Психологическая служба в образовании.Тема: Психологическая поддержка подростков - инвалидов - файл n1.docx

Психологическая служба в образовании.Тема: Психологическая поддержка подростков - инвалидов
Скачать все файлы (38 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx38kb.30.03.2014 16:54скачать

n1.docx

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Факультет психологии

Кафедра теоретической и прикладной психологии

Контрольная работа

по предмету: «Психологическая служба в образовании».

Психологическая поддержка подростков - инвалидов.

Проверила: Огнева Т.В.

Выполнила: студентка V курса

заочного отделения
Челябинск

2010

Введение.

Актуальность данной работы заключается в том, что в реабилитационных центрах и социальных учреждениях, курирующих семьи, в которых есть дети, страдающие нарушениями в развитии, часто не ведется работа по стабилизации психологического климата в этих семьях. Очень часто социальные работники и психологи не знают об истинных отношениях в семье и внутреннем состоянии родителей: о том, как нарушение гармонии внутрисемейных отношений может влиять на дальнейшее развитие ребенка.

Объект исследования данной работы - семьи, имеющие ребенка с нарушениями развития.

Предметом исследования является психологический климат в семье, имеющей проблемного ребенка, возможные состояния родителей, основные проблемы с которыми сталкиваются семьи при рождении ребенка-инвалида детства.

Цель исследования - возможные пути устранения причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, способы психологической поддержки таким семьям.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

  1. выяснить, как реагируют родители на рождение особенного ребенка;

  2. описать процесс адаптации родителей к новой жизненной ситуации;

  3. описать способы психологической защиты, которые выбирают для себя родители ребенка-инвалида.

1. Психологический климат в семье, имеющей ребенка с нарушением

развития.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи. Родители не планируют стать родителем такого ребенка, они становятся им вдруг. До этого момента у них была интересная работа, карьера, друзья; поскольку родители связывают с детьми свои надежды, они хотят воплотить в ребенке свои мечты, но аномальный ребенок в силу своих природных особенностей зачастую лишает родителей этой возможности. Создается психологическое противоречие между созреванием новых отношений в семье и физической невозможностью их осуществления. Такая психологическая ситуация ставит вопрос о трансформации всех семейных отношений.

Реакция родителей на дефект ребенка детерминируется как их опытом и переживаниями при возникновении предыдущих кризисов в их жизни, так и особенностями их личностных свойств. Условно выделяют несколько стадий приспособления родителей к этой новой жизненной ситуации.

Первая стадия - стадия агрессии, шока и отрицания. Члены семьи ищут “виновного” в происшедшем, обвиняя друг друга или врачей. Иногда агрессия обращается и на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат. Можно встретиться с реакцией отрицания: родители не верят, что ребенок родился с отклонениями в развитии.

На этой стадии у родителей может сформироваться своеобразный защитный (компенсаторный) механизм - необоснованная вера в возможность полного излечения ребенка. Они тратят огромные средства на лечение ребенка у “ знахарей, целителей”, часто меняют врачей и методы лечения. “ Хождение по кругу” отнимает у них силы, отвлекает их от продуктивных социальных контактов и принятия, необходимых мер.

Вторую стадию иногда называют фазой скорби - скорби по желанному здоровому ребенку, которого нет. Отношение к аномальному ребенку зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребенком, ищут совета у специалистов. По данным исследований, у родителей формируется неадекватная и противоречивая позиция по отношению к своим аномальным детям. С одной стороны, они инвалидизируют ребенка, сопротивляются обретению им свободы и независимости, с другой стороны - желают более быстрого развития ребенка, преодоления социальных последствий дефекта. Родители болезненно воспринимают все неудачи ребенка в обучении и в общении с окружающими. Многие родители смутно представляют себе особенности специального обучения детей с аномалиями развития, а психология таких детей, к сожалению, порой остается для них непостижимой тайной. Часто из-за своего неведения родители оказываются перед неразрешимой проблемой общения со своим ребенком. Порой они просто приспосабливаются к поведению малыша, его требованиям и капризам, порой просто приходят в отчаяние от его поведения, не догадываясь о том, что подобное поведение ребенка - это его реакция на непонимание, на недостаток эмоционального контакта с родителями. Ребенок интуитивно ощущает отношение к себе со стороны родителей уже с первых месяцев жизни, он реагирует на усложняющуюся семейную ситуацию и отвечает специфическими нарушениями в отношениях с родителями, а затем и изменениями в восприятии социальной сферы. Поэтому методики коррекционно-развивающей работы с детьми должны быть доступны каждой маме, имеющей ребенка с проблемами.

Наконец, третья стадия - стадия адаптации.

Родители “ принимают” сложившуюся ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями - от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот, пособий и т.д.. Конечно, говорить об адаптации можно лишь с большой долей условности: подавляющее большинство родителей живет в условиях постоянного психологического стресса большей или меньшей степени выраженности, поскольку по мере взросления ребенка появляются новые проблемы, которые необходимо решать.

Но даже эта - условная адаптация - происходит не всегда. Основная масса семей испытывает сложности адаптации в течение многих лет. Выделяют следующие признаки, которыми характеризуются неблагополучные ( “деструктивные”, “дисфункциональные” ) семьи:

  1. постоянные жалобы на ситуацию;

  2. саботаж реабилитационных мероприятий;

  3. гиперопека больного ребенка;

  4. наличие замкнутых систем “ мать - ребенок”;

  5. большое число соматических жалоб со стороны членов семьи;

  6. социальная депривация, сознательное ограничение социальных

контактов.
По мере взросления больного ребенка ситуация может измениться и появляются новые признаки:

  1. выраженная враждебность по отношению к ребенку-инвалиду;

  2. избегание его.

Два последних признака особенно часто появляются тогда, когда у ребенка имеет место выраженная двигательная патология и деформация лица, т.е. при наличии внешних, видимых окружающим дефектов.

Общее состояние родителей можно охарактеризовать как “внутренний” (психологический) и “внешний” (социальный) тупик.

На психологическом уровне у матери наблюдается стресс, имеющий сильный пролонгированный характер, который оказывает сильное деформирующее воздействие на психику других членов семьи и становится условием резкого, травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада.

На социальном уровне наблюдается утрата контактов, семья становится малообщительной, избирательной в связях; происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы.

2. Основные направления в работе с семьей, имеющей ребенка с нарушением развития.

В работе с семьями, имеющими на иждивении детей-инвалидов, должны быть задействованы все специальные службы: социальные работники, психологи, педагоги-дефектологи. В этом случае работа будет вестись более успешно, охватывая все сферы помощи таким семьям.

Основные направления в работе специалистов, учитывая возможные описанные выше ситуации внутрисемейных отношений, представляются следующими:

  1. гармонизация семейных взаимоотношений;

  2. установление правильных детско-родительских отношений;

  3. помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических);

  4. помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка;

  5. обучение элементарным методам психологической коррекции;

  6. помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования.

Приоритетность тех или иных направлений в работе психолога с семьей определяется после исследования семьи, бесед с родителями и ребенком, психодиагностических исследований. Соответственно и сама работа может строиться в моделях психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии (хотя надо отметить, что такое разделение весьма условно). Конкретные формы работы зависят от задач, стоящих перед психологом, и его профессиональной подготовки. Это могут быть и родительские клубы, и систематические занятия, и индивидуальная работа с матерью или отцом. Поведенческий тренинг, групповые дискуссии, игры, инсценировки, родительские сочинения - все это и много другое может быть использовано при работе с семьей.

И.Ю Левченко ( зав. кафедрой спец.психологии и клинических основ дефектологии МГПУ, кандидат психологических наук) и О.Г Приходько (научный сотрудник НИИ коррекционной педагогики) для того , чтобы помочь семье овладеть ситуацией, раскрыть нравственные , психологические ресурсы, которые есть у каждого из ее членов, предлагают психологам и другим специалистам воспользоваться следующей схемой, апробированной ими в течение многих лет консультативной работы: на первом этапе необходимо помочь семье проанализировать, каковы возможные источники поддержки (материальные, нематериальные); существующие резервы (кто может помочь? Как наиболее эффективно использовать помощь?); проблемы, требующие решения ( материальные проблемы - деньги, питание спец.приспособления, одежда, транспортные средства, медицинская помощь, лекарства и т.д.; нематериальные проблемы- дефицит общения, эмоциональные переживания, организация досуга и т.д.) [3, С. 256]. Далее важно помочь проанализировать, какой способ реагирования на ситуацию предпочитается в семье и насколько он эффективен. Чаще всего приходится сталкиваться со следующими типами стратегии поведения в подобных ситуациях:

  1. игнорирование проблем - члены семьи не осознают, что проблемы, связанные с наличием в семье инвалида, будут постоянно; надеются на быстрое и полное выздоровление;

  2. сравнение с жизнью других семей и нахождение каких-либо преимуществ в своем положении;

  3. духовная поддержка друг друга, поиски и нахождение высшего смысла в сложившейся ситуации ( характерно для религиозных семей);

  4. поиск помощи государственных и общественных организаций (встречается наиболее часто);

  5. переоценка проблемы, формулирование адекватной защитной психологической позиции, механизмов, направленных на уменьшение эмоционального стресса.

Эти стратегии редко встречаются изолированно, чаще имеет место сочетание нескольких типов реагирования на наличие пролонгированной психотравмирующей ситуации. Ни один из этих типов поведения нельзя признать, безусловно эффективным, но разумное сочетание некоторых из них часто определяет состояние довольно устойчивой адаптации.

Затем необходимо помочь семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешние проявления нарушения развития. Эти проявления вызывают иногда у окружающих любопытство или брезгливость, оскорбительные как для больного ребенка, так и для его родных. Члены семьи должны преодолеть болезненную реакцию на возможное неблагоприятное отношение окружающих. Для этого необходимо понять следующее:

  1. члены семьи должны помочь, что предрассудки в отношении больного ребенка - результат невежества, а не негативного отношения к конкретному ребенку;

  2. членам семьи следует обсудить между собой ( возможно совместно с психологом или другими специалистами) те переживания, которые вызывает у них отношение окружающих к ребенку, и понять, что часто эти люди не испытывают негативного отношения к больному и чувство стыда и ущербности, переживаемое родными, носит субъективный характер, отражает действие длительной психотравмирующей ситуации;

  3. необходимо помочь членам семьи определить приоритеты - что важней для них - избежать предубежденности окружающих или их собственная свобода удовлетворять свою потребность в социальных контактах, появляясь с ребенком в общественных местах.

Последняя задача является наиболее трудной. Всегда остается некоторая доля семей, скрывающих ребенка от окружающих. Как правило, это семьи, стремящиеся, во что бы то ни стало сохранить свой престиж в глазах знакомых и болезненно переживающие любые неудачи.

3. Основные этапы работы специалистов, осуществляющих реализацию программы психологической поддержки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Организация психолого - педагогической - социальной работы осуществляется поэтапно:

На начальном этапе происходит диагностика микросоциума и воспитательного потенциала семьи. Сюда относятся материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, эмоционально-психологический климат и характер взаимоотношений между ее членами, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень, распределение обязанностей и наличие свободного времени, характер организации совместной деятельности, стиль общения, уровень педагогической компетенции взрослых членов семьи, семейные традиции.

Основная цель на данном этапе - формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений психофизического развития ребенка и о возможностях его образования и социализации. Для этой задачи нужно следующее:

  1. индивидуальное собеседование (интервьюирование) с каждым взрослым членом семьи; определение члена семьи, способного осуществлять главную функцию при организации реабилитационного процесса;

  2. участие члена семьи (организатора реабилитационного процесса) во всех видах диагностического обследования, проводимого на базе психолого-медико-педагогической консультации, ППМС-центра или в условиях семьи;

  3. анализ вместе со всеми членами семьи результатов обследования, выявление основных проблем, специфических особенностей ребенка;

  4. составление индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы с ребенком в условиях семьи.

Начальный этап является наиболее значимым, поскольку от уровня его реализации в решающей степени зависит эффективность всех последующих этапов.

Следующий этап можно назвать организационным. На данном этапе решаются следующие задачи:

  1. обучение родителей специфическим способам и приемам работы с ребенком на основе индивидуальной программы:

  2. активизация участия одного из членов семьи как организатора реабилитации;

  3. подбор дидактического материала для специальных занятий, изготовление наглядных пособий, приспособлений;

  4. отработка организационных форм работы, условий обучения;

  5. налаживание стиля семейного общения.

Важным требованием данного этапа является обучение родителей самостоятельному анализу потенциальных возможностей ребенка, определению уровня сформированности социально значимых навыков, что предполагает пролонгированное наблюдение и оценку в процессе повседневной деятельности. На данном этапе полезна организация встреч родителей малышей с детьми-инвалидами старшего возраста, с взрослыми, имеющими отклонения в развитии, и членами их семей. В ходе таких встреч важно продемонстрировать самостоятельность старших детей, социальную активность людей, успешно прошедших путь взросления и нашедших в окружающем мире свою собственную нишу. Это позволяет родителям детей младшего возраста поверить в свои силы, воспитательные возможности, перспективу дальнейшего развития своего ребенка.

Важнейшей особенностью этого этапа является совместное планирование различных семейных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой ребенка и обозначенными в ней задачами развития на определенный период (от недели до месяца). После оценки и корректировки достигнутого осуществляется переход к более сложным задачам, обсуждается роль родителей при проведении того или иного вида деятельности с учетом повышения самостоятельности и активности ребенка.

Заключительный этап можно назвать коммуникативным. Он предполагает помощь в установлении оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, другими членами семьи в сфере ближайшего окружения.

Этот этап имеет решающее значение для нормализации психологического климата в семье, снижения эмоциональной напряженности, реконструкции родительских позиций. Он способствует становлению новых форм взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, освоению специфических средств общения.

Работы специалиста в семье в этот период имеет ярко выраженную коррекционную и психотерапевтическую направленность. Ведь именно семья является главным источником формирования всей системы общения и развития социально-значимых навыков у ребенка, имеющего отклонения в развитии. Это объясняется высокой степенью зависимости нетипичного ребенка от членов семьи и особой ролью семьи в формировании социальных стереотипов его поведения.

Основными задачами коммуникативного этапа являются:

  1. расширение арсенала средств при осуществлении коммуникативной деятельности за счет использования специфических способов общения ( эмпатия, жестовой речи и т.д.);

  2. формирование инновационных форм взаимодействия с ребенком ( сеансы эмоционально-развивающего взаимодействия, предметно - игровое взаимодействие и т.д.);

  3. формирование воспитательных навыков родителей.

Исходя из поставленных задач, учитываются необходимые требования:

  1. гибкая тактика родителей в процессе взаимодействия с ребенком (при установлении тактильного, зрительного, эмоционального контакта);

  2. активизация вербальной коммуникации;

  3. блокирование неадекватных типов поведения родителей по отношению к ребенку.

В ходе реализации коммуникативного этапа эффективно применение таких методов, как индивидуальные беседы с взрослыми членами семьи, основанные на эмоциональных контактах, совместном решении проблемных ситуаций. Полезны: сопоставление особенностей семейного воспитания в различных родительских группах; демонстрация разумного использования запретов и способов адекватного удовлетворения потребностей ребенка для формирования его коммуникативных способностей и активной жизненной позиции. В результате индивидуальной работы с родителями необходимо выработать общую позицию в нормализации семейных отношений, определить причины нарушений родительского поведения, найти оптимальные пути выхода из проблемных ситуаций.

Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью к ребенку и подкрепленные научными знаниями, могут в значительной степени сгладить последствия той или иной ошибки природы и способствовать реализации права каждого человеческого существа на свою долю счастья и благополучия. Многолетние упорные усилия родителей детей с недостатками развития по исправлению или компенсации того или иного дефекта помимо своего непосредственного результата - улучшения состояния ребенка - имеют и еще один социально ценный результат - реализацию нравственного идеала гуманизма, подлинно человеческого начала в человеке, который, в отличие от животных, не стремится к “ выбраковыванию ” из популяции менее удачливых, слабых особей, а стремится поднять их до общего уровня, каких бы усилий это не требовало.

Заключение.

Трудно выявить статистически значимую зависимость между особенностями семейной адаптации и клиническими характеристиками больного ребенка. В стабилизации психологического климата семьи большую роль играют личностные особенности родителей и особенно матери. Огромна роль позитивных взаимоотношений в семье, где растет ребенок с нарушениями развития, отсюда важность психотерапевтической и психокоррекционной работы с такой семьей.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обусловливают особую важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии. Роль семьи в реабилитации детей с ограниченными возможностями трудно переоценить. Родители и другие родственники больного ребенка могут стать союзниками профессионалов (врачей, педагогов, психологов), а могут сознательно или бессознательно препятствовать реабилитационному процессу.

Семья - первичная реабилитационная среда, без которой становление и развитие ребенка - инвалида невозможно. Поэтому осознание и принятие семьей состояния ребенка, как свершившегося факта, побуждение близких к активному поиску реальных путей в достижении конкретных результатов в восстановительном лечении и социальной реабилитации - вот одна из самых тяжелых и длительных задач в работе психолога.

Список литературы:

  1. Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. - М.: 2001. – 254 с.

  2. К.Тингей-Михаэлис, Дети с недостатками развития. - М.: 1988. – 245 с.

  3. Левченко, И. Ю., Приходько, О.Г, Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. - М.: 2001. – 49 с.

  4. Аксенова, Л.И., Социальная педагогика в специальном образовании / Л.И. Аксенова. - М.: 2001. – 236 с.

  5. Психология. Словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: 1990. – 245 с.

  6. Максимова, Н.Ю., Милютина, Е. А., Курс лекций по детской патопсихологии / Н.Ю.Максимова, Е.А.Милютина. – Киев.

  7. Кочюнас, Р., Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р.Кочюнас. - М.: 2002. – 254 с.

  8. Соколова, Е. Т., Психотерапия / Е.Т. Соколова. - М.: 2002. – 49 с.

  9. Раттер, М., Помощь трудным детям / М.Раттер. - М.: 1999. – 237 с.

  10. Осипова, А. А., Общая психокоррекция / А.А.Осипова. - М.: 2000. – 305 с.

  11. Щербакова, А. М., Воспитание ребенка с нарушениями в развитии / А.М.Щербакова. – М.: 2001. – 129 с.

  12. Мухамедрахимов, Р. Ж., Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж.Мухамедрахимов. – СПб.: 1999 . – 304 с.

  13. Современные подходы к болезни Дауна / под ред. Д.Лейна и Б.Стретдфорда. – М.: 1999. – 54с.

  14. Захаров, А. И., Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И.Захаров. - М.: 1986 . – 267 с.

  15. Майерс , Д., Социальная психология / Д.Майерс. - СПб.: 1997. – 108 с.

16. Тёлле, Р., Психиатрия с элементами психотерапии / Р.Тёлле. – Минск.: 1999. – 203 с.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации