Судебные акты в системе источников конституционного права России + Практическое задание - файл n1.doc

Судебные акты в системе источников конституционного права России + Практическое задание
Скачать все файлы (98.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc99kb.30.03.2014 17:15скачать

n1.doc

1.Теоретический вопрос
Судебные акты в системе источников конституционного права России
(Предлагается раскрыть данный теоретический вопрос со следующих сторон: являются ли судебные акты источниками конституционного права России? Какие именно судебные акты следует признавать источниками конституционного права России? К какому виду источников права, традиционно выделяемых в теории права, следует относить судебные акты в случае признания их источниками конституционного права России, а также какова их юридическая сила, каково их место в системе источников конституционного права?)
В качестве источника права в юридическом смысле рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.

Являются ли судебные акты источниками конституционного права России? В настоящее время данный вопрос является одним из самых острых и дискуссионных в юридической науке. Не вдаваясь в подробности глубокой дискуссии, попытаюсь кратко охарактеризовать точки зрения основных участников дискуссии о том, можно ли судебную практику считать источником права.

Отдельные исследователи категорично не относят судебные акты к источникам права. В частности, по мнению член-корреспондента РАН В.С. Нерсесянц, существо проблемы судебной практики состоит не в том, может ли суд создавать правовую норму, а совершенно в другом: имеет ли суд право на правотворчество, т.е. одновременно и законодательствовать, и применять закон. По смыслу конституционного разделения властей акты всех звеньев судебной системы (судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного Суда РФ), несмотря на их внешние различия, являются правоприменительными актами.

В своих рассуждениях В.С. Нерсесянц последовательно приходит к выводу о том, что любая отмена нормативно-правового акта является прерогативой законотворческих органов, но не суда. Суд же вправе дать лишь юридическую квалификацию (правовую оценку и характеристику) рассматриваемого нормативно-правового акта в смысле его соответствия или несоответствия Конституции, закону. Решение судебного органа о несоответствии рассматриваемого нормативного акта Конституции или закону лишь основание для отмены этого акта компетентным правотворческим органом, а не сама отмена. Такое решение суда, считает В.С. Нерсесянц, является также лишь основанием (юридическим фактом), с которым законодатель (и действующее право) связывает определенные последствия (утрата силы акта, его неприменение судами и т.д.);

Но данные последствия - это уже заранее установленные законодателем правовые нормы, а не нормы права, создаваемые самим судом. Обращаясь к части шестой статьи 125 Конституции РФ, посвященной полномочиям Конституционного Суда РФ, автор предлагает чрезвычайно остроумную интерпретацию конституционной нормы, гласящей, что «акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу». С его точки зрения, из приведенной нормы следует, что утрата силы соответствующего акта - это установление самой Конституции, а не суда, который вправе лишь признать данный акт неконституционным.

На противоположных научных позициях находится профессор Р. Лившиц. Он утверждает, что «с теоретических позиций закон перестал быть единственным выражением и воплощением права. И, следовательно, не только законодательство может рассматриваться в качестве источника права. Если судебная практика начала отражать и реализовывать гуманистические, справедливые, подлинно правовые начала, то отпали теоретические предпосылки для непризнания ее источником права».

По его мнению, судебная практика в самых различных проявлениях - и при отмене судами нормативных актов, и в разъяснениях пленумов высших судов, и при прямом применении Конституции, и при разрешении конкретных споров оказывается источником права. Принятые судебные решения служат образцом для будущих судебных решений. Иными словами, складывается механизм судебного прецедента. Р. Лившиц обращает внимание на важную особенность основополагающих решений, на базе которых складывается судебный прецедент. Все эти решения в той или иной форме апробируются Верховным Судом РФ или Высшим Арбитражным Судом и публикуются. Опубликование судебного решения превращает это решение в основу прецедента. Эта черта сближает судебную практику с другими источниками права.

Сходных позиций придерживаются и многие другие ученые. Они связывают необходимость признания судебной практики источником нрава с необходимостью непосредственного применения норм Конституции РФ на всей территории Российской Федерации и наличием многочисленных пробелов в законодательстве. Правовой основой для признания судебной практики источником права является новая конституционная функция правосудия, возникшая после принятия Конституции РФ 1993 года, - функция оценки федеральных законов и других нормативных актов. Ранее суд свое отношение к закону выражал лишь в его толковании - уяснял смысл, цель закона, чтобы обеспечить волю законодателя. Теперь этого для выполнения конституционных полномочий суда становится недостаточно: суд должен не только истолковать закон, но и оценить его на предмет соответствия Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, чтобы в тех случаях, когда законодатель принял закон с нарушением этих актов, воспрепятствовать реализации его воли, отказав в применении такого закона. Эта новая функция уже сама по себе некоторым образом связана с созданием судом права.

Источниками конституционного права являются постановления Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России, конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, даётся толкование Конституции.

Постановления Конституционного Суда РФ в общепринятой классификации относятся к числу специфических источников конституционного права. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения. Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стояли бы выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является. Существует презумпция конституционности каждого закона, но любые акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

Юридическая сила принимаемых Конституционным Судом решений равна юридической силе законов. Причем первые более защищены, чем вторые, так как изменить и отменить закон вправе и парламент, и Конституционный Суд, а изменить и отменить судебное решение Конституционного Суда может лишь он сам. Постановления Конституционного Суда РФ занимают место после федеральных конституционных законов, но выше федеральных законов.

На мой взгляд, учитывая растущую роль судебных актов вышестоящих инстанций в стране, можно отнести акты Верховного Суда РФ и Конституционного суда РФ к источникам конституционного права, тем более что на практике, последние выступают таковыми.
2.Задача
Уполномоченный по правам человека хотел ознакомиться с условиями содержания осужденных в колонии строгого режима № 1 вблизи города Н-ска. Однако администрация колонии отказала в доступе в помещения, где содержатся осужденные, ссылаясь на отсутствие необходимой в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом письменной жалобы с изложением конкретных фактов нарушения закона, поскольку именно такие факты могут быть основанием для проведения проверки.

Кто прав в данной ситуации? В чем состоят основные функции Уполномоченного по правам человека? Каковы процессуальные гарантии, обеспечивающие выполнение им возложенных на него задач?
Правовой статус Уполномоченного по правам человека закреплен Федеральным конституционным законом от 26.02.1997г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В соответствии с его положениями Уполномоченный - назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Согласно данному федеральному конституционному закону основными функциями Уполномоченного по правам человека в РФ являются:


Для выполнения своих функций Уполномоченный наделен достаточно большим спектром прав:

1. Он вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2. Запрашивать и получать сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3. Получать объяснения должностных лиц и государственных служащих;

4. Проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5. Знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях и некоторые другие.
В качестве гарантий деятельности Уполномоченного по правам человека выступает его неприкосновенность: Уполномоченный не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. В случае задержания в течение 24 часов должно быть получено согласие Государственной Думы. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета.

Обеспечение неприкосновенности конфиденциальной информации, ставшей известной Уполномоченному в связи с осуществлением служебной деятельности, является правовой гарантией его доверительных отношений с заявителями, которые обращаются к нему с жалобами на незаконные решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей. К нему не могут быть предъявлены и требования о представлении переписки или иных служебных документов, содержащих указанные сведения, они не могут изыматься в процессе обыска или выемки в его служебных помещениях.
Иммунитет, предоставленный Уполномоченному от требований по представлению информации, ставшей ему известной в связи с осуществлением своего мандата, распространяется как на его личность, так и на источники, ее содержащие, то есть документы, видео- и аудиозаписи, служебную переписку.

Профессиональная тайна Уполномоченного распространяется на любую информацию, которую он считает необходимым признать конфиденциальной в связи с исполнением служебных обязанностей. Решение об участии в уголовном или гражданском процессе в качестве свидетеля или представлении соответствующих документов Уполномоченный принимает самостоятельно. Гарантии неразглашения конфиденциальной информации позволяют Уполномоченному не являться и для дачи свидетельских показаний в случаях направления ему повесток.
Что касается конкретной, указанной выше ситуации, то в данном случае неправа администрация колонии строгого режима № 1 отказывая Уполномоченному в доступе в помещение содержания осужденных. В Российском законодательстве четко обозначен круг лиц, имеющих право при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения.
- Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) от 08.01.1997 N 1-ФЗ

Статья 24. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания.

1. При исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:

а) Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, главы органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий;

- ЗАКОН РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Ред. от 25.11.2009г.)

Статья 38. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

… Без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля имеют право:

1) Президент Российской Федерации;

2) Председатель Правительства Российской Федерации;

3) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека;…
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ

"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Статья 23.

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;…


3.Тестовые задания
1. Согласно Конституции высшим органом законодательной власти в России является:

а) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

б) Федеральное Собрание Российской Федерации;

в) Государственная Дума Российской Федерации;

г) Президент Российской Федерации.
2.Органы местного самоуправления

а) входят в систему органов государственной власти Российской Федерации;

б) входят в систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) самостоятельны;

г) нет правильного ответа.
3. Отлагательное вето, т.е. право вернуть принятый Федеральным Собранием закон для

повторного рассмотрения, принадлежит:

а) Президенту РФ;

б) Премьер – министру РФ;

в) Генеральному прокурору РФ;

г) председателю Конституционного Суда РФ.
4.Статус республики в составе Российской Федерации определяется Конституцией

Российской Федерации и

а) уставом республики;

б) конституцией республики;

в) федеральным законом;

г) нет правильного ответа.
5.Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме

свои права и обязанности

а) с 21 года;

б) с 14 лет;

в) с 18 лет;

г) нет правильного ответа.
6.Слово «Конституция» образовано от латинского constitutio, что означает:

а) согласие

б) система взглядов

в) установление, устройство

г) правила
7.Гражданин РФ может быть выслан за пределы РФ:

а) за государственную измену

б) не может быть выслан за пределы Российской Федерации

в) в случае совершения тяжкого преступления на территории другого государства

г) все варианты правильные
8. До судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок до

а) до 3 часов

б) до 48 часов

в) до 15 суток

г) до 24 часов
9.Конституционное право как отрасль права представляет собой:
а)совокупность правовых норм, закрепленных в тексте Конституции Российской Федерации
б)систему норм права, сформулированных в текстах действующих конституций всех современных государств
в)совокупность всех наиболее значимых правовых доктрин, имеющих конституционное значение

г)нет правильного варианта ответа

Конституционное право как отрасль права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Республики, взаимоотношений между государством и гражданином, деятельности системы органов государственной власти, других субъектов республики.
10.В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ является:

а) главой государства

б) главой исполнительной власти

в) главой государства и главой исполнительной власти

г) главой всех ветвей государственной власти

11.Источниками конституционного права Российской Федерации являются:
а)Конституция России
б)Федеральный закон "О Президенте Российской Федерации"
в)Правила внутреннего распорядка аппарата Государственной Думы
г)Указ президента Российской Федерации об очередном призыве граждан на действительную военную службу
д)Решение московского городского суда о защите трудовых прав гражданина А.В. Петрова

12.Уполномоченный по правам человека в России назначается на должность:

а) Государственной Думой РФ

б) Советом Федерации РФ

в) Федеральным Собранием РФ

г) Президентом РФ

д) Правительством РФ
13.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется:

а) Уставом муниципального образования

б) Муниципальными правовыми актами высшей юридической силы

в) только Федеральными законами

г) Федеральными законами и законами субъектов РФ

д) нет правильного ответа
14.Документом, подтверждающим статус вынужденного переселенца, является:

а) Свидетельство

б) Паспорт

в) Удостоверение

г) Ордонанс

д) Миграционная карта
15. Конституция РФ:

а) признает право на сецессию субъектов Федерации

б) не признает право на сецессию субъектов Федерации

в) признает право на сецессию субъектов Федерации, но отсутствует механизм выхода

г) признает право на сецессию только государственных образований (республик)

д) признает право на сецессию только государственных образований (республик) в случае систематического нарушения прав республик со стороны федеральных органов власти с проведением референдума по вопросу о выходе из состава РФ в данном субъекте Федерации

е) признает право на сецессию только государственных образований (республик) в случае систематического нарушения прав республик со стороны федеральных органов власти с проведением референдума по вопросу о выходе из состава РФ на всей территории Российской Федерации
16.В Российской Федерации признается

а) идеология ведущей политической партии;

б) государственная идеология;

в) идеологическое многообразие;

г) нет правильного ответа.



17.Формула "человек, его права и свободы - высшая ценность" - это:
а) принцип конституционного строя Российской Федерации
б) юридическая презумпция
в) аксиома конституционного права

г) невыполнимый лозунг
18. Правом на участие в референдуме Российской Федерации обладают:
а)граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет на день его проведения
б)граждане Российской Федерации, находящиеся в день проведения референдума в следственном изоляторе
в)граждане Российской Федерации, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда
г)иностранцы, прожившие на территории одного из субъектов Российской Федерации не менее 5 лет
д)недееспособные граждане Российской Федерации по разрешению органов попечительства
19. К полномочиям Правительства Российской Федерации в бюджетной сфере относятся:
а)представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета
б)утверждение федерального бюджета
в)утверждение отчета об исполнении федерального бюджета Государственной Думой
г)одобрение отчета об исполнении федерального бюджета
д)разработка федерального бюджета


20. Выборы Президента Российской Федерации признаются недействительными в случае, если:
а)допущенные нарушения избирательного закона не позволяют достоверно определить результаты волеизъявления избирателей
б)такое решение принял суд
в)число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по сравнению с другими, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов
г)количество избирательных участков, где итоги голосования признаны недействительными, составляет не менее 1/5 от общего количества избирательных участков
д)избранный президент отказывается вступить в должность

е)нет правильного варианта ответа
21. Принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации- это:

а) Депортация

б) Репатриация

в) Экстрадиция

г) Оптация

д) Филиация
22. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае:

а) противоречия этих актов Конституции РФ и Федеральным законам;

б) противоречия международным обязательствам РФ;

в) нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса судом;

г) введения чрезвычайного или военного положения.

д) нет правильного варианта ответа
23.Не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти граждане:
а)признанные судом недееспособными
б)содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда
в)проживающие менее одного года на территории одного субъекта Российской Федерации
г)старше 80 лет
д)имеющие двойное гражданство
24. Документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства:

а) Миграционная карта

б) Вид на жительство

в) Паспорт иностранного гражданина

г) Разрешение на временное проживание

д) Приглашение на въезд
25. К числу принципов организации судебной власти относятся:

а) принцип единства судебной системы
б) самостоятельность судов
в) обязанность граждан участвовать в отправлении правосудия
г) демократический централизм

д) учет государственной принадлежности участников судебного процесса
Используемая литература

Учебники, учебные пособия


  1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.,2007.

  2. Кокотов А.Н. Конституционное право России: курс лекций. М.,2007.

  3. Боброва В.К. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. М. 2004.


Нормативные акты


  1. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

  2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

  3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

  4. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"

  5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

  6. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

  7. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах"

  8. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"

  9. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"

  10. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"

  11. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"

  12. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации