Схемы - Макро - и микроэкономика - файл n1.doc

Схемы - Макро - и микроэкономика
Скачать все файлы (5420 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc5420kb.30.03.2014 19:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Экономическая теория
Раздел I. Предмет и история экономической науки.
Тема 1.1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории.
1.Предмет экономической теории.

2.Основные методы экономической науки.
1.Предмет экономической теории.

Предмет науки – тот круг явлений окружающего мира, который она изучает.

Экономика – это совокупность методов, создающих условия для выживания и прогресса человечества. Она обеспечивает людям мощнейшую защиту от превратностей окружающего мира. Все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, и только люди научились добывать пропитания столько, сколько им нужно.

Уровень благосостояния зависит от того, насколько в стране развиты экономические механизмы (способы и формы соединения людей при решении задач обеспечения роста благосостояния) и сколь благоприятны условия в стране для работы этих механизмов.

У людей множество самых разнообразных потребностей и они придумывают массу способов их удовлетворения.
Потребность – желание человека приобрести товары и услуги, которые доставляют ему полезность.
Для удовлетворения потребностей человек должен производить материальные и духовные блага, используя вещества природы (естественные ресурсы) и искусственые ресурсы, созданные самим человеком.

Однако: 1)потребности безграничны и неутолимы,

2)ресурсы редки и ограничены

Люди каждый раз делают экономический выбор из ряда альтернатив.


Суть рационального поведения человека – эффективность – минимизация затрат и максимизация выгоды.
Объект исследования: экономические явления.

Субъект исследования: человек, фирма, государство, их экономическое поведение.

Сфера исследования: та хозяйственная среда, в которой осуществляется экономическая деятельность человека, фирмы, государства.



С точки зрения объекта исследования экономическая теория делится на:



Научно – познавательная – выяснение сущности происходящих экономических процессов, раскрытие законов, управляющих основными экономическими явлениями.

Критическая – явления изучаются критически, рассматриваются основные преимущества, применение которых будет целесообразно.

Практическая – анализ возникающих проблем с целью принятия эффективного решения задач общества.

Методологическая – теоретическая основа наук, изучающих конкретные отрасли хозяйства.

Образовательная – способствует развитию экономического образа мышления.


2.Основные методы экономической науки.
Научное познание предполагает использование определенных методов способов и приемов познания. Они нужны, чтобы понять, раскрыть экономические законы, которые проявляются через практическую деятельность людей.



Эксперимент – проведение искусственного опыта, когда объект изучения ставится в заданные условия.
Моделирование – исследование объекта на его модели.
Метод научных абстракций – отвлечение от реальности ради вычленения самого существенного, главного в изучаемом объекте.


Системный подход – всестороннее изучение объекта во взаимодействии и взаимосвязи с другими явлениями.


Исторический и логический методы – изучение явлений в их исторической последовательности с применением логических обобщений.

Графический метод – отображение явлений с помощью графиков, диаграмм, схем для наглядности.
Кроме этого применяют:

а) позитивный анализ (позитивная экономика) – исследование взаимосвязи экономических явлений как они есть (рост цен на товар приводит к уменьшению спроса на него). Не дает оценок.
б) нормативный анализ (нормативная экономика) - анализ практической деятельности человека с целью определения путей достижения максимальной эффективности этой деятельности, т.е. как должно быть. Дает оценку: хорошо или плохо, справедливо или нет, допустимо или нет и т.п. (мы столкнулись с недопустимо высоким уровнем безработицы). Это необходимо правительству при разработке экономической политики.
Экономическая наука помогает понять окружающую хозяйственную жизнь, оценить пользу одних явлений и вред других, учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть последствия наших практических действий. Она дает ключ к решению многих проблем (предпринимательство, финансы, кредит, учет, аудит и т. п.), ключ, а не рецепт.

Тема 1.2. История развития экономической теории.
1.Исторические этапы развития экономической мысли.

2.Основные современные направления экономической теории.
1.Исторические этапы развития экономической мысли.
Экономическое мышление – ровесник человеческого общества. Истоки экономической мысли – папирусы Древнего Египта, законы царя Хамурапи (Древний Вавилон, Сузы), древнеиндийский трактат «Артхашастра», заповеди Библии и т.п. Позднее экономическая мысль получила развитие в Древней Греции и Древнем Риме.
Древнегреческий философ Аристотель рассмотрел основные экономические закономерности развития общества, основные пропорции обмена, происхождение и функции денег, значение торговли и т.д.
Как самостоятельная наука экономика оформилась в Х\/I - Х\/II веках.

Ее первое теоретическое направление – меркантилизм (от итальянского «торговля»).
В Х\/II в. появилось новое название экономической науки – политэкономия.
В Х\/III в. новое направление этой науке дали физиократы (от греческого «власть природы»).


Основоположник рыночной школы А. Смит (1723 – 1790), выпустивший в 1776г. книгу «Исследование о природе и причине богатства народов». Его учение заложило основы трудовой теории стоимости и рыночной экономики в целом. Основной стимул экономической активности человека – частный интерес, реализовать который он может только в процессе разделения труда.

«Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет…, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».

Основа экономического учения Смита – принцип свободной конкуренции. Это:

-свободное движение рабочей силы, товаров, капиталов,

-свободная торговля ресурсами,

-отмена правительственной регламентации функционирования производства и торговли

Последователь Смита Д. Риккардо (1772 – 1823) считал закон стоимости фундаментом политэкономии, капитализм абсолютно рациональной системой производства, норму прибыли – стимулом капиталистической динамики.
В ХIХв. К. Марксом (1818 – 1883) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895) было создано учение об общественно – экономических формациях, классах и классовой борьбе, о прибавочной стоимости, сформулирована проблема противоречия товара, двойственного характера труда, концепция неизбежной гибели капитализма, ликвидации частной собственности.


Во второй половине Х1Хв. была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности – маржинализм (от английского «предельный»). Это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта хозяйственных отношений (собственная оценка предельных выгод или потерь от участия или неучастия в экономическом процессе, на базе которого объясняются издержки производства, спрос и предложение, цена и т.д.).

2.Основные современные направления экономической теории.
Современная экономическая наука – это синтез старой классической школы и нового направления.

Д.М. Кейнс (1883 – 1946) в книге «Общая теория занятости, процента и денег» обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или уменьшения спроса, используя кредитно – денежную и бюджетно – налоговую политику, т.к. рынок не является идеальным саморегулирующимся механизмом.

На первом этапе развития неоклассического направления А. Маршалл (1842 – 1924) попытался соединить классическую теорию А. Смита с маржинализмом. Рассмотрел взаимодействие спроса и предложения. Дал анализ цены. В 70 – 80 годах ХХв. (второй этап) возникла теория монетаризма (от английского «деньги»), как реакция на чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь. Достижение безинфляционного роста экономики требует контроля за денежной массой. Одновременно возникла теория неолиберализма.

Оба направления выливаются в теорию социально – ориентированного рыночного хозяйства.

В ХХв. появился институционально – социологический подход к решению проблем хозяйственной жизни. В понятие «институт» входят: корпорация, конкуренция, монополия, налоги, государство, профсоюзы, социальные учреждения, юридические нормы. Авторы стремятся дать системный анализ процессов и явлений. Главное: исследование человека в зависимости от среды, которая его окружает.

Раздел II. Общие проблемы экономической теории.
Тема 2.1. Производство и экономика. Собственность как основа производственных отношений.
1 Потребности, их виды.

2. Производительные силы общества.

3.Производственные отношения.

1.Потребности, их виды.
Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.
История - это процесс формирования и реализации индивидуальных и институциональных потребностей. Потребности непрерывно развиваются, возрастают. В течение каждых 10 лет количество видов потребностей в товарах и услугах увеличивается более чем в 2 раза. Это закон возвышения потребностей.
Потребности делятся на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, жилье, еда) и вторичные, к которым относятся все остальные (кино, театр, спорт).

Продукты для удовлетворения потребностей условно делятся на предметы первой необходимости, не первой необходимости и предметы роскоши.

Потребности бывают материальные и духовные.

В состав материальных потребностей кроме личных включаются и производственные потребности (здания, оборудование, материалы, топливно-сырьевые ресурсы и т.п.).
Одни блага для удовлетворения потребностей имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух), а другие – в ограниченном – экономические блага.

Пирамида потребностей современного человека (А. Маслоу)



Удовлетворение потребностей зависит от:

-природных и климатических условий,

-уровня развития производства,

-политического и социального устройства страны,

-конкретной исторической ситуации (война, мир),

-международных связей,

-традиций, национальных особенностей.
Способность товара удовлетворять потребностиполезностьудовлетворение, которое потребители получают при потреблении товара.
Потребность убывает по мере ее удовлетворения, полезность блага убывает по мере роста количества этого блага.
Важность (ценность) блага определяется той добавочной (наименьшей) полезностью, которую приносит каждая очередная (последняя) порция блага.
Добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией блага называется предельная полезность.
Закон убывающей предельной полезности: с ростом объема потребляемых благ предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.

2.Производительные силы общества.
Производительные силы – это совокупность средств производства и людей, приводящих их в движение.



Использование ресурсов в процессе производства превращает их в факторы производства.

Земля – все используемые в производстве естественные ресурсы.

Капитал – искусственные (созданные человеком) материальные и финансовые ресурсы, используемые в производстве. Вложение денежных средств в экономику, в ее развитие, т.е. в накопление, называются капиталовложениями или инвестициями.

Труд – применение рабочей силы в процессе производства. Рабочая сила – физические, умственные, психические возможности и навыки людей, позволяющие выполнять определенные виды работ.

Предпринимательские способности – менеджмент (организация производства, труда, управления) и информация (владение ею), т. е. это - предприимчивость, инициатива в соединении всех ресурсов в едином процессе производства, умение рисковать вложенными средствами, временем, деловой репутацией в целях коммерческого успеха.
Экономические ресурсы делятся на воспроизводимые (станки, мука) и невоспроизводимые (нефть, руда).
Важнейшими характеристиками эффективности использования ресурсов является производительность и интенсивность труда.

Производительность труда – это эффективность труда, его результативность. Измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени. Условием роста производительности труда являются применение достижений НТП.

Интенсивность труда – это напряженность труда, характеризующаяся количеством умственной, нервной, физической энергии человека, расходуемой в единицу времени. В процессе производства должна складываться общественно – нормальная интенсивность труда без опасения перенапряжения и разрушения здоровья человека.

3.Производственные отношения.
Для удовлетворения своих потребностей люди должны производить блага, и для этого вступают между собой в экономические отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных условий своей жизни – производственные отношения.
Основой любой экономической системы являются отношения собственности.

Понятие собственник отождествляется с присвоением. Отношения присвоения определяют не только уровень потребления (и производственного, и личного), но и социальное положение субъекта в обществе (субъекты: домохозяйство, предприятие, государство).

Объекты собственности: средства производства и предметы потребления. По поводу средств производства и предметов потребления между субъектами складываются отношения собственности. Это отношения между экономическими субъектами в процессе пользования, распоряжения, владения материальными и нематериальными ценностями.
Пользование – экономическая возможность потребления (извлечение из объекта полезного эффекта).

Распоряжение – собственно использование или передача благ другим (аренда, заем и т. д.).

Владение – длительное, не ограниченное сроком пользование (например, факторами производства) – единство отношений пользования и распоряжения.


Формы собственности

1)Государственная (федеральная и муниципальная)

2)Частная (индивидуальная и коллективно-корпоративная)

3)Смешанная

Люди не могут перестать потреблять.

Непрерывно повторяющийся процесс производства называется воспроизводство. Оно бывает простое и расширенное.


Простое воспроизводство – возобновление производства из года в год в неизменных размерах.

Расширенное – возобновление производства во все увеличивающихся размерах.

Во времени воспроизводство проходит четыре стадии:

Производство – процесс воздействия человека на вещества природы в целях создания благ, необходимых для существования и развития общества. Оно имеет две стороны: а)естественную – взаимодействие человека и природы; б)общественную – взаимоотношения людей в процессе производства.

Распределение – определение доли человека и групп людей в созданном продукте. Характер распределения может тормозить или ускорять развитие производства.

Обмен – взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности, опосредованный деньгами. Т – Д – Т.

Потребление – удовлетворение потребностей, конечная цель производства. Оно делится на личное и производственное (производительное) – использование косвенных благ (средств производства) для создания новых полезностей.
Существует два типа расширенного воспроизводства:

а)экстенсивный – за счет привлечения дополнительных ресурсов,

б)интенсивный – за счет повышения эффективности производства, использования достижений НТП.
Тема 2.2.Экономические системы, их основные типы.



Критерии классификации
- форма собственности на средства производства

- способ управления и координации хозяйственной деятельности

- тип мотивации принятия решений

- цели системы
Всякая экономическая система вынуждена отвечать на основные вопросы экономики (что, как, для кого производить), ибо ни одна система не в состоянии избежать альтернативного выбора в условиях ограниченности экономических ресурсов.
Основные системы организации экономической жизни общества

  1. традиционная (патриархальная)– в основе решения вопросов: что, как, для кого – лежат традиции (как делали наши предки).

Черты: Наследственность и кастовость диктуют экономические принципы. Религиозные ценности выше экономических. Распространены ручной труд, мелкое товарное производство. Технический прогресс ограничен.

«Плюсы»: устойчивость, стабильность.

«Минусы»: отвергает все новое, неэффективна, слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура, нищета.

2) командно – административная (тоталитарная, плановая, централизованная) – производить то, так и для тех, как это предусмотрено государственными органами, которые регулируют все основные экономические процессы.

Черты: общественная (государственная) собственность на все экономические ресурсы, централизованное планирование, экономический порядок обеспечивается жесткими административными и уголовно – правовыми мерами, принуждение к труду, монополизация производства и сбыта, невосприимчивость к достижениям НТП.

«Плюсы»: позволяет решить целый ряд социальных проблем.

«Минусы»: не создает экономических стимулов на микроуровне, не чувствительна к запросам потребителей.



3) рыночная (чистый капитализм, классическая, свободная конкуренция) – производить то, так и для тех, как требует рынок.

Черты: частная собственность на инвестиционные ресурсы, свобода предпринимательства и выбора, основанного на конкуренции, личный интерес как главный мотив активности, наличие множества покупателей и продавцов каждого продукта, опора на систему цен, ограниченная роль государства.

«Плюсы»: порождает мощные экономические стимулы на микроуровне.

«Минусы»: не позволяет решить целый ряд социальных проблем, ей чужды идеалы гуманизма.




4) смешанная (современная рыночная экономика) – органически соединяет в себе преимущества рыночной, командной и даже традиционной экономики, тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

Черты: основана на частной собственности и свободном предпринимательстве, но регулируется государством.


  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации