Конспект занятия - Звук и буква А по формированию произносительной стороны речи, для дошкольников младшей группы (3-4 года) - файл n1.doc
Конспект занятия - Звук и буква А по формированию произносительной стороны речи, для дошкольников младшей группы (3-4 года)Доступные файлы (1):
n1.doc
Звук и буква А Задачи: Развивать слуховое и речевое внимание: учить слушать и слышать речь взрослого; учить определять направление звука в пространстве. Учить четко произносить звук А. Учить слышать и различать громко и тихо произнесенные звуки. Развивать фонематический слух: учить выделять звук А из звукоряда. Развивать речевое дыхание: учить пропевать звук А на выдохе. Развивать общую и мелкую моторику, учить координировать речь с движениями.
Материал: красный большой кружок для обозначения звука А, символ звука А — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА, буква А, счетные палочки, простые карандаши, тетради.
Ход занятия. 1.Организационный момент Упражнение для развития речевого внимания «Сядет на свое место тот, у кого…» сегодня красное платье…синие колготки и т.д.
Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).
Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.
Знакомство со звуком А. Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд звуков.
При этом произносит звук А громко, а остальные звуки тихо и просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый звук произносится громко?»:
А, и, о, А, ы, э, м, А, у, А.
Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука А : когда мы произносим звук А , то:
губки в спокойном состоянии;
ротик открыт широко;
язычок спокойно лежит во рту;
горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).
Ребенок правильно произносит звук А перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук А — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука А —
девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... .
Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:
показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто);
самостоятельно произнести столько раз звук А, сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове». Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.
Он большой,
Руки — полукругом перед собой. как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны.
Поглаживает правой рукой животик. Так приятен он на вкус,
И зовут его -…
(арбуз) Упражнение для развития координации речи с движениями. Покажи домой дорогу!
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
И. Токмакова (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
Знакомство с буквой А. Взрослый объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. После этого взрослый показывает ребенку букву А. Для лучшего запоминания графического образа буквы ребенку предлагается прослушать и выучить стихотворное описание буквы А, предварительно рассмотрев ее в «Веселой азбуке».
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
В. Ковшиков На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок». Игры с буквой.
Упражнение для пальчиков. Мы делили апельсин;
На каждое слово сжимают пальцы рук Много нас, а он один.
в кулачок. Эта долька — для ежа,
Левой рукой поочередно загибать паль- Эта долька — для стрижа,
чики правой руки. Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Выкладывание А из счетных палочек. Письмо печатными буквами в тетради буквы А (по точкам).
Итог занятия. Д/З Вклеить в тетрадь для Д/З картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук А.