же реакция происходит и при электрических разрядах в атмосфере во время грозы. При определенных условиях азот реагирует с водородом. При повышенной температуре азот реагирует с некоторыми металлами.

Для технических целей азот выделяют из воздуха на технических установках. При испарении жидкого воздуха азот улетучивается первым. Чистый азот получают при разложении некоторых соединений.

Азот в основном применяют для синтеза аммиака, который используют для производства азотной кислоты и других азотсодержащих соединений. Жидкий азот применяют в охладительных системах, где требуется понижение температуры вплоть до –196єС. Для более глубокого охлаждения жидкий азот используют вместе с жидким гелием, что позволяет достигать температуры – 271оС.

Задание 1. Замените глагольные словосочетания именными по образцу.

Образец: написать формулу- написание формулы
открыть элемент, использовать жидкий азот, повышать температуру, выделять газ, применять новое сырье, получать вещество
Задание 2. а) назовите существительные, от которых образованы данные прилагательные:
составной, охладительный, молекулярный, кристаллический, свободный, электрический;
б) образуйте прилагательные от данных существительных и составьте с ними предложения:
элемент, техника, температура, химия, белок, атмосфера, воздух;
в) определите, от каких частей речи образованы следующие слова:

содержащий, повышенный, определенный, охлаждающий;

г) вспомните основные части речи. Употребите приведенные вами примеры в предложениях.
Задание 3. а). От данных прилагательных и причастий образуйте краткие формы по образцу:

Образец: крепкий - крепок, крепка, крепко, крепки
открытый, активный, прочный, слабый, способный, повышенный, охлажденный
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Краткие формы прилагательных и причастий, как правило, выполняют в предложении функцию предиката, а полные выступают в качестве определений.
б). Трансформируйте данные словосочетания в предложения по образцу:
Образец: Прочные связи - связи прочны.
открытый закон, глубокое охлаждение, предложенный термин, повышенная температура, низкая растворимость, легкий газ
Задание 4. Трансформируйте активные конструкции в пассивные по образцу:

Образец: Рабочие построили дом. – Дом построен рабочими.


  1. Английский ученый Резерфорд открыл новый элемент в 1772 году.

  2. Для элемента, открытого Резерфордом, французский ученый Лавуазье предложил термин «азот».

  3. Ученые сделали вывод, что этот элемент имеет огромное значение.

  4. Ученые выделили это вещество для технических целей.

  5. Жидкий азот использовали для более глубокого охлаждения.


Задание 5. Представьте содержащуюся в предложениях информацию другим способом по образцу:

Образец: Стекло пропускает свет. – Свет проходит через стекло.



  1. Почва содержит азот в виде нитратов.

  2. Белковые вещества включают в свой состав азот.

  3. Воздух содержит азот в свободном виде.

  4. При повышенной температуре азот реагирует с некоторыми металлами.

  5. Чистый азот выделяется при разложении определенных соединений.


Задание 6. Представьте содержание данных предложений в номинативной форме по образцу.

Образец: Азот был открыт английским ученым Резерфордом. - Открытие азота английским ученым Резерфордом.


  1. Азот находится в воздухе в свободном виде.

  2. При определенных условиях азот реагирует с водородом.

  3. Растворимость в воде у этого элемента низка.

  4. Азот применяют для синтеза аммиака.

  5. При обычных условиях азот малоактивен.

  6. Азот в твердом состоянии имеет молекулярную кристаллическую решетку.

  7. Азот в твердом состоянии имеет молекулярную кристаллическую решетку, поэтому у него низкие температуры плавления и кипения.


Задание 7. Составьте 10 вопросов к тексту.
Задание 8. Составьте план текста в номинативной форме. Восстановите кратко содержание текста по плану.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации