Понятие движения, его характеристики и формы - файл n1.doc

Понятие движения, его характеристики и формы
Скачать все файлы (105 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc105kb.30.03.2014 17:42скачать

n1.doc



Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы»


Факультет социально- гуманитарный

Специальность: социальная педагогика

Курс 2 ОЗО

Филиппова Светлана Салаватовна


РЕФЕРАТ


Понятие движения, его характеристики и формы.

Проверил: Бенин В.Л.

Выполнила: студентка II курса ОЗО Филиппова С.

Уфа 2008

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….. 3
Основная часть
1. Основные типы движений. Формы движения материи ………………………….5

2. Движение и развитие ……………………………………………………………….8

3. Положение Ф. Энгельса о движении: «Движение есть изменение вообще»…...9
Заключение………………………………………………………………………….…15

Библиография………………………………………………………………………….17
Введение
Категория «движение» — одна из старейших в философии. Это связано с тем, что сам факт движения всегда был очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. Так, древний фило­соф Гераклит сформулировал вывод « нельзя дважды войти в одну и ту же реку», смысл которого в том, что все течет, все изменяется. По­этому в философии под движением принято понимать всякое измене­ние вообще, из чего следует, что движение — неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи. Системные образования каждого структур­ного уровня материальной действительности находятся в сложном вза­имодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каж­дому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между со­бой: взаимодействие объектов неизменно вызывает изменения в каж­дом из них.

Движение материи возникает из самой материи, из заложенных в ней противо-положностей, их единства и борьбы. Движение всеобъемлюще - движется все: отталкиваются и притягиваются ато­мы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов - работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы — движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: даже мышление человека представляет собой движение мысли. Движение постоянно, существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения. То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением..

Движение - единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно за­метить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений:

  1. от низшего к высшему, то есть прогресс (рост, познание);

  2. от высшего к низшему, то есть регресс (старение, смерть, распад).

Эта типы движения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Взаимосвязь форм движения материи такова, что каждая более вы­сокая форма движения предполагает все низшие, но не сводится к этим «подчиненным» формам, например социальные закономерности не сво­дятся к биологическим или физико-химическим закономерностям, хотя человек одновременно подчиняется и социальным, и биологическим, и физико-химическим закономерностям.

Наличие движения, изменения – необходимое условие познания мира, начиная с возможности элементарного акта ощущения кончая вопросом о возможности познания мира как сложной иерархии различных материальных систем.

Мерой движения являются энергия, мерой покоя, инертности – масса.

Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую.

Основные типы движений. Формы движения материи.
В самом общем виде диалектический материализм объясняет феномен самопо­рождения материей бесконечного многообразия своих конкретных форм в их материальном единстве, признав, что неотъемлемым свойством материи, ее атрибутом яв­ляется движение. Движение - это изменение вообще, т. е. любое изменение, как качественное, так и ко­личественное. Только признав, что движение — неотъемле­мое свойство материи, можно объяснить многообразие мира в его материальном единстве. Тот факт, что материально­му миру присущи изменения, фиксируется уже на уровне обыденного сознания. Не надо быть философом, чтобы видеть, как материальные вещи рождаются, проходят ка­кие-то стадии своего развития, а затем погибают. За вре­мя одной человеческой жизни каждый из нас наблюдает эти циклы в природе, обществе, в жизни своих близких и знакомых .

Изменения бывают скрытые и явные. Первые не фиксируются простым наблюдением, так как не изменяют внешних качественных характерис­тик предметов, вещей и явлений. Так, наука доказала, что все тела состоят из атомов, внутри которых происходят бесконечные процессы взаимодействия элементарных частиц, электронов, позитронов и т. д. Это - внутренние процессы. Все тела и внешне влияют друг на друга. Например, лучи солнца оказывают давление на поверхность любого тела, магнитное поле Земли вызывает «возмуще­ние» в атомно-молекулярных структурах всех вещей и т. д. Однако при всех подобных изменениях набор качествен­ных характеристик вещей и тел живой и неживой приро­ды остается довольно длительное время устойчивым и неизменно воспроизводимым. Указанные изменения не фиксируются сразу же во внешнем облике, пространствен­ной форме, цвете и т. д. природных тел.

Итак, указанный (условно, первый) тип движения сохраняет качество предмета неизменным для внешнего наблюдения. Поэтому на уровне обыденного сознания люди не воспринимают тот факт, что любая вещь включена в каждый момент времени в процесс изменения.

Второй тип движения сопровождается качественными изменениями предметов, фиксируемыми на уровне наблюде­ний. Сюда относятся явления гибели — смерти предметов неживой и живой природы, переход предметов из одного состояния в другое (например, вода при замерзании пре­вращается в лед, а металл при нагревании становится жидким), возникновение новых объектов (например, ученые
фиксируют возникновение новых звезд; из материалов природы люди научились производить объекты, существу­ющие в естественной природе).

Кроме типов движения материи, выделяют формы движения материи. Идея о формах движения материи, их взаимосвязи и соответствии формам материи была сформулирована Ф. Энгельсом. Он выделил пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Основные качествен­ные характеристики неживой природы определяются вза­имодействием физической и химической форм движения материи; в живой природе преобладающей является биологическая форма движения, находящаяся во взаимодействии с химической формой движения. Социальная форма движения присуща обществу.

Несмотря на то, что наука XX в. открыла новые уров­ни организации материи и соответствующие им формы движения, классификация, предложенная Энгельсом, не потеряла своей значимости и является базовой для науки. Бесспорно, его представления о внутреннем расчленении форм движения, о материальных носителях этих форм, не могут быть приняты некритически с позиции современ­ного развития науки. Так, во времена Энгельса не были известны процессы, происходящие в микромире, не суще­ствовало квантовой физики, не был изучен вакуум, как особое состояние, порождающее элементарные частицы, плохая осведомленность была о процессах галактических взаимодействий и т. д. Неприемлемо и толкование Энгель­сом механического движения как генетической основы физического, а следовательно, и всех иных форм движе­ния. Научные открытия XX в. дают основания рассматри­вать механическое движение как результат взаимодей­ствия нескольких структурных уровней организации материи, а не связывать его с какой-то одной ее формой. Невозможно, с позиции современной науки, рассматри­вать механическое движение в качестве самого простого, как считал Энгельс, поместивший его в низшем ряду сво­ей классификационной схемы. Механическое движение тел не менее сложно, чем другие формы движения. Оно обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными взаимоотношениями между ядерными, гравитационными, электромагнитными и др. взаимодействиями.

Изменилось и понимание носителя биологической формы движения. Если Энгельс считал, что ее носителем является белок (и это было верно для того уровня разви­тия науки), то в настоящее время кроме белковых моле­кул в качестве носителя жизни выделены кислоты — ДНК и РНК. Кроме того, сложилось представление о целост­ности биосферы, ее соотнесенности с космическими рит­мами и процессами. В современной космологии сформу­лирован антропный принцип, согласно которому мир и космос устроены так, что появление человека есть зако­номерный итог эволюции материи. Это обусловлено, в первую очередь, существованием мировых констант, которые определяют характер действия всех законов Вселен­ной, начиная от гравитационных и кончая ядерными. Например, существующие константы электромагнитного взаимодействия, сильного взаимодействия «подогнаны» друг к другу так, что обеспечивают существование атомов и молекул в том виде, как они существуют в нашем мире. Если бы эти константы были другие, то атомы или не смогли бы существовать вообще, или время их жизни было бы другим. Но в таком мире уже не могла бы возникнуть земная жизнь, а следовательно, и известный нам вид че­ловека.

Движение и развитие.
Движение, то есть изменение как таковое, признавали все философы. Но его можно понимать по-разному. Например, античные мыслители, представители механистического материализма XVII - XVIII вв. и др. отождествляли изменение с простым уве­личением, уменьшением, повторением одного и того же. Даже диалектик Гераклит утверждал, что «мир единый не создан никем из людей и никем из богов, но был, есть и будет вечно воспламеняющийся и угасающий огонь». А это означало признание того, что в мире происходит веч­ная циклическая повторяемость всех изменений. В антич­ности уже сформировалось философское убеждение в том, что в мире существует взаимодействие и взаимный пере­ход противоположностей: единого и многого, холодного и теплого, сухого и влажного, света и тьмы, что мир на­ходится в постоянном движении, но отождествление из­менений с бесконечно повторяющимися циклами не по­зволяло поставить проблему возникновения принципиально нового. Для этого следовало отказаться от циклического понимания времени, в рамках которого не могла родить­ся идея необратимости течения событий, лежащая в осно­ве признания идеи развития.

Развитие — наиболее сложная форма изменений. Идея развития исходит из предположения возможности таких качественных изменений, в ходе которых появляется нечто принципиально новое по сравнению с прошлыми формами движущейся материи.

Если течение времени происходит циклично, то ничего нового появиться не может, хотя и происходят постоянные изменения. Обратимость времени делает обратимыми, повторяющимися и все события. Выйти к идее развития можно было, только разорвав временной цикл. Условием возможности появления идеи развития было представление о времени как линейно длящемся, необратимом, имеющем третье измерение — будущее. Такое представление появилось в эпоху христианства, с точки зрения которого жизнь человека есть постоянная работа по освобождению от грехопадения и стремление к обретению образа и подобия Бога. Жизнь человека, воспринявшего задание стать образом и подобием Божиим, обретает линейную перспективу, она теперь устремлена в будущее, вернее, к вечной жизни после смерти в земном своем существовании.

Идея развития легла в основу естествознания, а внима­ние к ней возросло после буржуазных революций в Евро­пе, когда понятие развития распространилось на все сфе­ры бытия мира, общества и человека. Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею историчес­кого развития, а Кондорсе сформулировал понятие исто­рического прогресса для общественного развития.

Но полное свое завершение идея развития получила в философии немецкого идеализма: Кант применил поня­тие развития к Солнечной системе и другим звездным мирам и сформулировал проблему исторического разви­тия человеческой нравственности. Целостную концепцию развития разработал в своей системе объективного идеа­лизма

Г. Гегель. Создав диалектику, он сделал ее предме­том развитие, показав истоки, форму, этапы развития ду­ховного и материального миров. Гегелевское учение о развитии явилось необходимой предпосылкой диалектико-материалистического учения о развитии. Опираясь на фи­лософию Гегеля, Маркс и Энгельс разработали материа­листическую диалектику — учение о развитии природных, общественных и духовных явлений.

Положение Ф.Энгельса о движении:

«Движение есть изменение вообще».

Понятие материи и движения являются самыми фундаментальными понятиями диалектико-материалистической философии. Они наиболее концентрированно выражают ее понимание единства мира. В своей наиболее глубокой сущности, обуславливающей единство всего существующего, мир выступает как движущаяся материя или, что то же самое, как материальное движение.

В обосновании своего понимания материи и движения, их неразрывной взаимосвязи друг с другом, диалектический материализм опирается на всю историю философии и человеческого познания вообще.

Диалектико-материалистическое понимание материи и движения отнюдь не сводится к одним исходным определениям. Оно раскрывается во всей теоретической системе материалистической диалектики. Эта диалектика ярко проявляется в энгельсовском определении движения как изменения вообще.

При анализе энгельсовского положения о движении как изменении вообще нельзя ограничиваться одной ссылкой на то, что понимаемое таким образом движение «обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением».[6,391] Ограничиться этим — значит свести определение движения как изменения во­обще к простому эмпирическому перечислению известных в то или иное время отдельных видов изменения. Против такого подхода к определению движения можно возразить словами Платона или Сократа: «.. .спрошенный об одном, преподносишь многое и вместо простой — разнообразные вeщu».[9,19] Размышляя о природе знания, Платон от имени Сократа подчеркивал: во­прос «что есть знание» заключается по в том, «каковы бывают объекты знания, и не (в том, сколько существует видов зна­ния, ибо цель... вопроса не в том, чтобы сосчитать их, а в том, чтобы понять, что такое знание вообще».[9,30] Аналогично этому цель вопроса «что есть движение как изменение вообще» заключается не в том, чтобы перечислить известные нам виды изменения, а в том, чтобы понять, что такое изменение вообще.

Суждение «движение есть изменение вообще», если его сводить только к подчеркиванию многообразия форм движения и тем более к простому перечислению известных в данное время отдельных процессов изменения, еще не есть определение са­мого движения, а есть только подступ, подход к таковому. Не­посредственно в данном суждении указывается лишь предмет понятия движения, но сущность этого предмета (т. е. объек­тивного движения) здесь еще не раскрыта. Непосредственно здесь подчеркнуто лишь то, что предмет понятия движения не ограничивается одним каким-либо видом движения или какой-то частной группой форм движения, а включает в себя бесконеч­ное многообразие объективно существующих видов движения. Этим самым суждение «движение есть изменение вообще» на­целивает на раскрытие действительно общих свойств движения предостерегает от возможности их отождествления с частными свойствами отдельных видов движения, но в чем заключается это общее в движении и как оно объясняет многообразие его проявлений, как связаны одни изменения с другими, почему движение может существовать лишь через бесконечное многообра­зие видов изменения, какое значение имеет движение для бытия вообще — в данном суждении об этом ничего непосредственно не говорится. Установить такую сущность движения, которая да­вала бы возможность ответить на все эти вопросы, которая рас­крывала бы способ существования движения, — является дальней­шей и самой главной задачей его определения как изменения вообще.

По отношению к понятию движения особенно важно учитывать то, что определить понятие какого-либо предмета (т. е. определить какой-либо предмет) — это значит не только и не столько ограничить круг объектов; относящихся к определяемому предмету, а это значит в первую очередь раскрыть общую сущность определяе­мого предмета, раскрыть общий способ существования объектов, относящихся к предмету определяемого понятия. В данном слу­чае следует согласиться с тем, что «понятие предмета - это такое определение предмета, такая логическая форма, в которой предмет выступает как causa sui, как причина самого себя. Ответ на вопрос „почему?", скажем ответ на вопрос „почему движется тело?", совпадает в этом случае с ответом на вопрос „как оно движется? ". И наоборот, ответ на вопрос «как это происходит?» дается в такой форме, что он же выступает и ответом на вопрос «почему?». Наконец, тождество вопросов «почему движется тело?» и „каким образом оно движется?" реально выступает в вопросе
„как возможно движение?"».

Конечно, по отношению к отдельным изменениям утверждение, что движение есть изменение вообще, может в определенной степени рассматриваться как их определение, ибо оно вскрывает то общее в них, что все они являются именно изменением, а не его отсутствием. И в этом содержится очень важное мето- дологическое указание на характер определений частных видов изменения, на недопустимость таких их определений, которые фактически могут идти вразрез с общей сущностью изменения как изменения, которые фактически описывают их не как изме­нение, а как неизменение, как абсолютный покой. И, конечно, это требование относится также к определению и самого движения как изменения вообще. Определение самого изменения вообще тем более не должно сводить его к неизменению, покою. Это очень важно и это как будто, на первый взгляд, представ­ляется легко выполнимым, но история познания показывает, что это очень трудная задача — выразить движение в общих поня­тиях таким образом, чтобы не остановить его, не превратить его в абсолютный покой, в отсутствие движения.

Диалектический материализм в учении о движении исходит из того, что движение есть не просто одно из многих свойств материи, а тот способ ее существования, который обусловливает, делает возможным существование всех других ее свойств. Все другие свойства материи являются свойствами движущейся ма­терии или, что то же самое, свойствами материального движения или свойствами движения материи. Говорить, что материя обла­дает другими свойствами наряду с движением — неправильно, ибо все они являются не чем иным, как свойствами самого движения материи. Это относится и к структуре материальных объектов. Понимание движения как самого фундаментального способа существования материи является итогом, результатом всего предшествующего развития человеческого познания, и оно должно быть в полной мере использовано в качестве принципа исследования как самого объективного движения, так и его от­ражения в нашем сознании. Из этого и следует исходить в оценке как современного понимания движения, так и в оценке его по­нимания в различных философских и естественнонаучных уче­ниях прошлого.

Если движение есть способ существования материи, то понять его - значит понять, каким образом существует материя, значит понять, что такое есть материя не в гносеологическом только ее определении, но и в отношении ее ко всем другим своим проявлениям. И наоборот, невозможно понять, что такое материя, без понимания ее движения. Что такое есть движение и как оно существует — вопросы по сути дела совпадающие. Аналогично связаны вопросы: что такое материя и как она су­ществует. Так или иначе, но единственно плодотворным методом анализа понятий материи и движения может быть только ана­лиз их в неразрывной связи друг с другом.

Понимание движения как изменения вообще неразрывно связывалось Энгельсом с пониманием движения именно как способа существования материи, как ее неотъемлемого атрибута. Энгельс подчеркнул, что движение есть изменение вообще, спе­циально в борьбе с попытками отождествить все движение во­обще только с одной какой-либо формой движения (в первую очередь с механической или тепловой). «У естествоиспытателей движение всегда отождествляется с механическим движением, пе­ремещением, и это отождествление считается чем-то само собой разумеющимся. Это перешло по наследству от дохимического XVIII века и сильно затрудняет ясное понимание процессов. Движение, в применении к материи, — это изменение вообще».[6,563] Таким образом, Энгельс говорит здесь не о всяком, каком угодно «изменении вообще», а об изменении вообще «в применении к материи», т. е. ко всей объективной реальности со всеми ее свойствами и отношениями, взятой так, как она существует сама по себе, независимо от нашего сознания. Иначе говоря, в изменение вообще Энгельс включал только такие изменения, которые существуют объективно, независимо от нашего мышле­ния об этих изменениях. Энгельс никоим образом не допускал произвола в мышлении о движении, когда он определял его как изменение вообще. Энгельсовекое «изменение вообще» отнюдь не есть какое-то абстрактно-общее свойство всякого процесса измене­ния, всякой формы движения, которым они могли бы обладать и в полной отдельности друг от друга. Напротив, под «изменением вообще» Энгельс понимал всю совокупность бесконечного много­образия форм движения, всю систему их взаимопревращения, взаимопереходов весь объективный способ существования материи.

Заключение.
Мир в котором мы живем и частью которого являемся – это материалистический мир. Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т.д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Эти свойства – атрибуты и одно из них – движение. Движение – способ существования материи. Познание сущности движения довольно сложно. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Однако, смысл движения, его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия.

Движение обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще, как утверждал Ф. Энгельс.

Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие состояния движения, которые не изменяют качественных характеристик предметов. Существуют состояния движения, которые приводят к изменению качественного состояния предметов. Развитие и есть изменения, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях.

Учение о формах движения материи также принадлежит Ф.Энгельсу. Энгельс основное внимание уделил связи, переходам между механической, химической, физической, биологической и социальной формами движения материи. Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития Вселенной. Доказано, что в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложена возможность появления человека.

Маркс и Энгельс разработали материалистическую диалектику – учение о развитии природных, общественных и духовных явлений. В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат следующие положения.

Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное

свойство, способ существования материи. "Материя без движения, – писал Ф.

Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи".

Во-вторых, движение определяется как любое изменение. "Движение, в

применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще".

В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником

взаимодействие противоположностей. "Движение есть противоречие, – отмечал

В. И. Ленин, – есть единство противоречий".

Материалистическая диалектика есть общая теория движения, изменения, развития. Наличие движения, изменения, развития – необходимое условие познания мира.

Библиография.
1. Васильев М.В. От нейтрино до вселенной, Материя и человек. М., 1966 – 328с.

2. Васильев М.В., Станюкевич К.П. Сила, что движет мирами: О материи живой и спящей.

М. 1969 – 192с.

3. Грибанов Д.П. Материализм и диалектика в научном творчестве А.Эйнштейна

М.: Знания 1979 – 63с.

4. Кохановский В.П. Философия, Р н/Д., 2000 – 576с.

5. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. М., 2002 – 672с.

6. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения Изд. 2-е В 35-ти т. т.20 М., 1955-1964 – 820 с.

7. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М., 1991 – 672с.

8. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма с.3-31

журнал «Вопросы философии» №2, 2000г.

9. Платон. Пер. с греч. и прим. Сережкина В. Теэтет Л., 1936 – 190с.

10. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Философия, Рн/Д., 2002 – 384с.

11. Солопов Е.Ф. «Материя и движение» Л., 1972 – 220с.

12. Спиркин Л.Г. Философия, М., 1999 – 815с.

13. Философия в вопросах и задачах; Диалектический материализм (Сост. Н.В.Хорев, Т.Ф.

Власова, Г.В. Платонов и др.) М., 1877 – 183с.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации