Понятие движения, его характеристики и формы - файл n1.doc
Понятие движения, его характеристики и формыДоступные файлы (1):
n1.doc
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы»
Факультет социально- гуманитарный
Специальность: социальная педагогика
Курс 2 ОЗО
Филиппова Светлана Салаватовна
РЕФЕРАТ Понятие движения, его характеристики и формы. Проверил: Бенин В.Л.
Выполнила: студентка II курса ОЗО Филиппова С.
Уфа 2008
Содержание Введение…………………………………………………………………………..….. 3
Основная часть
1. Основные типы движений. Формы движения материи ………………………….5
2. Движение и развитие ……………………………………………………………….8
3. Положение Ф. Энгельса о движении: «Движение есть изменение вообще»…...9
Заключение………………………………………………………………………….…15
Библиография………………………………………………………………………….17
Введение Категория «движение» — одна из старейших в философии. Это связано с тем, что сам факт движения всегда был очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. Так, древний философ Гераклит сформулировал вывод « нельзя дважды войти в одну и ту же реку», смысл которого в том, что все течет, все изменяется. Поэтому в философии под движением принято понимать всякое изменение вообще, из чего следует, что движение — неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи. Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие объектов неизменно вызывает изменения в каждом из них.
Движение материи возникает из самой материи, из заложенных в ней противо-положностей, их единства и борьбы. Движение всеобъемлюще - движется все: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов - работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы — движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: даже мышление человека представляет собой движение мысли. Движение
постоянно, существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения. То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением..
Движение - единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно заметить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.
Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений:
от низшего к высшему, то есть прогресс (рост, познание);
от высшего к низшему, то есть регресс (старение, смерть, распад).
Эта типы движения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Взаимосвязь форм движения материи такова, что каждая более высокая форма движения предполагает все низшие, но не сводится к этим «подчиненным» формам, например социальные закономерности не сводятся к биологическим или физико-химическим закономерностям, хотя человек одновременно подчиняется и социальным, и биологическим, и физико-химическим закономерностям.
Наличие движения, изменения – необходимое условие познания мира, начиная с возможности элементарного акта ощущения кончая вопросом о возможности познания мира как сложной иерархии различных материальных систем.
Мерой движения являются энергия, мерой покоя, инертности – масса.
Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным
свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую.
Основные типы движений. Формы движения материи. В
самом общем виде диалектический материализм объясняет феномен самопорождения материей бесконечного многообразия своих конкретных форм в их материальном единстве, признав, что неотъемлемым свойством материи, ее атрибутом является движение. Движение - это изменение вообще, т. е. любое изменение, как качественное, так и количественное. Только признав, что движение — неотъемлемое свойство материи, можно объяснить многообразие мира в его материальном единстве. Тот факт, что материальному миру присущи изменения, фиксируется уже на уровне обыденного сознания. Не надо быть философом, чтобы видеть, как материальные вещи рождаются, проходят какие-то стадии своего развития, а затем погибают. За время одной человеческой жизни каждый из нас наблюдает эти циклы в природе, обществе, в жизни своих близких и знакомых .
Изменения бывают скрытые и явные. Первые не фиксируются простым наблюдением, так как не изменяют внешних качественных характеристик предметов, вещей и явлений. Так, наука доказала, что все тела состоят из атомов, внутри которых происходят бесконечные процессы взаимодействия элементарных частиц, электронов, позитронов и т. д. Это - внутренние процессы. Все тела и внешне влияют друг на друга. Например,
лучи солнца оказывают давление на поверхность любого тела, магнитное поле Земли вызывает «возмущение» в атомно-молекулярных структурах всех вещей и т. д. Однако при всех подобных изменениях набор качественных характеристик вещей и тел живой и неживой природы остается довольно длительное время устойчивым и неизменно воспроизводимым. Указанные изменения не фиксируются сразу же во внешнем облике, пространственной форме, цвете и т. д. природных тел.
Итак, указанный (условно, первый) тип движения сохраняет качество предмета неизменным для внешнего наблюдения. Поэтому на уровне обыденного сознания люди не воспринимают тот факт, что любая вещь включена в каждый момент времени в процесс изменения.
Второй тип движения сопровождается качественными изменениями предметов, фиксируемыми на уровне наблюдений. Сюда относятся явления гибели — смерти предметов неживой и живой природы, переход предметов из одного состояния в другое (например, вода при замерзании превращается в лед, а металл при нагревании становится жидким), возникновение новых объектов (например, ученые
фиксируют возникновение новых звезд; из материалов природы люди научились производить объекты, существующие в естественной природе).
Кроме типов движения материи, выделяют формы движения материи. Идея о формах движения материи, их взаимосвязи и соответствии формам материи была сформулирована Ф. Энгельсом. Он выделил пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Основные качественные характеристики неживой природы определяются взаимодействием физической и химической форм движения материи; в живой природе преобладающей является биологическая форма движения, находящаяся во взаимодействии с химической формой движения. Социальная форма движения присуща обществу.
Несмотря на то, что наука XX в. открыла новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения, классификация, предложенная Энгельсом, не потеряла своей значимости и является базовой для науки. Бесспорно, его представления о внутреннем расчленении форм движения, о материальных носителях этих форм, не могут быть приняты некритически с позиции современного развития науки. Так, во времена Энгельса не были известны процессы, происходящие в микромире, не существовало квантовой физики, не был изучен вакуум, как особое состояние, порождающее элементарные частицы, плохая осведомленность была о процессах галактических взаимодействий и т. д. Неприемлемо и толкование Энгельсом механического движения как генетической основы физического, а следовательно, и всех иных форм движения. Научные открытия XX в. дают основания рассматривать механическое движение как результат взаимодействия нескольких структурных уровней организации материи, а не связывать его с какой-то одной ее формой. Невозможно, с позиции современной науки, рассматривать механическое движение в качестве самого простого, как считал Энгельс, поместивший его в низшем ряду своей классификационной схемы. Механическое движение тел не менее сложно, чем другие формы движения. Оно обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными взаимоотношениями между ядерными, гравитационными, электромагнитными и др. взаимодействиями.

Изменилось и понимание носителя биологической формы движения. Если Энгельс считал, что ее носителем является белок (и это было верно для того уровня развития науки), то в настоящее время кроме белковых молекул в качестве носителя жизни выделены кислоты — ДНК и РНК. Кроме того, сложилось представление о целостности биосферы, ее соотнесенности с космическими ритмами и процессами. В современной космологии сформулирован антропный принцип, согласно которому мир и космос устроены так, что появление человека есть закономерный итог эволюции материи. Это обусловлено, в первую очередь, существованием мировых констант, которые определяют характер действия всех законов Вселенной, начиная от гравитационных и кончая ядерными. Например, существующие константы электромагнитного взаимодействия, сильного взаимодействия «подогнаны» друг к другу так, что обеспечивают существование атомов и
молекул в том виде, как они существуют в нашем мире. Если бы эти константы были другие, то атомы или не смогли бы существовать вообще, или время их жизни было бы другим. Но в таком мире уже не могла бы возникнуть земная жизнь, а следовательно, и известный нам вид человека.
Движение и развитие. Движение, то есть изменение как таковое, признавали все философы. Но его можно понимать по-разному. Например, античные мыслители, представители механистического материализма XVII - XVIII вв. и др. отождествляли изменение с простым увеличением, уменьшением, повторением одного и того же. Даже диалектик Гераклит утверждал, что «мир единый не создан никем из людей и никем из богов, но был, есть и будет вечно воспламеняющийся и угасающий огонь». А это означало признание того, что в мире происходит вечная циклическая повторяемость всех изменений. В античности уже сформировалось философское убеждение в том, что в мире существует взаимодействие и взаимный переход противоположностей: единого и многого, холодного и теплого, сухого и влажного, света и тьмы, что мир находится в постоянном движении, но отождествление изменений с бесконечно повторяющимися циклами не позволяло поставить проблему возникновения принципиально нового. Для этого следовало отказаться от циклического понимания времени, в рамках которого не могла родиться идея необратимости течения событий, лежащая в основе признания идеи развития.
Развитие — наиболее сложная форма изменений. Идея развития исходит из предположения возможности таких качественных изменений, в ходе которых появляется нечто принципиально новое по сравнению с прошлыми формами движущейся материи.
Если течение времени происходит циклично, то ничего нового появиться не может, хотя и происходят постоянные изменения. Обратимость времени делает обратимыми, повторяющимися и все события. Выйти к идее развития можно было, только разорвав временной цикл. Условием возможности появления идеи развития было представление о времени как линейно длящемся, необратимом, имеющем третье измерение — будущее. Такое представление появилось в эпоху христианства, с точки зрения которого жизнь человека есть постоянная работа по освобождению от грехопадения и стремление к обретению образа и подобия Бога. Жизнь человека, воспринявшего задание стать образом и подобием Божиим, обретает линейную перспективу, она теперь устремлена в будущее, вернее, к вечной жизни после смерти в земном своем существовании.
Идея развития легла в основу естествознания, а внимание к ней возросло после буржуазных революций в Европе, когда понятие развития распространилось на все сферы бытия мира, общества и человека. Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею исторического развития, а Кондорсе сформулировал понятие исторического прогресса для общественного развития.
Но полное свое завершение идея развития получила в философии немецкого идеализма: Кант применил понятие развития к Солнечной системе и другим звездным мирам и сформулировал проблему исторического развития человеческой нравственности. Целостную концепцию развития разработал в своей системе объективного идеализма
Г. Гегель. Создав диалектику, он сделал ее предметом развитие, показав истоки, форму, этапы развития духовного и материального миров. Гегелевское учение о развитии явилось необходимой предпосылкой диалектико-материалистического учения о развитии. Опираясь на философию Гегеля, Маркс и Энгельс разработали материалистическую диалектику — учение о развитии природных, общественных и духовных явлений.
Положение Ф.Энгельса о движении: «Движение есть изменение вообще».Понятие материи и движения являются самыми фундаментальными понятиями диалектико-материалистической философии. Они наиболее концентрированно выражают ее понимание единства мира. В своей наиболее глубокой сущности, обуславливающей единство всего существующего, мир выступает как движущаяся материя или, что то же самое, как материальное движение.
В обосновании своего понимания материи и движения, их неразрывной взаимосвязи друг с другом, диалектический материализм опирается на всю историю философии и человеческого познания вообще.
Диалектико-материалистическое понимание материи и движения отнюдь не сводится к одним исходным определениям. Оно раскрывается во всей теоретической системе материалистической диалектики. Эта диалектика ярко проявляется в энгельсовском определении движения как изменения вообще.

При анализе энгельсовского положения о движении как изменении вообще нельзя ограничиваться одной ссылкой на то, что понимаемое таким образом движение «обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением».[6,391] Ограничиться этим — значит свести определение движения как изменения вообще к простому эмпирическому перечислению известных в то или иное время отдельных видов изменения. Против такого подхода к определению движения можно возразить словами Платона или Сократа: «.. .спрошенный об одном, преподносишь многое и вместо простой — разнообразные вeщu».[9,19] Размышляя о природе знания, Платон от имени Сократа подчеркивал: вопрос «что есть знание» заключается по в том, «каковы бывают объекты знания, и не (в том, сколько существует видов знания, ибо цель... вопроса не в том, чтобы сосчитать их, а в том,

чтобы понять, что такое знание вообще».[9,30] Аналогично этому цель вопроса «что есть движение как изменение вообще» заключается не в том, чтобы перечислить известные нам виды изменения, а в том, чтобы понять, что такое изменение вообще.
Суждение «движение есть изменение вообще», если его сводить только к подчеркиванию многообразия форм движения и тем более к простому перечислению известных в данное время отдельных процессов изменения, еще не есть определение самого движения, а есть только подступ, подход к таковому. Непосредственно в данном суждении указывается лишь предмет понятия движения, но сущность этого предмета (т. е. объективного движения) здесь еще не раскрыта. Непосредственно здесь подчеркнуто лишь то, что предмет понятия движения не ограничивается одним каким-либо видом движения или какой-то частной группой форм движения, а включает в себя бесконечное многообразие объективно существующих видов движения. Этим самым суждение
«движение есть изменение вообще» нацеливает на раскрытие действительно общих свойств движения предостерегает от возможности их отождествления с частными свойствами отдельных видов движения, но в чем заключается это общее в движении и как оно объясняет многообразие его проявлений, как связаны одни изменения с другими, почему движение может существовать лишь через бесконечное многообразие видов изменения, какое значение имеет движение для бытия вообще — в данном суждении об этом ничего непосредственно не говорится. Установить такую сущность движения, которая давала бы возможность ответить на все эти вопросы, которая раскрывала бы способ существования движения, — является дальнейшей и самой главной задачей его определения как изменения вообще.
По отношению к понятию движения особенно важно учитывать то, что определить понятие какого-либо предмета (т. е. определить какой-либо предмет) — это значит не только и не столько ограничить круг объектов; относящихся к определяемому предмету, а это значит в первую очередь раскрыть общую сущность определяемого предмета, раскрыть общий способ существования объектов, относящихся к предмету определяемого понятия. В данном случае следует согласиться с тем, что «понятие предмета - это такое определение предмета, такая логическая форма, в которой предмет выступает как causa sui, как причина самого себя. Ответ на вопрос „почему?", скажем ответ на вопрос „почему движется тело?", совпадает в этом случае с ответом на вопрос „как оно движется? ". И наоборот, ответ на вопрос «как это происходит?» дается в такой форме, что он же выступает и ответом на вопрос «почему?». Наконец, тождество вопросов «почему движется тело?» и „каким образом оно движется?" реально выступает в вопросе
„как возможно движение?"».

Конечно, по отношению к отдельным изменениям утверждение, что движение есть изменение вообще, может в определенной степени рассматриваться как их определение, ибо оно вскрывает то общее в них, что все они являются именно изменением,
а не его отсутствием. И в этом содержится очень важное мето- дологическое указание на характер определений частных видов изменения, на недопустимость таких их определений, которые фактически могут идти вразрез с общей сущностью изменения как изменения, которые фактически описывают их не как изменение, а как неизменение, как абсолютный покой. И, конечно, это требование относится также к определению и самого движения как изменения вообще. Определение самого изменения вообще тем более не должно сводить его к неизменению, покою. Это очень важно и это как будто, на первый взгляд, представляется легко выполнимым, но история познания показывает, что это очень трудная задача — выразить движение в общих понятиях таким образом, чтобы не остановить его, не превратить его в абсолютный покой, в отсутствие движения.

Диалектический материализм в учении о движении исходит из того, что движение есть не просто одно из многих свойств материи, а тот способ ее существования, который обусловливает, делает возможным существование всех
других ее свойств. Все другие свойства материи являются свойствами движущейся материи или, что то же самое, свойствами материального движения или свойствами движения материи. Говорить, что материя обладает другими свойствами наряду с движением — неправильно, ибо все они являются не чем иным, как свойствами самого
движения материи. Это относится и к структуре материальных объектов. Понимание движения как самого фундаментального способа существования материи является итогом, результатом всего предшествующего развития человеческого познания, и оно должно быть в полной мере использовано в качестве принципа исследования как самого объективного движения, так и его отражения в нашем сознании. Из этого и следует исходить в оценке как современного понимания движения, так и в оценке его понимания в различных философских и естественнонаучных учениях прошлого.

Если движение есть способ существования материи, то понять его - значит понять, каким образом существует материя, значит понять, что такое есть материя не в гносеологическом только ее определении, но и в отношении ее ко всем другим своим проявлениям. И наоборот, невозможно понять, что такое материя, без понимания ее движения. Что такое есть движение и как оно существует — вопросы по сути дела совпадающие. Аналогично связаны вопросы: что такое материя и как она существует. Так или иначе, но единственно плодотворным методом анализа понятий материи и движения может быть только анализ их в неразрывной связи друг с другом.
Понимание движения как изменения вообще неразрывно связывалось Энгельсом с пониманием движения именно как способа существования материи, как ее неотъемлемого атрибута. Энгельс подчеркнул, что движение есть изменение вообще, специально в борьбе с попытками отождествить все движение вообще только с одной какой-либо формой движения (в первую очередь с механической или тепловой). «У естествоиспытателей движение всегда отождествляется с механическим движением, перемещением, и это отождествление считается чем-то само собой разумеющимся. Это перешло по наследству от дохимического XVIII века и сильно затрудняет ясное понимание процессов. Движение, в применении к материи, — это изменение вообще».[6,563]
Таким образом, Энгельс говорит здесь не о всяком, каком угодно «изменении вообще», а об изменении вообще «в применении к материи», т. е. ко всей объективной реальности со всеми ее свойствами и отношениями, взятой так, как она существует сама по себе, независимо от нашего сознания. Иначе говоря, в изменение вообще Энгельс включал только такие изменения, которые существуют объективно, независимо от нашего мышления об этих изменениях. Энгельс никоим образом не допускал произвола в мышлении о движении, когда он определял его как изменение вообще. Энгельсовекое «изменение вообще» отнюдь не есть какое-то абстрактно-общее свойство всякого процесса изменения, всякой формы движения, которым они могли бы обладать и в полной отдельности друг от друга. Напротив, под «изменением вообще» Энгельс понимал всю совокупность бесконечного многообразия форм движения, всю систему их взаимопревращения, взаимопереходов весь объективный способ существования материи.
Заключение. Мир в котором мы живем и частью которого являемся – это материалистический мир. Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т.д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Эти свойства – атрибуты и одно из них – движение. Движение – способ существования материи. Познание сущности движения довольно сложно. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Однако, смысл движения, его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия.
Движение обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще, как утверждал Ф. Энгельс.
Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие состояния движения, которые не изменяют качественных характеристик предметов. Существуют состояния движения, которые приводят к изменению качественного состояния предметов. Развитие и есть изменения, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях.
Учение о формах движения материи также принадлежит Ф.Энгельсу. Энгельс основное внимание уделил связи, переходам между механической, химической, физической, биологической и социальной формами движения материи. Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития Вселенной. Доказано, что в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложена возможность появления человека.
Маркс и Энгельс разработали материалистическую диалектику – учение о развитии природных, общественных и духовных явлений. В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат следующие положения.
Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное
свойство, способ существования материи. "Материя без движения, – писал Ф.
Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи".
Во-вторых, движение определяется как любое изменение. "Движение, в
применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще".
В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником
взаимодействие противоположностей. "Движение есть противоречие, – отмечал
В. И. Ленин, – есть единство противоречий".
Материалистическая диалектика есть общая теория движения, изменения, развития. Наличие движения, изменения, развития – необходимое условие познания мира.
Библиография. 1. Васильев М.В. От нейтрино до вселенной, Материя и человек. М., 1966 – 328с.
2. Васильев М.В., Станюкевич К.П. Сила, что движет мирами: О материи живой и спящей.
М. 1969 – 192с.
3. Грибанов Д.П. Материализм и диалектика в научном творчестве А.Эйнштейна
М.: Знания 1979 – 63с.
4. Кохановский В.П. Философия, Р н/Д., 2000 – 576с.
5. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. М., 2002 – 672с.
6. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения Изд. 2-е В 35-ти т. т.20 М., 1955-1964 – 820 с.
7. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М., 1991 – 672с.
8. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма с.3-31
журнал «Вопросы философии» №2, 2000г.
9. Платон. Пер. с греч. и прим. Сережкина В. Теэтет Л., 1936 – 190с.
10. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Философия, Рн/Д., 2002 – 384с.
11. Солопов Е.Ф. «Материя и движение» Л., 1972 – 220с.
12. Спиркин Л.Г. Философия, М., 1999 – 815с.
13. Философия в вопросах и задачах; Диалектический материализм (Сост. Н.В.Хорев, Т.Ф.
Власова, Г.В. Платонов и др.) М., 1877 – 183с.